Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:20, реферат
Осуществление типологизации социально-педагогических норм и отклонений в современном образовательном пространстве значительно затрудняют некоторые факторы:
– высокий динамизм и инновации, происходящие в социальном процессе взаимодействия, отсутствие систематизации накопленного опыта и, как следствие, отсутствие формализованных норм, стандартов решения подобных задач;
– недоработанность качественных и количественных критериев и методов оценки социально-педагогических норм и отклонений;
– частое отсутствие у педагога, принимающего решение по отдельному случаю, достоверной информации для такой оценки [6, с. 37].
Введение
3
§ 1. Теоретические основы определения понятий «норма» и «отклонение»
5
§ 2. Типология социально-педагогических отклонений
8
§ 3. Средства профилактики социально-педагогических отклонений
23
Список использованной литературы
Психические: задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально-ролевой сферы; одаренность.
Педагогические отклонения: отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования.
Социальные отклонения: сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.
Следует отметить, что в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. Например, детей с проблемами в физическом и психическом развитии объединяет то, что в первые годы жизни отклонения в здоровье отрицательно сказываются на формировании их биологических потребностей: физических, физиологических, вследствие чего они поздно осваивают предметно-манипулятивную деятельность. Такое запаздывание в физическом развитии ребенка, безусловно, оказывает влияние и на его социальное развитие. Чтобы это отставание не приобрело хронические формы устойчивой дезадаптации ребенка, необходимо развивать у него компенсаторные механизмы, определенные социально-психологические установки, позволяющие ему адаптироваться и интегрироваться в общество [16, с. 234].
Таким образом, любое отклонение нельзя рассматривать «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует другие виды отклонений. Поэтому, например, в федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». В эту категорию входят фактически все дети, о которых шла речь выше: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных ситуациях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Очень важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормальным типом поведения и отклоняющимся, отмеченным такими чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев и страх, резко выраженная внушаемость и др., располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению, Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем.
Поэтому, с одной стороны, работа социального педагога направлена на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, с другой – на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения. Это очень важная и большая работа: как помочь детям, «выпавшим из социальной колеи», вернуться в общество [21, с. 25].
Уровень достигнутого сегодня знания позволяет выделить среди многочисленных факторов, являющихся источником отклонения в развитии ребенка и его социализации, три основные группы: биогенные, социогенные и психогенные. При этом можно сделать вывод о том, что любая «поломка», любое ограничение потенциальных возможностей человека неизбежно затрагивает всю организацию в целом и ведет к нарушениям взаимодействия человека со средой, к «социальному выпадению». Связанные с этим процессы и явления изучаются учеными разных областей знания – социологии, психологии, социальной педагогики, медицины и др. Каждая из этих наук предлагает свои теории «выпадений», которые со временем развиваются, обогащаются новым содержанием и новыми технологиями. Кроме того, они тесно взаимодействуют между собой, взаимодополняя друг друга. Так, отклонения в поведении детей, имеющих ограниченные возможности, рассматривались вначале в русле медицинской модели, которая определяла подходы к их воспитанию и обучению. Согласно этой теории, отклонения в социальной жизнедеятельности таких детей, подобно отклонениям в телесных процессах, являются отражением и проявлением внутренних болезненных процессов. Иными словами, несоответствие социальной норме в поведении ребенка рассматривается как патология здоровья.
В качестве причин, вызывающих отклоняющееся поведение, в рамках медицинской модели социального выпадения выдвигались эндокринные нарушения, нарушение созревания (акселерация и недоразвитие), органические мозговые нарушения, генетические отклонения и др. Тот факт, что социальное пространство, в котором находится ребенок, тоже оказывает на него свое воздействие, в рамках этой модели во внимание не принимается. Отсюда в научных работах и методиках, касающихся проблем воспитания таких детей, гораздо шире используется медицинская терминология, чем социальная и педагогическая. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в рамках медицинской модели сформировалась теория социальной полезности людей с ограниченными возможностями, которая получила широкое распространение во многих развитых странах. Суть ее заключается в следующем. В обществе имеются люди, физические и психические возможности которых ограниченны, но это не мешает им осуществлять хотя бы элементарную социально полезную деятельность, например, обслуживать себя или выполнять какую-либо простую работу. Это значит, что при необходимом профессиональном обучении такие люди могут материально сами себя обеспечивать, а не становиться обузой и бременем для государства, которое их должно содержать. Кроме того, они могут быть источником дешевой рабочей силы, что также выгодно государству. Таким образом, в этой теории очевиден приоритет государства над личностью. Следует отметить, что в нашей стране эта теория определяла позицию государства в отношении людей, в том числе и детей, имеющих ограниченные возможности, на протяжении многих десятилетий и, к сожалению, практически не утратила своего значения до сегодняшнего дня [29, с. 112].
В течение долгого
времени для обозначения людей
с ограниченными возможностями
повсеместно использовалось
В 60-х годах XX века на смену медицинской модели пришла социальная модель, развитию которой послужила теория психоанализа. Этот новый подход к проблемам людей с ограниченными возможностями был инициирован ими самими, когда они стали объединяться в ассоциации и различные движения, чтобы отстаивать свои права. В фокусе этой модели находятся не внутренние причины, обусловливающие ограниченные возможности человека (болезнь, нарушения в развитии и т. д.), а взаимосвязь между отдельным человеком и социумом. С этой точки зрения ограничение возможностей человека вызвано во многом отношением к нему окружающих людей, выделяющим его из общества, а также барьерами, которые существуют в окружающей его среде (архитектурной, социальной, психологической, педагогической и др.), рассчитанной прежде всего на здоровых людей. Другими словами, ограниченные возможности как проблема являются результатом социальной, экономической и политической дискриминации таких людей в обществе. Чтобы преодолеть ее, необходима интеграция людей с ограниченными возможностями в общество на их собственных условиях, а не путем их приспособления к нормам и правилам жизни здоровых людей. В связи с этим новым подходом в современной зарубежной литературе слово «инвалид» как выражающее социальное притеснение и неравноправие определенной категории граждан теперь не употребляется [22, с. 243].
