Теоретические основы социально-педагогической работы с трудными подростками
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:42, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: на основе теоретического и практического исследования разработать программу социально-педагогической работы с трудными подростками. Задачи исследования: 1) изучить теоретические основы социально-педагогической работы с трудными подростками; 2) определить социально-педагогические и психологические особенности трудных подростков; 3) разработать программу социально-педагогической работы с трудными подростками в и определить её эффективность.
Содержание работы
Введение 3 Глава I. Теоретические основы социально-педагогической работы с трудными подростками 7 1. Современные подходы социально-педагогической работы с трудными подростками 7 2. Социально-педагогические и психологические особенности трудных подростков 17 3. Формы, методы и средства социально-педагогической работы с трудными подростками 25 Глава II. Организация социально-педагогической работы с трудными подростками 31 1. Диагностика социально-педагогических и психологических особенностей трудных подростков 37 2.Программа социально-педагогической работы с трудными подростками Заключение 40 Список используемой литературы 42
3. Документы психолого-педагогического
консилиума в школе;
4. Материалы психодиагностики;
5. Результаты рейдов;
6. Жалобы и заявления граждан;
7. Материалы о правонарушениях;
8. Преступления несовершеннолетних.
На основании чего были составлены
социальные проблемные карты. Показатели
семейного неблагополучия могут
быть следующие:
1. Материально-бытовые условия;
2. Эмоционально-нравственный климат;
3. Режим дня трудного подростка
в семье;
4. Методы и приемы воздействия
взрослых на трудных подростков;
5. Семейный досуг;
6. Уровень педагогической культуры
родителей.
Гнев и тревога - базальные эмоции,
зависящие от иерархически организованных
структур мозга. Поскольку эмоция гнева
практически не имеет реального
выхода в условиях школьного обучения,
мы рассматриваем последнюю шкалу,
как направленную на выявление отрицательных
эмоциональных переживаний, связанных
с социально-педагогическими условиями
трудного подростка.
Подобранные методики для первого
этапа позволят выявить социально-педагогические
условия, взаимоотношения в семье
и эмоционально-нравственный настрой
трудных подростков на основании
чего составится программа социально-педагогической
работы с трудными подростками, направленная
на предупреждение правонарушений.
На основе проведенной работы можно
определить причины:
1) разрушение института семьи,
растет число неблагополучных
семей, неполных семей;
2) социально-экономический кризис;
3) отсутствие жизненных перспектив,
нет возможности трудоустроить
трудных подростков, нет права
на труд, на выбор профессии;
4) плохая организация досуга
среди трудных подростков.
Организация досуга среди трудных
подростков может выступать как
средство предупреждения правонарушений
и имеет функции:
- раннего предупреждения;
- общего предупреждения;
- функцию перевоспитания.
Основой предупредительных мер
является воспитательная функция, преследующая
цели социализации личности. Выявление
или устранение определенных условий
или обстоятельств, способствующих
правонарушениям, еще не гарантируют
того, что личность вновь не станет
совершать антисоциальные действия.
Нужно не только устранять неблагоприятные
условия жизни, но и предложить социально
полезные виды деятельности.
Предупреждение правонарушений рассматриваем
как мероприятия, направленные на устранение
обстоятельств, способствующих правонарушениям
и создание условий для социализации
личности. В системе предупредительных
мер большое значение имеют меры
раннего предупреждения правонарушений.
Они направлены на устранение вредных
влияний и осуществляются обычно
до того, как у трудного подростка
сложилась антисоциальная направленность.
В то же время необходимо указать,
что на трудных подростков более
эффективное воздействие оказывают
не меры, которые обычно имеют характер
эпизодического применения, а средства,
которые имеют длительное воспитательное
влияние, оказываемое в результате
целенаправленной и систематической
досуговой деятельности, позволяет
ликвидировать различные антисоциальные
отклонения в поведении трудных
подростков.
Характер взаимоотношений между
трудными подростками и взрослыми
в семьях взаимосвязан с благополучием
семей, однако в семьях с низким уровнем
благополучия не во всех семьях негативные
отношения. Для того чтобы повысить
уровень благополучия в семье
и изменить характер взаимоотношений
взрослых и трудных подростков нужно как
можно больше трудного подросткам и взрослым
проводить свободное время, увлекаться
какими-то совместными делами. Что в какой-то
степени поможет предотвратить правонарушение,
так как времени на общение с другими трудными
трудного подростками будет меньше.
