Теория и методика развития детского изобразительного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

За основу взято методическое пособие И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду»
Составлен перспективный план для средней группы на февраль месяц (8 занятий).
Сформулированы
- общие условия для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества,
- к концу месяца дети могут...

Файлы: 1 файл

к.р. по изо.docx

— 65.74 Кб (Скачать файл)

Нижегородский государственный  педагогический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу

 

 

«Теория и методика развития детского изобразительного творчества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

                     Сатурова Т. Я. 

Студентка заочного отд.

2го курса ППФ (4года  обуч.)

                                                            

 Преподаватель: 

Канакова Т. А.

 

 

 

 

 

Нижний Новгород 2012год.

 

 

 

 

За основу использовала методическое пособие И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

 

Перспективный план для средней группы.

На февраль  месяц.

 

№ Занятия

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

 Занятие № 1

Лепка сюжетная коллективная

«Прилетайте в гости» (воробушки  на кормушке)

Лепка птиц конструированным способом из 4-5 частей, разных по форме  и размеру, с использование дополнительных материалов (спички для ножек, бисер  для глазок, семечки для клювиков). Получение выразительного цвета  путем смешивания двух исходных цветов.

Занятие № 2

Рисование сюжетное (гуашевыми  красками)

«Как розовые яблоки, на ветках снегири»

Рисование снегирей на заснеженных  ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы – строение тела и окраски.

Занятие № 3

Аппликация по мотивам  русской народной сказки «Заюшкина  избушка»

Избушка ледяная  и лубяная

Создание на одной аппликативной  основе (стена – большой квадрат, крыша – треугольник, окно – маленький  квадрат) разных образов сказочных  избушек – лубяной для зайчика  и ледяной для лисы.

Занятие № 4

Рисование гуашевыми красками

Мышка и мишка

Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру  образов (мышки и мишки) с передачей  взаимоотношения между ними. Получение  серого цвета для рисования мышки.

Занятие № 5

Лепка предметная

Веселые вертолеты 

(Папин день)

Лепка вертолетов конструктивным способом из разных по форме и размеру  деталей. Уточнение представления  о строении и способе передвижения вертолета.

Занятие № 6

Аппликация предметная

Быстрокрылые самолеты

Изображения самолета из бумажных деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Видоизменение  деталей: срезание, загибание и отгибание  уголков, разрезание прямоугольника пополам, поперек и по диагонали.

Занятие № 7

Лепка сюжетная рельефная

Сова и синица

Лепка пар выразительных  образов, контрастных по величине тела и глаз. Освоение рельефной лепки. Самостоятельный выбор средств  художественной выразительности.

Занятие № 8

Рисование сюжетное с элементами аппликации

Храбрый мышонок 

(по мотивам народной  сказки)

Передача сюжета литературного  произведения: создание композиции, включающей героя – храброго мышонка –  препятствия, которые он преодолевает.


Занятие № 1 лепка сюжетная коллективная

«Прилетайте в  гости» (воробушки на кормушке)

Задачи: 

  • Учить детей лепить птиц конструктивным способом из 4-5 пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спички для ножек, бисер для глазок, семечки для клювиков).
  • Показать возможность получения более выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов.
  • Направлять на самостоятельный поиск способов передачи движения лепкой фигурки (голова опущена вниз, крылья приподняты).
  • Развивать чувства формы, способности и композиции.
  • Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке в парке. Беседа о зимующих птицах. Изготовления кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривания изображений разных птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока и др.).

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин коричневого и синего цвета, стеки, семечки для клювиков, бусины или бисер для глаз, спички (зубочистки), для ножек салфетки бумажные и матерчатые; «кормушки» как основа для коллективных композиций, 2-3 крышки от картонных коробок (разного размера, с низкими бортиками), веревочки или тесьма для подвески.

Учебно-методические пособия. Плакаты «Зима. Что мы делаем зимой», «Времена года». Технологическая карта по лепке «Воробьи на кормушки».

Содержания  занятия.

Воспитатель вывешивает плакат «Зима» или «Птицы на кормушки» и  читает детям стихотворение Е. Благининой:

Голодно, холодно,

Галки, воробьи?

Голодно, голуби,

Гуленьки мои?

 

Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

Гуль-гуль-гуль!

 

Воспитатель напоминает детям  о том, как они вовремя прогулки наблюдали за птицами на кормушки и сами подкармливали их семечками, крупой, хлебными крошками. Затем показывает подготовленные заранее 2-3 кормушки из картонных коробок с веревочками для подвески и предлагает слепить воробышков. Просит вспомнить как они выглядят (маленькие, туловище округлое, голова маленькая круглая, крылья небольшие, хвост удлиненный, перышки коричневые с серым, глаза-черные бусины). Выставляет дидактическую картинку с изображением воробьев. Показывает способ лепки воробья конструктивным способом:

  • Берем кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем их в один комок, чтобы получился цвет похожий на окраску перьев воробьев (воспитатель вновь обращает внимание детей на изображение воробьев);
  • Делим коричнево-серых комок пополам и одну половину еще раз пополам, чтобы из него получилось 3 кусочка - один большой и два поменьше;
  • Из большого кусочка лепим туловище в форме яичка и сзади оттягиваем хвостик и сплющиваем пальчиками, чтобы получился воробьиных хвост;
  • У нас осталось 2 одинаковых кусочка пластилина: из одного делаем голову и подставку для ножек, а из второго - крылышки;
  • Этот кусочек делим на голову и подставку для ног, катаем круглую голову, приклеиваем к туловищу, промазывая пальцем место соединения, для ног берем зубочистку, ломаем ее пополам и вставляем в нижнею часть туловища (животик) и укрепляем на подставке – лепешке;
  • А крылышки делаем так: раскатываем шар, сплющиваем разрезаем стекой пополам – получаем 2 одинаковых крыла, прикрепляем их по бокам туловища;
  • Проверяем будет ли наш воробышек стоять (воспитатель проверяет устойчивость поделки);
  • Оформляем голову воробушка: клюв делаем  из семечки, глазки из бусинок или бисера (дети выбирают пожеланию);
  • Воробушек готов лететь на кормушку.

Воспитатель в игровой  форме показывает детям возможности передачи движения лепной фигуры: приподнимает крылья и показывает будто воробышек летит к кормушки, садиться на нее (крылья опускает), начинает клевать зерна (опускает голову вниз).

Воспитатель выставляет технологическую  карту «Воробушки на кормушке». Дети выбирают материал, начинают лепить воробышков и по мере изготовления переносят  на кормушку. В процессе воспитатель  помогает, подсказывает кому не обходима помощь.

В конце занятия читает отрывок из стихотворения З. Александровой  «Птичья елка».

Прилетают птичьи стаи

На кормушку в зимний сад,

И  в саду, не умолкая,

Колокольчики звенят.

 

После занятия. Дети дополняют по своему желанию композиции «Воробышки на кормушке». Воспитатель читает детям стихотворение Р. Бухарева «Кормушка».

 

Медленно- медленно

Падает снег.

Тихо по снегу идет человек,

В шапке и в шубе,

Своей меховой

Красные санки везет за собой.

В санках желтеет

Кормушка для птиц:

Для корольков, снегирей и  синиц.

Падает, падает, падает снег…

Доброй дороги тебе, человек!

 

В конце воспитатель поощряет, хвалит детей.

 

 

 Занятие № 2 Рисование сюжетное

«Как розовые  яблоки, на ветках снегири ».

Задачи:

  • Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску;
  • Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта;
  • Развивать чувства цвета и формы;
  • Воспитывать интерес к природе, желания отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

Предварительная работа. Создания композиций «Воробышки на кормушках». Дидактические упражнения на цветной модели «Радуга». Наблюдение за птицами на прогулке в парке. Беседа о зимующих птицах. Изготовления кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривания изображений разных птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока и др.).

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги светло-голубого цвета, гуашевые краски (для заснеженных веток – белая, для грудки снегирей – красная, алая, ярко розовая, малиновая, для спинки – темно - синяя), салфетки бумажные, банки с водой, подставки под кисточки.

Учебно-методические пособия. Плакат с цветовой моделью «Цвет. Радуга». Технологическая карта по рисованию «Снегири на заснеженной ветки». Палитра или лист бумаги по форме палитры с цветовыми пятнами (красная, алая, ярко розовая, малиновая) для показа детям вариантов окраски грудки снегиря.

Содержания  занятия. Воспитатель показывает детям композиции, выполненные на занятии по лепке, - кормушки с воробышками и читает стихотворение Ю. Кушака «Слетайтесь пичуги»:

Где утром к опушке

Пошел человек,

Следы заметает

До вечера снег,

Но всюду –

У еле приметной дорожки

В кормушку насыпаны

Зерна и крошки.

 

Слетайтесь, слетайтесь

Лесные пичуги!

Теперь не страшны вам

Холодные вьюги.

В холодные вьюги,

В холодные вьюги

Мы помнить и думать,

Должны друг о друге.

 

Затем воспитатель показывает детям изображение снегирей и  читает отрывок из стихотворения  З. Александровой:

 

На березках снегири 

Ярче утреней зари,

Синие синички,

Снег за рукавички.

 

    Педагог проводит беседу для уточнения и обогащения представления у детей о внешнем виде снегирей (маленькие птички с грудкой «ярче утреней зари» - красной). Воспитатель показывает на палитре или заранее подготовленном листе бумаги (вырезанном в форме палитры) цветные пятна и просит детей назвать цвета (красный, алый, ярко розовый , малиновый).

    Затем воспитатель  показывает варианты изображения  снегирей, сидящих на заснеженных  ветках:

  • Берем лист бумаги, размещаем его горизонтально, чтобы поместились ветки (показывает и просит детей положить бумагу так же);
  • Берем простой карандаш и намечаем композицию: внизу листа рисуем длинную ветку, а на ветке два или даже три снегиря – мама, папа и птенчик; мама сидит на ветке: туловище – большой круг, голова – маленький круг; птенчик примостился рядом с мамой – он весь круглы и пушистый, даже не видно, где голова, а где туловище, поэтому нарисуем один круг; а папа летает рядышком – нарисуем его, как маму, только над веткой – в воздухе; заметили: карандашом мы делаем только набросок – эскиз (чтобы все поместить и ничего не забыть), а рисовать по-настоящему будем кисточкой и красками;
  • Берем краски и начинаем рисовать: сначала рисуем белой краской заснеженную ветку, потом промоем кисточку и выберем краску для алой грудке снегирей, наберем краску  раскрасим грудки сразу всех снегирей - у мамы, птенчика и папы; у а теперь выбираем цвет перышек – темно синий и рисуем каждому снегирю спинку, голову, крылышки и хвостик (показывает);
  • Берем тоненькую кисточку и рисуем своим снегирям клювик и черные глазки.

 

Воспитатель  читает  отрывок  из стихотворения А. Прокофьева:

 

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей!

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели…

 

Воспитатель выставляет технологическую  карту «Снегири на заснеженных ветках» и предлагает детям нарисовать красивых снегирей с алыми грудками – одного, двух, семью или целую стайку птиц – кт как придумает. Напоминает последовательность работы: сначала сделать карандашный набросок, потом белой краской нарисовать заснеженную ветку, а на ветке – красивых, нарядных снегирей.

  Дети рисуют,  время  от времени смотрят на плакат (или дидактическую карту) для  уточнения представления о внешнем  виде снегирей, на технологическую  карту для сверки последовательности  действий или обращаются к  воспитателю за конкретным советом.

   В конце занятия  дети выкладывают свои рисунки  на просушки. Воспитатель читает  отрывок  из стихотворения  З. Александровой:

 

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! – 

Как розовые яблоки,

На ветках снегири!

 

 Воспитатель  хвалит детей т все вместе оформляют выставку.

 

После занятия. Оформления выставки «Слетайтесь пичуги», объединяющей индивидуальные рисунки детей «Снегири на заснеженных ветках» и коллективные композиции «Воробышке на кормушках».

 

 

Занятие № 3 Аппликация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Избушка ледяная  и лубяная. 

 

Задачи:

  • Учить детей создавать на одной аппликативной основе (стена – большой квадрат, крыша – треугольник, окно – маленький квадрат) разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы;
  • Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников;
  • Направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности;
  • Развивать творческое мышление и воображение;
  • Воспитывать интерес к народной культуре.

 

Предварительная работа. Чтение и пересказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о сказочных домиках. Знакомство с явлением контраста в искусстве (избушка лубяная – избушка ледяная; заяц  добры, доверчивы – лиса хитрая и коварная). Занятие по аппликации «Домик из кубиков и кирпичиков» (освоение способа деления квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников).

 

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого цвета для фона, готовые детали для аппликации:

Информация о работе Теория и методика развития детского изобразительного творчества