Типология специальных учреждений для лиц, имеющих отклонение в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 07:36, контрольная работа

Описание работы

Забота государства об аномальных детях и взрослых закреплена законодательно. Основным правовым актом является Конституция РФ (1993г.), которая регламентирует основы социального и государственного устройства, основные права и обязанности граждан. С учетом положений Конституции создаются другие законы, предусматривающие правовые льготы детям и взрослым с отклонениями психофизического развития (например, Закон "О социальной защите инвалидов", Указ президента "О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности и др.). Разрабатываются целевые федеральные программы: "Дети России", "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", в комплексе направленные на развитие как общего, так и специального образования, здравоохранения, социокультурной сферы

Содержание работы

I. Введение………………………………………………………………3

II. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями………………………………………………………...4

III. Школьное образование детей с ограниченными возможностями………………………………………………………...5

1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид)………………………………………………....6

2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид)…………………….....…7

3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид)……………………………………………………..……….8

4. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид)……………………………………….……...9

5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид)…………………………………...…10

6. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид)………………...….11

7. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид)………………………………12

8. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид)…………………………………….…13

IV. Заключение……………………………………………………….15

V. Список используемой литературы……………………………..16

Файлы: 1 файл

к.р.спец педагогика.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет специальной  психологии и педагогики

Кафедра  логопедии и олигофренопедагогики

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Специальная педагогика

 

 

Тема: ТИПОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЕ В РАЗВИТИИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки: Воронковой Т.В.

2 курс гр. Л-21 (ОЗО)

Преподаватель:

Блинова Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск, 2012

 

 

Содержание

 

I. Введение………………………………………………………………3

 

II. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями………………………………………………………...4

 

III. Школьное образование детей с ограниченными возможностями………………………………………………………...5

 

1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид)………………………………………………....6

 

2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид)…………………….....…7

 

3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид)……………………………………………………..……….8

 

4. Специальные (коррекционные)  образовательные учреждения для  слабовидящих детей (IV вид)……………………………………….……...9

 

5. Специальные (коррекционные)  образовательные учреждения для  детей с тяжелой речевой патологией (V вид)…………………………………...…10

 

6. Специальные (коррекционные)  образовательные учреждения для  детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата (VI вид)………………...….11

 

7. Специальные (коррекционные)  образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид)………………………………12

 

8. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид)…………………………………….…13

 

IV. Заключение……………………………………………………….15

 

V. Список используемой литературы……………………………..16

 

 

 

 

 

    1. Введение

 

Каково отношение окружающих людей к детям-инвалидам? В большинстве  своем взрослые относятся к ним, как к «бедненьким и несчастненьким», а детское сообщество отвергает  их как «ненормальных».

 Еще хуже обстоят  дела с обучением. Не в каждой школе готовы обучать ребенка с особыми образовательными потребностями. Поэтому проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения.

Забота государства об аномальных детях и взрослых закреплена законодательно. Основным правовым актом является Конституция  РФ (1993г.), которая регламентирует основы социального и государственного устройства, основные права и обязанности граждан. С учетом положений Конституции создаются другие законы, предусматривающие правовые льготы детям и взрослым с отклонениями психофизического развития (например, Закон "О социальной защите инвалидов", Указ президента "О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности и др.). Разрабатываются целевые федеральные программы: "Дети России", "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", в комплексе направленные на развитие как общего, так и специального образования, здравоохранения, социокультурной сферы. Большое прогрессивное значение имело принятие Государственной Думой РФ в 1996г. Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании).

Это предопределило создание единой системы специальных (коррекционных) учебно-воспитательных учреждений с  особыми планами и программами  по общеобразовательным предметам  и профессионально-трудовому обучению. В данных учебно-воспитательных учреждениях обучение и воспитание нетипичных детей осуществляется квалифицированными специалистами.

В настоящее время в РФ насчитывается  более 1800 специальных образовательных  коррекционных дошкольных и школьных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В них обучается более 280 тысяч школьников. Более 125 тысяч детей дошкольного возраста с проблемами развития воспитываются в специальных детских садах и специализированных группах дошкольных образовательных учреждений.

