Вариативные подходы к повышению профессиональной компетентности педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 19:53, автореферат

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке, обосновании, экспериментальной проверке концептуальной модели и научно-методического обеспечения вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки.
Задачи исследования:
разработать и обосновать совокупность положений, составляющих концептуальную основу вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки;
разработать понятийный аппарат и представить содержательное наполнение научных дефиниций, обосновывающих выявленные сущностные характеристики профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения как целостного теоретико-методологического феномена педагогики профессионального образования;
выявить источники и базовые механизмы развития профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе профессионального образования; разработать критерии оценки сформированности профессиональной индивидуальности педагогов дошкольных учреждений;
выявить основные тенденции, принципы, организационные формы индивидуально-ориентированного профессионального образования педагога дошкольного учреждения в отечественной и зарубежной теории и практике;
спроектировать и обосновать модель формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки, научно-методическое обеспечение ее реализации;
провести опытно-экспериментальную проверку авторской модели в реальной жизнедеятельности вуза и выявить условия, обеспечивающие эффективность ее реализации.

Файлы: 1 файл

Актуальность исследования.docx

— 87.50 Кб (Скачать файл)

5. Модель процесса формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в условиях вуза включает взаимосвязь модулей: диагностического (совокупность форм, методов диагностики профессионально-личностных интересов, потребностей студентов, их творческого потенциала и др.); прогностического (определение индивидуальных профессионально-образовательных маршрутов студентов с учетом личностных особенностей и перспектив профессионального роста;  система вариативных форм психолого-педагогической и консультативно-методической поддержки выпускников вуза, обеспечивающая эффективность процесса дальнейшего развития профессионально-творческой активности молодых специалистов и др.); содержательно-технологического (комплекс вариативно-дифференцированных и персонифицированных содержательных модулей профессиональной подготовки специалиста дошкольного профиля; совокупность контекстных, практико-ориентированных, проблемно-деятельностных, проектных, эвристических технологий профессиональной подготовки и др.); мониторингового (система комплексного внешнего и внутреннего оценивания результативности развития профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения; совокупность мотивационно-ценностного, креативно-когнитивного, эмотивно-перцептивного, креативно-деятельностногокритериев, позволяющих определить уровень сформированности профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения).

6. Комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в условиях вуза, включает в себя следующие группы:

организационно-административные условия: разработка действенного механизма изучения потребностей регионального рынка труда и требований работодателей в вопросах подготовки и переподготовки педагогов дошкольного профиля; проведение  преемственного мониторинга профессионально-личностного роста будущего специалиста и трудовой деятельности выпускников вуза;

дидактико-технологические условия: определение структурно-логических межпредметных связей учебных дисциплин, элективных курсов в части изучения студентами различных аспектов профессионально-личностного развития специалиста дошкольного профиля;  возможность в условиях вуза освоить несколько специализаций педагога дошкольного учреждения; содержательное наполнение регионального компонента учебного плана вуза, дисциплин специализации, позволяющих учитывать специфику профессиональной деятельности специалистов дошкольного профиля, актуальные и перспективные потребности рынка труда, запросы работодателей конкретного региона и индивидуальные особенности студентов; реализация в образовательном процессе вуза методической системы развития креативного мышления студентов через систему учебно-познавательной и практико-ориентированной деятельности междисциплинарного характера;

