Теоретические основы влияния внимания на эффективность учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение внимания как основного фактора эффективности учебной деятельности младших школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «младший школьник» как субъект учебной деятельности.
2. Раскрыть теоретические основы изучения внимания младших школьников как эффективного фактора их учебной деятельности.
3. Провести практическое исследование уровня развития внимания и его влияния на учебную деятельность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы влияния внимания на эффективность учебной деятельности младших школьников…………………………………...6
1.1 Понятие внимания, виды и свойства………………………………….6
1.2. Формирование внимания в процессе учебной деятельности
младших школьников……………………………………………………...15
ГЛАВА 2. Исследование особенностей внимания младших школьников и их влияния на эффективность учебной деятельности……………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 106.38 Кб (Скачать файл)

При установлении участия  внимания в том или ином действии эти группы критериев должны применяться  не по одному, а в совокупности: чем  больше критериев будет учтено, тем  вернее окажется вывод.

Выделяют следующие  функции внимания:

  • отбор значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности воздействий и игнорирование (торможение) других, несущественных, побочных, конкурирующих воздействий;
  • удержание (сохранение) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель;
  • регуляция и контроль протекания деятельности [11].

Н.Ф.Добрынин рассматривал внимание как проявление активности личности и выделял несколько подвидов непроизвольного внимания в зависимости  от степени активности субъекта.

1. Вынужденное внимание  определяется, прежде всего, чрезвычайно  сильными, интенсивными раздражителями. Громкий звук, яркий свет неизбежно  привлекают наше внимание. При  этом важна не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя.

Новизна, контрасты, величина, внезапность стимула также вызывают вынужденное внимание. Если учитель  придет в класс в новой яркой  одежде, то на этот факт ученики обязательно  обратят внимание. Огромное пятно  на стене, хотя и не очень яркое, приковывает  наше внимание. Длительность, прерывистость  действия объекта также может  привлечь наше внимание.

Наконец, мы скорее обратим  внимание на движущийся предмет, чем  на неподвижный. Активность субъекта здесь  минимальна, она сводится к тому, что у людей разные пороги восприятия.

Поэтому раздражитель, на который  обратит внимание один человек, для  другого останется незамеченным.

2. Внимание, которое вызывается  соответствием раздражения нашему  внутреннему состоянию, ситуации, потребностям, можно назвать невольным.  Оно возникает, «когда мы замечаем  то или другое явление вследствие  того, что оно так или иначе  затрагивает наши чувства, что  оно поддерживает или противоречит  нашему желанию, нашим влечениям» [12, c. 42].

Так, сытый и голодный человек  будут по-разному реагировать  на разговор о пище. Также этот подвид внимания связан с полом, возрастом  человека, его социальной группой. Например, юноша скорее всего на пляже обратит  свой взор на миловидную девушку.

На степень невольного внимания большое влияние оказывает  состояние человека. При переутомлении  внимание к окружающему притупляется. Вклад личности здесь повышается, так как невольное внимание зависит от нашей личности.

3. Привычное внимание тесно  связано с нашим прежним прижизненным  опытом, а также с профессией  и интересами человека. Именно  поэтому, идя по одной и той  же улице, дворник обратит внимание  на мусор, архитектор или художник - на красоту здания. Уровень активности  гораздо выше, чем при вынужденном,  или невольном внимании. Но и  здесь активность зависит от  прошлого опыта, образов памяти.

Произвольное внимание качественно  отличается от непроизвольного, так  как оно соответствует нашим  целям и связано с волевой  регуляцией деятельности. Эта форма  внимания возникла у человека в ходе его трудовой деятельности в процессе эволюции.

Поэтому в онтогенезе причины  произвольного внимания не биологические, а социальные: оно формируется  только при общении со взрослыми. Произвольное внимание, как и непроизвольное связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека, но связь  эта опосредована целями деятельности.