Так же можно говорить о высокой
тревожности трудных подростков
и эмоциональных негативных переживаниях
в обычной обстановке и в коллективе,
а вот познавательная активность
как раз у трудных подростков
на низком уровне. На эмоциональное
состояние трудных подростков влияет
и благополучие семьи, и взаимоотношения
в семье. Для того чтобы снять
это напряжение трудного подросткам
необходимо организовывать досуг, который
они не в состоянии организовать
самостоятельно, кроме как обитания
на улице, редкий случай поход в кино.
Коллективный досуг в школах, других
образовательных учреждениях так
же необходим трудным подросткам
так, как это поможет "раскрепощеннее"
чувствовать себя в коллективе. Что
также может положительно повлиять
на предупреждение правонарушений трудных
подростков. Отсутствие организованного
досуга как раз самая основная
причина правонарушений, это влечет
за собой и пристрастие трудных
подростков к вредным привычкам.
Таким образом, можно выявить проблемы
и причины поведения трудных
подростков:
- неблагополучие семей (конфликты,
алкоголь, материальное положение);
- невозможность организации семейного
и личного досуга трудных подростков.
2. Программа
социально-педагогической работы с трудными
подростками
За последнее время увеличилось
количество малообеспеченных семей, стало
больше неблагополучных семей. Ухудшается
психологический климат и в устойчивых
семьях. Главная причина - отсутствие
средств к нормальному существованию,
угроза безработицы, неполноценное
питание, рост цен на продукты питания,
услуги.
Резкое увеличение стрессовых ситуаций
сказывается на трудных подростках. Отсутствие
в семьях заботы, физическое насилие толкает
их на улицу. Именно семейное неблагополучие
является предпосылкой разных деформаций
процесса социализации личности подростка,
что проявляется, в конечном счете, в правонарушении
трудных подростков. Большинство из тех,
кто работает с подростками, пришли к выводу
о том, что легче сделать все возможное,
чтобы ребенок не попал "на улицу",
чем вернуть его "с улицы" к нормальной
жизни.
Поэтому социально-педагогическая работа,
направленная на предупреждение правонарушений
так необходима нашим подросткам,
что и является актуальность нашего
исследования. Для того чтобы эффективно
построить социально-педагогическую
работу по предупреждению правонарушений
необходимо провести диагностические
мероприятия по намеченным выше методикам.
Таким образом, выявленные проблемы и
причины поведения трудных подростков
необходимо устранять. Выход - в организации
досуга для трудных подростков, занятее
их по интересам и по возможности
в помощи им в самообразовании, все
эти направления помогут трудного
подросткам не переступить закон, тем
самым возродить надежду на светлое
будущее.
Целью такой работы является приобщение
трудных подростков в общеполезную
деятельность.
Задачи работы:
1) профилактика правонарушений;
2) включение подростков в культурно-массовую
и творческую деятельность;
3) формирование здорового образа
жизни.
Основные направления социально-педагогической
работы:
1) конфендициальность при проведении
диагностических мероприятий
2) сознательность со стороны
испытуемых
3) активность испытуемых
Оценочными критериями работы могут
быть:
1) успеваемость
2) приводы в милицию
3) конфликты с родителями и
учителями
В результате можно ожидать:
1) снижение правонарушений трудных
подростков
2) повышение успеваемости и посещаемости
трудных подростков в школе
3) изменение стереотипа поведения
трудных подростков
Таким образом, можно предположить,
что выявленные в дальнейшем факторы,
безусловно, влияют на правонарушение
трудных подростков, но самое главное
это то, что трудные подростки
потеряли надежду на то, что в
их жизни что-то может измениться
и это они связывают с неблагополучием
в их семьях. Вот эту надежду
на будущее трудных подростков социальные
педагоги обязаны возродить в
них. Это самая главная цель работы
социальных педагогов, помочь трудным
подросткам преодолеть все тягости
их жизни. Между тем, социально-педагогическая
работа с неблагополучными семьями
и трудными подростками из этих семей
очень важная и нужная.
На основе выводов можно составить
ряд рекомендаций для социальных
педагогов целенаправленного воздействия
на личность трудных подростков:
1. Помнить о внушаемости трудного
подростка. Уважать его тайну.
