Условия эффективности педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте с взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….……….
Глава 1 Общение, его структура и функции …………………..……………...…
Глава 2 Педагогическое общение ………………………………......…….…......
2.1 Понятия педагогического общения…………………...………………………
2.2 Стили педагогического общения .................…………………………………
Глава 3 Условия эффективности педагогического общения
3.1. Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения

3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…15
3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..18
3.3 Технология общения ………………………………………………………..18
3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21
Заключение ………………………………………………………….…….…….26
Список литературы ………………………………………………..………… …27

Файлы: 1 файл

Инесса контрольная работа.docx

— 24.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение ………………………………………………………………….……….

Глава 1 Общение, его  структура и функции …………………..……………...…

 

Глава 2 Педагогическое общение ………………………………......…….…......

 

2.1 Понятия педагогического общения…………………...………………………

 

2.2 Стили  педагогического общения .................…………………………………

 

Глава 3 Условия эффективности педагогического общения

3.1. Качества  личности учителя, значимые для продуктивного общения

 

 

 

3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…15

 

3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..18

 

3.3 Технология общения ………………………………………………………..18

 

3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21

 

Заключение ………………………………………………………….…….…….26

 

Список литературы ………………………………………………..………… …27

 

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Учитель по определению — человек, понимающий проблемы детей».

А. Адлер

 

Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте с взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.

Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения - с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации взаимоотношений.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего,  это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А.Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.).  Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.)

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от уровня педагогического мастерства и коммуникативной культуры учителя. Для установления доброжелательных отношений между учителем и учеником, а также в самом коллективе педагог должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным как к победам и успехам своих подопечных, так и к их поражениям, сопереживать им.

Цели: использование современных стилей педагогического общения на практике.

Задачи: - проанализировать психолого - педагогическую литературу;

- разработать рекомендации для проведения занятий на повышение уровня коммуникативных способностей;

- определить стили педагогического общения и дать характеристики;

- выявить значение индивидуальной особенности стиля общения педагога с учащимися.

Объект исследования: - процесс общения.

Предмет исследования: - стили общения между педагогом и учащимися в современной школе.

Методы: - анализ литературы по теме исследования;

- наблюдение за учебной деятельностью учащихся.

 

Глава 1 Общение, его  структура и функции

 

ОБЩЕНИЕ — процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деянести: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками. 
Понятие общения используется и для характеристики специфики взаимодействия и общения между представителями различных этнических общностей.

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная. 
 Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью. 
 Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека. 
Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя. 
 Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения. 
 Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности. 
 Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Трудно определить структуру общения. Вместе с тем формализация любого явления, в том числе и общения, выявления в нем устойчивых связей между структурными компонентами, дает возможность глубже его понять и проанализировать.

Г. Андреева определяет структуру общения , как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного(предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

Логическим основанием для моделирования структуры общения как процесса (передача информации, взаимовлияния, познания друг друга, обмен результатами деятельности и т.п.) может быть характеристика его относительно автономных компонентов , таких как: цель, содержание, средства общения; участники процесса, тип связи, устанавливается между ними; мотивы, потребности, ценностные ориентации участников общения; коммуникативный потенциал субъектов общения; виды и формы общения; социокультурная и этнопсихологическая специфика общения; этико-психологические и тендерные особенности общения; стиль, стратегии и тактики общения; результат общения.

В этом контексте важно подчеркнуть роль среды, в которой реализуется взаимодействие. Речь идет о социальной ситуации общения, прежде всего о присутствии других людей во время общения, которые изменяют этот процесс. В частности люди коммуникабельные быстро ориентируются в любой ситуации, получают удовольствие и чувствуют подъем от «работы на публику», а те, которые имеют трудности в налаживании контактов, теряются, действуют импульсивно, теряют контроль над своим поведением и тем, что говорят.

 

Глава 2 Педагогическое общение

 

2.1 Понятия педагогического общения

 

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися, на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.  Это совокупность средств и методов, обеспечивающих достижение целей и выполнение задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и ученика.

Общение между учителем и учеником — одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством.

Беседы  Исусса Христа с учениками в Новом Завете, разговоры монахов –учителей со своими приемниками в буддизме – все это ярчайшие примеры педагогического общения. В современной педагогической практике подходы к общению в системе «Учитель – ученик» претерпевают  некоторые изменения.  И в первую очередь это связано с переходом в педагогической практике от  системы понятий и схемы анализа «субъект—объект» к системе «субъект—субъект». 

Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное. Вспомним, как гордился своей работой Волшебник в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца, приговаривая: «Подумаешь, сделать живое из мертвого. А вот из живого сделать еще более живое!..»

Педагогическая деятельность протекает в условиях общения. Будь то урок, лекция, семинар, защита дипломной работы, педагог общается с группой или личностью отдельно. Общение представляет собой обмен информацией, но и не только. В процессе личностного общения один человек стремится запечатлеть свой облик в другом, транслировать себя и свой опыт через совместную деятельность. Люди общающиеся  делятся друг с другом своим бытием, обсуждают некую информацию, события текущей и прошедшей жизни, волнующие обе стороны общения. И это важнейший инструмент решения учебно-воспитательных задач.

Структура педагогического общения делится на три стадии:

  • коммуникативная - передача информации;
  • установление сотрудничества между учащимися. Общение поддерживается объективной зависимостью его участников, их взаимозависимостью;
  • перцептивное восприятие человека человеком. Оно определяется социальными эталонами, в которых воспитывается ученик. На занятиях педагогу нельзя скопом предъявлять только лишь претензии своим ученикам. Надо оценивать их деятельность, а не личностные качества.

С точки зрения гуманистической психологии педагогическое общение рассматривается как система взаимоактивных отношений между учителем и учеником.

Обучение эффективно только тогда, когда оно строится с учетом внутренних законов психологии (целей, потребностей, интересов, смысла деятельности, эмоциональных состояний детей).

Нельзя губить эмоциональную активность. Нельзя лишать ребенка эмоций. Надо всегда давать возможность высказаться, самопроявиться.

Инновационная педагогика - это такое обучение и такое использование средств, которые позволяют выполнять поставленные задачи гуманным путем. Личность проявляется в деятельности. И ребенок никогда не должен чувствовать себя только объектом воспитания.

Обучение должно сводиться к созданию условий, а все остальное сделает сам обучаемый.

Общение выступает в трех аспектах:

- как средство решения учебных задач

- как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса

- как способ организации взаимоотношений преподавателя, педагога и ученика, в котором сочетаются обучение и воспитание.

Педагог – инициатор и руководитель общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия учителя с ученическим коллективом. А содержанием такого общения будет обмен информацией, организация взаимодействий и взаимоотношений между педагогом и обучаемым.

Так, например, продумывая построение и ход урока, преподаватель обязательно должен иметь в виду и то, с какого занятия придут на этот урок его ученики (скажем, после физкультуры школьникам обычно трудно успокоиться и сосредоточиться). Необходимо учитывать и характер и личные проблемы каждого из них (ведь не стоит вызывать к доске ребенка, расстроенного домашними неприятностями, а басня, пополам с хохотом прочитанная самым смешливым из класса, может сорвать урок). Так связаны между собой гностический и организаторский компоненты. По мнению В. И. Гинецинского, который также предлагает модель системного характера, в педагогической деятельности можно выделить четыре функциональных компонента: презентативный, инсентивный, корректирующий и диагностирующий.

1. Презентативная функция состоит в изложении учащимся содержания материала. Выделение этой функции основано на абстрагировании от конкретных форм обучения. Она ориентирована на сам факт изложения учебного материала.       

2. Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к усвоению информации. Ее реализация связана с постановкой вопросов, оценкой ответов.

Информация о работе Условия эффективности педагогического общения