Теоретические основы влияния внимания на эффективность учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение внимания как основного фактора эффективности учебной деятельности младших школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «младший школьник» как субъект учебной деятельности.
2. Раскрыть теоретические основы изучения внимания младших школьников как эффективного фактора их учебной деятельности.
3. Провести практическое исследование уровня развития внимания и его влияния на учебную деятельность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы влияния внимания на эффективность учебной деятельности младших школьников…………………………………...6
1.1 Понятие внимания, виды и свойства………………………………….6
1.2. Формирование внимания в процессе учебной деятельности
младших школьников……………………………………………………...15
ГЛАВА 2. Исследование особенностей внимания младших школьников и их влияния на эффективность учебной деятельности……………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 106.38 Кб (Скачать файл)

Каждому учащемуся выдается по 2 карточки под номером 1 и по 2 карточки под номером 2 с набором цифр в два ряда. Обследование проводится в два этапа На первом этапе - заполнить карточки первым способом за фиксированное время. На втором этапе - заполнить те же карточки по второму способу за фиксированное время.

Результат заполнения карточек оценивается по трехбалльной системе: 1 балл – низкий уровень, 2 балла – средний уровень, 3 балла – высокий уровень. Каждый ученик в результате выполнения данного задания также получает по 4 оценки, которые заносятся в таблицу под номерами 5, 6, 7, 8.

Методика 3. Изучение объема внимания.

Исследование проводится с помощью специально подготовленных тестовых бланков: 6 таблиц 4x4, содержащие различное количество овалов.

Ученикам показывают карточки по очереди, причем одну и  туже карточку  два раза через  короткий промежуток времени (около 1 секунды)  показ начинается с карточек, которые содержат минимальное количество овалов. После двухразового показа одной карточки школьники отмечают на аналогичном пустом бланке расположение овалов. На воспроизведение карточки дается 15 секунд.

Результат заполнения карточек оценивается по трехбалльной системе: 1 балл – низкий уровень, 2 балла – средний уровень, 3 балла – высокий уровень

Каждый ученик в результате выполнения данного задания также получает по 4 оценки, которые заносятся в таблицу под номерами заданий 9,10,11,12.

Результаты предварительного исследования показаны в таблице (Приложение 2) (С- средний уровень, Н – низкий уровень, В – высокий уровень). Данные таблицы свидетельствуют о том, что в контрольной и экспериментальной группах, соотношение между детьми по уровню развития внимания детей примерно одинаково.

 




Полученные результаты обобщим в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни  развития внимания (констатирующий эксперимент)

Уровень

Группа

Контрольная

Экспериментальная

Высокий

-

-

Средний

70%

60%

Низкий

30%

40%


 

Наглядно уровень  развития внимания (констатирующий эксперимент) показан на рисунке 2.

 

Рисунок 2 . Уровень развития внимания (констатирующий срез)

На  основе предварительного эксперимента определили, что у детей недостаточно развиты устойчивость, концентрация, переключаемость и объем внимания.

Для развития свойств внимания были проведены  интегрированные занятия, после  которых проведено вторичное исследование в группах по данным методикам.

В 2в классе целенаправленной работы по развитию внимания не велось, в 2г классе эта работа проводилась.

Результаты вторичного исследования уровня внимания по тем же параметрам и показателям показаны в таблицу 2.3.

Сравнительный анализ обеих  групп показал, что у детей  экспериментальной группы в ходе исследования значительно повысился уровень внимания и по показателям он выше, чем у учеников контрольной группы. Полученные результаты обобщены в таблице (Приложение 2).

Таблица 2

 Уровни развития  внимания детей (контрольный эксперимент)

Уровень

Группа

Контрольная

Контрольная

Высокий

0

10

Средний

70

70

Низкий

30

20


 

Рисунок 3. Уровень развития внимания (контрольный срез)

Таким образом, в результате эксперимента у детей повысился уровень внимания в результате проводимых систематических занятий в экспериментальной группе, в контрольной остался на том же уровне. Оценки школьников экспериментальной группы также повысились, наглядно это показано на рисунке 4.

 

 

Рисунок 4. Средний балл школьников

Средний балл оценок по предметам младших школьников повысился на 4,5% с 3,0 до 3,135 (приложение В).

Исходя из анализа опытно-экспериментальной  работы, можно прийти к выводу, что  гипотеза о том, что младший школьный возраст является  сенситивным для развития произвольного внимания и целенаправленное психолого-педагогическое воздействие способно повысить уровень его развития, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ психологической  литературы свидетельствует, что внимание является одним из важнейших условий  успешности любой деятельности и  полноценного протекания психических  процессов. Были выделены свойства, виды, критерии наличия внимания. Произвольное внимание – это вид внимания, развитие которого обусловлено не биологическими, а социальными факторами. Под влиянием волевых усилий школьник учится выполнять то, что ему неинтересно.

