Теоретическое исследование значимости спорта в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в определении места спорта в жизни молодежи.
Объектом данного исследования являются учащиеся II- IV курсов ГОУ ВПО Уфимский государственный авиационный технический университет.
Предметом данного исследования является изучение знаний о спорте опрашиваемых.
Методы исследования
К числу основных методов изучения данной проблемы были отнесены:
1) анализ научной литературы;
2) беседа;
З) анкетирование.
В ходе проведения исследований было опрошено 100 студентов II- IV курсов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..1
Глава 1. Теоретическое исследование значимости спорта
в молодежной среде……………………………………………………………4
1.1. Молодежь как социальная группа………………………………………..4
1.2. Спорт: определение, виды, функции…………………………………….9
Глава 2. Организация исследования…………………………………………14
2.1. Анкетирование……………………………………………………………14
2.2.Математико-статистическая обработка результатов исследования
и обсуждение результатов исследования…...................................................19
Заключение …………………………………………………………………...32
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 851.00 Кб (Скачать файл)

К социально-экономическим различиям добавляются нацио­нальные, этнокультурные особенности. Юношеский солипсизм (вся история начинается с нас!) и стар­ческая уверенность в неизменности устоев бытия одинаково несостоятельны. Сравнивать разные поколения трудно. В каждом поколении были, есть и будут разные люди. Кроме того, люди склонны абсо­лютизировать собственные привычки и вкусы, поэтому у части людей старшего возраста на первый план выступают внешние, второстепенные черты. Каждое поколение стоит на плечах преды­дущего, не всегда осознавая эту преемственность.

 

1.2. Спорт: определение, виды, функции

 

В настоящее время трудно представить общественную жизнь без тех или иных проявлений физической культуры и спорта. Они имеют большую популярность, становятся наряду с наукой и искусством полноправными компонентами социальной жизни общества.

В научной и методической литературе по теории физического воспитания понятия «физическая культура», «спорт» трактуются как в узком, так и в широком смысле. Наиболее емкое, на наш взгляд, их определение дает Л.П.Матвеев (1991,1997,1999).

Физическая культура в узком смысле – это часть культуры личности, основу которой составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования.

В широком смысле физическая культура рассматривается как органическая часть (отрасль) культуры общества, включающая всю совокупность его научных и практических достижений в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности населения.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, без которой он существовать не может. Исходя из этого, спорт в узком смысле можно определить через собственно соревновательную деятельность, т.е. способ регламентировано противобоческого выявления сопоставления и оценки человеческих возможностей в самой этой деятельности, а вместе с тем и как действенное средство максимизации их (сил, способностей, умения искусно пользоваться ими для реализации достиженческих целей).
Вместе с тем, спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности. Определяемое понятие имеет и более глубокий смысл, обусловленный социальной сущностью и назначением спорта в современном обществе.
Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, необходима отлаженная система подготовки спортсменов, складывающаяся и действующая в сфере многообразных человеческих контактов между спортсменами, тренерами, научными и медицинскими работниками, судьями, организаторами соревнований, обслуживающими персоналом, зрителями, спонсорами, представителями средств массовой информации и т.д. Эти контакты осуществляются на разных уровнях, начиная с межличностных отношений в отдельном спортивном коллективе и заканчивая стратегической управленческой деятельностью организаций самого высокого, в том числе международного, уровня.

Таким образом, спорт в широком понимании представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специальной подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие
отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности.
По мнению Л.П.Матвеева (1999) в таком широком понимании спорт представляется весьма сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества.

Классификация видов спорта

Развитие спортивного движения во всем мире привело к возникновению и формированию более двухсот самостоятельных видов спорта. В нашей стране культивируются около ста пятидесяти из них. При этом многие виды спорта включают в себя несколько соревновательных дисциплин, каждая из которых характеризуется особым составом действий, собственными способами ведения спортивной борьбы и правилами проведения состязаний.

