Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Исследовать влияние детских литературных произведений на формирование и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
1. Изучить специальную литературу по данной проблематике;
2. Выявить и проанализировать особенности формирования и развития эмоциональной сферы старшего дошкольника;
3. Обозначить роль детских литературных произведений в развитии эмоциональной сферы старшего дошкольника;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx диплом.docx

— 55.75 Кб (Скачать файл)

III уровень - словесного обозначения  и описания экспрессии: а) дети  быстро и точно выбирают название  состояния из числа перечисленных экспериментатором (выбирают форму прилагательного) или б) самостоятельно называют эмоциональное состояние;

IV уровень - осмысливания в форме  описания: а) дети самостоятельно  правильно называют эмоциональное  состояние человека; б) выделяют  и описывают экспрессию; в) самостоятельно  осмысливают ситуацию, дают ее  описание.

V уровень - осмысливания в форме  истолкования и проявления эмпатии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние; б) истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливание ситуаций; в) проявляют эмпатию - "оречевляют" персонажа (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоциональное отношение к изображенному человеку (в виде восклицаний, высказываний, имитации воспринимаемой экспрессии) Щетинина А.М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста: Монография. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. - 124 с..

Дети  дошкольного возраста лучше всех других состояний "считывают" эмоцию радости. Дети всех возрастных групп  достаточно хорошо понимают также выражение  грусти. Довольно успешно дети 4-7 лет  воспринимают экспрессию гневного, рассерженного  человека. В успешности опознания  эмоции страха испытуемыми разных возрастных групп наблюдаются заметные различия. Дети шести-семи лет хорошо понимают эту эмоцию (92%), в то время как  дети среднего возраста узнают это  состояние лишь в 67% случаев. Здесь  возрастные возможности выступают  наиболее рельефно.

Труднее считывается всеми детьми эмоция удивления, вызванная интресом к чему-либо. Почти половина детей 4-5 и 6-7 лет вообще не понимают выражения этого эмоционального состояния.

Понимание эмоционального состояния человека невозможно без способности воспринимать экспрессивные признаки выражения  эмоции. Благодаря такому восприятию у ребенка формируется перцептивный образ. Общие возрастные закономерности восприятия и особенности эталона экспрессии и определяют тот тип восприятия эмоции, благодаря которому создается перцептивный образ человека, находящегося в том или ином эмоциональном состоянии, a его вербализация ребенком позволяет судить о типе восприятия им эмоции, а также и в какой-то мере о том эталоне экспрессии, который лежит в основе опознания ребенком состояния человека. Автором установлены также типы восприятия детьми эмоций: довербальный, диффузно-аморфный, диффузно-локальный, аналитический, синтетический, аналитико-синтетический.

Довербальный тип. Эмоция не обозначается словом, а ее опознание обнаруживается через установление детьми соответствия экспрессивного выражения какой-либо ситуации ("он, наверно, мультики смотрит" и т.п.).

Этот  тип восприятия преобладает у  незначительной части детей 4-5 лет (20%) при опознании почти всех эмоций.

Диффузно-аморфный тип. Дети уже называют эмоцию, но воспринимают ее выражение глобально, поверхностно, нечетко ("веселый... так нарисовано", "веселится он", "посмотрел и узнал, что грустит" и т.п.). Повидимому, у детей с таким типом восприятия эмоций еще не сформирован и эталон их выражения. Эталон очень "размыт", составляющие его элементы еще не дифференцированы. Данный тип восприятия широко представлен у детей 4-5 лет (50%). Диффузно-аморфный тип восприятия у некоторой части четырехлетних детей характеризуется эмоциональной окрашенностью (10%). Дети, воспринимая изображение человека в каком-либо эмоциональном состоянии, проявляют к отдельным из них эмоциональное отношение, выражавшееся в экспрессивных репликах или действиях. Эмоциональность восприятия наблюдается у детей чаще при опознании гнева, грусти и страха.

Диффузно-локальный  тип. Дети, воспринимая выражение  эмоции глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, часто  единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев - глаза). Диффузно-локальное восприятие становится ведущим у 27% детей 4-5 лет; 13% из числа испытуемых обнаруживают эмоциональность. Причем, эмоциональное отношение дети проявляют уже не только к состоянию гнева, грусти или страха, но и радости, и удивления.

Аналитический тип восприятия обнаруживается лишь у отдельных детей среднего возраста (3%) и значительного числа детей 6-7 лет (27%). Дети этого типа восприятия опознают эмоциональное состояние  благодаря выделению элементов  экспрессии. В подавляющем большинстве  случаев дети обеих возрастных групп  называют экспрессивные признаки выражения  лица, а не позы.

