Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 18:26, контрольная работа
Описание работы
Урок как форма обучения существует более 300 лет. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. Требования к уроку достаточно многогранны. Проблема урока интересовала многих методистов, психологов, педагогов. Такие авторы как - Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, и многие другие.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................3 Глава 1. Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Характеристика современного урока…………………………………………………4 1.1 Цель и задачи урока………………………………………………………………...6 1.2 Типология и структура урока...................................................................................9 Глава 2. Требования к современному уроку……………….......................................14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………......18 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ............................................................19
Глава 1. Урок – основная форма
организации обучения в современной школе.
Характеристика современного
урока…………………………………………………4
1.1 Цель и задачи
урока………………………………………………………………...6
1.2 Типология и структура урока...................................................................................9
Глава 2. Требования к современному
уроку……………….......................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………......18
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ............................................................19
3
ВВЕДЕНИЕ
Урок как форма
обучения существует более 300 лет. С позиций
целостности образовательного процесса
основной организационной формой обучения
является урок. Требования к уроку достаточно
многогранны. Проблема урока интересовала
многих методистов, психологов, педагогов.
Такие авторы как - Я. А. Коменский, И. Ф.
Гербарт, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский,
и многие другие.
Урок - это
форма организации обучения с группой
учащихся одного возраста, постоянного
состава, занятие по твердому расписанию
и с единой для всех программой обучения.
В этой форме представлены все компоненты
учебно-воспитательного процесса: цель,
содержание, средства, методы, деятельность
по организации и управлению и все его
дидактические элементы. Сущность и назначение
урока в процессе обучения как целостной
динамической системы сводится таким
образом к коллективно - индивидуальному
взаимодействию учителя и учащихся, в
результате которого происходит усвоение
учащимися знаний, умений и навыков, развитие
их способностей, опыта деятельности,
общения и отношений, а также совершенствование
педагогического мастерства учителя.
Тем самым урок, с одной стороны, выступает
как форма движения обучения в целом, с
другой, - как форма организации обучения,
предопределяемая основными требованиями
к организационному построению урока
учителем, вытекающими из закономерностей
и принципов обучения.
Цель урока в современной
школе должна отличаться конкретностью,
с указанием средств ее достижения и ее
переводом в конкретные дидактические
задачи. Дидактические задачи урока реализуются
в реальной педагогической действительности
через учебные задачи (задачи для учащихся).
Это решение учащимися арифметических
задач, выполнение всевозможных упражнений
разбор предложений, составление плана
пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную
деятельность учащихся в конкретных учебных
ситуациях.
4
ГЛАВА 1. УРОК – ОСНОВНАЯ
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
ШКОЛЕ
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО
УРОКА
В условиях существующих
организационных форм обучения применяется
многообразный арсенал различных методических
средств. От формы организации обучения
во многом зависит выбор тех или иных источников,
из которых учащиеся получают знания.
Поэтому одной из важнейших задач методики
является разработка форм организации
обучения в единстве с раскрытием их методических
возможностей. Наибольшее распространение,
как в нашей стране, так и за рубежом получила
классно-урочная система обучения, творцом
которой считается Я. А. Коменский. В течение
300 лет эта система поверглась дальнейшему
совершенствованию с участием тысяч учителей,
методистов и таких выдающихся педагогов-мыслителей,
как И. Ф. Гербарт, И. Г. Песталоцци, К. Д.
Ушинский, и другие. Существо системы Я.
А. Коменского состоит в разделении учащихся
на классы, реализующие соответствующие
программы обучения. При этом программа
изучения каждого предмета состояла из
разделов, а они в свою очередь делились
на темы, прорабатываемые на 40 - 45 - минутных
уроках под руководством учителя.
Классно-урочная
система выдержала испытание
в течение нескольких столетий
и, несмотря на острую критику,
сохраняется до настоящего времени
почти во всем мире. Но в
то же время эта система
в ряде европейских стран и
США в настоящее время претерпевает
значительную эволюцию.
Ключевым компонентом
классно - урочной системы организации
обучения является урок.
Что такое
урок? Однозначный ответ на этот
вопрос затруднителен. До настоящего
времени в педагогической науке
преобладающим является мнение,
согласно которому урок - это систематически
применяемая для решения задач обучения,
воспитания и развития, учащихся форма
организации деятельности постоянного
состава учителей и учащихся в определенный
отрезок времени.
5
Урок - это целостный,
логически завершенный, ограниченный
во времени, регламентирован объему учебного
материала основной элемент педагогического
процесса, который обеспечивает активную
и планомерную учебно-познавательную
деятельные ость группы учащихся определенного
возраста и уровня подготовки, направленную
на определенных заданием [1; с. 177 - 178]. В этом определении представлены
все компоненты учебно-познавательного
процесса: цель, содержание, средства,
методы деятельности по организации и
управлению и все его дидактические элементы.