Однако в этом возрасте значительно лучше развито у  детей непроизвольное внимание. Все  новое, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников. Поэтому  дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные. У младших  школьников часто возникает рассеянность при однообразной и малопривлекательной  для них работе. Свойства внимания развиты хуже, чем у взрослых. Но эти недостатки можно преодолеть, если соблюдать определенные условия  – использовать мыслительные приемы при работе с материалом, развивать  учебную мотивацию, рационально  организовывать деятельность детей  на уроке, смена видов деятельности.

Учителю важно понимать зависимость  успеваемости по отдельным предметам  от уровня развития свойств внимания. Для оценки проблем с произвольным вниманием у школьников существуют методики по диагностике внимания. Определив уровень развития свойств внимания, учитель может применять игры и упражнения для коррекции внимания, создавая из них развивающие программы. Учитель также может использовать игры для формирования произвольного внимания на уроке, совмещая их с учебным материалом.

Проведена опытно-экспериментальная работа по развитию внимания и его свойств – устойчивости, концентрации, переключаемости и объему, которая доказывает, что внимание является основным фактором учебной деятельности младших школьников.

Проведены эксперименты в двух вторых классах – контрольном и экспериментальном: констатирующий и контрольный. При этом в обе группы входили младшие школьники – «троечники». После проведения специальных систематических занятий по развитию внимания в экспериментальной группе у школьников повысился средний бал оценок по предметам.

При равных условиях на начальном  этапе формирования эксперимента уровень  развития внимания детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности комплекса методов и приемов работы педагога, приведенных в дипломной работе по развитию внимания младших школьников. Процент детей с повысившемся уровнем внимания увеличился на десять процентов. Соответственно в контрольном классе параметры остались на прежнем уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ананьев Б.Г. Человек  как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.  288 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1998. С. 249
  3. Вейн А.М. Внимание человека. – М.: Просвещение, 2003. – 162 с.
  4. Волков Б.С. Психология младшего школьника. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.
  5. Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. —1008 с.
  6. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1992. - № 3-4.
  7. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание.- М., 2001.
  8. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении» М., 1990.
  9. Истомина З.М. Развитие внимания. – М.: Просвещение, 1998. – 120 с.
  10. Маpютина Г.М., Мешкова Т.А., Гавpиш Н.В. О связи свойств внимания и успеваемости учащихся вторых классов. // Вопросы психологии. 1988. N3. С.36-43.
  11. Немов Р.С. Психология Ч.3 –М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003.-640с.(21)
  12. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/под ред. И.В.Дубровиной. –М.: Издательский центр "Академия", 2009.-160с.
  13. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2000, с. 204.
  14. Психология: словарь /под ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. – 424с.
  15. Развиваем внимание./сост. И.Шагинов.- М.: Мой мир, 2007, с.50-51
  16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, Кн. 1., 2002. — 384 с.
  17. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Том 2. – М., 1939. – с. 388.
  18. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. — Рига, 2007. — 196 с.
  19. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. — Р.-на-Д.: Феникс, 2003. — 448 с.
  20. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Просвещение, 1974. — 198 с.
  21. http://world102.narod.ru/predky/text4.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Cредний годовой балл до и после проведения эксперимента

Группа

Имя ребенка

Средний балл

До исследования

После исследования

контрольная

1. Настя Д.

3,0

3,0

2. Вика К.

3,0

3,0

3. Дима К.

3,0

3,0

4. Женя Н.

3,0

3,0

5. Ваня Ч.

3,0

3,0

6. Настя К.

3,0

3,0

7. Катя Ц.

3,0

3,0

8. Настя Ц.

3,0

3,0

9. Инна Ш.

3,0

3,0

10. Настя Б.

3,0

3,0

Среднее

3,0

3,0

экспериментальная

1. Рома В.

3,0

3,1

2. Андрей К.

3,0

3,3

3. Максим С.

3,0

3,0

4. Ярослав Г.

3,0

3,3

5. Ира Б.

3,0

3,1

6. Ваня В.

3,0

3,1

7. Ваня К.

3,0

3,0

8. Валя М.

3,0

3,15

9. Вадим Ш.

3,0

3,1

10. Вера А.

3,0

3,2

 

Среднее

3,0

3,135


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Результаты  диагностики уровня внимания (констатирующий эксперимент)

Группы

Имя ребенка

Номер задания

Ср. арифм.

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

контрольная

1. Настя Д.

2,

1

3

1

1

2

2

2

2

1

3

1

1,8

С

2. Вика К.

2

2,

3

2

1

2

2

2

3

2

3

1

2,2

С

3. Дима К.

1

2

3

2

2

2

2

2

3

1

2

1

1,9

С

4. Женя Н.

1

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1

1,4

Н

5. Ваня Ч.

