Теоретические основы влияния внимания на эффективность учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение внимания как основного фактора эффективности учебной деятельности младших школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «младший школьник» как субъект учебной деятельности.
2. Раскрыть теоретические основы изучения внимания младших школьников как эффективного фактора их учебной деятельности.
3. Провести практическое исследование уровня развития внимания и его влияния на учебную деятельность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы влияния внимания на эффективность учебной деятельности младших школьников…………………………………...6
1.1 Понятие внимания, виды и свойства………………………………….6
1.2. Формирование внимания в процессе учебной деятельности
младших школьников……………………………………………………...15
ГЛАВА 2. Исследование особенностей внимания младших школьников и их влияния на эффективность учебной деятельности……………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 106.38 Кб (Скачать файл)

Концентрация внимания у  младших школьников может быть весьма большой только по отношению к  особенно интересному предмету или  явлению. Слушая яркий, живой рассказ  учителя, дети могут не заметить звонка с урока. Концентрация внимания возрастает, если дети выполняют творческую работу.

Н.Ф.Добрынин установил, что  устойчивость и концентрация внимания школьников возрастает при использовании  разных видов мыслительной деятельности. Анализ, сравнение, выделение главных  признаков, классификация предметов  требуют глубокого сосредоточения внимания. Необходимо четкое понимание  учащимися учебного материала.

Л.С. Выготский считал, что надо так педагогически организовать урок, так соотнести материал с колебаниями внимания, «чтобы на моменты подъема силы внимания приходились наиболее ударные и важные места, а с моментами падения волны внимания совпадали наименее важные части изложения»[5, c. 68].

Младшие школьники плохо  распределяют внимание, у них нет  автоматических умений, поэтому им сложно одновременно выполнять два  дела. Но Н.Ф.Добрынин установил, что  распределение внимания очень быстро развивается в процессе обучения, поэтому уже к III классу многие дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за чистотою письма, и за позой при работе. Они слышат указания учителя, не прекращая работы.

Произвольное внимание –  один из главных факторов успеваемости. Исследуя связь свойств внимания и успеваемости, Т.М. Марютина [10] установила, что хорошо развитое и продолжающее совершенствоваться произвольное внимание может и не оказывать существенного влияния на успеваемость. Успешность в обучении отдельным предметам определяют разные свойства внимания. При исследовании учеников с развитым произвольным вниманием были получены такие данные.

При овладении математикой  была установлена особая роль объема и устойчивости и распределения  внимания. Однако выяснилось, что часто  дети с хорошей устойчивостью  внимания на уроке обнаруживают слабые способности в математике. При  усвоении русского языка особое значение имеют распределение внимания, так  как ребенок должен одновременно выполнять несколько действий, и  его объем. Овладение чтением  связано с устойчивостью внимания.

Очень важным для организации  внимания является умение учителя внести известную эмоциональную насыщенность, так мотивировать ребенка на выполнение задания, чтобы оно возбудило  интерес. Также необходимо, чтобы  задания были доступны, но не слишком  легкие для учащихся, тогда они  могут почувствовать свою успешность в учении.

Проблема формирования внимания в процессе учебной деятельности поднималась в трудах многих отечественных  психологов.

Н.Ф. Добрынин считал важнейшим  средствам развития произвольного  внимания не просто деятельность, а  осознание значимости ее для личности человека и важности внимания для  выполнения деятельности. Это показывает, что внимание тесно связано с  мотивацией ребенка. Ученый предлагал  воспитывать внимание путем воспитания личности, особенно через развитие интересов и познавательных процессов  школьника.

Чудинова Е.В.  [18] выделяла такие средства развития внимания школьника в учебной деятельности: момент начала урока, увязывание нового материала с уже усвоенным, варьирование упражнений на закрепление материала, включение всех учащихся в работу. Например, во время урока, когда учитель просит одного ученика читать вслух, следует дать остальным детям задание следить за интонацией, произношением читающего. В этом случае дети проявляют умственную и двигательную активность, и их внимание не отвлекается.

Таким образом, идеи, высказанные  в работах данных психологов, сводятся к тому, что воспитание внимания осуществляется всеми условиями  жизни ребенка в семье и  в школе, происходит через организацию  общей системы в процессе обучения и воспитания.