Его сущность и назначение в процессе
обучения как целостной динамической
системы сводятся, таким образом, к коллективно-индивидуальному
взаимодействию учителей и учащихся, в
результате которого происходит усвоение
учащимися знаний, умений и навыков, развитие
их способностей, опыта деятельности,
общения и отношений, а также педагогического
мастерства учителя.
По определению
М. И. Махмутова урок - это динамичная и вариативная
форма организации процесса целенаправленного
взаимодействия (деятельности и общения)
определенного состава учителей и учащихся,
которая включает в себя содержание, формы,
методы и средства обучения, и которая,
систематически используется (в одинаковые
отрезки времени) для решения задач образования,
развития и воспитания в процессе обучения. [5]
Функция урока
как организационной формы обучения
состоит в достижении завершенной,
но частичной цели, которая, например,
в одном случае заключается
в усвоении нового, целостного
содержания, является частью более широкого
содержания, в другом - в частичном усвоении
материала, на уровне осознанного восприятия
и запоминания, закрепления.
В первом случае структура урока
как целостной системы повторять структуру
обучения как целостного процесса, во
втором - лишь частично отразит целостный
процесс обучения. Это означает, что особенности
у урока как организационной
6
формы обучения обусловлены
целью и местом каждого урока в целостной
системе учебного процесса и вопрос о
том, нужен организационный момент и какой
он
должен быть по содержанию,
всегда нужен опрос, обязательно давать
домашнее задание, как лучше организовать
коллективную и групповую работу, как
учесть индивидуальные особенности учащихся
и другие, с позиций анализа о процессе
обучения не являются существенными. Они
имеют значение только при решении задач
оптимальной организации обучения и вопрос
о структуре и типы уроков. Урок, как целостная система,
которая реализует образовательную, воспитательную
и развивающую функцию обучения, является
многогранным и многоплановым.
Решая конкретные
задачи на каждом отдельно взятом отрезке
времени учебного процесса, урок является
частью темы, курса учебного предмета
и соответственно занимает свое место
в системе учебного предмета, темы программы
и решает свойственные только ему в данный
момент дидактические задачи.
Структурирование
любого урока начинается с
осознания и правильного, четкого
определения цели - чего учитель
хочет достичь, затем обеспечение
средств - что поможет учителю
в достижении цели, а уже потом
определение способа - как учитель
будет действовать, чтобы цель
была достигнут.
ГЛАВА 1.1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
УРОКА
Приступая к формулировке целей,
учитель:
- изучает требования образовательного
стандарта и программы;
- обращает внимание на
требование к системе знаний
и умений по данной теме
как основе развития познавательной
самостоятельности школьников;
- определяет приёмы учебной
работы, которыми важно овладеть
школьнику;
- выявляет ценностные
ориентиры, которые могут обеспечить
личностную заинтересованность
школьника в результатах обучения.
После того как цель определена,
она становится ориентиром в отборе основного
содержания, методов, средств обучения
и форм организации познавательной самостоятельной
деятельности школьников.
Цель урока должна быть:
7
структурированной;
учитывающей способности, потребности
учащихся, стартовый уровень владения
материалом;
учитывающей миссию школы, её
стратегическую устремлённость;
диагностичной, то есть проверяемой в измеряемых показателях.
Цели обучения условно разделяют
на три группы:
образовательные (обучающие);
развивающие;
воспитательные.
Образовательные (дидактические)
цели урока:
передача учащимся определённой
системы знаний, умений, навыков, необходимых
для общего образования, для изучения
других дисциплин и для практической деятельности
в повседневной жизни;
выработка у учащихся на материале
учебного предмета способов учебно-познавательной
деятельности;
проверка знаний по теме;
обобщение изученного материала;
проверка усвоения материала
на основе творческих заданий;
формирование умений применять полученные знания на практике;
развитие познавательной активности
и творческих способностей.
Определить основную дидактическую
цель урока – значит установить, чему
в основном будет посвящён данный урок.
Развивающие цели урока:
внимания (устойчивости, интенсивности, концентрации, произвольной и непроизвольной, объема и распределения и др.);
мышления (наглядно - действенного, образного, теоретического и практического, репродуктивной творчества);
памяти (механической, оперативной, произвольного и непроизвольного);
ощущений;
представлений;
индивидуальных особенностей (общих и специальных)
волевых качеств;
потребностей (материальных и духовных; интеллектуальных и эстетических чувств);
формирование характера.
Воспитательные цели урока:
формирование системы нравственных
отношений личности к миру, формирование
отношения к:
идеологии и политики (идейно
- политическое воспитание);
общества, Родины, государства (патриотическое и правовое) в родного края, культуры, языка (воспитание национального самосознания);
людей всего мира (воспитание интернационализма, гуманизма, формирование чувства жителя планеты Земля, форм планетарного мышления);
деятельности (общественной, политической, познавательной, труда, формирования общественно - политической активности, культуры
учебного труда, трудовое воспитание);
результатов деятельности (экономическое воспитание) есть) искусства (эстетическое воспитание, формирование духовных потребностей);