Теоретические основы влияния внимания на эффективность учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение внимания как основного фактора эффективности учебной деятельности младших школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «младший школьник» как субъект учебной деятельности.
2. Раскрыть теоретические основы изучения внимания младших школьников как эффективного фактора их учебной деятельности.
3. Провести практическое исследование уровня развития внимания и его влияния на учебную деятельность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы влияния внимания на эффективность учебной деятельности младших школьников…………………………………...6
1.1 Понятие внимания, виды и свойства………………………………….6
1.2. Формирование внимания в процессе учебной деятельности
младших школьников……………………………………………………...15
ГЛАВА 2. Исследование особенностей внимания младших школьников и их влияния на эффективность учебной деятельности……………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 106.38 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы влияния внимания на эффективность учебной деятельности младших школьников…………………………………...6

1.1 Понятие внимания, виды и свойства………………………………….6

1.2. Формирование  внимания в  процессе учебной деятельности

 младших школьников……………………………………………………...15

ГЛАВА 2. Исследование особенностей внимания младших школьников и их влияния на эффективность учебной деятельности……………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………32

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Исследователи определяют целый  ряд трудностей, с которыми сталкивается младший школьник, имеющий новую  жизненную позицию, т.е. позицию школьника  как субъекта. Это трудности нового режима жизни, новых отношений —  с учителем. В это время начальная  радость знакомства со школой часто  сменяется безразличием, апатией, вызываемыми  невозможностью преодолеть эти трудности. Учителю особенно важно учесть основные психические новообразования этого  возраста — произвольность, внутренний план действий и рефлексию, проявляющиеся  при овладении любым учебным  предметом [16]. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.

Ведущими  ориентирами  в проектировании современного образования  признаются задачи создания полноценных  условий для становления каждого  ребенка как субъекта учебной  деятельности. Особую значимость эти  задачи приобретают в начале школьного  обучения, поскольку именно на этой ступени формируются базовые  способности к учению, во многом определяющие успешность дальнейшего  развития школьника и становящиеся впоследствии основой непрерывного образования.

Традиционная модель начального образования в соответствии с  потребностями развивающегося общества и личности претерпела в последнее  время значительные изменения, связанные  с формированием новых представлений  о возможностях обучения, воспитания и развития младших школьников.

Теоретический анализ учебной  деятельности младших школьников, проделанный  отечественными психологами (В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков и другие), обнажил гигантский пласт нерешенных вопросов. В частности, стало ясно, что качественно новое содержание требует качественно новых форм его освоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество ребенка и взрослого. Поскольку самостоятельная познавательная активность у младших школьников еще не в полной мере сформирована, необходимо целенаправленно руководить мыслительной деятельностью детей на основе особой организации этого процесса.

В процессе исторического  развития у человека кроме непроизвольного, непреднамеренного внимания сформировался  особый вид внимания, связанный с  волей и сознательной целью. Такое  внимание называется произвольным. Главной  функцией произвольного внимания является регуляция протекания психических  процессов. Благодаря произвольному  вниманию человек способен длительно  выполнять неинтересную, сложную, монотонную работу, преодолевая нежелание, разные трудности.

Произвольное внимание обусловлено  социальными факторами, прежде всего  обучением и воспитанием [7]. Огромную роль в его развитии играет младший школьный возраст. В этот период дети под влиянием требований педагога учатся организовывать своё внимание, направляя его на малопривлекательную или интересную, но требующую умственного напряжения деятельность. Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.

Опыт учителей показывает, что дети, даже способные, имеют пробелы в  знаниях, если у них плохо развито  произвольное внимание. Когда ребенок невнимателен к учебному материалу, он не сможет целостно воспринять его, прочно запомнить, невозможно будет осмыслить изученное. В результате у младших школьников снижается успеваемость. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения - самые обидные для детей.

В младшем  школьном возрасте дети располагают  значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование  – одна из главных задач педагогов  и родителей.

Объектом исследования курсовой работы является учебная деятельность младших школьников.

Предмет - особенности внимания младших школьников.

Целью работы является изучение внимания как основного фактора эффективности учебной деятельности младших школьников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить понятие «младший школьник» как субъект учебной деятельности.
  2. Раскрыть теоретические основы изучения внимания младших школьников как эффективного фактора их учебной деятельности.
  3. Провести практическое исследование уровня развития внимания и его влияния на учебную деятельность.

Гипотеза исследования заключается в том, что младший школьный возраст является  сенситивным для развития произвольного внимания и целенаправленное психолого-педагогическое воздействие способно повысить уровень его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ВНИМАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Понятие  внимания, виды и свойства

 

Внимание –  это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность  психической деятельности на каком-либо объекте восприятии [14, с.87]. Внимание не существует в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов.

Одним из определений  внимания в психологии является предложенное Н.Ф. Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности  психической деятельности человека [7] . При этом под направленностью понимается избирательный характер активности, а под сосредоточенностью – углубление в данную деятельность.