Б.Г. Ананьев полагал, что  для воспитания внимания играет огромную роль сознательное отношение к знаниям  ребенка, воспитание воли, твердости  характера. Также он отмечал особо  важное значение для сохранения устойчивого  внимания некоторых моментов в ходе урока. К ним относятся: понятность и живость изложения материала, наглядность учения, некоторые упражнения, например, на нахождения ошибок в каком-то интересном для школьника тексте.

Для усвоения любого учебного материала необходимо внимание. Как выразился Ушинский, внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира» [17]. Если учителю не удается добиться внимания учащимся класса к тому, что он объясняет на уроке, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающему картину людям, повернувшимся к ней спиной.

Часто жалобы учащихся на то, что им «трудно понять», «трудно  запомнить», говорят не о слабости, сообразительности и памяти, а  не о недостатках внимания. Внимание – необходимое условие для дисциплинированности, организованности умственной работы, и чем раньше ученики поймут его значение, тем скорее они овладеют этим «рабочим состоянием сознания» [19, с. 122].

Учителям весьма важно правильно определять, внимателен ученик или нет. Часто о внимании говорит внешний ученика: поза, выражение лица, мимика, в особенности концентрированный и живой взгляд. Показателями невнимательности служат «расхлябанная» поза ученика, не мобилизовавшего себя на работу, взгляд безучастный или направленный на что-либо постороннее.

Но по внешнему облику ученика не всегда можно определить, насколько этот ученик внимателен. Например, встречаются очень подвижные  учащиеся не спокойно ведущие себя отчасти в силу своего сангвинического  темперамента и в то же время умеющие  поддерживать свое внимание во время  объяснения учителя. Ест ученики, мимика которых как будто свидетельствует  о концентрации внимания, а между  тем, эти ученики думают о чем-то постороннем. Чтобы проверит, внимательны  ли учащиеся, учитель задает им вопросы  по ходу объяснения нового материала.

Если невнимательность учеников на уроке является массовой, то причину ее следует искать главным  образом в недостатках преподавания: трудности, сухости изложения. Ученики  иногда говорят, что они «не могут  слушать» такого-то учителя, так как  он объясняет новый материал непонятно  или монотонно. Если учитель, не учитывая трудности темы урока, не примет мер, чтобы раскрыть ее живо и достаточно ясно, внимание учеников будет отвлекаться, так как они убеждаются в его  бесцельности.

Очень важно также  учителю своевременно подмечать, когда  внимание учащихся ослабляется: при  объяснении урока, во время опроса или  на практических занятиях. Установив  это, учитель вскрывает недостатки своей работы, мешающие учащимся быть внимательными.

Чаще наблюдаются  случаи, когда невнимательны в  классе только отдельные ученики. Здесь  также необходимо разобраться, одни и те же ученики невнимательны  или разные. Если обычно внимательный ученик на данном уроке проявляет  рассеянность, то причина может быть или в учителе, упустившем из своего поля зрения этого ученика, или в  самом ученике, в его болезненном  состоянии, утомлении, каких-либо событиях его жизни, отвлекающих от учения. Выяснение причины рассеянности ученика поможет учителю ее устранить или по меньшей мере снизить ее влияние настолько, чтобы она не мешала быть ему внимательным.

Наконец, часто  своей невнимательностью выделяются немногие, но одни и те же учащиеся. Опытные учителя умеют предупреждать  развитие невнимательности, которая  может сделаться отрицательной  чертой характера ученика. Иногда способные  ученики недостаточно внимательны  на уроках потому, что усвоение учебного материала дается им легко, как они  сами иногда выражаются, им на уроках «делать  нечего». Таким учащимся полезно  давать дополнительную работу, иначе  они будут скучать, отвлекаться  от дела и нарушать дисциплину.

Привычная невнимательность наблюдается у учеников, которым  учение дается с большим трудом, которые по тем или иным причинам не верят в успех своей работы. Таких учеников надо поощрять при  удачных ответах, а также помочь им повысить успеваемость, организуя  для них дополнительные занятия.

Надо учителям также не упускать из виду, что внимание труднее дается учащимся с недостатками зрения (близоруким) и слуха (тугоухим), страдающим головными болями и другими  хроническими болезнями. В таких  случаях требуется помощь врача.

Учебная работа требует  различных видов внимания. Но не надо представлять дело так, как будто  бы существует несколько независимых  друг от друга «способностей» внимания. Когда в педагогической психологии речь идет о видах внимания, это  значит, что ставится вопрос об умении учащихся управлять своим вниманием, по своего рода приемах организации  своего внимания в зависимости от различных задач, которые ставятся перед учениками.