социально-педагогические условия: реализация преподавателями вуза и методистами практики технологий тьюторства, фасилитаторской деятельности; включенность студентов в активную деятельность по реализации их профессионально-педагогических инициатив в сотрудничестве со специалистами-практиками дошкольных учреждений и учеными, осуществляющими экспертизу студенческих проектов; систематический педагогический мониторинг динамики формирования профессионально-творческой активности и профессиональной индивидуальности будущего педагога дошкольного учреждения.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью концепции исследования; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его задачам и логике; целенаправленным сравнительным анализом результатов многолетней экспериментальной работы и традиционной практики подготовки   педагогов дошкольного учреждения; широкой апробацией основных научных идей диссертации на уровне вузов Краснодарского края; валидностью используемых методик, сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных, статистической достоверностью данных отсроченного  контроля.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через опубликование монографий, учебных пособий, статей, докладов, тезисов; разработку и реализацию программ учебных курсов, дисциплин специализации, пособий по практике для будущих педагогов дошкольного образования. Материалы исследования получили одобрение на международных, всероссийских, региональных конгрессах и конференциях по проблемам профессиональной подготовки педагогов дошкольных учреждений (Краснодар, 2000-2009; Майкоп, 2000-2009; Карачаевск, 2006-2009, Ростов, 2003-2008; Тамбов, 2004-2007 и др.), ежегодных научно-практических семинарах преподавателей вузов. Внедрение результатов исследования было осуществлено в процессе профессиональной подготовки педагогов дошкольных учреждений в КГУ.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, представлен научный аппарат исследования, его теоретическая и практическая значимость, раскрывается степень разработанности проблемы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту. В первой главе «Профессиональная индивидуальность педагога как психолого-педагогическая проблема» представлен анализ научной литературы по проблеме исследования; дана педагогическая интерпретация основных понятий исследования; изучена проблема личности педагога в контексте формирования профессиональной индивидуальности; рассмотрены концепции индивидуального стиля профессионально- педагогической деятельности в психолого-педагогических исследованиях. Во второй главе «Теоретико-методологические основы формирования профессиональной индивидуальности педагога в процессе вузовской подготовки» рассмотрены этапы формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения; показаны особенности процесса формирования профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования; обоснована модель формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в вузе. В третьей главе «Вариативные подходы к процессу формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного профиля» дана оценка эффективности многолетней экспериментальной проверки теоретико-методических положений исследования в образовательном процессе КГУ; приведены данные отсроченного контроля. В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования на уровне обобщений и рекомендаций к их использованию, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейших путей исследования проблемы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Модернизация системы отечественного образования с необходимостью требует и модернизации ее подсистем, а в их числе – профессионально-педагогического образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что только высококвалифицированная, творчески работающая, социально активная и конкурентноспособная личность педагога способна осуществлять процесс воспитания и развития социализированной личности в быстро меняющемся мире.

Методологическим базисом для интерпретации имеющихся точек зрения на сущность категории «профессиональная индивидуальность педагога» послужили идеи философской (Л.П. Буева,  М.К. Мамардашвили, П. Рикер, В. Франкл, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.) и педагогической (Б.М. Бим-Бад, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.) антропологии о самосоздающей сущности человека, назначение которого заключается в постоянном преобразовании себя.

Системный подход (Н.В. Кузьмина, Е.Г. Силяева, В.П. Симонов, Г.П. Щедровицкий и др.) позволяет рассмотреть категорию «профессиональная индивидуальность педагога» с позиций целостного интегрального явления, важнейшими компонентами которого являются: «внутренние условия» (связаны с индивидуально-типологическими особенностями субъекта); «ситуация» (система условий учебной, профессиональной деятельности, в которой находится субъект); «переживание отношения к ситуации» (личностный смысл, влияющий на поведенческий аспект субъекта).

Современная психология (И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, А.К. Маркова, В.С. Мерлин, А.А. Реан, В.Д. Шадриков и др.) располагает необходимыми теоретическими и методическими средствами для многопланового анализа проблемы формирования и развития профессиональной индивидуальности педагога, рассматриваемого в контексте комплекса противоречий в системе «требования профессии – возможности человека», которые разрешаются через развитие профессиональных способностей, профессионально важных качеств личности специалиста.

  1. Изучение и анализ научных исследований показывает многообразие мнений в сфере объяснения феномена «профессиональная индивидуальность педагога». Отечественные исследователи рассматривают индивидуальный потенциал личности педагога как «совокупность возможностей и способностей к целенаправленной созидательно-преобразующей профессиональной деятельности» (Е.П. Варламов, С.Ю. Степанов), «интеллектуально-практический энергопотенциал человека» (Н.В. Кузьмина). Зарубежные ученые определяют «профессиональную индивидуальность» как «своеобразие самоактуализации и самореализации личности в профессиональной сфере» (К. Роджерс), «интегративную характеристику системы личностных и профессиональных способностей» (Дж. Гилфорд).

Исследование механизмов формирования и развития профессиональной индивидуальность педагога дало возможность сделать вывод о том, что активность и рефлексивностьличности являются основаниями, на котором базируется процесс становления  индивидуальности. Эффективность процессов формирования и развития профессиональной индивидуальности педагога зависит от уровня аутопсихологической компетентности специалиста (многомерного качества, характеризующего готовностьиспособность личности развивать себя путем самопознания и саморегуляции, целенаправленно работать по изменению личностных черт и поведенческих характеристик). Она состоит в осведомленности человека о сильных и слабых сторонах собственной личности как профессионала, способах самокоррекции, о том, что и как нужно сделать, чтобы повысить качество своего труда.

