Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 07:36, контрольная работа
Забота государства об аномальных детях и взрослых закреплена законодательно. Основным правовым актом является Конституция РФ (1993г.), которая регламентирует основы социального и государственного устройства, основные права и обязанности граждан. С учетом положений Конституции создаются другие законы, предусматривающие правовые льготы детям и взрослым с отклонениями психофизического развития (например, Закон "О социальной защите инвалидов", Указ президента "О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности и др.). Разрабатываются целевые федеральные программы: "Дети России", "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", в комплексе направленные на развитие как общего, так и специального образования, здравоохранения, социокультурной сферы
I. Введение………………………………………………………………3
II. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями………………………………………………………...4
III. Школьное образование детей с ограниченными возможностями………………………………………………………...5
1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид)………………………………………………....6
2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид)…………………….....…7
3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид)……………………………………………………..……….8
4. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид)……………………………………….……...9
5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид)…………………………………...…10
6. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид)………………...….11
7. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид)………………………………12
8. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид)…………………………………….…13
IV. Заключение……………………………………………………….15
V. Список используемой литературы……………………………..16
Данные учреждения являются одновременно и образовательными и лечебно-оздоровительными учреждениями. Они делятся на 9-летние с подготовительным классом (учебная программа охватывает объем неполной средней школы) и 11-летние с подготовительным классом (учебная программа - в объеме средней школы). Количество детей в классе (группе) не более 10 человек.
Обучение и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Лечебно-оздоровительную и реабилитационную работу проводят врачи: ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, а также инструктор лечебной физкультуры, массажист, логопед.
Основной задачей школы
является максимальное преодоление
функциональных двигательных нарушений
и подготовка воспитанников к
самостоятельной
Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Образовательный процесс в этой школе осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
1-я ступень — начальное общее образование (3—5 лет)
2-я ступень — основное общее образование (5 лет).
Помимо учебно-воспитательной
работы проводится комплексная лечебно-
На основе данных психолого-педагогического и клинического изучения детей реализуется принцип дифференцированного подхода. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения каждого ребенка.
Специа́льная психоло́гия (Коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
Основной задачей специальной
психологии является формирование адекватной
личности в условиях применения специальных
методов и приёмов воспитания
и обучения, за счёт которых происходит
замещение и перестройка
Объект и предмет специальной психологии:
Объект специальной
психологии как науки — это
человек с нарушениями в
Предмет специальной психологии — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.
Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Обучение в этой школе
не является цензовым, имея качественно
иное содержание. Основное внимание уделяется
социальной адаптации и профессионально-
В школу VIII вида ребенок может быть принят в первый или подготовительный класс в возрасте 7—8 лет. Подготовительный класс позволяет не только лучше подготовить ребенка к школе, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе Образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможностей ребенка.
Количество учеников в подготовительном классе не превышает 6—8 человек, а в остальных классах — не более 12.
Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки, 10 лет с классом профессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть увеличены на 1 год за счет открытия подготовительного класса.
Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.
В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девятый) класс. Окончившие класс с углубленной трудовой подготовкой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.
В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число детей в таком классе не должно превышать 5—6 человек.
Дети могут быть направлены в подготовительный (диагностический) класс. В течение учебного года предварительный диагноз уточняется, и в зависимости от этого на следующий год ребенок может быть либо направлен в класс для детей с тяжелыми формами нарушения интеллекта, либо в обычный класс школы VIII вида.
Комплектование классов для детей с тяжелой формой интеллектуального недоразвития проводится по трем уровням:
1-й уровень — в возрасте с 6 до 9 лет;
2-й уровень—с 9 до I2лет;
3-й уровень—с IЗ до I8лет.
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.
Первоочередная цель СБО – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Специальные коррекционные занятия по СБО формируют у учеников знания и умения, способствуют реабилитации и их общему развитию, расширению кругозора, развитию элементарных творческих способностей.
Учащиеся школ и школ-интернатов VIII вида ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Задача специальных (коррекционных) школ VIII вида – создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни.
Эффективность работы по
социально-бытовой
Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.
Предметом изучения олигофренопедагогики являются теоретические основы, методы обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.
Задачами олигофренопедагогики являются: раскрытие значения воспитания в коррекционном развитии умственно отсталого ребёнка, изучение закономерностей психического развития умственно отсталых, разработка содержания методов, приемов, средств обучения и воспитания людей, страдающих нарушениями интеллекта и организация их жизни в специальных учреждениях.
IV. Заключение
В России существует дифференцированная
система специальных
В стране существует восемь основных типов аномалий с десятью типами обучения (глухие, слепые, слабослышащие и позднооглохшие, слабовидящие, с двигательными нарушениями, с нарушениями речи, умственно отсталые, с задержкой психического развития). Отбор в специальные учебно-воспитательные учреждения осуществляет ПМПК.
Основными задачами работы специальных учреждениях являются:
• Определение особенностей
организации образовательного процесса
для обучающихся с
• Создание условий, способствующих освоению обучающимися с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования.
• Осуществление индивидуально
ориентированной психолого-
• Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
• Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Таким образом, можно сделать вывод, что система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья, а также способствуют их социальной адаптации и интеграции в обществе.
V. Список используемой литературы
1. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога-дефектолога - 3-е издание – М.: изд-во «Феникс» 2007 г. - 576 стр.
2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М., 1996.
3. Назарова Н. М. Специальная педагогика - М.: изд-во АСАDEMА, 2000 - 352 с.
4. Фадина, Г. В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов. — Балашов: "Николаев", 2004. — 80 с.
5. http://iemcko.narod.ru/2105.
Информация о работе Типология специальных учреждений для лиц, имеющих отклонение в развитии