Теория и методика развития детского изобразительного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

За основу взято методическое пособие И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду»
Составлен перспективный план для средней группы на февраль месяц (8 занятий).
Сформулированы
- общие условия для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества,
- к концу месяца дети могут...

Файлы: 1 файл

к.р. по изо.docx

— 65.74 Кб (Скачать файл)

 

После занятия. Оформление выставки «День и ночь – синички и совы». Чтение литературных произведений о совах и синицах.

          Скачет шустрая синица,

           Ей на месте не сидится,

           Прыг – скок, прыг – скок,

           Завертелась как волчок…

                                      (А. Барто)

На прогулке дети играют в подвижную игру «Совушка».

                Подготовка к игре.

Играющие произвольно располагаются на ограниченной площадке. Выбирают ведущего, «Совушка», который сидит в гнезде (обруче).

                Описание игры.

По команде ведущего: «День  наступает – все оживает!»  играющие бегают по площадке, изображая  бабочек, птиц, зверей. «Совушка» в  это время спит, т.е. сидит в  «гнезде», закрыв глаза. Когда ведущий  скомандует «Ночь наступает –  все замирает», играющие останавливаются  и стоят не подвижно, а совушка  в этот момент «вылетает на охоту». Она высматривает тех, кто шевелиться и смеется, и уводит провинившихся  к себе в круг. Они становятся «совушками» и при повторении игры вместе «вылетают на охоту».

 

 

 

 

Занятие № 8 Рисование сюжетное с элементами аппликации

Храбрый мышонок (по мотивам народной сказки)

 

Задачи.

  • Учить детей передавать сюжет литературного произведения: создавать композицию, включая главного героя  - храброго мышонка – и препятствия, которые он преодолевает;
  • Показать возможности сочетание изобразительных техник (рисование и аппликация);
  • Вызвать интерес к поиску средств художественно – образной выразительности для передачи характера и настроения главного персонажа;
  • Развивать способности и композиции;
  • Воспитывать эстетический вкус.

 

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, знакомящих с жизнью народом Крайнего Севера. Знакомство с внешним видом и образом жизни полярных животных (олень, белый медведь, полярный волк. Полярная сова, полярная мышь). Рисование красками по мотивам сказки «Лесной Мишка и Проказница Мышка». Чтение рассказа Л. Толстого «Мышка вышла погулять»:

         Мышка вышла погулять. Ходила  по двору и пришла опять  к матери.

           - Ну, матушка, я двух зверей  видала. Один страшный, а другой  добрый.

         Мать спросила:

           - Скажи, какие это звери?

           - Один страшный ходит по двору  вот так: ноги у него черные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я не знала куда убежать.  - Ответила мышка.

           - Это петух, сказала старая мышь. Он зла никому не делает, его не бойся. Ну а другой зверь?

           - Другой лежал на солнышке  и грелся, шейка у него белая,  ножки серые, гладкие. Сам лижет  свою грудку и хвостиком чуть  движет, на меня глядит.

         Старая мышь сказала:

            - Ах ты, глупышка! Ведь это кот!

          

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги голубого цвета для фона, половина листа А4 для обрывной аппликации, цветные карандаши, клей, салфетки.

 

Учебно  – методические пособия. Плакаты «Времена года», «Цветные пейзажи», «Животные севера».

 

Содержание  занятия.

   Воспитатель читает  детям сказку эскимосов Аляски  «Большое путешествие маленького  мышонка»:

        Однажды  маленький мышонок отправился  путешествовать. Бабушка-мышь напекла  ему в дорогу лепешек и проводила  до выхода из норки.

        Вышел  мышонок рано утром а вернулся к вечеру.

           - Ох, бабушка! – закричал мышонок.  – Ведь я, оказывается самый  сильный, самый ловкий, самый храбрый  во всей тундре! А я до сих  пор этого не знал.

           - Как же ты это узнал? –  спросила бабушка.

           - А во так, - принялся рассказывать мышонок. – Вышел я из норки, шел, шел и пришел к морю. Море большое – пребольшое, волны по нему так и ходят. Но я не испугался, бросился в воду и переплыл море. Даже сам удивился, до чего же я хорошо плаваю.

           - Где же твое море? – спросила бабушка.

           - На восток от нашей норки,  – ответил мышонок.

           - Знаю, знаю я это море, - сказала  бабушка. Недавно проходил там  олень, топнул ногой, и в  следе застоялась вода.

