Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 19:53, автореферат
Цель исследования состоит в разработке, обосновании, экспериментальной проверке концептуальной модели и научно-методического обеспечения вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки.
Задачи исследования:
разработать и обосновать совокупность положений, составляющих концептуальную основу вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки;
разработать понятийный аппарат и представить содержательное наполнение научных дефиниций, обосновывающих выявленные сущностные характеристики профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения как целостного теоретико-методологического феномена педагогики профессионального образования;
выявить источники и базовые механизмы развития профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе профессионального образования; разработать критерии оценки сформированности профессиональной индивидуальности педагогов дошкольных учреждений;
выявить основные тенденции, принципы, организационные формы индивидуально-ориентированного профессионального образования педагога дошкольного учреждения в отечественной и зарубежной теории и практике;
спроектировать и обосновать модель формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки, научно-методическое обеспечение ее реализации;
провести опытно-экспериментальную проверку авторской модели в реальной жизнедеятельности вуза и выявить условия, обеспечивающие эффективность ее реализации.
Сущность деятельностного подхода состоит в том, что ребенок есть деятельное существо, он развивается в деятельности. В педагогический процесс дошкольного учреждения включаются разнообразные виды деятельности: изобразительная, конструктивная, трудовая. В процессе разных видов деятельности осуществляется развитие детей, формируются их психические качества, черты характера, способности. Учитывая значение деятельности в развитии детей в период подготовки педагога дошкольного профиля, необходимо усилить внимание к более глубокому изучению деятельности детей. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И к руководству этой деятельностью требуется серьезная подготовка.
В рамках коммуникативного
подхода следует рассматривать и формирование
у будущих педагогов умения общаться с
детьми и их родителями и обучение детей
общению со сверстниками и взрослыми.
Общение - важный вид деятельности, в котором
формируется и содержательная и процессуальная
сторона (умение общаться). Этнопедагогический
Сравнительный анализ работ
показывает, что изменения, происходящие
в профессиональном педагогическом образовании,
связаны с поиском инновационного содержания
и технологий подготовки специалиста,
готового к личностной самореализации,
способного к творчески результативной
профессиональной деятельности с позиций
овладения вариативными подходами. Это
обеспечивает многогранность педагогического
процесса в будущем и возможность педагога
изменять свою деятельность в соответствии
с условиями. Формированию профессиональной
индивидуальности студентов в процессе
обучения, способствует реализация личностно-
Схема 1
Модель процесса формирования профессиональной индивидуальности
педагога дошкольного учреждения в условиях вуза
ЦЕЛЬ: формирование профессиональной индивидуальности
педагога дошкольного учреждения
Модули модели
Модель процесса формирования
профессиональной индивидуальности педагога
дошкольного учреждения в условиях вуза
включает взаимосвязь модулей: диагностического;
прогностического; содержательн
Стадиями процесса формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в вузе являются: эмпирически-поисковая, рационально-продуктивная, созидательно-рефлексивная.
На эмпирически-поисковой
стадии происходит освоение и принятие
студентом «образа» сущностных компонентов
профессиональной деятельности педагога
дошкольного профиля, что предполагает,
соотнесенность требований со стороны
профессии к возможностям конкретного
человека. Индивидуально-значимые цели
проявления студентом своеобразия своей
личности и творческой активности в учебном
процессе вуза существуют в виде недифференцированного
желания «стать лучше», основанного, как
правило, на самосравнении с однокурсниками,
преподавателями, педагогами баз практики.
Происходит дифференциация студенческой
общности: незначительная часть студентов,
имеющая более развитые рефлексивные
и креативные умения, начинает «продвигаться»
вперед в процессе активного профессионально-личностного
самопреобразования по освоению индивидуально-творческой
составляющей будущей профессии; менее
опытные в рефлексивном и креативном плане
студенты нуждаются в индивидуальной
работе. Для данной стадии характерны:
активизацияпрофессионального
самоопределения студента; создание
условий для индивидуально-
На рационально-продуктивной стадии происходит активное усвоение основных содержательно-технологических компонентов будущей профессиональной деятельности педагога дошкольного профиля, формирование и развитие мотивационных, целевых, операционально-деятельностных отношений студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности. На данной стадии активизируется потребность в позитивной профессиональной самореализации в педагогической сфере, что требует от студента проявлений творческой активности в процессе взаимодействия с дошкольниками и оценки себя как личности с определенными профессионально важными качествами. У студента начинают формироваться конкретные методические схемы, технологические основы педагогической деятельности с учетом специфики будущей профессии, в которых ведущее место занимают самоанализ, самоубеждение. На данной стадии возрастает активность определенной группы студентов по запросам к педагогам, связанными с реализацией творческих инициатив студентов в реальную практику функционирования учреждений дошкольного образования, а также с различными аспектами личностного и профессионального саморазвития будущего специалиста.
