Теория и методика развития детского изобразительного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

За основу взято методическое пособие И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду»
Составлен перспективный план для средней группы на февраль месяц (8 занятий).
Сформулированы
- общие условия для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества,
- к концу месяца дети могут...

Файлы: 1 файл

к.р. по изо.docx

— 65.74 Кб (Скачать файл)

   Педагог показывает  детям игрушечный вертолет, предлагает рассмотреть и запомнить как выглядит вертолет. Убирает игрушку и просит по памяти описать его внешний вид. Уточняет ответы детей: корпус округлый с большим окном спереди и по бокам, хвост похож на стрелу с маленьким пропеллером на конце; большое пропеллер находиться с верху корпуса, у него три лопасти (похож на вентилятор). Вертолет называется так потому что, пропеллер вертится,  и поэтому машина летит – верт-о-лет (вертится и летит). По земле вертолет катиться на колесах, а по снегу на лыжах. Вертолет не заменимый помощник для пограничников, солдат, путешественников, спасателей. На нем можно добраться в самые не проходимые и трудно доступные места – в горы, тайгу (огромный лес), пустыню и даже на льдину, плавающую в море. На вертолете летают храбрые и сильные мужчины. Как еще можно сказать о храбрых людях? (смелые, отважные, неустрашимые).

   Воспитатель предлагает  детям всем вместе подобрать  способ лепки вертолета. Дети  высказывают свои соображения,  воспитатель направляет их поиски и уточнят последовательность:

  • Начинаем лепить вертолет с корпуса – разминает комок пластилина и сначала катаем шар, а потом превращаем его в яйцо; на более широкой стороне делаем окно – сплющивает пластилин голубого или желтого цвета и примазываем к корпусу;
  • Лепим хвост – катаем столбик, на конце прикрепляем меленький пропеллер – сплющенный шарик;
  • Делаем большой пропеллер – катаем 3 столбика, выравниваем их по длине (выкладываем рядом, сравниваем и лишнее обрезаем стекой), сплющиваем, соединяем лопасти, как будто это вентилятор или цветок, посерединке прикрепляем шар и сплющиваем; затем прикрепляем на корпус вертолета сверху;
  • Если хотим показать, что наш вертолет летит, лепим пропеллер другим способом – катаем большой шар, сплющиваем и прикрепляем к корпусу с помощью зубочистки;
  • Внизу прилаживаем колеса (пуговицы).

   Педагог выставляет  технологическую карту «Вертолеты»  и уточняет творческую задачу: лепим вертолет в подарок папам;  лепим по технологической карте  или по-своему, самостоятельно продумываем  окраску и выбираем дополнительные  детали. Воспитатель подсказывает, что у вертолета все детали  могут быть разного цвета, а  можно смешать в одном комке  светло-зеленый и темно-зеленый  или желтый с зеленым, чтобы  получилась военная (камуфляжная)  окраска.

   Дети выбирают  материалы, лепят. В процессе  воспитатель помогает кому требуется помощь. Далее размещают свои вертолеты на стартовых площадках (на картоне). Как дети выполнили задания воспитатель хвалит ребят.

 

После занятия. Вечером ребята поздравляют мужчин (пап, дедушек, братьев) с праздником защитника Отечества.

 

 

Занятие № 6 Аппликация предметная

Быстрокрылые  самолеты.

 

Задачи.

  • Учить детей создавать изображение самолета из бумажных деталей разной формы и размера;
  • Показать возможность видоизменения деталей (срезание, загибание и отгибание уголков, разрезания прямоугольника пополам, поперек и по диагонали);
  • Показать аналогию аппликативной техникой и конструированием  из бумаги (свободный перенос освоенных техник);
  • Развивать творческое мышление;
  • Воспитывать интерес к познанию техники и отражению полученных представлений в изодеятельности.

 

Предварительная работа. Рассматривание изображений самолетов. Конструирование самолетов из бумажных полосок и деталей конструктора. Игра в полет на самолете.