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

1,3

Н

6. Настя К.

1

1

2

1

1

1

1

2

2

1

2

1

1,4

Н

7. Катя Ц.

2

1

2

1

1

2

2

2

2

2

2

1

1.7

С

8. Настя Ц.

2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

2

1

1,8

С

9. Инна Ш.

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

1

1,8

С

10. Настя Б.

1

2

2

1,5

1,5

2

2

2

2

1

3

2

1,8

С

Ср. арифм.

1,55

1,75

2,1

1,35

1,35

1,85

1,8

2

2,1

1,4

2,25

1,4

   

Уровень

С

С

С

Н

Н

С

С

С

С

Н

С

Н

   

экспериментальная

1. Рома В.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1,5

1

1,25

Н

2. Андрей К.

2,5

2

2

2

2

2,5

2

2

2

2

3

2

2

С

3. Максим С.

3

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

2

2,42

С

4. Ярослав Г.

2

1,5

1

1

1

1,5

1,5

1,5

2

1

2

1,5

1,46

С

5. Ира Б.

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

1,5

1

2

1

1,46

С

6. Ваня В.

3

2

2

2

2

2,5

2,5

2

2

1,5

2

1,5

2,08

С

7. Ваня К.

1

1,5

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1,5

1

1,3

Н

8. Валя М.

2

1

2

2

2

2,5

2

2

1,5

1,5

2

2

1,9

С

Продолжение таблицы 2.1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

9. Вадим Ш.

1,5

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1,5

1

1,3

Н

10. Вера А.

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1,5

1

1,25

Н

Ср. арифм.

1,8

1,35

1,6

1,6

1,6

1,85

1,9

1,75

1,7

1,3

2

1,4

   

Уровень

С

Н

С

С

С

С

С

С

С

Н

С

Н

   

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Результаты  исследования развития внимания (контрольный эксперимент)

Группы

Имя ребенка

Номер задания

Ср. арифм.

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

контрольная

1. Настя Д.

2,5

1,5

3

1

1

2

2

2

2

1

3

1,5

1,9

С

2. Вика К.

2

2,5

3

1,5

1,5

2

2

2

3

2

3

1,5

2,2

С

3. Дима К.

1,5

2

3

2

2

2

2

2

3

1,5

2

1,5

1,9

С

4. Женя Н.

1

2

1

1,5

2

1,5

1,5

2

2

1

2

1

1,54

С

5. Ваня Ч.

1

1

1,5

1

2

1,5

1,5

2

2

1

1,5

1

1,4

Н

6. Настя К.

1

1,5

2

1

1

1,5

1,5

2

2

1

2

1

1,46

Н

7. Катя Ц.

2

1,5

2

2

1

2

2

2

1,5

2

2

1,5

1.8

С

8. Настя Ц.

1,5

2

2

1,5

1,5

2

2

2

2

2

2

1,5

1,8

С

9. Инна Ш.

2

2

1,5

2

2

2

1,5

2

1,5

1,5

2

1,5

1,8

С

10. Настя Б.

1

2

2

1,5

1,5

2

2

2

2

1

3

2

1,8

С

Ср. арифм.

1,55

1,8

2,1

1,5

1,55

1,85

1,8

2

2,1

1,4

2,25

1,4

   

Уровень

С

С

С

Н

С

С

С

С

С

Н

С

Н

   

экспериментальная

1. Рома В.

1

1

1,5

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1,5

1,5

1,29

Н

2. Андрей К.

2,5

2

2

2

2

2,5

2

2

2,5

2

3

2

2,38

С

3. Максим С.

3

2

3

2,5

2

2,5

3

2

3

2,5

3

2

2,54

В

4. Ярослав Г.

2

1,5

1

1,5

1

1,5

1,5

1,5

2

1

2

1,5

1,51

С

Продолжение таблицы 2.3

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

5. Ира Б.

1

1

1,5

1,5

2

1,5

2

2

1,5

1

2

1,5

1,54

С

6. Ваня В.

3

2

2

2

2

2,5

2,5

2

2

1,5

2

1,5

2,08

С

7. Ваня К.

1

1,5

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1,5

1,5

1,38

Н

8. Валя М.

2

1,5

2

2

2

2,5

2

2

1,5

1,5

2

2

1,92

С

9. Вадим Ш.

2

1

1,5

2

1,5

2

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1,54

С

10. Вера А.

1

1,5

1,5

1,5

2

1,5

1,5

2

1,5

1,5

1,5

1,5

1,54

С

Ср. арифм.

1,85

1,45

1,7

1,75

1,7

1,95

1,9

1,8

1,85

1,45

2

1,6

   

Уровень

С

Н

С

С

С

С

С

С

С

Н

С

С

   

Информация о работе Теоретические основы влияния внимания на эффективность учебной деятельности младших школьников