В Олимпийской хартии вид спорта определяется как исторически сложившийся тип соревновательной деятельности, сформировавшийся как самостоятельная ее составляющая (легкая атлетика, плавание, борьба, футбол, гимнастика и т.д.). Он может включать в себя одну или несколько спортивных дисциплин.

Спортивная дисциплина – это составная часть вида спорта, курируемого одной спортивной федерацией, которая отличается от других входящих в вид спорта дисциплин формой или содержанием соревновательной деятельности (ходьба, бег, прыжки и метания в легкой атлетике; греко римская и вольная борьба; художественная и спортивная гимнастика и т.д.).
Соревновательная дисциплина это вид соревновательной деятельности, в котором проводятся состязания спортсменов.

При изучении общих и частных закономерностей спортивной деятельности, безусловно, необходима систематизация видов спорта по наиболее характерным для них признакам.

В наиболее широко известной классификации Л.П.Матвеева (1977, 1999) предлагается подразделять виды спорта по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на 6 групп:

1. Виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств занимающихся (большинство видов спорта).

2. Виды спорта, основа которых заключается в действиях по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.).

3. Виды спорта, двигательная активность в которых лимитируется условиями регламентированного поражения цели из специального оружия (стрельба пулевая, стрельба из лука, дартс и т.д.).

4. Виды спорта, в основе которых лежит модельно конструкторская деятельность спортсмена (авиамодельный, судомодельный и т.д.).

5. Виды спорта, смысловое содержание которых заключается в абстрактно логическом обыгрывании соперника (шашки, шахматы, бридж и т. д.).

6. Виды спорта, основу которых составляют двигательные действия, входящие в различные виды спорта (спортивное ориентирование, биатлон, морское многоборье, современное пятиборье и т.д.).

Вид спорта — совокупность видов спортивных соревнований, объединённых по признакам схожести правил, одной спортивной федерации и т. п.

Вид спорта с точки зрения МОК. Традиционно с точки зрения Международного олимпийского комитета отдельным видом спорта считается совокупность всех видов соревнований, проводимых одной международной федерацией. Исключение составляли современное пятиборье и биатлон, которыми до 1993 года руководила одна международная федерация.

Виды спорта, признанные МОК в соответствии с Олимпийской хартией, называются олимпийскими; только олимпийские виды спорта могут быть включены в программу Олимпийских игр. Олимпийская хартия выделяет как особую группу зимние виды спорта — «виды спорта, которыми занимаются на снегу или на льду» — только они могут включаться в программу Зимних Олимпийских игр.

Вид спорта с точки зрения законодательства России. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» для целей закона определяет:

Вид спорта — часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утверждённые в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учёта защитных средств) и оборудование.

Все виды спорта включаются во Всероссийский реестр видов спорта. При этом выделение отдельных видов спорта может не совпадать с принятым МОК: например, плавание, прыжки в воду, водное поло и синхронное плавание с точки зрения МОК представляют собой один вид спорта (их развитием руководит одна международная федерация — FINA), а с точки зрения законодательства России — разные виды.

Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», кроме того, выделяет (для целей закона) следующие группы видов спорта:

Военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта — виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приёмы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти … своих служебных обязанностей, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти.

Национальные виды спорта — виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации.


Глава 2. Организация исследования

2.1. Анкетирование

Опросы — незаменимый прием получения информации о субъ­ективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мне­ниях.

Пример изящного и многостороннего использования материалов государ­ственной статистики для проверки гипотез о тенденциях изменения социальной структуры общества — О документальном анализе.

Говорят, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. И вместе с тем это лишь часть правды. Другая ее часть скрыта в субъективных состояниях человека, которые мо­гут и не найти выражения в его поведении в данной ситуации, но проявляются в иных условиях и в других ситуациях. Только по со­вокупности действий человека можно судить об устойчивости мо­тивов или побуждений, которыми он руководствуется. Опрос по­зволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментато­ру ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т. п. субъективных состояний отдельных лиц и общ­ностей.

