Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
Целью работы является изучение внимания как основного фактора эффективности учебной деятельности младших школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «младший школьник» как субъект учебной деятельности.
2. Раскрыть теоретические основы изучения внимания младших школьников как эффективного фактора их учебной деятельности.
3. Провести практическое исследование уровня развития внимания и его влияния на учебную деятельность.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы влияния внимания на эффективность учебной деятельности младших школьников…………………………………...6
1.1 Понятие внимания, виды и свойства………………………………….6
1.2. Формирование внимания в процессе учебной деятельности
младших школьников……………………………………………………...15
ГЛАВА 2. Исследование особенностей внимания младших школьников и их влияния на эффективность учебной деятельности……………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ
При установлении участия внимания в том или ином действии эти группы критериев должны применяться не по одному, а в совокупности: чем больше критериев будет учтено, тем вернее окажется вывод.
Выделяют следующие функции внимания:
Н.Ф.Добрынин рассматривал внимание как проявление активности личности и выделял несколько подвидов непроизвольного внимания в зависимости от степени активности субъекта.
1. Вынужденное внимание
определяется, прежде всего, чрезвычайно
сильными, интенсивными раздражителями.
Громкий звук, яркий свет неизбежно
привлекают наше внимание. При
этом важна не столько
Новизна, контрасты, величина,
внезапность стимула также
Наконец, мы скорее обратим внимание на движущийся предмет, чем на неподвижный. Активность субъекта здесь минимальна, она сводится к тому, что у людей разные пороги восприятия.
Поэтому раздражитель, на который
обратит внимание один человек, для
другого останется
2. Внимание, которое вызывается
соответствием раздражения
Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище. Также этот подвид внимания связан с полом, возрастом человека, его социальной группой. Например, юноша скорее всего на пляже обратит свой взор на миловидную девушку.
На степень невольного внимания большое влияние оказывает состояние человека. При переутомлении внимание к окружающему притупляется. Вклад личности здесь повышается, так как невольное внимание зависит от нашей личности.
3. Привычное внимание тесно
связано с нашим прежним
Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, так как оно соответствует нашим целям и связано с волевой регуляцией деятельности. Эта форма внимания возникла у человека в ходе его трудовой деятельности в процессе эволюции.
Поэтому в онтогенезе причины произвольного внимания не биологические, а социальные: оно формируется только при общении со взрослыми. Произвольное внимание, как и непроизвольное связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека, но связь эта опосредована целями деятельности.
Н.Ф.Добрынин выделяет две
разновидности произвольного
1. Собственно произвольное
внимание проявляется, когда
2. Произвольное внимание
становится волевым вниманием
в ситуации конфликта между
избранным видом деятельности
и объектами внимания
По мнению Н.Ф.Добрынина и других исследователей существует особый вид внимания, который не сводится ни к непроизвольному, ни к произвольному вниманию.
В начале работы, например, чтения трудной книги, такое внимание требует волевых усилий, но чем больше мы вчитываемся в книгу, тем больше она начинает увлекать сама собой, и для нас становится интересным содержание книги. В этом виде внимания активность личности проявляется а высшей мере, так как в нем совмещается сознательно поставленная цель деятельности и интерес к ней.
Эта новая форма внимания имеет большое педагогическое значение. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным [7].
В отечественной психологии
принято выделять следующие свойства
внимания: статические (концентрация,
устойчивость, объем) и динамические
(распределение и переключение)
Концентрация
внимания (в противовес его рассеянности)
- это наличие связи с
Устойчивость
внимания определяется длительностью,
в течение которой человек
сохраняет концентрацию внимания на
объекте, не отвлекаясь на другие. Сохранение
концентрации внимания обусловлена, во-первых,
мерой трудности, понятности материала,
во-вторых, индивидуальными
Внимание неизбежно подвержено
периодическим невольным
Объем внимания – это количество предметов, которое охватывает внимание.
У взрослого человека объем внимания равен в среднем примерно до 4-6 объектам, у ребенка он составляет не более 2 - 3 объектов. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых объектов.
Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. Хотя считается, что концентрация внимания обратно пропорциональна его объему, эта предпосылка не всегда верна. «Когда в поле внимания включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, его расширение может не только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить ее» [16, c. 23].
Переключение внимания – это сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой, способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания зависит от темперамента, а также от соотношения интереса к предшествующей и последующей деятельности. Чем увлекательнее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот.
Распределение внимания –
это способность одновременно выполнять
два или более видов
Распределение зависит как от характера совмещаемых видов деятельности, так и от степени их сложности и интересности для человека. Главное условие одновременного выполнения разных видов деятельности – это то, что один из них должен быть полностью автоматизированным и не требовать внимания.
Свойства внимания показаны на рисунке 1.
Рисунок 1.Свойства внимания
1.2. Формирование внимания в процессе учебной деятельности младших школьников
Для педагога важно понимать не только суть самого процесса внимания, но и генезис его формирования у ребенка.
Развитие внимания у детей проходит постепенно. В младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Характерная черта внимания детей младшего дошкольного возраста – значительная отвлекаемость. Ребенка легко отвлечь яркой игрушкой, разговором. Однако чем сильнее выражен интерес к объекту, тем устойчивее непроизвольное внимание ребенка.
Дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явлений. Он может довольно значительное время рассматривать игрушку, картинки, слушать стихи и сказки, следить за речью окружающих и своей собственной.
Выполнение детьми ряда поручений, возложенных на них обязанностей в детском саду и дома, приучает детей обращать внимание на необходимость достижения той или иной цели, выполнения указаний и требований взрослых. Все это приводит к развитию произвольного внимания.
Как установил Л.С. Выготский, зачатки произвольного внимания возникают у ребенка в раннем детстве [5]. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, схватывая предмет. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. А.Р. Лурия писал, что речь способствует организации внимания, которое благодаря ней становится опосредованным актом и произвольным вниманием в полном смысле этого слова. Влияние речи на внимание у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, которые ставят цель, а затем, по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции, когда цель ставит сам ребенок.
Так как процессы возбуждения
и торможения в коре головного
мозга младшего школьника сменяются
довольно быстро, его внимание отличается
легкой переключаемостью и отвлечением.
Это определяет довольно сильный
рефлекс ко всему новому. Поэтому
первоклассник легко
Обучение ребенка в
школе, интерес к учебным занятиям
– все это способствует быстрому
росту непроизвольного
Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно и невозможно. Против этого выступал еще великий педагог К.Д.Ушинский, говоря, что не следует весь учебный процесс основывать исключительно на занимательности. Он, изучая механизм произвольного внимания младших школьников, считал, что «…уже в школе дитя может быть приучаемо фиксировать беглый взгляд на находящимся перед ним предмете; несколько позднее учитель может уже остановить внимание учеников на решении многих цифрах арифметической задачи…» [17, c. 152].
Наблюдения показывают, что у младших школьников чаще появляется произвольное внимание, связанное с поставленной учителем задачей. Поэтому очень важно на уроке специально организовывать внимание учащихся, поставив задачу сосредоточиться на определенном материале, выделить главное в рассказе.
Произвольное внимание у детей
развивается в направлении от
выполнения целей, которые ставит учитель,
к задачам, поставленным самим учеником.
Одним из главных средств развития
произвольного внимания является осознание
ответственности младших
Формирование произвольности внимания
связано с развитием его
Выделяют несколько причин рассеянности
детей. Прежде всего, к ним относятся
особенности процессов
Суетливое и растерянное поведение самого учителя может также способно вызвать рассеянность учащихся. Поэтому педагог обязан быть примером сосредоточенности на уроке.
Л.С. Выготский полагал, что «глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает простой истины, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе» [5, c. 150]. Это связано с явлением мнимой невнимательности, когда внешне ученик подвижен, часто меняет позу, сразу выполняет много дел. Но вопросы учителя никогда не застают его врасплох, что говорит о знании им материала.