Теоретическое исследование значимости спорта в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в определении места спорта в жизни молодежи.
Объектом данного исследования являются учащиеся II- IV курсов ГОУ ВПО Уфимский государственный авиационный технический университет.
Предметом данного исследования является изучение знаний о спорте опрашиваемых.
Методы исследования
К числу основных методов изучения данной проблемы были отнесены:
1) анализ научной литературы;
2) беседа;
З) анкетирование.
В ходе проведения исследований было опрошено 100 студентов II- IV курсов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..1
Глава 1. Теоретическое исследование значимости спорта
в молодежной среде……………………………………………………………4
1.1. Молодежь как социальная группа………………………………………..4
1.2. Спорт: определение, виды, функции…………………………………….9
Глава 2. Организация исследования…………………………………………14
2.1. Анкетирование……………………………………………………………14
2.2.Математико-статистическая обработка результатов исследования
и обсуждение результатов исследования…...................................................19
Заключение …………………………………………………………………...32
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 851.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение………………………………………………………………………..1

Глава 1. Теоретическое исследование значимости спорта

в молодежной среде……………………………………………………………4

1.1. Молодежь как социальная группа………………………………………..4

1.2. Спорт: определение, виды, функции…………………………………….9

Глава 2. Организация исследования…………………………………………14

2.1. Анкетирование……………………………………………………………14

2.2.Математико-статистическая обработка результатов исследования

и обсуждение результатов исследования…...................................................19

Заключение …………………………………………………………………...32

Список литературы……………………………………………………………35

Приложение………………………………………………………………..….37


Введение

 

Актуальность исследования. За молодежью будущее нашей страны, и именно от нее зависит, в какой именно стране мы будем жить спустя годы.

Спорт – это средство, которое позволяет развиваться физически и духовно, достигать новых вершин и самоутвердиться в жизни. Считаю, что понятия «молодежь» и «спорт» не просто взаимосвязаны, они существуют в единой параллели.

Начинается развитие каждого человека, прежде всего с семьи – когда родители, поняв, что ребенок имеет способности и интерес к какому-либо виду спорта, начинают возить его в спортивную секцию. Но сын или дочь, после окончания школы поступив в институт, часто бросает заниматься спортом, но так быть не должно. Важно помогать молодому человеку двигаться дальше, не отходить от своей цели, и быть может, уже через несколько лет, в нашей стране появится новый олимпийский чемпион, а прежде в него должны вложить душу не один десяток человек, объединенных общей идеей – развитием спорта для молодежи и развитие молодежи в спорте.

В советские годы спорт и физическая культура очень ценились. Как сказал А. В. Луначарский, «Спорт формирует культуру оптимизма, культуру бодрости». Не было ни одного человека, который бы не смог перечислить десятка спортсменов – победителей олимпиад. Именно вера и любовь народа могла подталкивать на всё новые и новые рекорды наших медалистов.

А как же сейчас молодые люди относятся к спорту? Знают ли и интересуются  достижениями наших спортсменов? Так же гордятся нашими чемпионами?

В современной методологической литературе указывают, как правило, на существование трёх основных методов сбора первичной социологической  информации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа документов и метод опроса. Я с помощью методом опроса – анкетирования хотела бы найти ответы на эти вопросы.

Степень научной разработанности. Анализ научной литературы показал, что данная проблема нашла свое отражение в ряде публикаций. Следует обратить внимание на работу А. Ядова  «Социологическое исследование: методология, программа, методы», где подробно описываются виды исследования. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. «Молодёжь России».

Цель данного исследования заключается в определении места спорта в жизни молодежи.

Объектом данного исследования являются учащиеся II- IV курсов ГОУ ВПО Уфимский государственный авиационный технический университет.

Предметом данного исследования является изучение знаний о спорте опрашиваемых.

Методы исследования

К числу основных методов изучения данной проблемы были отнесены:

1) анализ научной литературы;

2) беседа;

З) анкетирование.

В ходе проведения исследований было опрошено 100 студентов II- IV курсов.

Задачи курсовой:

                  Дать общую характеристику молодежи;

                  Дать определение спорта;

                  Описать метод исследования курсовой;

                  Дать математико-статистическую обработку результатов исследования;

                  Описание результатов исследование;

                  Сделать выводы.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Содержание работы изложено на 38 страниц текста. Список литературы насчитывает 22 наименований.


Глава 1. Теоретическое исследование значимости спорта в молодежной среде. 

1.1. Молодежь как социальная группа

 

Молодёжь — в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским:

«Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции».

Иное и более детализированное определение было дано И. С. Коном: Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Именно это определение впоследствии стало основным в отечественной социологии молодёжи:

«Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

     Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития.

1) Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.

2) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования.

3) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура. 

Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.

Молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская – городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре. 