Н.Ф.Добрынин выделяет две  разновидности произвольного внимания, которые различаются по типу поставленной цели:

1. Собственно произвольное  внимание проявляется, когда человек  своей волей сосредотачивается  на выполнении скучной работы, требующей неотрывного внимания.

2. Произвольное внимание  становится волевым вниманием  в ситуации конфликта между  избранным видом деятельности  и объектами внимания непроизвольного.  Наиболее часто волевое внимание  возникает, при действии сильных  отвлекающих помех, препятствующих  основной деятельности, например, при  решении задачи по математике  под звуки радио.

По мнению Н.Ф.Добрынина  и других исследователей существует особый вид внимания, который не сводится ни к непроизвольному, ни к  произвольному вниманию.

В начале работы, например, чтения трудной книги, такое внимание требует  волевых усилий, но чем больше мы вчитываемся в книгу, тем больше она начинает увлекать сама собой, и  для нас становится интересным содержание книги. В этом виде внимания активность личности проявляется а высшей мере, так как в нем совмещается  сознательно поставленная цель деятельности и интерес к ней.

Эта новая форма внимания имеет большое педагогическое значение. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным [7].

В отечественной психологии принято выделять следующие свойства внимания: статические (концентрация, устойчивость, объем) и динамические (распределение и переключение).

Концентрация  внимания (в противовес его рассеянности) - это наличие связи с определенным объектом, она выражает интенсивную  сосредоточенность на нем. Такое  состояние повышает ясность и  отчетливость восприятия объектов. При  сильной концентрации все остальное  не замечается человеком.

Устойчивость  внимания определяется длительностью, в течение которой человек  сохраняет концентрацию внимания на объекте, не отвлекаясь на другие. Сохранение концентрации внимания обусловлена, во-первых, мерой трудности, понятности материала, во-вторых, индивидуальными физиологическими особенностями человека; в-третьих, степенью его интереса к данному  материалу.

Внимание неизбежно подвержено периодическим невольным колебаниям. Самым важным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно  сосредоточено, новые стороны и  связи. Это возможно, если человек  действует с материалом. Поэтому  на уроке необходимо менять виды деятельности детей, учить их анализировать объект, а также не просто устно объяснять  материал, а включать его в практическое применение учащихся.

Объем внимания – это количество предметов, которое охватывает внимание.

У взрослого человека объем внимания равен в среднем примерно до 4-6 объектам, у ребенка он составляет не более 2 - 3 объектов. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых объектов.

Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта  человека. Хотя считается, что концентрация внимания обратно пропорциональна  его объему, эта предпосылка не всегда верна. «Когда в поле внимания включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, его расширение может не только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить ее» [16, c. 23].

Переключение внимания –  это сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой, способность  быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания зависит от темперамента, а также от соотношения интереса к предшествующей и последующей  деятельности. Чем увлекательнее  деятельность, тем легче на нее  переключиться, и наоборот.

Распределение внимания –  это способность одновременно выполнять  два или более видов деятельности. «Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них  из поля своего внимания» [13, c. 204].

Распределение зависит как  от характера совмещаемых видов  деятельности, так и от степени  их сложности и интересности для  человека. Главное условие одновременного выполнения разных видов деятельности – это то, что один из них должен быть полностью автоматизированным и не требовать внимания.

Свойства  внимания показаны на рисунке 1.

Рисунок 1.Свойства внимания

 

1.2. Формирование  внимания в процессе учебной деятельности младших школьников

 

Для педагога важно понимать не только суть самого процесса внимания, но и генезис его формирования у ребенка.

Развитие внимания у детей проходит постепенно. В  младшем дошкольном возрасте преобладает  непроизвольное внимание. Характерная  черта внимания детей младшего дошкольного  возраста – значительная отвлекаемость. Ребенка легко отвлечь яркой  игрушкой, разговором. Однако чем сильнее  выражен интерес к объекту, тем  устойчивее непроизвольное внимание ребенка.

Дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано  с обогащением интересов. По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к  более широкому кругу предметов  и явлений. Он может довольно значительное время рассматривать игрушку, картинки, слушать стихи и сказки, следить  за речью окружающих и своей собственной.

Выполнение детьми ряда поручений, возложенных на них  обязанностей в детском саду и  дома, приучает детей обращать внимание на необходимость достижения той или иной цели, выполнения указаний и требований взрослых. Все это приводит к развитию произвольного внимания.

Как установил Л.С. Выготский, зачатки произвольного внимания возникают у ребенка в раннем детстве [5]. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, схватывая предмет. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. А.Р. Лурия писал, что речь способствует организации внимания, которое благодаря ней становится опосредованным актом и произвольным вниманием в полном смысле этого слова. Влияние речи на внимание у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, которые ставят цель, а затем, по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции, когда цель ставит сам ребенок.

Так как процессы возбуждения  и торможения в коре головного  мозга младшего школьника сменяются  довольно быстро, его внимание отличается легкой переключаемостью и отвлечением. Это определяет довольно сильный  рефлекс ко всему новому. Поэтому  первоклассник легко переключается  на яркие, объекты, но не замечает главного. Но очень скоро ориентировочный  рефлекс становится более широким, ребенок может смотреть на один предмет, не упуская из вида более значимый для него.

Обучение ребенка в  школе, интерес к учебным занятиям – все это способствует быстрому росту непроизвольного внимания. В первые месяцы пребывания в школе  ребенок интересуется всем комплексом новых отношений и характером учебной деятельности. Позже учебные  интересы приобретают избирательный  и познавательный характер, поэтому  дети становятся более внимательными  при одних видах работы, но ведут  себя рассеянно при занятиях другого  рода.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно и невозможно. Против этого выступал еще великий педагог  К.Д.Ушинский, говоря, что не следует  весь учебный процесс основывать исключительно на занимательности. Он, изучая механизм произвольного внимания младших школьников, считал, что «…уже в школе дитя может быть приучаемо фиксировать беглый взгляд на находящимся перед ним предмете; несколько позднее учитель может уже остановить внимание учеников на решении многих цифрах арифметической задачи…» [17, c. 152].

Наблюдения показывают, что у  младших школьников чаще появляется произвольное внимание, связанное с  поставленной учителем задачей. Поэтому  очень важно на уроке специально организовывать внимание учащихся, поставив задачу сосредоточиться на определенном материале, выделить главное в рассказе.

Произвольное внимание у детей  развивается в направлении от выполнения целей, которые ставит учитель, к задачам, поставленным самим учеником. Одним из главных средств развития произвольного внимания является осознание  ответственности младших школьников за усвоение знаний. Это качество побуждает  внимательно выполнять даже самое  неинтересное задание.

Формирование произвольности внимания связано с развитием его свойств. Так как внимание детей неустойчиво, одна из главных проблем в начальной  школе для учителя – рассеянность детей. Рассеянность проявляется в  сильной отвлекаемости и неумении надолго сосредоточиться на чем-то одном.

Выделяют несколько причин рассеянности детей. Прежде всего, к ним относятся  особенности процессов возбуждения  и торможения в мозге младших  школьников, о чем шла речь выше. Часто к рассеянности приводит быстрое  утомление детей. Оно легко возникает  при выполнении трудной, неинтересной работы, перегрузке впечатлениями. Причиной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток.

Суетливое и растерянное поведение  самого учителя может также способно вызвать рассеянность учащихся. Поэтому педагог обязан быть примером сосредоточенности на уроке.

Л.С. Выготский полагал, что  «глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит  своего злейшего врага и не понимает простой истины, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе» [5, c. 150]. Это связано с явлением мнимой невнимательности, когда внешне ученик подвижен, часто меняет позу, сразу выполняет много дел. Но вопросы учителя никогда не застают его врасплох, что говорит о знании им материала.

Информация о работе Теоретические основы влияния внимания на эффективность учебной деятельности младших школьников