Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте Я.А. Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 02:29, контрольная работа

Описание работы

Одним из первых педагогов конца XVIII - начала XIX в., оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, был швейцарец И.Г. Песталоцци, родоначальник влиятельного направления в педагогике, известного под названием песталоццианства.
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы.

Содержание работы

1. Конспект научно-педагогической работы И.Г. Песталоцци «О народном образовании и индустрии»
2. Реферат на тему: «Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте Я.А. Коменского «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»»

3. Рассуждения о науках и искусствах» Ж.-Ж. Руссо

Файлы: 1 файл

ИСТ ПЕД И ОБР.docx

— 58.64 Кб (Скачать файл)

В 1657 году по приглашению амстердамского сената он выехал в Голландию, где и прожил до самой смерти. В Амстердаме Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 году капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в котором дал план реформы человеческого общества. Первые две части труда были опубликованы в 1662 году, рукописи остальных пяти частей были найдены только в 30-х гг.20 в.; полностью этот труд был опубликован в 1966 году. Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Каменский применил метод драматизации учебного материала и на основе "Открытой двери к языкам" написал ряд пьес, составивших книгу "Школа-игра" (1656). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Итог своим трудами Каменский подвел в книге "Единственно необходимое" (1668). Умер в Амстердаме в 1670 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическое наследие.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая всё то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд: "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", одну из частей которого он назвал "Пампедией" ("Всеобщим воспитанием") где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте Я.А. Коменского «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»»

Очевидно, что не без влияния своих предшественников Я. А. Коменский посвятил многие годы своей жизни созданию «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», значительную часть которого он отвел рассмотрению проблем воспитания, изложив здесь все основные положения своей педагогической концепции в обобщенном виде.

Однако это великое творение гениального чеха привлекло внимание ученых и политиков всего мира лишь в середине ХХ в. В связи с международным празднованием 300-летия опубликования «Собрания дидактических трудов» Я. А. Коменского (1657), в котором были собраны воедино все публиковавшиеся при его жизни и оставшиеся в рукописях части «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих». При жизни же Я. А. Коменский был широко известен в самых различных странах мира как автор лучших для своего времени школьных учебников и дидактических сочинений, совершивших переворот как в теории, так и практике обучения и воспитания.

Я. А. Коменский родился в Южной Моравии, в местечке Нивница, по-видимому, в довольно зажиточной семье. Рано лишившись родителей, он учился урывками сначала в братской, потом уже в возрасте 16 лет в традиционной латинской школе. То, что он так поздно поступил в латинскую школу, позволило ему осмыслить все погрешности организации, содержания и методов работы в ней. Недаром позднее Коменский называл школьные годы потерянным временем. Личный отрицательный опыт побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием организации и методов школьной работы, содержанием школьного образования.

Проучившись некоторое время в немецких университетах в Герборне и Гейдельберге, Коменский вернулся на родину, где и началась его педагогическая деятельность. В ходе начавшейся Тридцатилетней войны Чехия потеряла свою независимость, а чешские протестанты, подвергавшиеся жестоким преследованиям, в конце концов, были изгнаны за пределы родины. Я. А. Коменский вместе с частью общины Чешских братьев нашел пристанище в польском городе Лешно, где он прожил 28 лет и создал большинство своих педагогических трудов, получивших известность во всем мире.

В тяжелый период потери Чехией национальной независимости Я. А. Коменский хотел помочь своему народу сохранить культурное наследие предков путем улучшения дела образования и воспитания молодежи. На это и был направлен самый известный его теоретический труд по педагогике «Дидактика», т. е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведен на латинский язык, международный язык науки, под названием «Великая дидактика»

Кроме того, за годы пребывания в Лешно Я. А. Коменский написал первую в мире педагогическую книгу для родителей «Материнская школа» - о воспитании детей в семье, а также подготовил целый ряд учебных книг – «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия». Первая из них была учебником латинского языка, где вместо обычных для того времени таблиц склонений и спряжений, правил и исключений давалось описание реальной действительности и само обучение латинскому языку сопровождалось сообщением различного рода знаний. Ни одна учебная книга ни до, ни после Я. А. Коменского не получила такого широкого распространения в странах Европы и Азии, как «Открытая дверь языков». Позднее в Венгрии, куда он был приглашен для организации школьного дела в 1650 г., Я. А. Коменский закончил еще один учебник – «Мир чувственных вещей в картинках», который произвел подлинную революцию в учебном деле.