Социальные проблемы молодежи представляют одно из наиболее активно разрабатываемых направлений мировой социо­логической науки, особенно с конца 1960-х годов, после извест­ных массовых выступлений молодежи в ряде стран. Исследования молодежи включены в контекст многих научных исследований, но вместе с тем они отличаются от них по своему предмету и мето­дам. Специальному анализу подвергаются молодежные движения, молодежная субкультура, трудовая и общественная активность молодежи, процесс вступления молодежи в самостоятельную тру­довую жизнь, изменения в ценностных ориентациях, неформаль­ные объединения молодежи и ее социально-психологические осо­бенности.

Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего обще­ства, его основных характеристик, структурных сдвигов и измене­ний, так и дифференцированно — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Проблемы молодежи России во многом связаны с теми объективными процессами, ко­торые протекают в современном мире: урбанизацией, повышени­ем удельного веса пенсионеров, лиц преклонного возраста, сниже­нием рождаемости и т.д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью, той политикой, которая проводится по отноше­нию к молодежи. Остановимся на этом подробнее.

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения.

Принято считать, что концом молодости, то есть моментом, когда молодой человек  полностью вступает в положение взрослого, являются, по крайней мере, следующие условия:

• экономическая независимость, то есть ответственность за приобретение

необходимых для собственного осуществления средств и способность

создавать их;

• личная самостоятельность, то есть способность принимать решения,

касающиеся себя, во всех сферах существования, без чужой опеки, без

каких-либо ограничений, кроме необходимых для сосуществования в обществе;

• самостоятельное распоряжение средствами, которыми располагает

для существования, независимо от их происхождения;

• создание собственного очага, независимого от родительского, принятие

ответственности за его поддержание и управление.

Хронологический возраст, а точнее — предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его об­щественное положение, характер деятельности, диапазон соци­альных ролей и т.п. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень при­тязаний членов соответствующей возрастной группы.

Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как пря­мой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять опреде­ленное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданс­кое совершеннолетие), в других — фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенно­сти возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.

Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности половое, созревание заметно ус­корилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в ко­торой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Новые поколения молодежи зна­чительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоя­тельную трудовую жизнь, дольше сидят за партами разного раз­мера. Отсюда — удлинение периода «ролевого моратория» (когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не иденти­фицируется с ними окончательно) и изменение соответствующих социально-психологических стереотипов.

Процесс приобретения устойчивого положения в социально-поселенческой структуре свидетельствует о том, что возраст от 23 до 28 – это период стабилизации места жительства всех представителей молодёжи.

Однако стабилизация положения включает в себя процесс адаптации к новой социально-поселенческой среде, который в среднем продолжается 3-5 лет. Примерно к этому возрасту молодёжь приобретает и соответствующий семейный статус. К 27-29 годам жизни завершается процесс брачной социализации. Но если учитывать, что семья в полном смысле этого слова включает помимо родителей ещё и детей, то процесс семейно-брачной социализации завершается к 29-35 годам.

Социальное происхождение и классовое положение оказыва­ют громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоз­зрения.

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. При этом, если учитывать, что на первые годы жизни ребенка приходится ряд важных «сенситивных пиков» раз­вития (эмоций, познавательной активности, характера), то семей­ное воспитание оказывается практически незаменимым компонен­том среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в дошкольные годы, семья часто лишается их вообще.

В предподростковый и подростковый период велика роль так называемых неформальных групп сверстников с их «субкульту­рой», групповыми ценностями, жестко регламентированным ли­дерством. Нередко эти группы успешно конкурируют с семьей, чему можно радоваться, если группа социально здоровая, а семья неблагополучная, но что не может не вызывать тревогу, если нрав­ственное превосходство на стороне ущербной группы или дефор­мированной семьи. Поведение подростков в подобной ситуации зависит от заложенного в детях в ранний период их нравственного становления определенного «запаса прочности», который может базироваться в первую очередь на моральном авторитете отца и матери.

На поведение ребенка, подростка влияет и рост количества не­полных семей, в которых (даже при прочих благополучных усло­виях) снижаются и экономические, и воспитательные возможнос­ти, так как чаще всего после развода ребенок остается с матерью, у которой не хватает ни сил, ни времени на общение с ним. Возраст­ная психология подростков такова, что потеря одного из родите­лей, даже плохого, часто негативно сказывается на дальнейшем формировании его личности.

Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личност­ного качества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых факторов: социальное происхождение, род занятий и уровень образования родителей; особенности социально-экологи­ческой среды, в частности тип населенного пункта (большой го­род, малый город, деревня); состав, структура и материальное по­ложение семьи, его собственное социальное положение и вид занятий (школьник, учащийся ПТУ, учащийся техникума, студент вуза и т.д.). Отсюда — необходимость изучения проблем юношеского возраста представителями разных наук: социологии, психо­логии, педагогики, криминологии, психиатрии, медицины и др.

Информация о работе Теоретическое исследование значимости спорта в молодежной среде