 

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и белая бумага, ножницы, клей, салфетки, цветные карандаши, фломастеры, дырокол, готовые бумажные формы:

  • 25 полосок разного цвета;
  • 25 удлиненных прямоугольников разного цвета;
  • Конфетти для иллюминаторов;
  • Листы бумаги голубого и синего цвета для фона.

 

Учебно  – методические пособия. Плакат «Воздушный Транспорт». Технологическая карта «Быстрокрылые самолеты».

 

Содержание  занятия.

   Воспитатель запускает разноцветные самолетики и читает детям отрывок из стихотворения Г. Лагздыпь «Мы играем с братом»:

 

        Сели  с братом в самолет.

        Штурман  – я, а брат – пилот!

        Высоко  за тучами,

        Черными,  могучими.

        Мы  летели, мы летели!

        Мы  кричали, как хотели!

        А  потом нашли площадку,

        Развернулись  на посадку…

 

   Воспитатель показывает  детям плакат (дидактических картинок) «Воздушный транспорт», проводит  краткую беседу о разных видах  воздушного транспорта. Затем показывает  изображение нескольких самолетов  и рассказывает детям в доступной  форме историю самолетостроения:                                                              

   - С давних-давних времен люди мечтали летать, как птицы. Они мечтали подняться в воздух, чтобы можно было улететь далеко-далеко: через моря, горы, леса… В древней легенде рассказывается о мастери Дедали, который собрал много-много перьев птиц,  соединил их вместе с помощью воска и смолы. На этих крыльях храбрый юноша Икар поднялся высоко-высоко в небо, к самому солнцу. Но жаркое солнце растопило воск,  перья рассыпались и храбрый Икар упал на землю, но не разбился, а превратился в прекрасного лебедя.

   Это, конечно, легенда.  Но и в реальной жизни люди  пытались сооружать крылья из  самых разных материалов: дерева, ткани, соломы и даже железа. Потом они стали придумывать  летательные  аппараты. Первым  таким аппаратом был, который  смог подняться в воздух и  полететь был воздушный шар. Потом люди придумали много других сооружений (например,  дирижабль) и наконец,  изобрели самолет.

   Это случилось не так уж давно, но с тех пор конструкторы строят все новые и новые модели: одни – для перевозки пассажиров, другие – для доставки грузов, третьи – для военной разведки, четвертые – для спорта и т.д. есть самолеты, которые летают так высоко, что летчикам приходиться надевать специальные маски, через которые можно дышать и специальные костюмы, чтобы не замерзнуть.

   Есть самолеты,  которые летают с такой скоростью,  что их не успевают заметить. Есть самолеты, которые могут  вместить в себя несколько  кораблей.    

   Может быть, когда  вы подрастете, кто то из вас станет изобретателем или конструктором и создаст новую модель самолета. Или летчиком, который поведет свой самолет над облаками, или стюардессой.

    А сегодня мы  с вами сделаем необычные –  бумажные – самолетики и устроим  выставку в честь Дня защитника  Отечества.

    Воспитатель показывает  варианты бумажных самолетиков и поясняет некоторые способы и приемы работы:

  • Этот самолет сделан так – у прямоугольника срезан угол, чтобы получился заостренный нос, срезанный угол используется для хвоста; а крылья – одна длинная полоска, приклеенная поперек корпуса;
  • Этот самолет сделан так – на длинном широкой полоске одна сторона отогнута уголком, чтобы получился хвост, нос – закругленный уголок, крылья – треугольники или полоски;
  • Крылья самолета можно сделать и так – квадрат или прямоугольник разрезать по диагонали и приклеить на самолет прямо или по диагонали;
  • Иллюминаторы – круглые окошки – можно нарисовать или приклеить кружочки конфетти (вырезанные дыроколом).

   Дети рассматривают  аппликативные изображения, задумывают  свой самолет, выбирают материалы,  бумагу для фона и начинаю  работу. Педагог оказывает индивидуальную  помощь в определении замысла  и технического способа. Ребятам которые быстро справились с творческим заданиям, советует сделать еще один самолет или нарисовать солнце, облака, парашютистов. 

 

После занятия. Оформление выставки «Быстрокрылые самолеты» в честь Дня защитника Отечества. Ребята любуются на свое творчество.