«Мир чувственных вещей в картинках» можно рассматривать как синтез педагогических воззрений Я. А. Коменского в их практическом преломлении: здесь он реализовал свои идеи о признании внешних органов чувств ребенка в качестве основных средств познания внешнего мира, о развитии у детей в первую очередь чувственного восприятия окружающих их вещей, о широком использовании в обучении наглядности. В этой книге на практике было показано, в чем состоит смысл дидактических правил перехода в обучении от конкретного к абстрактному, от простого к сложному, от общего к специальному.

В «Чувственном мире в картинках» особенно четко прослеживается стремление Коменского реализовать свою главную идею: дети в процессе школьного обучения должны получать реальное, и притом энциклопедическое, образование, естественно, соответствующее уровню их понимания и развития.

Все учебные книги Я. А. Коменского, как и все его дидактические труды, пронизаны идеей пансофии – всеобщей мудрости, под которой он понимал знание всех вещей, реально существующих в мире.

Внешне эта идея Коменского сходна сидеей энциклопедизма, распространенной в Европе его эпохи. На самом же деле идея пансофии Я. А. Коменского была гораздо глубже, она предполагала нечто большее, чем овладение общими сведениями из различных областей действительности. Пансофия в понимании Я. А. Коменского – это отражение в сознании человека реально существующего, а не выдуманного мира во всем его многообразии.

Для понимания пансофических идей  Я. А. Коменского, которые являются краеугольным камнем его педагогической концепции в целом, необходимо иметь в виду его основополагающую мысль о пангармонии, согласно которой все в мире органически связано между собой и отдельные части целого отражают в себе черты общего.

Идея пансофии рассматривалась в трудах Коменского весьма многогранно, применительно же к его педагогической системе она играла ведущую роль при решении вопроса как о содержании образования, так и об организации и методах обучения. В упоминавшемся уже ранее всемирно известном труде «Великая дидактика» Я. А. Коменский как раз и сформулировал цель воспитания подрастающего поколения на основе своей концепции пансофизма.

Однако, оставаясь человеком своей эпохи, будучи глубоко религиозным, к тому же проповедником в своей общине, Я. А. Коменский раскрывал цель воспитания в довольно компромиссной форме: каждый человек должен быть подготовлен к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в своем земном существовании он должен быть разумным созданием; человек должен, утверждал Я. А. Коменский в четвертой главе «Великой дидактики», все исследовать и давать всему имена и все исчислять, т. е. знать и иметь возможность назвать и понять, что находится в мире. Человек лишь тогда будет достоин называться разумным существом, когда он будет понимать основы устройства всех вещей.

Быть владыкой всех созданий, по Коменскому, - это значит использовать все вещи по их назначению, употреблять их с пользой для себя, человек среди всех созданий должен вести себя с достоинством и святостью, понимая, где, когда и до какого предела нужно уступать ближнему, должен быть в состоянии разумно управлять своими внешними и внутренними действиями.

Наконец, человек должен ясно представлять  себе совершенство своего прообраза – Бога.

Отсюда у Я. А. Коменского следует, что истинные требования, предъявляемые человеку, заключаются в том, чтобы он был:

1. знающим все  вещи,

2. владыкою всех  вещей и самого себя,

3. чтобы он себя  и все возводил к Богу –  источнику всех вещей. Если эти требования мы выразим тремя хорошо известными словами,  то получим, по Я. А. Коменскому:

- Научное образование.

- Добродетель, или нравственность.

