Условия эффективности педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте с взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….……….
Глава 1 Общение, его структура и функции …………………..……………...…
Глава 2 Педагогическое общение ………………………………......…….…......
2.1 Понятия педагогического общения…………………...………………………
2.2 Стили педагогического общения .................…………………………………
Глава 3 Условия эффективности педагогического общения
3.1. Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения

3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…15
3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..18
3.3 Технология общения ………………………………………………………..18
3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21
Заключение ………………………………………………………….…….…….26
Список литературы ………………………………………………..………… …27

Файлы: 1 файл

Инесса контрольная работа.docx

— 24.11 Кб (Скачать файл)

3. Корректирующая функция связана с исправлением и сопоставлением результатов деятельности самих учащихся.

4. Диагностирующая функция обеспечивает обратную связь.

Преобладание той или иной функции в деятельности преподавателя указывает на то, что активность учащихся имеет определенный вид, поскольку реализуется определенный метод обучения.

 

2.2 Стили  педагогического общения

 

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 г. немецким психологом Куртом Левином. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:

Авторитарный.

Демократический.

Попустительский.

При авторитарном стиле характерная общая тенденция к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю выражалась в следующем. Преподаватель значительно чаще, чем в других группах, прибегал к тону приказа, делал резкие замечания. Характерными были также нетактичные замечания в адрес одних участников и беспричинные, необоснованные похвалы других. Авторитарный преподаватель определял не только общие цели деятельности и задание, но и указывал способы выполнения его, жестко решая, кто с кем будет работать. Задания и способы его выполнения давались ученикам поэтапно. (Такой подход снижает мотивацию деятельности, так как человек точно не знает ее конечных целей.) Следует также заметить, что в социально-перцептивном плане и в плане межличностных установок ориентация на поэтапное разграничение деятельности и поэтапный же контроль свидетельствуют о недоверии преподавателя к самостоятельности и ответственности собственных учеников. Или как минимум это может означать, что учитель предполагает, будто у его группы эти качества развиты очень плохо. Авторитарный преподаватель жестко пресекал всякое проявление инициативы, рассматривая ее как недопустимое самоуправство. Исследования других ученых, последовавшие за работой К. Левина, показали, что подобное поведение авторитарного руководителя строится на его представлениях о том, что инициатива подрывает его авторитет и веру в его компетентность. "Если кто-то из учеников предлагает улучшения за счет иного хода работы, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел", - так рассуждает авторитарный педагог. Кроме того, оказалось, что авторитарный лидер оценивал успехи участников субъективно, адресуя упреки (похвалу) исполнителю как личности.

При демократическом стиле оценивались факты, а не личность. Но главной особенностью демократического стиля оказалось активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации. В результате у участников развивалась уверенность в себе и стимулировалось самоуправление. При этом стиле в группе возросла общительность и доверительность взаимоотношений. Если  при  авторитарном  стиле

между членами группы царила вражда, особенно  заметная  на  фоне  покорности руководителю  и  даже  заискивания  перед  ним,   то   при   демократическом управлении учащиеся  не  только  проявляют  интерес  к  работе,  обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но  сближаются  между  собой  в  личностном отношении.  При  демократическом  стиле  руководства  учитель  опирается  на коллектив,   стимулирует   самостоятельность   учащихся.    В    организации деятельности коллектива учитель  старается  занять  позицию  «первого  среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим  замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы.  Ученики  обсуждают  проблемы

коллективной жизни и делают  выбор,  но  окончательное  решение  формулирует учитель.

Главная особенность попустительского стиля руководства заключалась в том, что педагог по сути дела самоустранился от ответственности за происходящее. Попустительский   стиль оказывается наименее  предпочтительным среди  перечисленных.  Результаты  его апробации — наименьший объем выполненной работы  и  ее  наихудшее  качество.

Важно отметить, что ученики не  бывают,  удовлетворены  работой  в  подобной группе, хотя на них и не лежит  никакой  ответственности,  а  работа  скорее напоминает безответственную  игру.  При  попустительском  стиле  руководства учитель  стремится,  как  можно  меньше  вмешиваться   в   жизнедеятельность учащихся,  практически  устраняется  от   руководства   ими,   ограничиваясь формальным    выполнением    обязанностей    и    указаний    администрации.

Непоследовательный стиль  характерен  тем,  что  учитель  в  зависимости  от внешних   обстоятельств   или    собственного    эмоционального    состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

 

Глава 3 Условия эффективности педагогического общения

 

Почему общение является средством воспитания? Потому что используя общение, изменяя его содержание, тон, стиль, варьируя соотношение функций, можно изменять настроение воспитанника, его отношение к предметам и явлениям, обогащать его знания, развивать мышление, изменять предметную и духовную деятельность. Тем самым можно целенаправленно развивать определенные черты характера, качества личности.  
Успех использования в воспитании этого инструмента зависит от выполнения определенных требований (условий). В самом общем виде они сформулированы А.А.Бодалевым:

1) общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника - в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.;  
2) если общение сопровождается воспитанием отношения к человеку как высшей ценности;  
3) если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними (Личность и общение. - М., 1983).  
А.В.Мудрик обращает внимание учителей на необходимость подготовки школьников к общению. В содержание подготовки следует включить доступные знания теоретического характера и выработку умений общения. Для этого следует проводить беседы на такие темы, как, например: «Я, мы, они», «Как вести себя в ...», «Определение себя в мире», «Человек среди людей» и др. Каждый учитель независимо от того, какой предмет он преподает в школе, должен заботиться о развитии свободного владения речью учащимися. С этой целью нужно проводить дискуссии, обсуждения, ролевые игры, а для усвоения стандартных приемов общения - собрания с их организационными правилами-ритуалами. Важно также вырабатывать умения различать виды общения (ролевое, партнерское, в группе и др.), чувствовать меру доверительности, определять характер отношения собеседника, его состояние и т.д. От всего этого зависит успешность общения, сила его воспитательного воздействия (Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984. - С. 93).  
Исследователи отмечают следующие общие черты успешного общения с учащимися, характерные для мастеров педагогического труда:  
-личностная открытость детям, способность дать понять ученикам, что учитель не столько учитель, сколько человек;  
- умение организовать общение «от ученика»: от его мыслей, чаяний, настроения;  
- умение поставить себя на место ребенка, познать его вообще и в данной ситуации;  
- принятие воспитанника как полноправного партнера по общению, как человека, равного по социально-психологическим параметрам;  
 
- терпение, чуткость, способность к сопереживанию, искренняя заинтересованность в судьбе воспитанника;  
- широта познаний, разнообразие интересов и умение их использовать в общении с воспитанниками;  
- умение внушить воспитаннику сознание его значительности.  
А.В.Кан-Калик выделил до десятка различных отрицательных моделей общения педагогов с учащимися, в частности такие, как общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание. Понимание их сути поможет воспитателю избежать весьма распространенных ошибок.  
Интересна в этом плане характеристика людей, ориентирующихся на неравные отношения в общении, данная в уже упоминавшейся книге Э.Шострома «Анти-Корнеги, или Человек-манипулятор». Не будем ее рассматривать, обратим лишь внимание на то, каковы некоторые причины сознательного или чаще неосознанного установления таких отношений: знание причин помогает в преодолении их следствий.  
Во-первых, это то, что человек никогда не уверен в себе полностью, учитель - в том числе. Он знает, что успех его деятельности зависит и от деятельности учеников. Поэтому он старается добиться, чтобы ученики делали то и так, как он считает правильным. Заинтересовать всех и всегда невозможно. Отсюда - устрашение.  
Во-вторых, человек хочет, чтобы все его любили, чтобы не было людей, которые плохо к нему относятся (из тех, во всяком случае, с кем ему постоянно приходится общаться). Для учителя это прямо связано с его профессиональными качествами. Добиться признания, одобрения своих учеников - важная задача для любого учителя, даже если он это и скрывает. Гипертрофирование этого требования к себе или желания быть таким порождает заигрывание с учениками.  
В-третьих, человек не доверят другим людям, особенно в условиях так называемых рыночных общественных отношений. Он боится полной откровенности и даже просто откровенности в отношениях с людьми и учениками в том числе. Это заставляет его выдерживать дистанцию в общении.  
В-четвертых, человек не может изменить все в своих интересах, учитель, тем более, не может создать себе и детям желаемые условия для жизни, общения. Понимание этого может вызывать неуверенность и даже отчаяние, а следствием могут быть самые разнообразные способы ухода от гуманистического решения проблем - и официальность в общении, и установление дистанции, и демонстрирование безразличия, и заигрывание, и устрашение.  
Н.Е.Щуркова формулирует следующие общие правила плодотворного общения:  
 
- формирование чувства Мы с воспитанниками;  
- установление личностного контакта с детьми;  
- демонстрация им собственной расположенности;  
- показ ярких целей совместной деятельности;  
- подчеркивание положительного в поведении и характере воспитанника;  
- постоянное проявление интереса к своим ученикам;  
- оказание и просьба помощи'.  
Обратимся, наконец, к правилам общения, сформулированным еще в 30-е гг. XX в. американским психотерапевтом и бизнесменом Дейлом Карнеги. Они и сейчас представляют исторический интерес и не только для бизнесменов, но и для воспитателей. Вот некоторые из этих правил (в сокращенном виде), сформулированные на основе учета того, что ждет собеседник от партнера: 1) искренне интересуйтесь собеседником; 2) улыбайтесь, будьте рады общению и не скрывайте этого; 3) обращайтесь к собеседнику по имени; 4) умейте слушать, поощряйте собеседника говорить о себе; 5) говорите о том, что интересует собеседника; 6) искренне внушайте собеседнику сознание его значимости; 7) хвалите за малейший успех; 8) уважайте мнение собеседника; соглашайтесь, становитесь на его точку зрения; пусть собеседник думает, что ваша (эта) мысль принадлежит ему2.  
В этих рекомендациях, как и в других, хорошо заметно главное условие успеха педагогического общения как средства воспитания:  
оно должно быть общением воспитанника с воспитателем (собеседник должен говорить о себе, разговор должен быть об интересующем собеседника, в общении утверждается значимость собеседника и т.д.), деятельностью воспитанника, управляемой и направляемой воспитателем. 

 

Качества  личности учителя, значимые для продуктивного общения

Можно выделить две составляющие успеха педагогического общения: психофизиологическую и социальную.

 

В социальный блок исследователи включают следующие компоненты:

  • способности;
  • профессиональные качества педагога
  • педагогический опыт
  • педагогическая мотивация
  • педагогическую направленность личности учителя

Задатки – это природная, или психофизиологическая составляющая успеха учителя. Можно с уверенностью утверждать, что не всякий человек может стать хорошим педагогом и достигнуть профессионального мастерства, даже при большом желании.

Среди  профессионально важных качеств учителя особое место занимает педагогическое мышление.

 Оно выступает в двух формах:

- практическое мышление (например, учитель может по выражению глаз учеников определить, усвоили ли они урок)

- теоретическое мышление .

По результатам ряда исследований, которые условно можно назвать «Учитель – глазами учеников» можно выделить следующие ценностно – значимые качества учителя с точки зрения учащихся.

- умение интересно и доступно излагать учебный материал;

- справедливость, объективность, доверие к ученику;

- интеллект, знание своего предмета;

- организаторские способности;

- доступность в общении, умение понять ученика;

- увлеченность своим предметом;

- сдержанность, доброжелательность, вежливость;

- высокая нравственность;

- самокритичность, ответственность;

- жизнерадостность, остроумие, чувство юмора;

- отзывчивость

       Мой личный опыт показывает, что никакое высокое знание своего предмета не компенсирует несправедливости учителя. К учителю имеющему репутацию несправедливого ребята относятся с недоверием, ставят под сомнения его советы, оценки и даже знания.

Педагогу необходимо быть высоконравственным человеком. Никакая другая профессия не предъявляет столь высоких требований к нравственности личности. Учитель как призма всего человеческого. В десять раз сильнее в нем ценятся проявления человечности и порядочности, и так же острее не могут простить ему дети его недостатки.

     Так же важным условием  успеха педагогического общения выступает первоклассное знание учителем своего предмета. Учитель должен в совершенстве владеть методами и приемами технологиями обучения, умением доходчиво объяснять материал урока, 

     Учитель современной школы должен быть социально зрелой личностью. Потому что именно учитель является доверенным лицом государства, проводником его идеологии, немаловажной фигурой в осуществлении  всех преобразований в социальной сфере общества.

   Основу педагогического общения составляет педагогический такт.

   Под педагогическим тактом понимают умение быстро находить в каждом конкретном случае наиболее  целесообразные способы взаимодействия с учащимися. Поступать тактично означает поступать разумно, умело и в соответствии с положительным педагогическим эффектом.

Очень важными качествами педагога являются самокритичность, способность к анализу и самоанализу, искренность, умение держаться с достоинством, быть бодрым и жизнерадостным.

Личное обаяние и педагогический артистизм играет немаловажную роль в налаживании общения с учениками.

Всем известно, что речь является основным средством коммуникации. А речь учителя основное средство общения учителя с учениками. И поэтому к речи учителя предъявляются высокие требования. На результативность педагогического процесса влияют дикция, грамотность и выразительность речи учителя. Грамотность речи необходимый элемент в характеристике педагога.

Внешний облик учителя – значимый компонент оказывающий влияние на формирование личности учащегося. По мнению исследователей внешность учителя на 40% предопределяет успех учителя в детском коллективе.

 Хороший учитель- это счастливый учитель! Это учитель, который верит в себя, в свои силы и создает условия, для того что бы его учащиеся также стали счастливыми, верящими в себя и в свои силы людьми.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Одна из сложных проблем современной школы - проблема педагогического общения. Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности. В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные речь и невербальные средства общения жесты, мимика . Правильное использование средств и техники поможет педагогу избежать многих трудностей при общении. Можно узнать о том, как сделать свою речь более выразительной, как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том, как управлять мимикой и жестами.

Информация о работе Условия эффективности педагогического общения