Кроме того, получили распространение  классы при массовых школах для детей с задержкой психического развития (свыше 135 тысяч детей по РФ), компенсирующего обучения (более 210 тысяч детей по РФ).

Сферу коррекционной педагогики и  специальной психологии дополняют логопедические пункты при массовых общеобразовательных школах и детских образовательных учреждениях, а также различные консультационные и тренинговые центры.

В своей контрольной  работе  я хочу подробно разобраться  в типах учреждений РФ для лиц  с ограниченными возможностями здоровья.

II. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

 

В нашей стране выстроена  достаточно широкая, дифференцированная сеть специальных дошкольных учреждений:

- ясли-сады;

- детские сады;

- дошкольные детские дома;

- коррекционные дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

Указанные детские сады и группы подпадают под современное  определение, использующееся в нормативных документах — «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников, с отклонениями в развитии».

Комплектование учреждений происходит в зависимости от первичного дефекта. Таким образом создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:

  • с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);
  • с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием);
  • с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);
  • с нарушениями интеллекта (умственно отсталых, ЗПР);
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Коррекционные группы отличаются меньшей наполняемостью групп (до 15 детей), наличием квалифицированных специалистов, организацией специальных занятий: развитие слухового и зрительного восприятия, логопедические занятия, лечебная физкультура, логоритмика и др.

Образовательный процесс в специализированных дошкольных  
учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексным программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениям в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.

Для родителей нормально  развивающегося ребенка детский  сад — это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, пока родители находятся на работе, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия, необходимые для полноценного развития таких детей.

        Большинство  детей с отклонениями в развитии  воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

III. Школьное образование детей с ограниченными возможностями

 

Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные  
потребности, получают образование в соответствии со специальным образовательными стандартами в различных образовательные учреждениях или на дому.

В настоящее время  существует восемь основных видов специальных  школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизит этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых школа для глухих и т. п.), в нормативно-правовых и официальны документах эти школы называются по их видовому порядковом номеру:

1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид).

2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид).

3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид).

4. Специальные (коррекционные)  образовательные учреждения для  слабовидящих детей (IV вид).

5. Специальные (коррекционные)  образовательные учреждения для  детей с тяжелой речевой патологией (V вид).

6. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид).

7. Специальные (коррекционные) образовательные  учреждения для детей с задержкой  психического развития (VII вид).

8. Специальные (коррекционные) образовательные  учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид).

Деятельность таких учреждений регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. З 288 «0б утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учрежден Ий I - VIII видов».

В соответствии с этими документами во всех специальных (коррекционных) Образовательных учреждениях реализуются специальные образовательные стандарты.

Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

В своей контрольной работе я  хочу подробно остановиться на каждом типе специального образовательного учреждения.

 

  1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид).

 

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создаётся для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего  развития в тесной связи с формированием  словесной речи как средства общения  и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения 5 — 6 лет (в зависимости от учебных предметов) или 6 — 7 лет (с учетом подготовительного класса). В 1 класс коррекционного учреждения I вида принимаются, как правило, дети с 7-летнего возраста. Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. На первой ступени общего образования в начальных классах (1 — 3 классы) проводится работа по становлению личности ребенка, выявлению и целостному развитию его способностей, формированию у школьников умения и желания учиться. В начальных классах у учащихся формируется речевая деятельность (умение вступать в общение с окружающими, воспринимать речь окружающих на слухо-зрительной основе и обмениваться информацией). В средних классах (4 — 6 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего ребенка, его учебной деятельности, развитию устной и письменной речи, совершенствованию умения пользоваться языком как средством общения, по развитию познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности.

2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 — 6 лет). На второй ступени общего образования (7 — 10 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего воспитанника, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения обучающегося, воспитанника в жизнь общества. Продолжается систематическая работа по развитию устной и письменной речи обучающихся, коррекции их произношения и развитию слухового восприятия.

Информация о работе Типология специальных учреждений для лиц, имеющих отклонение в развитии