Созидательно-рефлексивная
стадия связана с преимущественным
развитием креативно-процессуальной подструктуры
профессиональной индивидуальности педагога
дошкольного учреждения, формированием
адекватной профессиональной Я-концепции
будущего специалиста. На данной стадии
осуществляется профессионально
Проблема развития профессиональной индивидуальности будущего педагога дошкольного образования в ходе эксперимента решалась через разнообразные формы: деловые игры, научные конференции и семинары, круглые столы, дискуссионные клубы с участием как студентов, преподавателей, так и практических работников дошкольного образования, где широко обсуждаются данные направления в контексте науки и практики подготовки специалиста.
Развитие профессиональной индивидуальности педагога на разных образовательных ступенях системы дошкольного образования требует использования системы мер в условиях взаимодействия науки и практики педагогической реальности. В качестве основных мер, рекомендуемых к использованию с целью развития профессиональной индивидуальности будущих педагогов дошкольного образования мы выделяем следующие: уделять особое внимание развитию субъектных, личностных и индивидуальных качеств у студентов, реализации их субъектной позиции в «диалогизированном» процессе профессионального обучения; разработать и активно внедрять систему учебных занятий, в процессе которых инструментом воздействия будет выступать общение, требующее рефлексивных действий для развития рефлексивных возможностей студентов; оказывать всестороннюю помощь специалистам-практикам в автономном поиске способов саморазвития профессиональной индивидуальности и компетентности. Формирование инновационного индивидуального стиля деятельности, готовности к рефлексии и обобщению собственного опыта и опыта своих коллег является одним из важных условий развития профессиональной индивидуальности специалиста.
Значимым фактором в решении задачи развития профессиональной индивидуальности будущего педагога дошкольного образования выступает формирование рефлексии в обучении студентов. В процесс обучения на кафедре дошкольной педагогики и психологии ФППК КубГУ включались инновационные формы рефлексиоориентированых занятий, основная цель которых – подготовка студентов к рефлексивному взаимодействию с детьми дошкольного возраста, а также развитие способностей у студентов, позволяющих рефлексировать собственный педагогический опыт, что обеспечивает им успешную профессиональную самореализацию в будущем. Исследователями В.В. Козловым, Г.М. Мануйловым, Н.П. Фетискиным предложена методика самооценки уровня собственной рефлексии, нацеленная на изучение способности будущего педагога к анализу ошибок, успешного и неуспешного опыта жизнедеятельности.
Важно отметить, что педагогическая ценность профессиональной рефлексии будущего педагога дошкольного образования в значительной мере опосредуется целенаправленным включением в контекст его самосовершенствования мыслительной активности, сопряженной с волевой саморегуляцией собственного общеличностного роста.
Также нами рассмотрено формирование рефлексии как компонента профессиональной индивидуальности на этапах профессионального развития.
Под рефлексией понимается обращенность субъекта деятельности на свой способ действия, выраженная в следующем: критическом рассмотрении субъектом причин изменения объективных обстоятельств как оснований для изменения собственных действий, пересмотра или подтверждения субъективных позиций; изменении или корректировке выработанных планов и замыслов в соответствии с изменившимися условиями действия и пр.
Рефлексивно-развивающие формы занятий в вузе являются основой для постоянного конструирования в будущем новых педагогических технологий работы с детьми в соответствии с расширением их «Я-концепции», рефлексивного сознания и опыта взаимодействия с другими, моделированием для этого коммуникативного пространства, что характеризует качественно иной уровень профессиональной подготовки будущего педагога. Формирование инновационного индивидуального стиля деятельности, готовности к рефлексии и обобщению собственного опыта и опыта своих коллег становится непременной характеристикой профессиональной компетентности педагога, одним из важных условий развития его индивидуальности.
В ходе исследования были определены концептуальные основы развития рефлексивного мышления педагога дошкольного профиля и показано, что профессиональная деятельность на уровне рефлексивного взаимодействия – это метадеятельность, в основе которой лежит собственная способность к рефлексии, трактуемая в науке как метамышление.
Подготовка студентов педвуза к рефлексивному взаимодействию предусматривает несколько уровней.
Первый уровень – методологический. Он образует цели взаимодействия в их совокупности и его организации на профессионально-личностной основе. Они связаны с проведением игровых развивающих занятий с детьми по определенной программе (разработанной студентами под нашим руководством «Мы играем вместе»), с одной стороны, имеющих для них развивающее значение, а с другой, – мотивационно-операциональное – для студентов. Программа развития у дошкольников коммуникативной рефлексии в процессе социально-психологического взаимодействия со взрослым представляет собой поиск ими ситуации игровой кооперации, творческого взаимодействия со сверстниками в условиях соревнования, овладения каждым ребенком нормативной моделью поведения, системой действий самоконтроля и саморегуляции.
Второй уровень – ориентационный. Он представлен двусторонними действиями педагога и ребенка, с помощью которых реализуются цели и содержание их рефлексивного взаимодействия. Каждое игровое занятие состоит из двух частей: игровой, т.е. определенных игровых сюжетов, заданных воспитателем, и обсуждения с детьми результатов игрового взаимодействия между воспитателем и детьми, между самими детьми. Вторая часть игрового занятия – рефлексивная. Она реализуется на третьем уровне – развивающе-коррекционном. Педагог обращается к детям со словами: «Когда мы играли, мы действовали внутри игрового поля. А теперь мы выходим из этого игрового поля и будем смотреть на него со стороны, глазами постороннего наблюдателя». Предложение педагога действовать таким образом активизирует каждого ребенка в построении им способов взаимодействия с воспитателем и другими детьми - партнерами по игре, развивает умение посмотреть на себя со стороны, сначала глазами другого ребенка, а затем и своими собственными. В процессе организации и проведения рефлексивной части занятия групповое обсуждение детьми возникших трудностей, проблем или достижений проводится на основе анализа ряда вопросов: «Вам понравилась игра? Почему?», «Как вы думаете: кто выиграл? Как ему это удалось?» и др.
В групповом анализе в рефлексивной части игрового занятия педагог демонстрирует ребенку возможности самостоятельно увидеть свою игровую ошибку, если она имела место, а также произвести анализ и коррекцию действий, вызвавших тот или иной неэффективный игровой результат. На этом уровне решаются две задачи: развивается способность детей к рефлексии, корректируются действия анализа и оценки.
Обучение студентов организации рефлексивно-развивающего взаимодействия осуществлялось на специальных занятиях, отличающихся от традиционного конструирования разнообразных игр для детей.
В процесс обучения студентов нами были внедрены два инновационных типа занятий со студентами: смыслонаправляющая категориально-модульная лекция, соответствующая методологическому уровню подготовки и осуществления рефлексивного взаимодействия с детьми, и тренинговое практическое занятие, включающее техники рефлексивного слушания, соответствующее ориентационному и развивающе-коррекционному уровню.
Смыслонаправляющая категориально-модульная лекция представляет собой рассудительно-поясняющее изложение учебного материала, организованного в виде следующих информационных блоков: блок базисных категорий, составляющий терминологический аппарат, ограниченный сущностно-смысловой однозначностью; блок терминологизированных понятий с расширенным содержанием за счет коннотаций; блок биноминальных понятий, выражающих одновременно сущность и функциональность; блок синонимичных понятий. Усвоение студентами содержания образования в результате применения смыслонаправляющей категориально-модульной лекции происходит в логике: от сущностно-конкретного (единичного) значения в понятии к общему и типичному (особенному). Именно такая логика способствует развитию индуктивного мышления и на его основе рефлексивного.
Информация о работе Вариативные подходы к повышению профессиональной компетентности педагогов