Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:56, контрольная работа
Без учёта возрастных особенностей детей невозможно эффективно и правильно осуществлять их физическое воспитание. И, наоборот, умелое применение специально подобранных и дозированных физических упражнений в период интенсивного естественного морфофункционального развития способствует стимулированию, упорядочению и активизации соответствующих процессов, значительному улучшению функциональных возможностей всех систем организма.
. Учет возрастных особенностей при физической нагрузке.
1.1. Физическая культура в разные промежутки времени.
1.2.Биологический возраст и учет возрастных особенностей юных спортсменов.
2.Психология спортивного соревнования
2.1.Психологические особенности спортивного соревнования
2.2.Психологическая подготовка спортсмена.
2.3.Психологическая подготовка спортсменов за день до соревнования
4.Теппинг-тест
4.1. Психологический тест на определение уровня самооценки.
4.2. Какова ваша самооценка.
Литература
2.2.Психологическая подготовка спортсмена.
Психическая подготовка - это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.
Следовательно, психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой - неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.
Психическая подготовка помогает
создавать такое психическое
состояние, которое способствует, с
одной стороны, наибольшему использованию
физической и технической
Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.
Тренировочные занятия и, тем более, соревнования спортсменов высокого класса характеризуются такими физическими и психическими нагрузками, которые доводят напряжение до пределов индивидуальных возможностей.
При всей важности психогигиенических мероприятий психическая подготовка является прежде всего воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.
Психическая подготовка в виде последовательных воздействий представляет собой один из вариантов управления совершенствованием спортсмена, в случае же применения воздействий самим спортсменом она является процессом самовоспитания и саморегуляции.
Управление на первых этапах, до периода непосредственной предсоревновательной подготовки, подразумевается как целенаправленное и систематическое применение методов, направленных на:
- оптимизацию условий тренировочной деятельности по формированию навыков решения оперативных задач;
- развитие волевых и
психических качеств,
- регуляцию психических
состояний, сопутствующих
Такая подготовка непосредственно включается в тренировочную деятельность спортсмена или проводится в виде специально организованных мероприятий. В процессе общей подготовки совершенствуются и корректируются свойства и черты личности (мотивационная направленность, психическая устойчивость), психические качества, оптимизируются психические состояния.
В том случае, когда психическая подготовка проводится в период, непосредственно предшествующий ответственному соревнованию, на первый план выдвигается формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент. Отсюда - такие частные задачи, как ориентация на социальные ценности, формирование у спортсмена или команды психических "внутренних опор", преодоление "барьеров", психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация "сильных" сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д. На этом этапе особую психическую нагрузку несут также влияние окружения, состояние места занятий и восстановления, работа средств массовой информации, внимание и поведение любителей спорта.
Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта. В них больше различного, чем общего. Мало что можно сказать о психической подготовке спортсмена вообще, но очень много - баскетболиста, лыжника, стрелка и т.д.
Таким образом, психической подготовкой спортсмена (команды) называется процесс усиления его (ее) потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.
Построение психической подготовки связано с использованием определенных принципов.
Принцип сознательности означает, что любые средства психической подготовки могут быть продуктивными лишь в том случае, если спортсмен применяет их сознательно, с верой в то, что данный прием соответствует его индивидуальности и будет полезным в данной конкретной ситуации. Нельзя насаждать средства психического воздействия административными методами. Более того, спортсмен должен не просто верить "на слово" в эффективность этих средств; осознанность - это знание механизмов их воздействия, владение навыками самоконтроля и самоанализа.
Принцип систематичности. Успех приносит лишь систематическое, целеустремленное, последовательное применение системы психических средств с учетом всех сопутствующих факторов. Систематичность предусматривает работу по плану и преемственность, когда каждoe новое воздействие содержит влияниe предшествующих и готовит к будущим.
Принцип всесторонности . Необходимо, чтобы средства и методы психической подготовки увязывались в единую структуру, обеспечивающую единство общей и специальной подготовки спортсмена, т.к. сами психические воздействия дают гораздо больший эффект, когда предусматривается воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности спортсмена, его нейродинамический статус, психомоторику, интеллект.
