Конечным результатом психолого-педагогического
консультирования семьи является:
- информирование родителей об
объективном состоянии психофизического
здоровья ребенка;
- разработка индивидуальной
коррекционной программы воспитания и
обучения ребенка;
- ориентирование родителей на
создание в семье адекватной предметно-развивающей
среды и своевременное применение мер
коррекционного, воспитательного и обучающего
воздействия.
Психолого-педагогическую работу
с родителями определяет ряд принципов:
- индивидуально ориентированный
подход к каждой семье;
- соблюдение этических норм
и доброжелательность в отношении семьи,
обратившейся за помощью;
- ориентация на позитивное разрешение
проблем, связанных с развитием ребенка;
- соблюдение корректности при
включении родителей в педагогический
процесс и др. [15, с. 15].
Таким образом, психолого-педагогическое
сопровождение семьи является весьма
значимым звеном в медико-психолого-педагогической
помощи детям в целях профилактики первичных
нарушений и коррекции вторичных отклонений
в развитии. Оно требует широкого использования
на практике комплекса интегративных
междисциплинарных средств взаимодействия
всех взрослых (специалисты и родители),
являющихся заинтересованными участниками
образовательного и воспитательного процессов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Акатов Л.И.Социальная реабилитация
детей с ограниченными возможностями
здоровья. Психологические основы : учеб. пособ. для студ. вузов / Акатов Л.И. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
- Алексеева, Е. Е.Психологические
особенности семейного воспитания ребенка
с проблемами в развитии / Е. Е. Алексеева
// Дошкольная педагогика. - 2010. - №3 . - с.56-57.
- Антонова, Л. Н.Дети группы риска
как социально-педагогический феномен
/ Л. Н. Антонова // Педагогика. - 2010. - № 9
. - С.28-33.
- Барт, К.Трудности в обучении: раннее предупреждение : учеб. пособие для студ. вузов / К. Барт ; пер. с нем. Н. А. Горловой, А. А. Михлина ; ред. рус. текста Н. М. Назарова. - Москва : Академия, 2006. - 208 с.
- Бородулина, С. Ю.Коррекционная
педагогика: психолого-педагогическая
коррекция отклонений в развитии и поведении
школьников : учеб. пособие / С. Ю. Бородулина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 352 с.
- Вихрук Т.И.Основы тератологии и наследственной патологи : учеб. пособие / Вихрук Т.И., Лисовский В.А., Сологуб Е.Б. - Москва : Советский спорт, 2001. - 208 с.
- Горшкова, Е. А.Анализ типологий социокультурно и педагогически запущенных подростков (девиантов) и разработка обобщающей типологии / Е. А. Горшкова // Образовательная политика. - 2009. - №12 . - с.17-31.
- Григорьев , Д. В.Эффективное воспитание: школа и семья как партнеры / Д. В. Григорьев // Социальная педагогика. - 2011. - № 2. - С.39-50.
- Григорьев, Д. В.Эффективное
воспитание: школа и семья как партнёры
/ Д. В. Григорьев, О. Ю. Кожухова // Народное
образование. - 2010. - №10 . - с.241-250.
- Дети с отклонениями в развитии:
Метод, пособие для педагогов, воспитателей
массовых и спец. учреждений и родителей. – М., 1997.
- Доровской А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М., 1998.
- Зарецкий, В. К.О возможности
индивидуализации образовательного процесса
на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике / В. К. Зарецкий // Психологическая наука и образование. - 2011. - №3 . - С.19-25.
- Захаров А. И. Как предупредить
отклонения в поведении ребенка. – М.,
1986.
- Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М., 1997.
- Комплексная профилактика заболеваний
и реабилитация больных и инвалидов : учеб. пособие / Лисовский В.А. [et al.]. - Москва : Советский спорт, 2001. - 320 с.
- Коррекционная педагогика:
Учеб. пособие. – М., 1998.
- Коррекционные подвижные игры
и упражнения для детей с нарушениями
в развитии : учеб. пособие / ред. Шапкова Л.В. - Москва : Советский спорт, 2002. - 212 с.
- Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1979.
- Маленкова, Л. И.Педагогическая
реабилитация и воспитание ребенка с особенностями
в развитии / Л. И. Маленкова // Социальная
педагогика. - 2011. - № 5. - С.45-52.
- Малофеев , Н. Н.Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С.6-11.
- Пасечник Л.Семья и проблемы
воспитания: трудности семейной жизни
людей, воспитывающих детей с отклонениями
в развитии. Ст. 2 / Пасечник Л. // Дошкольное
воспитание. - 2010. - № 2. - с.24-31.
- Психология детей с отклонениями
и нарушениями психического развития
/ сост. Астапова В.М., Микадзе Ю.В. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 384 с. - (Хрестоматия по психологии).
- Психолого-педагогическая диагностика
: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. - 2-е изд. - Москва : Академия, 2005. - 320 с.
- Психолого-педагогическая диагностика
: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. - 3-е изд. - Москва : Академия, 2006. - 320 с.
- Симонян, А. Г.Готовность к школе:
норма и отклонения / А. Г. Симонян // Медработник
ДОУ. - 2013. - №4 . - С.84-88.
- Слепович, Е. С.Значение представлений
психолога о норме и патологии для практики
помощи детям с отклонениями в психическом
развитии / Е. С. Слепович, А. М. Поляков
// Журнал практического психолога . - 2011.
- № 2. - С.161-168.
- Слепович, Е. С.Значение представлений
психолога о норме и патологии для практики
помощи детям с отклонениями в психическом
развитии / Е. С. Слепович, А. М. Поляков
// Психология и школа. - 2010. - № 3. - С.57-64.
- Созонова, М. С.Психологическое
сопровождение семьи, воспитывающей ребенка
с отклонениями в развитии : монография / М. С. Созонова. - Тобольск : ТГПИ, 2008. - 160 с.
- Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. – М., 1996.
- Специальная педагогика : учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Аксенова Л.И. ; ред. Назарова Н.М. - 2-е изд. - Москва : Академия, 2001. - 400 с. - (Высшее образование).
- Специальная педагогика : учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Аксенова Л.И. ; ред. Назарова Н.М. - 4-е изд. - Москва : Академия, 2005. - 400 с.
- Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста : учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Штрасмайер В. - Москва : Академия, 2002. - 240 с. - (Высшее образование).
- Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. – Саратов, 1997.
1 Матюшкина, М.Д. Ситуативные социально-педагогические
нормы как средство управления школьным
образованием: дис. … канд пед наук. –
СПб., 2000. – С. 4.