Типология социально - педагогических норм и отклонений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:20, реферат

Описание работы

Осуществление типологизации социально-педагогических норм и отклонений в современном образовательном пространстве значительно затрудняют некоторые факторы:
– высокий динамизм и инновации, происходящие в социальном процессе взаимодействия, отсутствие систематизации накопленного опыта и, как следствие, отсутствие формализованных норм, стандартов решения подобных задач;
– недоработанность качественных и количественных критериев и методов оценки социально-педагогических норм и отклонений;
– частое отсутствие у педагога, принимающего решение по отдельному случаю, достоверной информации для такой оценки [6, с. 37].

Содержание работы

Введение
3
§ 1. Теоретические основы определения понятий «норма» и «отклонение»

5
§ 2. Типология социально-педагогических отклонений
8
§ 3. Средства профилактики социально-педагогических отклонений

23

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Типология соц-пед. норм и отклонений.docx

— 55.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НОРМ И ОТКЛОНЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

§ 1. Теоретические основы определения понятий «норма» и «отклонение»

 

5

§ 2. Типология социально-педагогических отклонений

8

§ 3. Средства профилактики социально-педагогических отклонений

 

23

 

Список использованной литературы

 

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема весьма актуальная по ряду факторов, которые определяют систему педагогического взаимодействия. Прежде всего, эти факторы обуславливаются социальными и образовательными потребностями общества, которые ориентируют современное образование на принципы гуманизации, демократизации и дифференциации образовательного процесса.

Динамично развивающиеся образовательные процессы и технологии, ставят перед современной образовательной системой ряд функциональных задач, которые должны соответствовать новым образовательным стандартам нового поколения. Современные исследователи определяют эти задачи следующим образом: «Наряду с проблемами обеспечения качества знаний школе приходится решать все возрастающее количество актуальных задач социального характера, имеющих непосредственную связь с проблемами воспитания. С одной стороны, это задачи демократизации уклада школьной жизни, развития школьного самоуправления, гуманизации процесса обучения, обеспечения психологического комфорта как учащихся, так и педагогов. С другой стороны, остро стоят проблемы отсева учеников, мотивации учения, социальной адаптации и трудоустройства выпускников, ухудшения здоровья школьников. И отдельно взятая школа, и системы школьного образования районного, городского, федерального уровней являются системами социально-педагогическими, в которых функции обучения и воспитания неразрывно связаны с социальными функциями, такими как социализация учащихся, подготовка их к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности, подготовка к продолжению образования, обеспечение определенных условий образовательного процесса и т.п.»1

Осуществление типологизации социально-педагогических норм и отклонений в современном образовательном пространстве значительно затрудняют некоторые факторы:

– высокий динамизм и инновации, происходящие в социальном процессе взаимодействия, отсутствие систематизации накопленного опыта и, как следствие, отсутствие формализованных норм, стандартов решения подобных задач;

– недоработанность качественных и количественных критериев и методов оценки социально-педагогических норм и отклонений;

– частое отсутствие у педагога, принимающего решение по отдельному случаю, достоверной информации для такой оценки [6, с. 37].

Поэтому исследователи отмечают, что реальными ориентирами при принятии решений по изменению социально-педагогической ситуации в школе в русле работы с социально-педагогическими отклонениями часто являются необходимые условия, которые в принципе могут:

– выполнение приказов, распоряжений, нормативов вышестоящих органов;

– представления о некоторой идеальной модели школы;

– представления о том, насколько реальная ситуация в конкретной школе «лучше, чем у других», «хуже, чем у других» или «примерно такая же, как у всех»;

– представления о динамике: ситуация улучшилась, ухудшилась или не изменилась [1, с. 18].

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ «НОРМА» И «ОТКЛОНЕНИЕ»

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Древней Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения, в других было милосердно-сострадательным.

   В современных США и западноевропейских государствах практически реализуется концепция интеграции людей, имеющих те или иные отклонения, в общество, согласно которой эти люди рассматриваются как обычные, равноправные его члены, только имеющие определенные проблемы или ограниченные возможности. Понятие «человек с проблемами» широко используется в США, а понятие «люди с ограниченными возможностями» больше характерно для европейских стран [14, с. 124].

Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными возможностями, прежде всего здоровья, становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую, по прогнозам ЮНЕСКО, мировое сообщество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа лиц с ограниченными возможностями, и прежде всего детей, следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений [7, с.19].

   Но даже в условиях  интеграции, когда выделяют различные  проблемы или характер ограничений  в возможностях людей, тем самым  уже полагают, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или  состояние их здоровья не соответствуют  определенным, принятым в данном  обществе нормам. Сфера нормального  всегда имеет в сознании людей  свои границы, а все то, что  находится за их пределами, определяется  как «ненормальное», «патологическое». На практике – осознанно или  неосознанно – происходит оценивание  индивидов по признаку соответствия  или несоответствия норме, которая  и определяет эти границы.

Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать точное и единственно верное определение этому понятию, скорее всего, обречена на неудачу. Так, например, только в медицине ученые насчитывают до 200 его определений [27, с. 58].

Сложность в определении понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная. Например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без исключения сообществах, потому что они, во-первых, имеют национальную специфику, а кроме того со временем преобразуются, изменяются. Так, в США после второй мировой войны в течение двух-трех десятилетий курение было обычным, «нормальным» явлением, к которому общество относилось вполне лояльно. В настоящее же время, когда общество включилось в борьбу против этой вредной для здоровья человека привычки, курение считается признаком дурного тона.

Причем, чем демократичнее общество, тем терпимее оно относится к нестандартным формам проявления личности, в то время как тоталитарные режимы склонны строго регламентировать поведение человека, жестоко наказывать, если допускается отклонение от предписанных норм [18, с. 142].

При этом важно помнить, что норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. Использование понятия нормы в общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в физике. В природе такого газа нет, однако благодаря этому понятию физикам удалось сделать много открытий. Законы выявляются для идеального газа, но в каждом конкретном, реальном случае делается определенная поправка, вводится определенный коэффициент для того или иного реального газа.

В медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение».

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка [29, с. 17].

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми [33, с. 112].

    В социальной  педагогике понятия «норма» и  «отклонение» позволяют выделить  определенную точку отсчета, относительно  которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют  на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить  практическую социально-педагогическую  деятельность.

 

§ 2. ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ

Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Рассмотрим их подробнее [23, с. 240].

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это – идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы им.

На начало 90-х годов в России, по статистическим данным, каждый пятый ребенок рождается нездоровым, в том числе 5-8% – с наследственной патологией и 1-2% – с врожденными аномалиями в развитии. В настоящее время лица с ограниченными возможностями в здоровье составляют свыше 10% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях системы образования. В специальных средствах образования нуждается до 8% населения, а фактически получает возможность их использовать только четвертая часть нуждающихся детей. Это означает, что процесс социализации таких детей проходит с особыми сложностями и требует специальной работы [3, с. 29].

  Отклонения в здоровье  могут быть вызваны или наследственными  факторами, или какими-либо внешними  обстоятельствами: тяжелой экологической  обстановкой, неудовлетворительным  качеством питьевой воды, снижением  общего уровня жизни семьи  и др.

Существует довольно много классификаций людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность; ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека; недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов [20, с. 10].

В проекте закона РФ о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. В законе введено понятие, принятое в западных странах, «лица с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков – физические, психические, сложные и тяжелые [24, с. 118].

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток – это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении. Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток – подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным. К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата [10, с. 203].

Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. малый и ум) Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой – дебильности до глубокой – идиотии, К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма [32, с. 120].

Информация о работе Типология социально - педагогических норм и отклонений