Теоретические основы социально-педагогической работы с трудными подростками
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:42, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: на основе теоретического и практического исследования разработать программу социально-педагогической работы с трудными подростками. Задачи исследования: 1) изучить теоретические основы социально-педагогической работы с трудными подростками; 2) определить социально-педагогические и психологические особенности трудных подростков; 3) разработать программу социально-педагогической работы с трудными подростками в и определить её эффективность.
Содержание работы
Введение 3 Глава I. Теоретические основы социально-педагогической работы с трудными подростками 7 1. Современные подходы социально-педагогической работы с трудными подростками 7 2. Социально-педагогические и психологические особенности трудных подростков 17 3. Формы, методы и средства социально-педагогической работы с трудными подростками 25 Глава II. Организация социально-педагогической работы с трудными подростками 31 1. Диагностика социально-педагогических и психологических особенностей трудных подростков 37 2.Программа социально-педагогической работы с трудными подростками Заключение 40 Список используемой литературы 42
Глава I. Теоретические основы
социально-педагогической работы с трудными
подростками
7
1. Современные подходы социально-педагогической
работы с трудными подростками
7
2. Социально-педагогические
и психологические особенности трудных
подростков
17
3. Формы, методы и средства
социально-педагогической работы с трудными
подростками
25
Глава II. Организация социально-педагогической
работы с трудными подростками
31
1. Диагностика социально-педагогических
и психологических особенностей трудных
подростков
37
2.Программа социально-педагогической
работы с трудными подростками
Заключение
40
Список используемой литературы
42
Введение
Сфера деятельности социального
педагога – социум, как ближайшее окружение
личности, человеческие отношения, социокультурные
условия развития. В последний десяток
лет пышным цветом расцвели такие социальные
проблемы, как нужда и бедность, алкоголизм
и наркомания, безработица, бродяжничество
и социальное сиротство, преступность
и жестокое поведение. Смена социально-политической
ситуации в стране, разрушение старых
идеалов и отсутствие новых поставили
подрастающее поколение перед серьезной
проблемой самоопределения в новых экономических
условиях, эти изменения выдвинули целый
ряд проблем, одной из которых является
проблема воспитания трудного подростка.
Влияние окружающей среды особенно значимо
для детско-трудного подросткового возраста,
поскольку именно в этот период происходит
формирование свойств личности, потребностей,
ценностных ориентаций, мотивации поведения.
С каждым годом отмечается рост подростковой
преступности, наркомании, алкоголизации.
Прослеживается тенденция к увеличению
числа трудных подростков с девиантным
поведением. Причины отклонений в поведении
трудного подростка возникают как результат
политической, социально-экономической
и экологической нестабильности общества,
изменений в содержании ценностных ориентации
молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых
отношений, отсутствия контроля поведения
трудного подростка, чрезмерной занятости
родителей, эпидемий разводов, увеличение
неблагополучных семей.
Социальные факторы усиливают
недостатки семейного и школьного
воспитания. Сказываются отсутствие
воспитательной работы по месту жительства
с населением, а также отрицательный
пример взрослых. Наравне со всеми
социально-педагогическими причинами
распространено ложное мнение родителей
о том, что главным воспитателем
трудных подростков является школа,
и в плохом поведении и плохой успеваемости
трудного подростка виноваты учителя,
воспитатели и т.д. В аморальности трудного
подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется
от процесса воспитания.
Ошибки семейного воспитания нередко
дополняются ошибками школьного
воздействия на личность подростка.
Слабеет внимание к личности трудного
подростка, его жизненному опыту, интересам,
личностным ценностям, эмоциональной
сфере, стараясь определить такого трудного
подростка в специализированные
воспитательные учреждения. Все это
подрывает уверенность трудного
подростка в себе, его способность
к саморегуляции, самоутверждению
в жизненно важных ситуациях. Появляется
чувство одиночества и незащищенности.
Такие трудные подростки, как
правило, отвержены от коллектива, они
начинают вести себя с напускной
независимостью, открыто высказываются
о своем нежелании учиться, у
них отсутствует уважительное отношение
к учителям, авторитет сверстников
завоевывается с помощью физической
силы. И все же, несмотря, на их резкость,
грубость, внешнюю решительность, на
самом деле, это несчастные, тревожные
и беспокойные трудные подростки,
не имеющие поддержки со стороны
окружающих, ощущающие только порицание
со стороны мира.