Опрос привлекает исследователей еще и потому, что он кажет­ся почти универсальным методом. Будучи, несомненно, лучшим источником знания о внутренних побуждениях людей, этот метод при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет по­лучить не менее надежную, чем в наблюдении или по докумен­там, информацию о событиях прошлого или настоящего, о продук­тах деятельности, короче — о чем угодно. Спрашивать можно обо всем, даже о том, чего самому ни увидеть, ни прочитать ни­коим образом не удастся.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полу­ченным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: ко­го спрашивать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, — мы получим бо­лее или менее полное представление о возможностях этого мето­да.

Разновидности опросов

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, пред­полагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (оп­рашиваемым), причем запись ответов последнего производится ли­бо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на плен­ку).

Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержа­нию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее преду­смотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Экспресс-опрос применяется в обследованиях об­щественного мнения и содержит всего 3—4 пункта основной ин­формации плюс несколько пунктов, связанных с демографически­ми и социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов.   Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному по­чтовому отправлению, во втором — анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование отличается от индивидуализированного. В первом случае анкетируют сразу до 30—40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором — он обращается индивидуально к каждому респонденту. Организация «раздаточного» анкетирования, включая опросы по месту житель­ства, естественно, более трудоемка, чем, например, опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной прак­тике. Однако последние непредставительны в отношении опреде­ленных групп населения, так что скорее могут быть отнесены к приемам: изучения общественного мнения читателей данных из­даний. Наконец, при классификации анкет используют также мно­гочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентации и мнений, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т. д.

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подверже­ны колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоя­тельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанных с этими факторами, любую разновидность опросных методов сле­дует практиковать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внеш­ние обстоятельства, а информация о его проведении может пере­даваться опрашиваемыми друг другу с какими-то комментария­ми, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.

Независимо от того, прибегаем ли мы к интервью или анкетно­му опросу, большинство проблем, связанных с надежностью ин­формации, оказывается для них общими.

В советские годы спорт и физическая культура очень ценились. Как сказал А. В. Луначарский, «Спорт формирует культуру оптимизма, культуру бодрости». Не было ни одного человека, который бы не смог перечислить десятка спортсменов – победителей олимпиад. Именно вера и любовь народа могла подталкивать на всё новые и новые рекорды наших медалистов.

А как же сейчас молодые люди относятся к спорту? Знают ли и интересуются  достижениями наших спортсменов? Так же гордятся нашими чемпионами?

Что бы понять и ответить на эти вопросы, я предлагаю использовать следующую анкету:

       

1. Укажите Ваш пол

А) жен.

Б) муж.

 

2. Как часто вы занимаетесь спортом:

А) ежедневно

Б) несколько раз в неделю

В) раз в неделю

Г) пару раз в месяц

Д) никогда (переход на вопрос 4)

 

3. Где вы занимаетесь спортом (можно отметить несколько вариантов ответа)

А) фитнесс-клуб

Б) стадион

В) каток

Г) парк, парковая зона, возле дома на улице

 

4. Имеются ли в вашем районе спортивных клубов, заведений, места для занятий спортом:

А) больше 5

Б) знаю от 3-5

В) примерно до 3

Г) нет

 

5. Ваши друзья или коллеги занимаются спортом?

А) ни кто не занимается

Б) занимаются почти все

В) 1-3 человека

Г) 3-6 человек

Д) не знаю

 

6. Какой вид активного отдыха вы предпочитаете:

А) Прогулки на свежем воздухе/в лесу/парке

Б) Походы/пеший туризм

В) Пикник/выходные на даче

Г) Занятия спортом на свежем воздухе (велосипед, бег, йога и т.п.)

 

7. Как Вы думаете, спорт оказывает влияние на здоровье человека?

А) оказывает положительное влияние

Б) оказывает отрицательное влияние

В) ни как не влияет на организм

 

8. Участвуете ли вы в кроссах?

А) да, во всех городских кроссах

Б) только по месту учебы или работы

В) иногда

Г) нет

 

9. Вы следите за спортивными достижения ми нашей страны?

Информация о работе Теоретическое исследование значимости спорта в молодежной среде