Подобно памяти внимание относится к сквозным психическим  явлениям, поэтому, если опираться на структуру психической организации  человека, возможно рассмотрение внимания и как процесса (или стороны какого-либо психического процесса: например сенсорное, перцептивное, интеллектуальное внимание), и как состояния (например, состояние сосредоточенности), и как свойства личности (например, внимательность).

Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «внимание своего особого  содержания не имеет; оно проявляется  внутри восприятия, мышления. Оно –  сторона всех познавательных процессов  сознания, и притом та их сторона, в  которой они выступают как  деятельность, направленная на объект» [13]  .

Внимание –  это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена.

За вниманием  всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения  к объекту. А изменение отношения  к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого  объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.

Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого  содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим  образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена  познавательная деятельность.

Во внимании находит себе заостренное выражение  связь сознания с предметом; чем  активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает  в сознании объект, тем интенсивнее  и самое сознание. Внимание –  проявление этой связи сознания и  предмета, который в нем осознается.

Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается  и известная двусторонность: с  одной стороны, внимание направляется на объект, с другой – объект привлекает внимание.

Внимание  делает наши психические процессы полноценными. Именно внимание позволяет нам сознательно  воспринимать окружающий мир. Наличие  внимания в деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной. Подчеркивая роль внимания в психической  жизни человека, К.Д.Ушинский, образно  выражаясь, писал: "внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира" [17, с.22].

Внимание  обеспечивает яркое и четкое восприятие материала. Оно также необходимо для понимания этого материала. Известно, что можно несколько  раз подряд читать трудный текст  и не понять его, если это делается без должного внимания.

Внимание  обеспечивает прочное запоминание  материала и сохранение его в памяти на длительный срок. Благодаря вниманию возможно прочное формирование навыков на начальном этапе их выработки [21].

С.Л. Рубинштейн, который впервые выдвинул положение о единстве сознания и  деятельности, считал, что "внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором  она как в фокусе сосредоточена" [13,    с.39].

Внимание теснейшим образом  связано с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает  относительную самостоятельность  деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней  внешней деятельности и сосредоточенности  на созерцании объекта, углубленности  и собранности на предмете размышления.

Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний  объект, является устремленный во вне  взгляд, зорко следящий за объектом, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при  внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя.

За  вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение  отношения к объекту, его образ  становится более ясным и отчетливым.

Поскольку внимание выражает взаимоотношение  сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается  и известная двусторонность: с  одной стороны, внимание направляется на объект, с другой - объект привлекает внимание. «Причины внимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте, они и в объекте…; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, - они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту» [11, с.24].

Каждое психическое явление  имеет свои признаки, критерии, по которым  можно определить, присутствует оно  в данный момент у человека, или  нет.

Самая полная типология критериев  внимания приведена у Ю.Б. Гиппенрейтер, которая предложила делать выводы об участии внимания на основе его проявлений в сознании, в поведении и в продуктивной деятельности.

1. Первым по существу  должен быть назван феноменальный критерий - ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания. К данному критерию относится постоянная смена содержаний в "фокусе" сознания: одни явления приходят в поле внимания, а другие уходят. Эти критерии еще называют "субъективными", т.е. представленными только субъекту познания. В этом и проявляется принципиальный недостаток критерия: каждый по-своему понимает степень ясности.

В результате усилия психологов направились на поиски более объективных критериев. Однако феноменальный критерий и теперь остается одним из самых важных при описании явлений внимания.

К объективным критериям относятся:

2. Поведенческие признаки. Еще их  называют внешними реакциями, моторными, вегетативными, обеспечивающими условия лучшего восприятия сигнала. В широком смысле слова эта группа признаков включает все внешние проявления внимания. К ним относятся: поворот головы, фиксация глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции и т.д.

3. Продуктивные критерии внимания характеризуют не столько сам процесс или состояние внимания, сколько его результат. В зависимости от характера деятельности выделяют три критерии внимания:

а) Познавательный критерий: человек лучше воспринимает и понимает то, на что он обратил внимание. То есть повышается качество продукта "внимательного" действия (перцептивного, умственного, моторного) по сравнению с "невнимательным". В случае умственной или перцептивной деятельности этот продукт имеет когнитивный характер. В случае исполнительной деятельности речь идет о качестве внешнего материального результата.

б) Мнемический критерий, который выражается в запоминании материала, находившегося в поле внимания. Очевидно, что лучше запоминается то, на что было обращено наше внимание. И наоборот, то, что не привлекло внимания, вряд ли вспомнится. Этот критерий – не прямой, а побочный продукт любого внимательного действия (если только речь не идет о специальном мнемическом действии).

4. Критерий избирательности – выражается в отграниченности поля ясного сознания от периферии сознания; в возможности активно воспринимать только часть поступающей информации и делать только одно дело; в запоминании только части воспринятых впечатлений [2].

Информация о работе Теоретические основы влияния внимания на эффективность учебной деятельности младших школьников