 

 

 

 

Занятие № 7 Лепка сюжетная (рельефная)

Сова и синица

 

Задачи.

  • Учить детей лепить пары выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз;
  • Уточнить представление о внешнем виде и образе жизни совы и синицы;
  • Продолжать освоение рельефной лепки;
  • Создать условия для самостоятельного выбора материалов, приемов работы и средств художественной выразительности;
  • Развивать чувство формы и композиции;
  • Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изодеятельности.

 

Предварительная работа. Рассматривания изображения совы и синицы, беседа о внешнем виде и образе жизни этих птиц. Знакомство  с явлением контраста в искусстве. Рисование контрастных образов животных по мотивам сказки «Лесной Мишка и Проказница Мышка», создание аппликативных избушек  по мотивам сказки «Заюшкина избушка». Лепка воробышков на кормушке. Рисование снегирей на заснеженных ветках. Чтение стихотворения А. Кондратьева «По ночам»:

 

         Говорят, в больших кустах

         По ночам таиться страх.

         Я пошел к большим кустам:

         «Кто же там и что же там?»

         Зашептали мне кусты:

         «Только мы и только ты,

         Только птицы в гнездах, 

         Только небо в звездах».

 

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, пуговицы желтого или оранжевого цвета  для глаз совы, бисер черного или синего цвета для глаз синицы, картон голубого и черного цвета для фона, фломастеры, салфетки.

 

Содержание  занятия.   

   Воспитатель читает  детям стихотворение В. Берестова «Сова и синица»:

       

        У совы у старой                            Ночь вошла и снова права,

        Не  глаза, а фары –                         В путь пускается сова.

        Круглые,  большие,                        Все глаза огромные,

        Страшные  такие.                           Видят ночью темную.

       

        А  у птички синички,                     А синица не боится,

        У  синички – невелички                 Потому что спит синица.

        Глазки, словно бусинки,               Крепко спит она в гнезде.

        Малюсеньки.                                  Не видать ее нигде.

 

        Но  синичьи глазки

        Смотрят  без опаски

        И  на облако вдали, 

        И  на зернышко в пыли.

        Днем  сова не видит, Значит, не обидит

 Воспитатель показывает  детям изображение совы и синицы, уточняет представления о внешнем  виде и образе жизни этих  птиц. Для осмысления детьми явления  контраста педагог стоит беседу  в форме вопросов и ответов-  омонимов по содержанию прочитанного  стихотворения:

  • Сова – большая, а синица… (маленькая).
  • Глаза у совы – огромные, а у синицы… (малюсенькие).
  • Страшные глаза совы похожи на фары, а добрые глаза синички напоминают… (бусинки).
  • Сова спит днем, а летает т охотиться… (ночью).
  • Синичка спит ночью, а летает и играет… (днем).

   Затем педагог  показывает детям пластилиновые  фигурки совы и синицы (без  глаз) и два листа картона –  один черного другой синего.

   Прикладывает обе  фигурки птиц сначала к одному  листу, потом к другому и  каждый раз спрашивает, кто из  птиц в это время суток спит.

   После ответов  детей прикрепляет глаза той,  птичке, которая бодрствует: сове  – пуговицы желтого цвета,  синичке черный бисер. Спрашивает  где сидят птицы.

   После ответов  детей называет разные варианты:

    • Обе птицы сидят на одной ветке;
    • Птицы сидят на разных ветках;
    • Сова сидит в дупле, а синица в гнезде;
    • Сова летает, синица спит;
    • Синица летает, сова спит.

   Педагог подсказывает, что ветки, гнездо, дупло, солнышко, луну можно как слепить, так  и нарисовать. Предлагает детям  слепить свои картинки про  сову и синицу. Советует подумать,  какое время суток будет на  картинке – день или ночь, выбрать  картон подходящего цвета, а  потто уже лепить птиц. И при  этом не забывать, что  одна  из птиц спит.

   Дети выбирают  материалы и создают рельефные  пластилиновые картины. В процессе  воспитатель наблюдает за каждым  ребенком, подсказывает кому не обходима помощь.

Информация о работе Теория и методика развития детского изобразительного творчества