Именно такие трудные подростки
чаще всего становятся на путь правонарушений,
так как чаще всего отвергаются
коллективом одноклассников. В таких
случаях подросток "уходит" из
школы, он сближается с другими "отверженными".
Как помочь такому подростку? Что посоветовать
его родителям? Как правильно
организовать воспитательную работу с
ним? Эти вопросы и предстоит
решать социальным педагогам.
Трудность решения поставленных вопросов
связана ещё и с тем, что
многие годы замалчивания проблем, связанных
с девиантным поведением трудных
подростков, привели к тому, что
в нашем обществе педагогами совместно
с другими специалистами проводилась
не воспитательно-профилактическая работа,
а предпринимались главным образом предупредительно-карательные
меры. В результате которых наказание,
которое подросток получал за тот или
иной проступок, не только не нейтрализовало
накопления девиантного потенциала, но,
наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся
форм поведения.
Поставленные вопросы перед
социальными педагогами требуют
неотлагательного решения, однако внешкольное
воспитание не предлагает бесплатного
многообразия выбора видов деятельности,
не гарантирует относительной независимости
от взрослых, но имеет широкие возможности
для саморегуляции и самоопределения
трудного подростка.
Актуальность
работы социального педагога с трудными
подростками определяется потребностью
в глубоком социально-педагогическом
анализе трудновоспитуемости, содержания,
структуры и динамики отклоняющегося
поведения трудных подростков, в определении
путей и средств своевременного предупреждения
противоправного поведения трудных подростков.
Цель
работы: на основе теоретического
и практического исследования разработать
программу социально-педагогической работы
с трудными подростками.
Объект
исследования: процесс социально-педагогической
работы с трудными подростками.
Предмет
исследования: формы, методы и средства
социально-педагогической работы с трудными
подростками.
Задачи
исследования:
1) изучить теоретические основы
социально-педагогической работы
с трудными подростками;
2) определить социально-педагогические
и психологические особенности
трудных подростков;
3) разработать программу социально-педагогической
работы с трудными подростками
в и определить её эффективность.
Гипотеза
работы: если в социально-педагогической
деятельности с трудными подростками
сделать акцент на подавление у подростков
предпосылки к негативному поведению,
то это приведет к стимулированию позитивного
поведения подростка.
В этой работе могут использоваться
следующие методы:
- анализ научной и учебно-методической
литературы;
- анкетирование, опрос;
- тестирование;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Практическая значимость работы социального
педагога с трудными подростками
заключается в том, что материалы
работы можно использовать при составлении
методических указаний, программ в
работе социальных педагогов образовательных
учреждений.
Глава
I. Теоретические основы социально-педагогической
работы с трудными подростками
1. Современные
подходы социально-педагогической
работы с трудными подростками
Осваивая любую профессиональную
деятельность, будущий специалист, прежде
всего, знакомится с тем видом деятельности,
которым ему предстоит заниматься в дальнейшем.
Будущий социальный педагог
оказывается перед проблемой: как, каким
путем помочь подростку стать личностью,
каким образом предупредить отклоняющееся
поведение. Цели деятельности социального
педагога - содействие саморазвитию личности,
организация профилактической работы
и защита прав трудного подростка.
Хотя направления работы и перечислены
в квалификационной характеристике,
но практически их круг значительно
шире. Социальный педагог должен быть
главным посредником между подростком
и теми, кто его окружает: учителями,
классным руководителем, администрацией,
представителями милиции, суда, других
ведомств, а иногда и родителями
или опекунами.
Основные направления деятельности
социального педагога:
1. Постановка социального диагноза.
Определение социокультурной ситуации,
социальных и личностных проблем
взрослых, попадающих в сферу
влияния социального педагога. Информация
может быть из разных источников
(педагогическая, родительская, психологическая,
медицинская, другая). Выявление
запросов, потребностей разработка
мер помощи конкретным учащимся
с привлечением специалистов
из соответствующих учреждений
и организаций.