           - Ну тогда послушай, что было дальше, - сказал мышонок. – Обсушился я на солнышке и пошел дальше. Вижу - стоит гора высокая – превысокая. Деревья на ее верхушке за облака цепляются. Не обходить же, думаю, гору. Разбежался и прыгнул. И перепрыгнул гору. Даже сам удивился, как я высоко прыгаю.

           - И гору твою я знаю, - сказала  бабушка. – За ямкой с водой  стоит кочка, а на ней трава.

        Мышонок  вздохнул, но продолжал рассказывать.

           - Иду я дальше, смотрю – дерутся  два медведя. Белый и бурый.  Ревут медведи, один другому  кости ломает. Но я не испугался,  бросился между ними и раскидал  их в разные стороны. Даже  сам удивился, что один с двумя  медведями справился.

        Бабушка  призадумалась, а потом сказала:

           - Вот кто твои медведи –  белая моль да муха.

        Тут  мышонок горько заплакал.

          - Выходит я не сильный, не  ловкий и не храбрый.…Переплыл  копытный след, перепрыгнул кочку,  раскидал в стороны моль да  муху. Только и всего!

        Но  бабушка засмеялась и сказала:

           - Для такого глупенького, маленько мышонка и копытный след – море, и кочка – гора, и моль с мухой – медведи. Если ты всего этого не испугался, значит и вправду ты самый сильный, самый ловкий и самый храбрый во всей тундре!

   Воспитатель проводит  краткую беседу для уточнения  представления детей об основных  приключениях маленького мышонка  во время его большого путешествия  по тундре (переплыл море –  след, оставленный копытом оленя; перепрыгнул гору – кочку, на которой растет трава; разогнал дерущихся медведей, бурого и белового, которые оказались мухой и молью.) Спрашивает, почему бабушка – мышь все-таки  сказала, что мышонок самый храбрый во всей тундре. И предлагает детям создать иллюстрации к этой необычной сказки, которые сочинили эскимосы – жители Крайнего Севера.

    Показывает лист  бумаги светло-голубого цвета  и сообщает, что здесь сейчас  растелиться  тундра, где и  происходит действия сказки. Берет  половину листа А4, разрывает и получается  выступ – «гора» (кочка), затем аккуратно выщипывает пальцами дырку – «море» (след от копыта оленя) и приклеивает внизу листа бумаги светло-голубого цвета. Показывает композицию детям и еще раз поясняет, что это тундра: белый снег лежит на земле, вверху голубое небо. Воспитатель карандашами дорисовывает на кочке траву, за кочкой муху и моль. Дети догадываются, что это препятствия, которые преодолевал храбрый мышонок во время своего большого путешествия по тундре.

     Воспитатель  предлагает детям самим придумать,  как выглядит храбрый мышонок  и его мудрая бабушка, и нарисовать  картинку к сказке.

     В процессе  педагог помогает ребятам, поощряет  в течении всей работы.

 

После занятия. Повторное чтение и пересказ детьми сказки «Большое путешествие маленького мышонка».  Оформление выставки с иллюстрациями по прочитанной сказке.

   Чтение стихотворения  Г. Лагздынь «Трусливая мышь»:

          Вышла мышка на карниз,                                    Что стоит там на картинке,

          Посмотрела с крыши вниз:                                  Посижу,  пока карниз

          - Как же слезть? Как вниз попасть?                   Не опуститься  сам вниз.

          С крыши можно и упасть!

          Лучше я на чердаке

          Посижу на черпаке.  

          Или в драном том ботинке,           

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для успешного  овладения детьми изобразительной  деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих условиях:    

  1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
  2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
  3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
  4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.
  5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
  6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

            Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выявлять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

К концу месяца дети могут:

В рисовании

  • Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.
  • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.

В лепке

  • Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.

В аппликации

  • Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
  • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
  • Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
  • Составлять узоры из различных форм и геометрических фигур.

Ребенок на пятом  году жизни достаточно самостоятельный  и инициативный. У него активно  развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладевать умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда; он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования), проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняться в конструировании. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные отношения. У него быстро совершенствуются все психические процессы, и особенно память.

Возрастает потребность  малыша в деловом общении, развивается  конструктивное творчество, воображение. Ребенок уже может представить себе то, что отсутствует перед его глазами или никогда не встречалось в его опыте. Он активно фантазирует, мыслит, воспроизводит невидимые части предметов, представляет будущие конструкции, создает замыслы, ищет способы воплощения 


Информация о работе Теория и методика развития детского изобразительного творчества