Четкое, ясное  восприятие учебного материала может  происходить иногда при непроизвольном внимании учащихся, которое прежде всего привлекается особенностями  предмета: величиной, яркостью, резкостью, новизной, необычностью, изменчивостью, а также интересностью для ученика. Такое внимание не требует усилий от учащихся, так как их как бы «захватывает» предмет, «вытесняя» все другие впечатления, и хотя бы временно организует сознание учащихся. Даже самые невнимательные на уроке учащиеся невольно слушают с вниманием интересный рассказ учителя или рассматривают яркую, красочную картину, или усваивают учебный материал вовремя лабораторного занятия.

 

ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ 1

Таким образом, внимание делает эффективной психическую деятельность человека. Очень велико значение внимания для процесса обучения.

Младший школьный возраст  сензитивен для развития произвольного  внимания. Это происходит, если учитель  ставит перед учащимися цель сосредоточиться на задании.

У младших школьников произвольное внимание неустойчиво, велика рассеянность, плохо развито переключение. Однако при соблюдении учителем ряда условий  в учебной деятельности все эти  недостатки можно исправить. Главные, на наш взгляд, условия – использование  мыслительных приемов в учебном  процессе, развитие учебной мотивации, рациональная организация деятельности на уроке. Соблюдение дидактических  принципов также значимо для  развития внимательности. Важным средством  формирования произвольного внимания являются специальные методики, игры, упражнения. Они позволяют в непринужденной атмосфере развивать внимание, интересны  детям.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Исследование проводилось во вторых классах средней школы № 28  г. Новосибирска. В нем участвовало 20 человек, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Группы были сформированы из учащихся, которые отличались неусидчивостью, невнимательностью и имели по всем предметам оценки «удовлетворительно», средний годовой балл до эксперимента и после проведения эксперимента приведен в приложении 1.

Свойства внимания второклассников  были исследованы с помощью трех методик: теста Бурдона, методики на переключаемость и методики на выявление  объема внимания.

Каждая из этих характеристик  может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная  оценка внимания в целом. Для диагностики  перечисленных характеристик внимания использовались различные методические приемы. В заключение исследования была выведена общая, интегральная оценка уровня развития внимания школьников.

В исследовании моделировалось обучение, непосредственно направленное на повышение уровня внимания. Исследование было построено в виде естественного обучающего эксперимента, в котором школьники включаются в ситуации, рассчитанные повышение уровня внимания.

Эксперимент включал три  этапа: предварительный, основной и  подведение итогов. На предварительном  этапе было проведено исследование уровня внимания школьников в настоящий момент. 

На втором этапе исследования в экспериментальном классе были проведены интегрированные занятия на развитие внимания. Затем было проведено новое исследование по данным методикам. На заключительном этапе были подведены итоги исследования.

Методика 1. Изучение свойств  внимания (тест Бурдона): устойчивости и концентрации.

Исследование проводится при помощи специальных тестовых бланков со столбцами расположенных на них в случайном порядке букв (Приложение А). Школьникам предлагается просматривать на бланке ряд за рядом и вычеркивать определенные буквы по сигналу «Начали!», начиная с первого столбца. Через определенный промежуток времени по сигналу «Стоп!» поставить вертикальную черту в том месте, где сейчас работаете. Затем, снова после сигнала «Начали!», продолжить ту же работу дальше уже на втором столбце. Выполнение задания прекращается по команде «Закончили работу». Общая продолжительность работы – 4 минут. Работа детей останавливается с интервалом в одну минуту, то есть 4 раза.

Результат вычеркивания букв оценивается по трехбалльной системе: 1 балл – низкий уровень, 2 балла – средний уровень, 3 балла – высокий уровень. Каждый ученик в результате выполнения данного задания получает по 4 оценки, которые заносятся в таблицу под номерами заданий 1, 2, 3, 4.

Методика 2. Изучение переключаемости  внимания.

Исследование проводится при помощи специально подготовленных тренировочных и тестовых пары цифр.

Школьникам предлагается в течение некоторого фиксированного времени сложить два однозначных числа, разными способами. Первый способ: сложить верхнее и нижнее числа, к их сумме прибавить единицу и результат записать рядом с верхним.

Второй способ: сложить верхнее и нижнее числа (как при первом способе), но из этой суммы вычесть единицу и результат записать рядом с нижним числом.

Информация о работе Теоретические основы влияния внимания на эффективность учебной деятельности младших школьников