- подростку необходима своя
доля свободы от приказаний, распоряжений,
уговоров взрослых, особенно однообразных
внушений;
- если обстоятельства вынуждают,
приказывайте решительно и твердо,
но обязательно весело и жизнерадостно;
- всегда учитывайте состояние
трудного подростка;
- не унижайте трудного подростка;
- соблюдайте закон неприкосновенности
личности.
2. Определять только поступки, только
конкретные действия:
- не "ты плохой", а "ты
сделал плохо";
- не "ты жестокий", а "ты
жестоко поступил" и т.д.
3. Трудные подростки требуют
к себе внимания. Именно с общения
начинается процесс воспитания
трудных подростков, усвоения ими
всего хорошего и полезного.
- стараться чаще проводить беседы
с трудными подростками на самые различные
темы, особенно на те, которые в данный
момент представляют для них наибольший
интерес;
- организовывать совместный досуг
трудных подростков и их семей
как можно чаще;
- о чем бы ни говорить с
трудными подростками, постараться
ненавязчиво дать им хотя бы
один совет из области соблюдения
правопорядка;
- если есть опасность приобщения
к наркотикам трудного подростка,
необходимо немедленно принимать
все меры против этого;
- быть настоящим другом подростку,
если у него возникли проблемы
с поведением, наркотиками, помочь
ему справиться с проблемами.
Заключение
Изучив материалы по данной проблеме
можно сделать ряд выводов:
1) В современной научно-педагогической
литературе сложился собирательный
образ трудного подростка. Как
правило, его характеризует низкий
уровень образования и культуры
поведения, отсутствие стремления
получать знания или интересов
к положительной деятельности, привычка
к безделью, трансформация моральных
понятий в оправдании аморальных
действий.
2) Формирование личности происходит
не только под воздействием
всего общества в целом, всей
совокупности средств массовой
коммуникации, но и через общение
с людьми, которые непосредственно
окружают личность. Социально-психологическая
ситуация, в которой находится
подросток, может оказаться для
него настолько неблагоприятной,
что вызовет различные нарушения
его взаимоотношений с окружающими,
вплоть до болезненных неврозов,
которые бывают у трудных подростков
из-за тяжелых переживаний или
длительного нервно-психического
напряжения.
3) В системе профилактических
мероприятий, направленных на
предупреждение противоправного
поведения, решающее место должна
занимать борьба с отрицательными
ситуациями.
4) Внедрение технологий в деятельность
социального педагога обеспечивает
экономию сил и средств, позволяет
научно строить социально-педагогическую
деятельность, способствует эффективности
в решении задач, стоящих перед
социальным педагогом. Социально-педагогические
технологии позволяют решать
весь широкий спектр задач
социальной педагогики - диагностики,
социальной профилактики, социальной
адаптации и социальной реабилитации.
Социальному педагогу необходимо
учитывать социально-педагогические
психологические особенности трудных
подростков, их уровень воспитанности,
интересы, личный опыт и т.д.
5) Для более успешной воспитательной
работы необходим поиск новых
форм, наиболее эффективных методов
воздействия на каждого отдельного
трудного подростка и группу в целом. Положительные
качества формируются постепенно, при
настойчивой работе педагога. Лишь настойчивая
ежедневная воспитательная работа, совместные
усилия всего педагогического коллектива,
школы, семьи, привлечение общественных
организаций, целенаправленная работа
социального педагога дает возможность
получить положительные результаты в
перевоспитании трудных подростков.
6) Воспитательная работа с любой
категорией трудных подростков
требует, прежде всего, объединенных
усилий государственных и общественных
организаций, несущих ответственность
за воспитание подрастающего
поколения. В одиночку проблему
перевоспитания трудных подростков
не решить. Социальному педагогу
перед выбором направления, средств
и методов перевоспитания трудного
подростка, знать его социально-педагогические
и психологические особенности.
Определились наиболее вероятные
социально-педагогические и психологические
проблемы и причины трудных подростков:
- неблагополучие семей (конфликты,
алкоголь, материальное положение);
- невозможность организации семейного
и личного досуга трудных подростков.
Примерный приведенный план работы
социального педагога с трудными
подростками не исчерпывает всю
проблему, дальнейшим направлением работы
может быть тема: социально-педагогическая
работа с неблагополучными семьями
и их влияние на негативное поведение
трудных подростков.