2. Помощь семье в проблемах,
связанных с учебой, воспитанием,
присмотром за ребенком. Посредничество
между различными специалистами
и организациями (учреждением
образования, здравоохранения, социальной
защиты, культуры и пр.).
3. Помощь подростку в устранении
причин, негативно влияющих на
его успеваемость и посещение
учебного учреждения. Распознавание,
диагностирование и разрешение
конфликтов, проблем, трудных жизненных
ситуаций, затрагивающих интересы
подростка. Предотвращение серьезных
последствий развития сложных
для подростка событий.
4. Профилактика правонарушений, девиантного
поведения трудных подростков, в
том числе алкоголизма, наркомании,
курения, ранних интимных связей.
Пропаганда здорового образа
жизни.
5. Привлечение трудных подростков,
родителей, общественности к организации
и проведению социально-педагогических
мероприятий, акций. Организация
разнообразной социально-значимой
деятельности трудных подростков
в социуме (досуг, отдых, воспитательные
мероприятия). Включение в процесс
творчества, поддержка социальной
инициативы.
6. Индивидуальное и групповое
консультирование трудных подростков,
родителей, педагогов и администрации
по вопросам разрешения проблемных
ситуаций, конфликтов, воспитания трудных
подростков в семье.
7. Организация взаимодействия различных
групп взрослых, содействие налаживанию
нормальных межличностных взаимоотношений
в семьях, детских и взрослых
коллективах. Помощь педагогам
в разрешении конфликтов с
подростками.
8. Пропаганда и разъяснение прав
трудных подростков, семьи и педагогов.
В качестве особой функции
может быть выделена защита
прав подростка на основе конвенции
о правах подростка и других
правовых документов. Социальный
педагог имеет полномочия быть
представителем образовательного
учреждения в суде, на конфликтных
комиссиях, где решается судьба
подростка.
Важно, чтобы были охвачены все
основные направления социально-педагогической
работы, независимо от ставок специалистов.
Но, в связи с тем что круг
и объем обязанностей широк, для
более результативной работы целесообразно
иметь в учреждении несколько
социальных педагогов и распределять
их обязанности по профилю деятельности:
охрана здоровья и гигиена, профилактика
школьной и социальной дезадаптации, культурно-досуговая
деятельность, педагогическое просвещение
и работа с родителями, опека и попечительство
и т.д. Либо разделение обязанностей может
идти по классам, группам, параллелям в
зависимости от количества учащихся, это
- так называемая кураторская система.
Как бы ни велика была роль социального
педагога и других специалистов, работающих
с трудными подростками, в осмыслении
реальной действительности, процессов
развития знаний о природе человека, их
взгляды не могут быть истиной в последней
инстанции. Тем не менее, как высказывался
Л. С. Выготский: "Проблема метода есть
начало и основа, альфа и омега всей истории
культурного развития подростка... Опереться
по-настоящему на метод, понять его отношение
к другим методам, установить его сильные
и слабые стороны, понять его принципиальное
обоснование и выработать к нему верное
отношение - значит, в известной мере, выработать
правильный и научный подход ко всему
дальнейшему изложению важнейших проблем...".
Сущность социально-педагогической
деятельности заключается в том,
что в поле зрения находится подросток
и окружающая его социальная среда,
а социальный педагог помогает решению
проблем трудного подростка в
процессе его социализации. Он может
решать какие-то частные, кратковременные
задачи, а может работать с подростком
в течение длительного времени.
С помощью методов социальный
педагог может оказывать целенаправленное
воздействие на сознание, поведение,
чувства трудного подростка, а также
воздействовать и на окружающую его
социальную среду.
Следует отметить, что поскольку
социальная педагогика - молодая отрасль
педагогической науки и социально-педагогическая
деятельность совсем недавно оформилась
как самостоятельная разновидность
профессиональной деятельности, говорить
о системе методов социальной
педагогики еще рано. Они находятся
в стадии становления. Поэтому пока социальный
педагог в своей практической работе широко
применяет методы, используемые в педагогике,
психологии и социальной работе.
Кроме метода в социально-педагогической
деятельности, как и в педагогике,
широко используются приемы и средства.
Однако приемы могут использоваться
социальным педагогом и вне зависимости
от методов. Э. Ш. Натанзон выделил так
называемые "созидающие" и "тормозящие"
приемы: