Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 19:53, автореферат
Цель исследования состоит в разработке, обосновании, экспериментальной проверке концептуальной модели и научно-методического обеспечения вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки.
Задачи исследования:
разработать и обосновать совокупность положений, составляющих концептуальную основу вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки;
разработать понятийный аппарат и представить содержательное наполнение научных дефиниций, обосновывающих выявленные сущностные характеристики профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения как целостного теоретико-методологического феномена педагогики профессионального образования;
выявить источники и базовые механизмы развития профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе профессионального образования; разработать критерии оценки сформированности профессиональной индивидуальности педагогов дошкольных учреждений;
выявить основные тенденции, принципы, организационные формы индивидуально-ориентированного профессионального образования педагога дошкольного учреждения в отечественной и зарубежной теории и практике;
спроектировать и обосновать модель формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки, научно-методическое обеспечение ее реализации;
провести опытно-экспериментальную проверку авторской модели в реальной жизнедеятельности вуза и выявить условия, обеспечивающие эффективность ее реализации.
Методы исследования: теоретические (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, профессиографический анализ; обобщение, синтез, классификация, моделирование и др.); экспериментальные (наблюдение, в том числе включенное, контент-анализ, диагностические методы, экспертные оценки, формирующий педагогический эксперимент); методы математической статистики.
Этапы исследования охватывают период с 1999 по 2010 гг.
Первый этап (1999-2001 гг.) – анализ историографии и оценка современного состояния проблемы, ее теоретико-методологическое осмысление; обоснование рабочей гипотезы, накопление эмпирического материала и личного опыта интерпретации проблемы вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки; определение научного аппарата основных направлений исследовательской деятельности.
На втором этапе (2001-2003 гг.) на основе систематизации полученных материалов уточнялся категориально-понятийный аппарат исследования, разработана модель формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки; определение диагностического инструментария выявления индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения; разработка и обоснование содержательно-технологического обеспечения реализации модели; осуществления констатирующего этапа экспериментальной работы.
На третьем этапе (2003-2008 гг.) продолжалась работа по экспериментальной проверке модели формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения; корректировалось содержательно-технологическое обеспечение реализации модели; уточнялись данные, полученные в ходе эксперимента; исследовалось качество вузовской профессиональной подготовки педагога дошкольного учреждения.
Четвертый этап (2008-2010 гг.) – анализ, обобщение результатов экспериментальной работы, интерпретация полученных материалов, выявление теоретических и практических результатов исследования, разработка рекомендаций и их внедрение в жизнедеятельность рядов вуза Краснодарского края, проведение отсроченного контроля, оформление диссертации.
Базой исследования явились факультеты Кубанского государственного университета (факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, факультет довузовской подготовки, факультет повышения квалификации). Изучался опыт подготовки педагогов дошкольного образования в Московском гуманитарном педагогическом институте, Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- разработаны концептуальные (теоретико-методологические)
основы формирования
- выявлены и обоснованы
- определены и проанализированы основные тенденции, принципы и организационные формы процесса формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного профиля в практике отечественных и зарубежных вузов;
- выявлены стадии процесса формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в вузе (эмпирически-поисковая, рационально-продуктивная, созидательно-рефлексивная);
- определены и обоснованы
- спроектирована и обоснована
модель профессиональной
- обоснована совокупность
- обоснованы параметры, характеризующие
системные результаты
- выявлена совокупность условий,
обеспечивающих эффективность
Теоретическая
значимость исследования: внесен вклад в развитие общей теории
индивидуализации профессионального
образования; обогащена теория педагогики
профессионального образования путем
теоретико-методологического обоснования
концептуального положения «вариативный
подход к формированию профессиональной
индивидуальности педагога дошкольного
учреждения»; дополнена концепция индивидуально-ориентированного
профессионально-
Практическая
значимость исследования: теоретические положения и методические
материалы исследования обеспечивают
необходимый качественный уровень вариативной
индивидуально-ориентированной профессиональной
подготовки педагога дошкольного учреждения,
сформированность у него основ профессиональной
индивидуальности; созданы учебно-методические
комплексы, обеспечивающие вариативную
профессионально-педагогическую подготовку
будущих педагогов дошкольного профиля
с учетом специфики их полифункциональной
профессиональной деятельности; разработано
и внедрено в практику профессионально-
Профессиональная индивидуальность педагога учреждения дошкольного образования предполагает конструктивно-преобразующее отношение к профессиональной деятельности, реализуется через достижение субъективно и объективно значимых результатов труда, отличающихся оригинальностью, целесообразными изменениями в содержательных и технологических компонентах учебно-воспитательной работы с дошкольниками.
2. Вариативный подход
к формированию
Вариативный подход к формированию
профессиональной индивидуальности педагога
дошкольного учреждения предполагает,
что каждый студент как будущий педагог
активно участвует в проектировании собственного
профессионально-
Вариативный подход к формированию
профессиональной индивидуальности педагога
дошкольного учреждения реализуется на
основе интеграции достижений подходов: компетентностного (
3. Сущностными характеристиками
вариативного подхода к
4. Основными принципами организац
Информация о работе Вариативные подходы к повышению профессиональной компетентности педагогов