В рамках социальной модели отклоняющееся поведение детей стало рассматриваться во взаимосвязи с процессами семейного воспитания и межличностного взаимодействия. С разработкой таковой теории изменились приоритеты в объяснении социальных выпадений. Неадекватное, не соответствующее социальным ожиданиям поведение детей и подростков стало рассматриваться как деформированный процесс накопления социального опыта, как результат субъективных нарушений, связанных с семейным неблагополучием, недостаточной педагогической культурой родителей, негативным балансом поощрений и наказаний, отсутствием любви к ребенку и другими факторами. Постепенно накапливающиеся неразрешенные конфликты и приводят к отклоняющемуся поведению. А поскольку оно обусловлено не только болезненными-процессами, на которые практически невозможно влиять, становится возможной его коррекция. Таким образом, социальная модель позволила рассматривать поведение ребенка не только как отклоняющееся, но и корректирующееся.
§ 3. СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ
В настоящее время политика нашего государства направлена на улучшение положения детей с отклонениями в развитии и на признание их прав на полноценную жизнь, получение образования, обеспечение равных с другими детьми возможностей, интеграцию в общую систему обучения и воспитания.
С этой точки зрения особое значение приобретает разработка и внедрение новых образовательных моделей, основанных на взаимодействии медицинской, психологической и педагогической служб. Эти службы призваны поддерживать родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в том числе в их стремлении помочь своим детям приспособиться к окружающему миру, обеспечить им достойное будущее. Особое влияние на становление ценностных ориентации таких семей имеет создание системы раннего вмешательства специалистов, своевременной диагностики, профилактики и коррекции вторичных отклонений в развитии детей [17, 28].
Психолого-педагогическое сопровождение – это особая культура содействия ребенку и его родителям. Оно является одной из вариативных моделей специализированной помощи семьям и представляет собой набор коррекционно-педагогических методов исправления недостатков в развитии детей и влияния на родителей. Иначе говоря, это комплексный подход, направленный на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья и поддержку его семьи.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей широко распространено в системе российских учреждений образования, ППМС-центров, детских дошкольных учреждений; востребовано оно и в условиях стационаров. Самая распространенная форма – консультирование родителей, их профессиональная поддержка, имеющая серьезную научную основу (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) и включающая обязательное клиническое и психолого-педагогическое обследование ребенка, цель которого – оценка структуры и степени нарушения в развитии, выявление особенностей умственного и физического развития, а также определение мероприятий коррекционной помощи [30, 31].
В научных исследованиях рассматриваются различные аспекты психологических оснований консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Показано, что, с одной стороны, обеспечение родителей научной информацией, а с другой – учет специалистами-консультантами особенностей внутрисемейной ситуации, состояния родителей и других членов семьи позволяют не только разрешать проблемные ситуации, связанные с развитием ребенка, но и побуждать родителей к активному общению с консультантами и поиску эффективных путей создания условий для воспитания ребенка в семье.
В процессе консультирования семьи на первый план выступает взаимодействие специалиста с близкими взрослыми с целью оценки социальной ситуации воспитания ребенка, восстановления у родителей адекватного эмоционального фона и профилактики негативных проявлений друг к другу. Одним из условий такого взаимодействия является соблюдение этических норм в процессе общения всех взрослых с детьми, а рекомендации по организации адекватного воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями направлены на их включение в педагогический процесс, на создание необходимых для этого условий.
В процессе комплексного консультирования специалисты ориентируют родителей на создание в семье оптимальных педагогических условий для воспитания и развития ребенка и адекватных способов общения с ним. Важным инструментарием в психолого-педагогическом сопровождении выступают методы изучения как самого ребенка, так и его семьи [22, с. 214].
При изучении ребенка используются следующие методы: анализ историй развития ребенка (медицинская карта, сбор анамнеза), наблюдение за его поведением в свободной деятельности и в процессе обследования, психолого-педагогическая диагностика отклоняющегося развития, анализ результатов наблюдения и обследования. Результатом должно стать определение причин первичных и вторичных отклонений, выявление психофизических (возрастных и индивидуальных) особенностей развития, разработка рекомендаций для родителей и педагогов с целью дальнейшего воспитания и обучения ребенка.
При изучении семьи используются такие методы: анкетирование, беседа с родителями, наблюдение за поведением близких взрослых в ходе психолого-педагогического обследования ребенка, демонстрация эффективных приемов взаимодействия с ним и обучение им родителей; анализ программы, разработанной для дальнейшего развития ребенка. Эти методы направлены на выявление воспитательской позиции семьи по отношению к малышу, способов взаимодействия с ним, а также на повышение уровня психолого-педагогической компетентности семьи, активизации ее родительского потенциала [2, 56].
Содержание коррекционно-педагогической работы отражается по направлениям, ориентированным на основные линии психофизического развития: социальную, физическую и познавательную. Раскрывается также содержание работы по формированию у детей ведущей и продуктивных видов деятельности. Педагогическая работа в этих направлениях основывается на онтогенетическом подходе, в котором соблюдаются принципы поэтапного формирования всех видов детской деятельности, учитываются особенности, а также индивидуальный темп психического развития каждого ребенка.
Информация о работе Типология социально - педагогических норм и отклонений