Синтетический тип. Это уже не глобальное и поверхностное  восприятие эмоции, каковое чаще всего  наблюдается у четырехлетних  детей, а обобщенное, целостное ("злая она, потому что вся злая и лицо, и стоит зло"). Дети не дифференцируют элементов экспрессии, а воспринимают их в совокупности, целостно. Такой  тип восприятия характерен для старших  дошкольников (33%), проявляющих при  этом в ряде случаев адекватную эмоциональную  реакцию (7%).

Аналитико-синтетический  тип. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их ("она веселая, у нее все лицо такое - глаза веселые и рот", "у малыша удивленное выражение лица. Он глаза широко открыл, и ротик открыл немножко, и брови высоко"). Этот тип восприятия был обнаружен в ходе исследования у 40% испытуемых подготовительной группы, причем 17% из них проявляют эмоциональность.

Тип восприятия экспрессии зависит не только от возраста детей, хотя эта зависимость  обнаруживается наиболее выпукло и  ярко. Различия в типах определяются в какой-то мере и характером эмоции, воспринимаемой детьми. Так, для опознания  детьми страха и удивления характерен преимущественно довербальный тип восприятия; радости и грусти - диффузно-аморфный тип у четырехлетних детей и аналитико-синтетический - у старших; при опознании гнева детьми 4-5 лет ведущим становится диффузно-локальный тип, а детьми 6-7 лет - аналитический. Эмоциональность в процессе восприятия проявляется у детей как младшего, так и старшего возраста чаще всего при восприятии ими эмоций гнева, грусти и страха.

Таким образом, в понимании эмоций детьми дошкольного возраста можно отметить следующие генетические закономерности:

* к старшему возрасту повышается  уровень понимания детьми эмоционального  состояния;

* различия в понимании разных  эмоций у старших дошкольников  становятся все менее значимыми;

* к старшему дошкольному возрасту  восприятие экспрессии становится  более дифференцированным, что сказывается  на точности оценки эмоционального  состояния человека;

* с возрастом увеличивается активный, а также и пассивный, словарь  обозначений эмоционального состояния.  Активно дети обеих возрастных  групп пользуются словами "веселый", "сердитый", "злой", "грустный".

Слова "радостный", "печальный", "испуганный" хорошо знакомы примерно половине шестилетних  детей и третьей части - четырехлетних. Словом "удивленный" активно пользуются лишь отдельные дети 6-7 лет;

* к шести годам эмоциональное  состояние человека начинает "отделяться" от чувственного содержания его  образа и становится своеобразным  объектом познания.

Уровень понимания детьми того или иного  эмоционального состояния зависит  от ряда условий:

а) от знака и модальности эмоции. Так, положительные эмоции распознаются детьми легче и лучше (радость, например), чем отрицательные (гнев, страх). Однако удивление (интерес) понимается детьми плохо, хотя эта эмоция относится  в положительным;

б) от возраста и накопленного в процессе жизни и общения опыта распознавания  эмоционального состояния в различных  жизненных ситуациях, в различном  эмоциональном микроклимате и пр. Подобный опыт накапливается у детей  чаще всего стихийно, но его обогащение может быть и специально организовано, что безусловно повышает возможности и умение детей понимать эмоциональное состояние;

в) от степени владения ребенком словесными обозначениями эмоций.

Закономерно, по-видимому, предположить, что перевод  с конкретно-чувственного познания эмоционального состояния на уровень  их осмысления возможен при условии  точной и полной вербализации переживаний  и их внешних выражений;

г) от умения ребенка выделять экспрессию и дифференцировать ее элементы, что  предполагает сформированность в определенной степени эталонов выражений состояний.

В распознавании эмоционального состояния  только по мимике или же одновременно по мимике и пантомимике существенных различий не обнаруживается. В любом  случае главным признаком, обеспечивающим понимание ребенком состояния, является эмоциональная выразительность  лица Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с..

При этом в лице дети выделяют прежде всего выражение глаз, а затем мимическую складку рта.

Поза  человека крайне редко выступает  в качестве самостоятельного опознавательного признака его эмоционального состояния. Чаще всего поза и та обстановка, в которой изображен человек, способствуют более легкому примысливанию детьми ситуации, соответствующей его эмоциональному состоянию, благодаря чему обнаруживается более глубокое понимание ими эмоции или же способность раскрыть причину переживания воспринимаемого субъекта.

Итак, у ребенка постепенно в процессе социогенеза формируются и совершенствуются важнейшие и значимые для жизни в обществе социально-перцептивные способности, которые проявляются в его индивидуальных особенностях восприятия и понимания эмоциональных состояний других людей, умении адекватно на них реагировать и отзываться даже на то, чего нет в опыте его собственных переживаний, что свидетельствует о потенциальных возможностях их совершенствования и служит основой построения благополучного и эффективного взаимодействия в социальной среде.

Однако несмотря на формирующуюся в дошкольном возрасте способность встать в позицию другого человека, эмоционально отзываться на переживания людей, соответствующее указанным возможностям ребенка его поведение все еще ограниченно рамками собственного опыта и кругом общения и, безусловно, требует со стороны взрослого организации определенной развивающей работы.

1.2 Представления детей 6-7 лет об  эмоциях и чувствах людей

Понимание эмоций другого человека является важным для процесса общения между людьми как в быту, так и в профессиях типа “человек--человек”. Кроме того, визуальное слежение за эмоциональным состоянием человека в процессе осуществления им профессиональной деятельности позволяет вовремя принимать меры по регуляции его состояния, что снижает травматизм на производстве, повышает производительность труда.

Вопрос  о генезисе способности (или целого ряда способностей) понимания эмоций другого во многом дискуссионный. Имеются  данные, что уже через девять минут  после рождения ребенок может  опознавать стимулы, схематически напоминающее лицо. С другой стороны, показано, что  чем больше матери обсуждают с  трехлетними детьми возникающие  у них эмоциональные состояния, тем лучше они, достигнув шестилетнего возраста, распознают эмоциональные  проявления незнакомых взрослых.

Как отмечает Н.Н. Данилова, с эволюционной точки зрения внешняя экспрессия эмоций была бы бесполезной, если бы люди не могли декодировать эти сигналы  и, следовательно, понимать и адекватно  реагировать на них. Следовательно, у человека должен быть специальный  механизм их декодирования. Механизм декодирования  экспрессивной информации должен обладать способностью дифференцировать паттерны лицевой экспрессии, а также идентифицировать их как сигналы определенных эмоциональных состояний.

Этот  механизм был исследован шведским ученым У. Димбергом. Он установил, что лицевая экспрессия в зависимости от знака эмоции по-разному влияет на эмоциональное состояние и условнорефлекторные реакции страха у партнеров. Важно, что лицевая экспрессия может воздействовать на уровне подсознания, когда человек не отдает себе отчета в событии и факте его воздействия. Димберг доказал, что влияние лицевой экспрессии на величину условной вегетативной оборонительной реакции осуществляется автоматически и не зависит от процессов сознания.

Лицевые паттерны особенно сильно действуют  на людей, проявляющих социальный страх. При восприятии фотографий они усиливают  признаки отрицательных эмоций и  ослабляют признаки положительных  эмоций. Очевидно, что пониманию  лицевых паттернов различных  эмоций способствует то, что реакция  на лицевую экспрессию партнера связана  с воспроизведением его мимики, т.е. в непроизвольном изменении активности мышц своего лица. Этот процесс подобен  “эмоциональному заражению, или  резонансу”. Таким образом, для распознавания  и идентификации паттернов лицевой  экспрессии человек использует два  канала-- зрительный, который производит опознание с помощью гностических нейронов нижневисочной коры, и проприорецептивный, оценивающий паттерны собственной лицевой экспрессии и служащий обратной связью (подкреплением) реакции на информацию со зрительного канала Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1982. - 200 с..

Поскольку доказать наличие у человека врожденных механизмов распознавания эмоций часто  бывает трудно, ученые обращаются к  изучению этой способности у животных. В ряде исследований показано, что  распознавание эмоционального состояния  своих сородичей осуществляется животными инстинктивно. Когда самка  млекопитающего впервые родит, она  “знает” смысл криков, выражающих у ее потомства какое-либо страдание. Н. Тинберген исследовал реакции нескольких видов птиц, воспитанных в изоляции, на силуэт, который изображен на рисунке. Когда силуэт двигался влево, так, что был похож на ястреба с короткой шеей и длинным хвостом, он стимулировал реакцию страха и бегство подопытных птиц. При движении в правую сторону силуэт был похож на безвредного для птиц гуся с длинной шеей и не вызывал никакого страха. В состоянии неподвижности этот силуэт не вызывал у птиц никакой реакции. Тот факт, что подопытные птицы никогда не сталкивались ни с ястребом, ни с гусем, свидетельствует о врожденном механизме распознавания эмоционально значимого для них зрительного стимула.

Несмотря  на эти данные некоторые ученые считают, что способность распознавать эмоции даже по лицевой экспрессии не дана человеку от рождения. Известно, что  маленькие дети неадекватно воспринимают эмоции других. Эта способность развивается  в процессе формирования личности, но не одинаково в отношении разных эмоций. Легче всего распознается ужас, затем по степени убывания отвращение и удивление. Следовательно, пониманию эмоций надо учиться. Это  наталкивает ряд ученых на мысль, что существует специальный вид  интеллекта-- эмоциональный.

Информация о работе Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста