Теория и методика развития детского изобразительного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

За основу взято методическое пособие И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду»
Составлен перспективный план для средней группы на февраль месяц (8 занятий).
Сформулированы
- общие условия для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества,
- к концу месяца дети могут...

Файлы: 1 файл

к.р. по изо.docx

— 65.74 Кб (Скачать файл)
  • 25 бумажных квадратов размером 10х10см  для стен лубяных избушек – в теплой гамме (желтого, оранжевого, бежевого цвета),
  • 25 бумажных квадратов размером 10х10см для стен ледяных избушек – в холодной гамме (голубого,  синего, светло-фиолетового цвета),
  • 25 бумажных квадратов белого цвета для разрезания на треугольники крыши обеих избушек,
  • 50 бумажных квадратов размером 3х3см – для окошек (цвет разный),
  • Дополнительный материал – фольга, конфетти, обрезки бумаги, фантики,
  • Цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, клеевые карандаши, салфетки. Персонажи кукольного театра – лиса и заяц, новогодние маски лисы и зайца.

 

Учебно  – методические пособия. Плакаты «Времена года», «Цветные пейзажи», «Цвет. Радуга». Комплект иллюстраций «Сказочные домики».

 

Содержание  занятия.

   Воспитатель рассказывает отрывок из русской народной сказки «Заюшкина избушка» и разыгрывает диалог с помощью персонажей кукольного театра:

        Жили – были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

- У меня избушка светлая,  а у тебя темная! У светлая, а у тебя темная!

         Пришло лето и у лисы избушка растаяла.

         Лиса и проситься к зайцу:

            - Пусти меня, заюшка,  хоть на  дворик к себе!

            - Нет лиса не пущу: заем дразнилась?

         Стала лиса зайца упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.

         А на другой день лиса опять  проситься:

            - Пусти меня заюшка на крылечко.

            - Нет не пущу: зачем дразнилась?

         Упрашивала, упрашивала лиса, согласился  заяц и пустил лису на крылечко.

         На третий день лиса опять  просит:

            - Пусти меня, заюшка, в избушку.

            - Нет не пущу: зачем дразнилась?

         Просилась, просилась, заяц пустил  ее в избушку. Сидит лиса  на лавке, а зайчик на печи.

         На четвертый день лиса опять проситься:

            - Заинька, заинька пусти меня  к себе на печку.

            - Нет не пущу: зачем дразнилась?

         Просилась, просилась лиса, да  и выпросила – пустил ее  заяц и на печку.

         Прошел день, другой – стала  лиса зайца из избушки гнать:

           - Ступай вон,  косой. Не хочу  с тобой жить!

         Так и выгнала.

 

   Воспитатель предлагает детям сделать аппликативные избушки: лубяную для зайца и ледяную для лисы, чтобы лиса и заяц дружно жили по соседству и мирно беседовали, глядя друг на друга из окошек.

   Педагог показывает иллюстрации сказочных домиков, уточняет представления детей о том, из чего сделаны и как выглядят избушки лисы и зайца.

   Выставляет на мольберт лист бумаги (основу для композиции), рисует мелом на доске контурную схему постройки: стена – большой квадрат, крыша – треугольник, окошко – маленький квадрат. На основе этой схемы начинает моделировать варианты избушек и включает детей в подбор материалов. Например, показывает большой квадрат (желтого, оранжевого и бежевого цвета) и спрашивает, что это за деталь (часть постройки), и для чьей избушки она подойдет? Быстро приклеивает стенку заюшкиной избушки на композиционную основу. Затем показывает большой квадрат (голубого,  синего, светло-фиолетового цвета). Повторяет вопрос и приклеивает стенку лисьей избушки. Спрашивает детей как можно сделать крышу. После ответа детей показывает квадрат белого цвета и разрезает его по диагонали на два треугольника. Поясняет, что из одного квадрата получилось сразу две крыши белого цвета, которые подходят к обеим избушкам – ледяной и лубяной. К тому же, их можно раскрасить любым цветом. Показывает маленькие квадраты, поясняет, что окошки в избушках могут быть разного цвета – это зависит от светильников и штор. Затем демонстрирует детям новогодние маски зайца и лисы, чтобы дети представили себе, как выглядят лиса и заяц, выглядывающие из окошек своих избушек.

   Повторяет и уточняет творческую задачу – на одном листе бумаги сделать картинку аппликацию «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы ледяная»: стены избушек сложить из квадратов разного цвета, 2 крыши сделать из одного квадрата (разрезать по диагонали и раскрасить), а в окошках нарисовать зайчика  и лису: как они смотрят друг на друга и разговаривают.

 

После занятия.

   Оформление выставки. Воспитатель хвалит детей за  проделанную работу. По желанию  дети сочиняют сказку на новый  лад.

 

 

 

Занятие № 4 Рисование гуашевыми красками

Мышка и мишка 

 

Задачи.

  • Учить детей выделять в сказке один эпизод и создавать простую сюжетную композицию;
  • Создать творческую ситуацию – предложить нарисовать контрастные по размеру образы – мишку и мышку – и передать взаимоотношение;
  • Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: разводить до густоты сметаны, смешивать два цвета, чтобы получился новый (белый+черный=серый для мышки) рисовать разные по размеру силуэты  животных, самостоятельно выбирать № кисточки;
  • Воспитывать интерес к сюжетосложению в изодеятельности по мотивам литературных произведений.

 

Предварительная работа. Рассматривание изображение медведя и мыши, сравнительное описание их внешнего вида. Упражнения в получении новых цветов и оттенков (получение голубого цвета путем смешивания синего и белого). Отгадывание загадки:

   

    Глазки – бусинки

     Лапки -  малюсеньки,

     Сама усатая

    Да хвостатая!

                    (мышка)

 

 

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого и светло голубого цвета, гуашевые краски, кисти разного размера, баночки с водой, палитры для смешивания красок, салфетки и мягкие игрушки (мышка и мишка).

 

Содержание  занятия. Воспитатель читает детям русскую народную сказку «Лесной Мишка и проказница Мышка»:

        Лесной  Мишка всю зиму спал в своей  снежной берлоге  и сосал  лапу. А снилось ему лето и  соты, полные меда.

        Тут  же рядом в норке жила Мышка  – Проказница. Однажды она случайно  забежала в медвежью берлогу  да заблудилась там и попала  медведю в ухо.

        Медведь  проснулся, закрыл лапой ухо  и поймал Проказницу.

           - Мое ухо – нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас как ягоду малину!

           - Не дави меня, Мишка, - стала жалобно  просить – лучше отпусти меня, я тебе пригожусь!

         Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но все же отпустил.

         Прошло не много времени. Медведь темной ночью вылез из берлоги, побрел по лесу, да и угодил в ловушку.

         Рвался он из петли, что было  силы, но вырваться не мог. Конец  пришел Лесному Мишке.

         Медвежий рев разбудил Мышку  – Проказницу. Она вскочила из  своей норки посмотреть: почему  Медведь так ревет? Смотрит,  а ее силач – сосед в ловушке.

         Мышка подбежала, перегрызла петлю  и освободила медведя. 

         С тех пор Лесной Мишка всегда  зовет Мышку – Проказницу погостить  в его берлоге и даже разрешает  погреться в его косматом ухе. 

 

   Воспитатель предлагает  детям нарисовать на больших  листах бумаги гуашевыми красками иллюстрации к сказке про Лесного Мишку и Проказницу Мышку. Спрашивает, какой эпизод (момент) из сказки можно передать в рисунке. Уточняет и обобщает ответы детей, выстраивая их по сюжету сказки:

  • Мишка спит в своей берлоге, рядом в норке спит Мышка.
  • Мышка попала в Мишкино ухо.
  • Мышка сидит на лапе у медведя, они разговаривают.
  • Мишка попал в ловушку, Мышка бежит к нему на помощь.
  • Мышка перегрызает веревку.
  • Проказница мышка в гостях у Лесного Мишки.

 

   Воспитатель показывает  детям две кисточки разно размера  (№ 3 и № 5, в зависимости  от размера бумаги). Спрашивает,  какой кистью лучше нарисовать  мишку, а какой мышку. Дети  находят кисти аналогичного размера  у себя на столе и поднимают  их вверх на вопрос педагога. Затем воспитатель предлагает подобрать цвет краски для изображения Лесного Мишки. Дети находят краску коричневого цвета. Педагог интересуется, каким цветом ребята будут рисовать мышку. Дети вспоминают, что мышка серого цвета, но такой краски в наборе нет. Воспитатель напоминает, что новые цвета можно получить путем смешивания красок. Ребята вспоминают, что голубой цвет получается путем смешивания белого и синего цвета. Воспитатель снова предлагает поэкспериментировать с белой краской,  добавляя к ней капельки других цветов в поисках серого цвета.  Ребята берут палитру наносят пятнышки белой краски и добавляют по капельки остальные цвета. Путем проб и ошибок дети убеждаются, что серый цвет получается путем смешивания белого и черного. Воспитатель уточняет «открытие»: чем больше белой краски, тем светлее серый цвет, и наоборот, чем больше черной краски, тем темнее серый цвет.

    Затем дети  рисуют иллюстрации к сказке  «Лесной Мишка и Проказница  Мышка». Каждый ребенок выбирает  сам какую иллюстрацию он бы хотел нарисовать. В процессе воспитатель помогает, подсказывает, кому это не обходимо.

 

После занятия.

   Оформление выставки  детских иллюстраций. Пересказывание  отдельных эпизодов сказки.

   Чтение стихотворения  Г. Лагздынь:

        Про медведя молва:

        - У  медведя голова!

        У  него – крупа в горшках!

        Есть  пшеница, рожь, овес!

        На  телеге все привез!

        А  еще в кульках компот!

        А  еще - в бочонках мед!

        На  печи медведь лежит.

        Ни  куда не спешит!

        Он  с утра на солнце дунул!

        Зимовать  медведь надумал.

 

***

        Бродит  мишка у берлоги, 

        В  желтых листьях вязнут ноги.

        - Ты  чего вздыхаешь, мишка? –

        Прошуршала  тихо мышка.

        Отвечает  косолапый, 

        Промокнув  глазенки лапой:

        - Матушка  – медведица

        На  меня все сердиться!

        Я  прошу: «Дай мама меда!»

        А  она: «Поспи полгода»…

 

 

Занятие № 5 Лепка предметная

Веселые вертолеты (Папин день)

 

Задачи.

  • Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей;
  • Уточнить представление и способе передвижения вертолета;
  • Обратить внимание на способы крепления деталей (примазывание, использование зубочисток);
  • Развивать глазомер, мелкую моторику, согласовывать в движении руки и глаза;
  • Вызвать желание порадовать пап, дедушек, братьев своими поделками.

 

Предварительная работа. Чтение рассказа «Работа» Д. Габе из цикла «Моя семья»:

        Сегодня воскресенье,  но папа с мамой работают с самого утра.

        Мама  убирает квартиру, папа чинит  окно.

           - Ты почему бездельничаешь? – спрашивает папа.

        Мне  обидно до слез.

           - Мам, дай сумочку, я в магазин  пойду.

           - Держи, - говорит мама и дает  мне сумку. 

        Я  все купила правильно: и хлеб, и простоквашу. Вот только сдачу  куда-то задевала. 

           - Ничего, - говорит папа, - переживем.  В следующий раз будешь аккуратнее, а пока вот тебе лейка. Поливай  цветы.

        Я  стала поливать цветы; все полила, только немножко на пол протекло.

           - Ничего, - сказала мама, - это не  страшно. Лужу я сейчас вытру,  а пока вот тебе веник и  совок. Подметай.

        Я  стала подметать, споткнулась  и ударилась коленкой.

           - Ничего, - говорит папа, - коленка  заживет. Главное, что ты сегодня работала.

 

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, зубочистки, пуговицы, салфетки, клеенки. Вентилятор для демонстрации особенностей движения вертолета (имитация вращения пропеллера). Поздравительные открытки к 23 февраля.

 

Учебно  – методический материал. Дидактические картинки «Воздушный транспорт». Технологическая карта «Вертолеты».

 

Содержания  занятия.

   Воспитатель показывает  детям несколько поздравительных  открыток, посвященных 23 февраля,  проводит краткую беседу о  Дне защитников Отечества и  предлагает слепить вертолеты  в подарок своим папам, дедушкам, дядям, братьям.

Информация о работе Теория и методика развития детского изобразительного творчества