В диссертации констатируется, что формирование и развитие профессиональной индивидуальности педагога протекает сообразно соответствующему этапу возрастного развития (студент, молодой специалист, профессионал). Особенности профессиональной индивидуальность педагога во многом детерминированы спецификой его трудовой деятельности, поэтому в первой главе рассматриваются сущностные характеристики и особенности профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения в современных условиях, которые необходимо учесть при организации учебно-профессионального процесса педвуза, ориентированного на формирование профессиональной индивидуальности педагога.

Проведенный анализ содержательного наполнения понятия «индивидуальность педагога» (А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.И. Слободчиков), «профессионализм педагога» (И.А. Зимняя, В.А. Сластенин), «профессионализм педагога дошкольного образования» (А.В. Антонова, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Л.В. Поздняк, Р.М. Чумичёва), обобщение собственных научных изысканий позволили сформулировать следующее определение: профессиональная индивидуальность педагога дошкольного учреждения есть формируемое и динамическое системное личностное образование, способствующее самораскрытию специалиста в профессиональной сфере; это относительно устойчивая совокупность индивидуально своеобразных проявлений соответствия личности конкретного педагога реальным целям, требованиям и  условиям его профессиональной деятельности. Профессиональная индивидуальность педагога дошкольного учреждения характеризуется единством мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых, процессуально-деятельностных проявлений, обеспечивающих специалисту наиболее полную самореализацию в профессионально-педагогической сфере с учетом индивидуально-творческих особенностей личности. Профессиональная индивидуальность педагога учреждения дошкольного образования предполагает конструктивно-преобразующее отношение к профессиональной деятельности, реализуется через достижение субъективно и объективно значимых результатов труда, отличающихся оригинальностью, целесообразными изменениями в содержательных и технологических компонентах учебно-воспитательной работы с дошкольниками.

Будучи сложным интегративным образованием профессиональная индивидуальность педагога дошкольного учреждения, является целостной структурой, которая включает взаимосвязь компонентов: аксиологического (позитивное отношение к проявлению личностно-творческой инициативы в профессионально-педагогической деятельности; установка на поиск инновационных способов решения профессионально-практических задач воспитания и обучения подрастающего поколения; прогнозирование возможных позитивных результатов креативного решения профессиональных задач в сфере воспитания и обучения дошкольников и др.); профессионально-гностического (овладение методологией решения профессионально-педагогических и творческих задач, освоение теории и технологии решения социокультурных задач воспитания и обучения подрастающего поколения, развитое творческое воображение, системный анализ профессиональных задач и др.);эмоционально-перцептивного (эмпатийность, интуиция, восприимчивость специалиста, развитые умения саморегуляции эмоционального состояния и др.); креативно-процессуального (умение видеть и самостоятельно решать профессиональную проблему по созданию оригинальной педагогической технологии; умение самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность; умение генерировать новые неординарные идеи, реализация которых способствует качественно новому уровню профессиональной деятельности и достижению позитивных результатов в сфере воспитания и обучения подрастающего поколения и др.).

В соответствии с рассмотренной структурой профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения критериями оценки ее сформированности являются: мотивационно-ценностный; креативно-когнитивный; эмотивно-перцептивный; креативно-деятельностный (их характеристика приведена в диссертации).

Категория «профессиональная индивидуальность педагога дошкольного учреждения» находится в тесном соотношении и многоплановых взаимосвязях с понятиями «индивидуальный имидж педагога», «профессионализм педагога», «индивидуальный стиль педагогической деятельности», «педагогическое мастерство».

В своем исследовании мы будем рассматривать «индивидуальный имидж педагога» как интегрированное качество, определяющее единство психолого-педагогических, вербальных и невербальных характеристик, позволяющих наиболее эффективно реализовывать свою деятельность через формирование позитивного мнения и в качестве способа (механизма) интеграции и установления эффективного взаимодействия с обществом, природой и с самим собой.

Профессионализм педагога является, с одной стороны, детерминантой достижения высоких результатов в деятельности, а с другой, динамической системой, развивающейся в профессиональной деятельности.

Информация о работе Вариативные подходы к повышению профессиональной компетентности педагогов