Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 18:26, контрольная работа
Описание работы
Урок как форма обучения существует более 300 лет. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. Требования к уроку достаточно многогранны. Проблема урока интересовала многих методистов, психологов, педагогов. Такие авторы как - Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, и многие другие.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................3 Глава 1. Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Характеристика современного урока…………………………………………………4 1.1 Цель и задачи урока………………………………………………………………...6 1.2 Типология и структура урока...................................................................................9 Глава 2. Требования к современному уроку……………….......................................14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………......18 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ............................................................19
1. Обеспечить на уроке
охрану здоровья школьников (соблюдать
технику безопасности, гигиену труда,
чистоту помещения);
2. Начинать подготовку
к каждому конкретному уроку
с планирования системы уроков
по данной теме (необходимо заблаговременно
отобрать учебный материал к
каждому уроку, определить его
объем и сложность применительно
к данному классу, а также наметить
все основные виды работ на
уроке);
16
3. Своевременно подготовить
к каждому уроку демонстрационный
и дидактический материал, технические
средства обучения;
4. Обеспечить разнообразие
типов урока в системе уроков
по данной теме;
5. Создать возможность
для учащихся часть знаний
на уроке получать самостоятельно
под руководством учителя, что
позволит сделать обучение в
принципе самоподдерживающимся процессом.
Существуют определенные
требования к содержанию урока и процессу
учения:
урок должен быть воспитывающим. Это означает, что материал урока необходимо использовать в целях воспитания учащихся. В процессе учебы школьники должны осознавать себя гражданами общества;
обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью). Система уроков должна постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению, ориентировать их в выборе профессии;
процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными;
в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.
Требования к
технике проведения современного урока
можно сформулировать так:
1. Урок должен быть
эмоциональным, вызывать интерес
к учению, воспитывать потребность
в знаниях;
2. Темы и ритм урока
должны быть оптимальными, действия
учителя и учеников завершенными;
3. Необходим полный контакт
во взаимодействии учителя и
учащихся на уроке, педагогический
такт (недопустимы прямые и косвенные
оскорбления учащихся);
4. Создать атмосферу доброжелательности
и активного творческого труда;
17
5. Менять по возможности
виды деятельности учащихся, оптимально
сочетать разнообразные методы
обучения;
6. Обеспечить соблюдение
единого орфографического режима,
принятого в школе;
7. Управлять учебным процессом
на уроке. Большую часть урока
активно работают учащиеся.
Реализация предложенной
совокупности требований к системе уроков
обеспечит необходимый уровень организованности,
а, следовательно, и качества урока в современной
школе.
Таким образом,
современный урок складывается из понимания
его, как целостной системы при учете типологии
и требований к его подготовке и проведению.
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние
годы школа получила относительную свободу
в выборе методики обучения, разработке
и планировании уроков. Урок является
основной формой организации педагогического
процесса, так как предполагает не только
организацию учебно-познавательной деятельности,
но и интеллектуальное развитие учащихся,
формирование их потребности в знаниях,
мировоззрения, активности, самостоятельности,
трудолюбия, дисциплинированности. Урок
всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют
все компоненты процесса обучения: педагогические
цели, дидактические задачи, содержание,
методы, приемы, средства. Он должен быть
законченным в смысловом, временном и
организационном отношениях отрезком
учебного процесса и представлять собой
логическую единицу темы, раздела, курса.
План урока должен быть посильным для
учащихся, реальным. Надо продумать, как
приспособить теоретическое и методическое
содержание урока к конкретному классу,
какая ситуация сложилась к уроку, как
будет стимулирована деятельность учащихся,
каковы возможные их достижения на уроке.
В хорошем плане словесной информации
немного, но много графических и схематических
обозначений, здесь также различные стрелки,
подчеркивания, указания по ведению урока.
Это программа управления процессом обучения.
Важно определить, какой объем работы
выполняют ученики на всех этапах урока,
что будет делать при этом каждый ученик.
Цель урока в современной
школе должна отмечаться конкретностью,
четкостью, логичностью, определенностью
средств достижения, трансформацией в
конкретные дидактические задачи. Например,
цель урока для ее достижения необходимо
продумать и решить три важнейшие дидактические
задачи: актуализировать прежние знания,
умения, навыки, непосредственно связанные
с уроком; сформировать у учащихся новые
понятия и способы действий; организовать
применение учащимися знаний и опыта деятельности
с целью формирования у них новых учебных
и познавательных умений и навыков.
19
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Алексюка A. M. под ред, /Педагогика / - К, 1985.
Иванов С. В. Типы и структура уроков.
М.: Учпедгиз, 1952.
Казанцев И.Н. Работа учителя
над системой уроков // Сов. педагогика.
1952.
Казанцев И.Н. Урок в советской
школе. М.: Учпедгиз, 1956.
Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока.
Ростов-на-Дону, 2003.
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В
2 ч. - М.: «Владос», 1998, -ч. 1
Махмутов М. И. Современный урок - 2-е изд - М: Педагогика 1985
Махмутов М. И. Современный урок и пути его
организации М.: Педагогика, 1975.
Шамова Т. И. Урок в современной школе
и его педагогический анализ. М., 1987.