Принцип согласованности относится к технологии психической подготовки, организации ее мероприятий во времени. Мероприятия психического воздействия должны планироваться в увязке с другими мероприятиями, логически составляющими систему спортивной подготовки. Например, психорегулирующая тренировка (ПРТ) должна согласовываться с тренировочными занятиями и в зависимости от частных задач занимать самостоятельное место до занятий, после них или в перерывах (если предусматривается применение сокращенного варианта ПРТ).
Принцип индивидуализации требует от психолога или тренера всестороннего знания особенностей спортсмена с последующим выбором таких психических воздействий, которые соответствуют всем его индивидуальным свойствам и качествам.
2.3.Психологическая подготовка спортсменов за день до соревнования
Отчего - то, когда читала эту короткую заметку о визуализации, явно себе представила ринг аджилити, разминку. Как разминка закончилась и некоторые спортсмены стоят и словно медитируют, повторяя трассу и свои движения в уме. Это упражнение несомненно полезно для нашего вида, развивает пространственную память и координацию.
Мысль это великий
инструмент. Вы когда-нибудь хотели забросить
мяч в баскетбольное кольцо, а ваши ноги
и руки сами совершали нужное движение
и вы попадали? Возможно, вы даже не задумывались
об этом, но в том момент вы практиковали
визуализацию или психологическую подготовку.
Перед тем как что-нибудь сделать, необходимо
вначале представить мысленный образ
в уме. Подобным образом создавались любые
изобретения в истории человечества. Этот
постулат относится и к спортсменам, которые
хотят улучшить своё мастерство.
Спортсмен должен представить, что нужно
сделать, перед ожиданием, что тело выполнит
это движение правильно. Тем не менее,
визуализация должна не только использовать
на тренировке или соревновании, но для
ежедневного 5-10 минутного упражнения
дома. Эта методика создает новую программу
на подсознательном уровне. Психологическая
подготовка и визуализация разделяются
на два этапа: за день до соревнования
и основной момент соревнования. Сегодня
мы поговорим о первом этапе – психологической
подготовке за день до соревнования.
Психологическая
тренировка с визуализацией очень
необходима в день подготовки к соревнованию.
У всех нас есть способность к визуализации
сложных моментов, и мы знаем, как выполнять
основные элементы. Визуализация может
из многих разных позитивных картинок.
Представление себя
великим спортсменом Целесообразно
в своем уме представить великого спортсмена,
того, кто вас поражает своей техникой
и мастерством. Постарайтесь «увидеть
мысленно», используя «внутренний взор»
к визуализации, как он выполняет элемент,
как он применяет свою технику и основные
двигательные навыки.
Представьте себя. Визуализация
может увеличить ваше самомнение и самооценку.
Она может изменить манеру общения с собой,
увидеть себя со стороны и восприятия
событий происходящих вокруг. Это, в свою
очередь, действует на ваше поведение,
включая заботу о себе.
Визуализация также увеличивает усвоение двигательных навыков. Понимая
это, необходимо быть способным увидеть
всё исполнение и эффективность, и убедить
себя, что ваш соперник немного слабее,
чем вы, и они не смогут выполнить элемент
также хорошо как вы.
В этой первой части психологической подготовки
перед соревнованием лучше всего использовать
подход называемый «самовнушением», он
приказывает избегать слова «нет», которое
имеет сильное негативное влияние на подсознание
спортсмена.
3.Теппинг тест.
Назначение теста
Определение свойств нервной системы и коэффициента функциональной ассиметрии.
Инструкция к тесту
«По моему сигналу вы должны начать проставлять точки в каждом прямоугольнике бланка. За отведенное для каждого прямоугольника время (5 с) вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить из одного прямоугольника в другой вы будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работаете в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым прямоугольником бланка».
Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5 с дает команду: «Перейти в другой квадрат». По истечении 5 с. работы, в 8-м прямоугольнике экспериментатор подает команду: «Стоп».
Опыт проводится
последовательно сначала
Тестовый материал
Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203 х 283 мм), разделенные на 8 расположенных по 4 в ряд равных прямоугольника.
О.П.Елисеев предлагает не 6 (как это обычно предлагается, например, для младшей группы подростков или в оригинальном вариантеЕ.П.Ильина), а 8 полей для простановки точек, чтобы тенденция изменения работоспособности обнаруживалась более отчетливо. Порядок простановки точек для правой и левой руки по отдельным полям – взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле № 5 должно располагаться под полем № 4.
Обработка результатов теста
Информация о работе Учет возрастных особенностей при физической нагрузке