- Религиозность, или благочестие.

Формулируя эти три коренные задачи воспитания, Я. А. Коменский конкретизировал свою основополагающую идею об универсальности воспитания, имеющую в его педагогической концепции и философское, и сугубо практическое значение.

Из этих положений Я. А. Коменского вытекал и его конкретное требование, чтобы во всяком благоустроенном  обществе создавались и функционировали школы как воспитательно-образовательные учреждения для совместного воспитания подрастающего поколения независимо от пола, происхождения и рода занятий родителей.

В «Великой дидактике» Я. А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я. А. Коменскому, до 24 лет.

Первой ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа – воспитание в семье под руководством матери. Интуитивно являясь тонким психологом, проникшим в мир детских интересов, переживаний и возможностей, исходя из своей сенсуалистической гносеологии, Я. А. Коменский видел главную задачу воспитания детей этого возраста в развитии их органов чувств, обогащении представлений об окружающей жизни, в развитии речи и первоначальных ручных умений. Детально все эти вопросы были рассмотрены Коменским уже в одном из его ранних педагогических сочинений – «Материнской школе», благодаря которому он с полным основанием рассматривается как родоначальник методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста в современном смысле этого понятия.

За материнской школой у Я. А. Коменского следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек от 6 до 12 лет независимо от сословной принадлежности. В отличие от многовековой традиции вести обучение в школах только на латинском языке – языке католической церкви и схоластической учености – эта школа должна была, пользуясь родным языком, сообщать знания о вещах окружающего детей мира, совершенствовать владение общим для всех народным языком, который, по Коменскому, является средством укрепления и сохранения нации как таковой.

В отличие от всех существовавших в эпоху Я. А. Коменского школ эта школа должна была сообщать учащимся широкий круг достаточно систематизированных, реальных знаний по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству, знакомить с различными ремеслами и , конечно, осуществлять религиозное воспитание на основе чтения текстов Священного писания, переведенных на родной язык. Для каждого года из шести лет обучения в школе родного языка Коменский предполагал написать особый учебник. Несколько учебников он написал, но все они погибли во время пожара в г. Лешно в 1656 г., да и сама идея создания школы родного языка лишь частично была реализована Я. А. Коменским при организации школ в г. Шарош – Патаке (Венгрия).

Третья ступень школьного образования, по Коменскому, гимназия или латинская школа, должна была открываться в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12 – 18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. На первый взгляд латинская школа Коменского похожа на традиционную латинскую школу, существовавшую на протяжении нескольких веков: в ее учебном плане внешне по-прежнему сохранялось изучение традиционных «семи свободных искусств».

Однако при внимательном рассмотрении в нем обнаруживается ряд принципиальных новшеств, которые сближают эту школу с общеобразовательной школой Нового времени. Здесь наряду с латинским языком, языком науки, большое место отводилось изучению реальных предметов – математики, физики, естествознания; как самостоятельные отрасли знания фигурировали история, этика, предусматривалось изучение новых языков. Лишь потом, венчая весь курс общего образования, должны были изучаться риторика диалектика. Именно для этого типа школы Коменский разработал целостную систему учебников – «Преддверие», «Открытая дверь языков», «Зал», «Школа-игра», которые принесли ему широкую известность еще при жизни.

Завершающую ступень школьного образования в системе Коменского составляли академии – высшие учебные заведения для молодых людей 18–24 лет, проявивших особые умственные дарования. Внешне академии, которые, по замыслу Коменского, должны были открываться в каждом государстве или крупной провинции, опять же напоминают существовавшие с ХII столетия университеты с обычными факультетами. Однако и на этом этапе образования, не раскрывая в деталях его содержание, Коменский имел в виду сообщение студентам пансофических знаний, т. е. всех обобщенных достижений наук.

Таким образом, Я. А. Коменский практически впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющую юношеству начиная с раннего детства достигать высот научного образования.

Информация о работе Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте Я.А. Коменского