Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 01:33, курсовая работа
Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте с взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.
Введение ………………………………………………………………….……….
Глава 1 Общение, его структура и функции …………………..……………...…
Глава 2 Педагогическое общение ………………………………......…….…......
2.1 Понятия педагогического общения…………………...………………………
2.2 Стили педагогического общения .................…………………………………
Глава 3 Условия эффективности педагогического общения
3.1. Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения
3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…15
3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..18
3.3 Технология общения ………………………………………………………..18
3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21
Заключение ………………………………………………………….…….…….26
Список литературы ………………………………………………..………… …27
Содержание
Введение ………………………………………………………………….……….
Глава 1 Общение, его структура и функции …………………..……………...…
Глава 2 Педагогическое общение ………………………………......…….…......
2.1 Понятия педагогического общения…………………...………………………
2.2 Стили педагогического общения .................…………………………………
Глава 3 Условия эффективности педагогического общения
3.1. Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения
3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…15
3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..18
3.3 Технология общения ………………………………………………………..18
3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21
Заключение ………………………………………………………….…….…….
Список литературы ………………………………………………..………… …27
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………29
ВВЕДЕНИЕ
«Учитель по определению — человек, понимающий проблемы детей».
А. Адлер
Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте с взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.
Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения - с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации взаимоотношений.
Проблеме педагогического общения посвящено
значительное количество исследований,
анализ которых обнаруживает несколько
аспектов в её изучении. Прежде всего,
это определение структуры и условий формирования
коммуникативных умений педагога (В. А.Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от уровня педагогического мастерства и коммуникативной культуры учителя. Для установления доброжелательных отношений между учителем и учеником, а также в самом коллективе педагог должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным как к победам и успехам своих подопечных, так и к их поражениям, сопереживать им.
Цели: использование современных стилей педагогического общения на практике.
Задачи: - проанализировать психолого - педагогическую литературу;
- разработать рекомендации для проведения занятий на повышение уровня коммуникативных способностей;
- определить стили педагогического общения и дать характеристики;
- выявить значение индивидуальной особенности стиля общения педагога с учащимися.
Объект исследования: - процесс общения.
Предмет исследования: - стили общения между педагогом и учащимися в современной школе.
Методы: - анализ литературы по теме исследования;
- наблюдение за учебной деятельностью учащихся.
Глава 1 Общение, его структура и функции
ОБЩЕНИЕ — процесс обмена
между людьми определенными результатами
их психической и духовной деянести: усвоенной
информацией, мыслями, суждениями, оценками,
чувствами, переживаниями и установками.
Понятие общения используется и для характеристики
специфики взаимодействия и общения между
представителями различных этнических
общностей.
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ — его системные
свойства, детерминирующие специфику
проявления. Общение выполняет шесть функций:
прагматическая, формирования и развития,
подтверждения, объединения-разъединения
людей, организации и поддержания межличностных
отношений, внутриличностная.
Прагматическая функция общения отражает
его потребностно-мотивационные причины
и реализуется при взаимодействии людей
в процессе совместной деятельности. При
этом само общение очень часто выступает
самой важной потребностью.
Функция формирования и развития отражает
способность общения оказывать воздействие
на партнеров, развивая и совершенствуя
их во всех отношениях. Общаясь с другими
людьми, человек усваивает общечеловеческий
опыт, исторически сложившиеся социальные
нормы, ценности, знания и способы деятельности,
а также формируется как личность. В общем
виде общение можно определить как универсальную
реальность, в которой зарождаются, существуют
и проявляются в течение всей жизни психические
процессы, состояния и поведение человека.
Функция подтверждения обеспечивает людям
возможность познать, утвердить и подтвердить
себя.
Функция объединения-разъединения людей,
с одной стороны, посредством установления
между ними контактов, способствует передаче
друг другу необходимых сведений и настраивает
их на реализацию общих целей, намерений,
задач, соединяя их тем самым в единое
целое, а с другой стороны, она может способствовать
дифференциации и изоляции личностей
в результате общения.
Функция организации и поддержания межличностных
отношений служит интересам налаживания
и сохранения достаточно устойчивых и
продуктивных связей, контактов и взаимоотношений
между людьми в интересах их совместной
деятельности.
Внутриличностная функция общения реализуется
в общении человека с самим собой (через
внутреннюю или внешнюю речь, достроенную
по типу диалога). Такое общение может
рассматриваться как универсальный способ
мышления человека.К структуре общения
можно подойти по-разному, в данном случае
будет охарактеризована структура путем
выделения в общении трех взаимосвязанных
сторон: коммуникативной, интерактивной
и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
Трудно определить структуру общения. Вместе с тем формализация любого явления, в том числе и общения, выявления в нем устойчивых связей между структурными компонентами, дает возможность глубже его понять и проанализировать.
Г. Андреева определяет структуру
общения , как выделение в ней трех взаимосвязанных
факторов: коммуникативного(
Логическим основанием для моделирования структуры общения как процесса (передача информации, взаимовлияния, познания друг друга, обмен результатами деятельности и т.п.) может быть характеристика его относительно автономных компонентов , таких как: цель, содержание, средства общения; участники процесса, тип связи, устанавливается между ними; мотивы, потребности, ценностные ориентации участников общения; коммуникативный потенциал субъектов общения; виды и формы общения; социокультурная и этнопсихологическая специфика общения; этико-психологические и тендерные особенности общения; стиль, стратегии и тактики общения; результат общения.
В этом контексте важно подчеркнуть роль среды, в которой реализуется взаимодействие. Речь идет о социальной ситуации общения, прежде всего о присутствии других людей во время общения, которые изменяют этот процесс. В частности люди коммуникабельные быстро ориентируются в любой ситуации, получают удовольствие и чувствуют подъем от «работы на публику», а те, которые имеют трудности в налаживании контактов, теряются, действуют импульсивно, теряют контроль над своим поведением и тем, что говорят.
Глава 2 Педагогическое общение
2.1 Понятия педагогического общения
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися, на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся. Это совокупность средств и методов, обеспечивающих достижение целей и выполнение задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и ученика.
Общение между учителем и учеником — одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством.
Беседы Исусса Христа с учениками в Новом Завете, разговоры монахов –учителей со своими приемниками в буддизме – все это ярчайшие примеры педагогического общения. В современной педагогической практике подходы к общению в системе «Учитель – ученик» претерпевают некоторые изменения. И в первую очередь это связано с переходом в педагогической практике от системы понятий и схемы анализа «субъект—объект» к системе «субъект—субъект».
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное. Вспомним, как гордился своей работой Волшебник в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца, приговаривая: «Подумаешь, сделать живое из мертвого. А вот из живого сделать еще более живое!..»
Педагогическая деятельность протекает в условиях общения. Будь то урок, лекция, семинар, защита дипломной работы, педагог общается с группой или личностью отдельно. Общение представляет собой обмен информацией, но и не только. В процессе личностного общения один человек стремится запечатлеть свой облик в другом, транслировать себя и свой опыт через совместную деятельность. Люди общающиеся делятся друг с другом своим бытием, обсуждают некую информацию, события текущей и прошедшей жизни, волнующие обе стороны общения. И это важнейший инструмент решения учебно-воспитательных задач.
Структура педагогического общения делится на три стадии:
С точки зрения гуманистической психологии педагогическое общение рассматривается как система взаимоактивных отношений между учителем и учеником.
Обучение эффективно только тогда, когда оно строится с учетом внутренних законов психологии (целей, потребностей, интересов, смысла деятельности, эмоциональных состояний детей).
Нельзя губить эмоциональную активность. Нельзя лишать ребенка эмоций. Надо всегда давать возможность высказаться, самопроявиться.
Инновационная педагогика - это такое обучение и такое использование средств, которые позволяют выполнять поставленные задачи гуманным путем. Личность проявляется в деятельности. И ребенок никогда не должен чувствовать себя только объектом воспитания.
Обучение должно сводиться к созданию условий, а все остальное сделает сам обучаемый.
Общение выступает в трех аспектах:
- как средство решения учебных задач
- как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса
- как способ организации взаимоотношений преподавателя, педагога и ученика, в котором сочетаются обучение и воспитание.
Педагог – инициатор и руководитель общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия учителя с ученическим коллективом. А содержанием такого общения будет обмен информацией, организация взаимодействий и взаимоотношений между педагогом и обучаемым.
Так, например, продумывая построение и ход урока, преподаватель обязательно должен иметь в виду и то, с какого занятия придут на этот урок его ученики (скажем, после физкультуры школьникам обычно трудно успокоиться и сосредоточиться). Необходимо учитывать и характер и личные проблемы каждого из них (ведь не стоит вызывать к доске ребенка, расстроенного домашними неприятностями, а басня, пополам с хохотом прочитанная самым смешливым из класса, может сорвать урок). Так связаны между собой гностический и организаторский компоненты. По мнению В. И. Гинецинского, который также предлагает модель системного характера, в педагогической деятельности можно выделить четыре функциональных компонента: презентативный, инсентивный, корректирующий и диагностирующий.
1. Презентативная функция состоит в изложении учащимся содержания материала. Выделение этой функции основано на абстрагировании от конкретных форм обучения. Она ориентирована на сам факт изложения учебного материала.
2. Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к усвоению информации. Ее реализация связана с постановкой вопросов, оценкой ответов.
Информация о работе Условия эффективности педагогического общения