Теоретические основы социально-педагогической работы с трудными подростками
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:42, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: на основе теоретического и практического исследования разработать программу социально-педагогической работы с трудными подростками. Задачи исследования: 1) изучить теоретические основы социально-педагогической работы с трудными подростками; 2) определить социально-педагогические и психологические особенности трудных подростков; 3) разработать программу социально-педагогической работы с трудными подростками в и определить её эффективность.
Содержание работы
Введение 3 Глава I. Теоретические основы социально-педагогической работы с трудными подростками 7 1. Современные подходы социально-педагогической работы с трудными подростками 7 2. Социально-педагогические и психологические особенности трудных подростков 17 3. Формы, методы и средства социально-педагогической работы с трудными подростками 25 Глава II. Организация социально-педагогической работы с трудными подростками 31 1. Диагностика социально-педагогических и психологических особенностей трудных подростков 37 2.Программа социально-педагогической работы с трудными подростками Заключение 40 Список используемой литературы 42
Это самый долгий переходный период,
который характеризуется рядом
физических изменений. В это время
происходит интенсивное развитие личности,
ее второе рождение. Из психологического
словаря: "Трудный подростковый возраст
- стадия онтогенетического развития
между детством и взрослостью (от
11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется
качественными изменениями, связанными
с половым созреванием и вхождением
во взрослую жизнь".
Психологические особенности трудного
подросткового возраста получили название
"трудного подросткового комплекса".
Что же он представляет собой?
Вот его проявления:
- чувствительность к оценке
посторонних своей внешности
- крайняя самонадеянность и
безаппеляционные суждения в
отношении окружающих
- внимательность порой уживается
с поразительной черствостью,
болезненная застенчивость с
развязностью, желанием быть признанным
и оцененным другими - с показной
независимостью, борьба с авторитетами,
общепринятыми правилами и распространенными
идеалами
- с обожествлением случайных
кумиров.
Суть "трудного подросткового комплекса"
составляют свои, свойственные этому
возрасту и определенным психологическим
особенностям, поведенческие модели,
специфические трудные подростковые
поведенческие реакции на воздействия
окружающей среды.
Причина психологических трудностей
связана с половым созреванием,
это неравномерное развитие по различным
направлениям. Этот возраст характеризуется
эмоциональной неустойчивостью
и резкими колебаниями настроения
(от экзальтации до депрессии). Наиболее
аффективные бурные реакции возникают
при попытке кого-либо из окружающих
ущемить самолюбие трудного подростка.
Пик эмоциональной неустойчивости
приходится у мальчиков на возраст
11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Для трудных подростков характерна
полярность психики:
1. Целеустремленность, настойчивость
и импульсивность;
2. Неустойчивость может смениться
апатией, отсутствие стремлений
и желаний что-либо делать;
3. Повышенная самоуверенность,
безаппеляционность в суждениях
быстро сменяется ранимостью и неуверенностью
в себе;
4. Потребность в общении сменяется
желанием уединиться;
5. Развязность в поведении порой
сочетается с застенчивостью;
6. Романтические настроения нередко
граничат с цинизмом, расчетливостью;
7. Нежность, ласковость бывают на
фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста
является любознательность, пытливость
ума, стремление к познанию и информации,
подросток стремится овладеть как
можно большим количеством знаний,
но не обращая порой внимания, что
знания надо систематизировать.
Стенли Холл назвал трудный подростковый
период периодом "Бури и натиска".
Так как в этот период в личности трудного
подростка сосуществуют прямо противоположные
потребности и черты. Сегодня девочка-подросток
скромно сидит со своими родственниками
и рассуждает о добродетели. А уже завтра,
изобразив на лице боевую раскраску и
проколов ухо десятком сережек, пойдёт
на ночную дискотеку, заявив, что "в
жизни надо испытать все". А ведь ничего
особенного (с точки зрения подростка)
не произошло: она просто изменила мнение.
Как правило, трудные подростки
направляют умственную деятельность на
ту сферу, которая больше всего их
увлекает. Однако интересы неустойчивы.
Месяц, позанимавшись плаванием, подросток
вдруг заявит, что он пацифист, что
убивать, кого бы то ни было - страшный
грех. И по сему увлечется с тем
же азартом компьютерными играми.
Одно из новообразований трудных
подросткового возраста - чувство
взрослости.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет,
имеют в виду становление его
готовности к жизни в обществе
взрослых людей, причём как равноправного
участника этой жизни. С внешней
стороны у трудного подростка
ничего не меняется: учится в той
же школе (если, конечно, родители вдруг
не перевели в другую), живет в
той же семье. Все так же в семье
к подростку относятся как
к "маленькому". Многое он не делает
сам, многое - не разрешают родители,
которых все так же приходится
слушаться. Родители кормят, поят, одевают
свое чадо, а за хорошее (с их точки
зрения) поведение могут даже и "наградить"
(опять таки, по своему разумению - карманные
деньги, поездка на море, поход в
кино, новая вещь). До реальной взрослости
далеко - и физически, и психологически,
и социально, но так хочется! Он объективно
не может включиться во взрослую жизнь,
но стремиться к ней и претендует на равные
со взрослыми права. Изменить они пока
ничего не могут, но внешне подражают взрослым.
Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости":
курение сигарет, поездки за город (внешнее
проявление "я тоже имею свою личную
жизнь"). Копируют любые отношения.
Хотя претензии на взрослость бывают
нелепыми, иногда уродливыми, а образцы
для подражания - не лучшими, в принципе
подростку полезно пройти через
такую школу новых отношений.
Ведь внешнее копирование взрослых
отношений - это своеобразный перебор
ролей, игры, которые встречаются
в жизни. То есть вариант трудных
подростковой социализации. И где
еще можно потренироваться, как
не в своей семье? Встречаются
по-настоящему ценные варианты взрослости,
благоприятные не только для близких,
но и для личностного развития
самого трудного подростка. Это включение
во вполне взрослую интеллектуальную
деятельность, когда подросток интересуется
определённой областью науки или
искусства, глубоко занимаясь самообразованием.
Или забота о семье, участие в
решении как сложных, так и
ежедневных проблем, помощь тем, кто
в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая
часть трудных подростков достигает
высокого уровня развития морального
сознания и немногие способны принять
на себя ответственность за благополучие
других. Более распространённой в
наше время является социальная инфантильность.
Внешний вид трудного подростка - еще
один источник конфликта. Меняется походка,
манеры, внешний облик. Ещё совсем
недавно свободно, легко двигавшийся
мальчик начинает ходить вразвалку,
опустив руки глубоко в карманы
и сплёвывая через плечо. У
него появляются новые выражения. Девочка
начинает ревностно сравнивать свою
одежду и причёску с образцами, которые
она видит на улице и обложках
журналов, выплёскивая на маму эмоции
по поводу имеющихся расхождений.
Внешний вид трудного подростка
часто становится источником постоянных
недоразумений и даже конфликтов
в семье. Родителей не устраивает
ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так
нужные их ребёнку. А подросток, считая
себя уникальной личностью, в то же время
стремится ничем не отличаться от сверстников.
Он может переживать отсутствие куртки
- такой же, как у всех в его компании, -
как трагедию.
У трудного подростка появляется своя
позиция. Он считает себя уже достаточно
взрослым и относится к себе как
к взрослому.
Желание, чтобы все (учителя, родители)
относились к нему, как к равному,
взрослому. Но при этом его не смутит,
что прав он требует больше, чем
берет на себя обязанностей. И отвечать
за что-то подросток вовсе не желает,
разве что на словах.
Стремление к самостоятельности
выражается в том, что контроль и
помощь отвергаются. Все чаще от трудного
подростка можно слышать: "Я
сам все знаю!" (Это так напоминает
малышовое "Я сам!"). И родителям
придется только смириться и постараться
приучить своих чад отвечать за свои
поступки. Это им пригодится по жизни.
К сожалению, подобная "самостоятельность"
- еще один из основных конфликтов между
родителями и подростками в этом
возрасте. Появляются собственные вкусы
и взгляды, оценки, линии поведения.
Самое яркое - это появление пристрастия
к музыке определенного типа.
Ведущей деятельностью в этом возрасте
является коммуникативная. Общаясь, в
первую очередь, со своими сверстниками,
подросток получает необходимые
знания о жизни.
Очень важным для трудного подростка
является мнение о нем группы, к
которой он принадлежит. Сам факт
принадлежности к определенной группе
придает ему дополнительную уверенность
в себе. Положение трудного подростка
в группе, те качества, которые он
приобретает в коллективе, существенным
образом влияют на его поведенческие
мотивы.
Более всего особенности личностного
развития трудного подростка проявляются
в общении со сверстниками. Любой
подросток мечтает о закадычном
друге. При чем о таком, которому
можно было бы доверять "на все 100",
как самому себе, который будет предан
и верен, несмотря ни на что. В друге ищут
сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет
потребность в самопонимании. Практически,
Друг является аналогом психотерапевта.
Дружат чаще всего с подростком того же
пола, социального статуса, таких же способностей
(правда, иногда друзья подбираются по
контрасту, как бы в дополнение своим недостающим
чертам). Дружба носит избирательный характер,
измена не прощается. А вкупе с трудных
подростковым максимализмом дружеские
отношения носят своеобразный характер:
с одной стороны - потребность в единственно-преданном
друге, с другой - частая смена друзей.
У трудных подростков существуют и
так называемые референтные группы.
Референтная группа - это значимая
для трудного подростка группа, чьи
взгляды он принимает. Желание слиться
с группой, ничем не выделяться, отвечающее
потребности в эмоциональной
безопасности, психологи рассматривают
как механизм психологической защиты
и называют социальной мимикрией. Это
может быть и дворовая компания,
и класс, и друзья по спортивной секции,
и соседские ребята по этажу. Такая
группа является большим авторитетом
в глазах подростка, нежели сами родители,
и именно она сможет влиять на его
поведение и отношения с другими.
К мнению членов этой группы подросток
будет прислушиваться, иногда беспрекословно
и фанатично. Именно в ней будет
пытаться утвердиться.
Каждый подросток, с точки зрения
психологии - человек с "пограничной"
психикой; своеобразие возраста таково,
что более или менее выраженная
"психопатология" в большинстве
случаев является "нормой". Вместе
с тем, представления о неизбежности
каких-то чудовищных катаклизмов в
период взросления, по мнению психологов,
сильно преувеличены. Большинство трудных
подростков проходит этот возраст в
соответствии с известными критериями
вариантов нормы, и успешно адаптируется
в обществе.
Таким образом, в переходном возрасте
подросток испытывает внутренний конфликт:
желанное прощание с детством и его
безмятежностью и тяжесть расставания
с отсутствием ответственности. Возникающие
взрослые экзистенциальные и мировоззренческие
вопросы создают ощущение глобальной
неразрешимости. Подросток свято верит
в уникальность собственных проблем и
переживаний, что порождает чувство одиночества
и подавленности. Борясь с собственным
одиночеством, и осознавая сложность проблем,
подросток начинает искать себе подобных.
Так образуются молодёжные компании, и
формируется трудных подростковая субкультура
в противовес миру взрослых. Учебная деятельность
и школа перестаёт быть главной и самой
важной задачей. Ведущей деятельностью
становится интимно-личностное общение
со сверстниками. Для подросткового возраста
характерна направленность поиска на
собственную личность, самоисследование
и самоанализ.
Таким образом, для более успешной
воспитательной работы необходим поиск
новых форм, наиболее эффективных
методов воздействия на каждого
отдельного трудного подростка. Положительные
качества формируются постепенно, при
настойчивой работе педагога. Они
сначала сосуществуют с отрицательными,
и лишь настойчивая ежедневная воспитательная
работа, совместные усилия всего педагогического
коллектива, школы, семьи, привлечение
общественных организаций, целенаправленная
работа социального педагога дает возможность
получить положительные результаты
в перевоспитании трудных подростков.
Воспитательная работа с любой
категорией трудных подростков требует,
прежде всего, объединенных усилий государственных
и общественных организаций, несущих
ответственность за воспитание подрастающего
поколения. В одиночку проблему перевоспитания
трудных подростков не решить.
3. Формы,
методы и средства социально-педагогической
работы с трудными подростками
На фоне резкого снижения воспитательного
воздействия семьи и ее роли в социализации
трудных подростков снижение возможностей
для их воспитания по месту жительства
приводит к серьезным социальным последствиям:
росту асоциальных неформальных трудных
подростковых групп, увеличению числа
трудных подростков, употребляющих алкоголь
и наркотики; массовая безнадзорность
несовершеннолетних.
Отрыв от семьи, ослабление родительского
контроля, воспитание в неполных и "неблагополучных"
семьях, прекращение посещения школы ведут
к тому, что в современных условиях дети
и трудные подростки вынуждены переживать
стрессы и преодолевать психологические
трудности самостоятельно. Для половины
трудных подростков наркоманов именно
равнодушие взрослых является одной из
основных причин приобщения к наркотикам.
Социальное одиночество у трудных
подростков, связанное с семейными проблемами,
когда подросток не находит поддержки
и опоры в семье, или с индивидуальными
особенностями, когда он испытывает проблемы
при общении со взрослыми или сверстниками,
также стало в настоящее время серьезной
проблемой, влияющей на самочувствие и
здоровье подростка, на его социализацию.
Важно отметить, что организация
работы - это задача межведомственная,
включающая в себя и вопросы воспитания,
и социальной работы с определенными категориями
трудных подростков. Эта важнейшая задача
возложена сегодня на органы управления
образованием, социальной защиты населения,
занятости, внутренних дел, по делам молодежи,
физической культуры и спорта, культуры,
здравоохранения, общественных объединений.
Важнейшей функцией органов управления
образованием в работе с подростками и
трудного подростками в сельской местности
в этих условиях выступает организация
воспитательной деятельности.
Целями организации воспитательной
деятельности трудного подростками в
зависимости от условий (кадровых, наличия
материальной базы, сети образовательных
учреждений) могут быть:
- социально-педагогическая защита
трудных подростков;
- предотвращение межличностных
конфликтов, формирование позитивных
отношений между людьми; развитие
способностей и интересов личности,
защита его прав;
- формирование и развитие личностных
качеств трудного подростка, необходимых
для позитивной жизнедеятельности;