Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 19:53, автореферат
Цель исследования состоит в разработке, обосновании, экспериментальной проверке концептуальной модели и научно-методического обеспечения вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки.
Задачи исследования:
разработать и обосновать совокупность положений, составляющих концептуальную основу вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки;
разработать понятийный аппарат и представить содержательное наполнение научных дефиниций, обосновывающих выявленные сущностные характеристики профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения как целостного теоретико-методологического феномена педагогики профессионального образования;
выявить источники и базовые механизмы развития профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе профессионального образования; разработать критерии оценки сформированности профессиональной индивидуальности педагогов дошкольных учреждений;
выявить основные тенденции, принципы, организационные формы индивидуально-ориентированного профессионального образования педагога дошкольного учреждения в отечественной и зарубежной теории и практике;
спроектировать и обосновать модель формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки, научно-методическое обеспечение ее реализации;
провести опытно-экспериментальную проверку авторской модели в реальной жизнедеятельности вуза и выявить условия, обеспечивающие эффективность ее реализации.
Сравнительный анализ существующих позиций в философской, психологической, педагогической и социологической литературе, метод обобщения позволили нам сформулировать следующее уточненное определение: профессионализм педагога - системная интегральная характеристика личности, представляющая взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, детерминирующих неповторимую индивидуальность каждого учителя и профессионала, обеспечивающих эффективность и оптимальность педагогической деятельности.
Мы разделяем точку зрения исследователей, считающих, что в профессионализме педагогов можно определить уровень или степень его развития. Определить уровень развития профессионализма педагога как многокомпонентного понятия достаточно сложно, так как на разных этапах развития профессионализма у педагога какой-либо компонент может быть развит на высоком уровне, а какой-то на низком или среднем. В своем исследовании мы придерживаемся позиции В.А. Сластенина, который считает, что вразличные периоды отдельные компоненты или составляющие профессионализма могут доминировать. Можно утверждать, что педагог достигает профессионализма, если у него развиты: способность к самоуправлению, решительность, самоуважение и расположение к окружающим, уверенность в себе через осознание своих слабостей, умение сконцентрироваться на деятельности и на цели и другие качества, среди которых также оптимальное соотношение познавательных и профессиональных интересов.
Формирование индивидуальности студента (будущего педагога) идет по следующим направлениям: во-первых, в процессе овладения общенаучными предметами студент стремится занять позицию субъекта познания, что находит свое отражение, например, в стремлении установить связи изучаемого с будущей профессией, во-вторых, в процессе профессиональной теоретической и практической подготовки студент стремится выработать собственную позицию, смоделировать себя как педагога, не впадая в зависимость от теоретических шаблонов. Теоретические и методические дисциплины для такого студента служат лишь отправной точкой, опорой, первоначальной базой. Студент стремится к собственным способам решения учебных задач.
Важно отметить, что формирование и развитие индивидуальности студента направлено на перестройку мотивационной сферы с тем, чтобы образовался ведущий мотивационный комплекс, объединяющий наиболее значимые для учебной деятельности студента мотивы достижения. Таким образом, становление индивидуальности - это длительный процесс, в котором можно выделить несколько этапов. Для каждого человека длительность и количество этапов — свои. На каждом этапе индивидуальность можно представить с помощью совокупности признаков и степени их выражения - в виде уровней развития индивидуальности.
Педагогическое мастерство мы определяем как качественную характеристику субъекта деятельности, отражающую высокий уровень владения педагогическими навыками, техниками вербального и невербального общения, эмоционально-волевой саморегуляции. Педагогическая компетентность как составляющая профессионализма педагога определяет подготовленность педагога к выполнению педагогической деятельности и проявляется в овладении совокупностью способов и приемов деятельности, базирующихся на знании. Мерой же, отражающей владение субъектом процессом труда (техники, технологии), является педагогическое мастерство.
Педагогическое мастерство демонстрирует степень овладения вербальными и невербальными техниками и в этом смысле может являться средством совершенствования индивидуального имиджа.
Важнейшим условием становления профессионального мастерства является определение индивидуального стиля педагогической деятельности, под которой следует понимать обусловленную природными особенностями человека устойчивую систему способов и тактик деятельности, обеспечивающих эффективность его труда (Е.А. Климов, А.К. Маркова).
Для становления индивидуального педагогического стиля у обучающегося в системе профессионального образования должна быть представлена вариативная множественность путей и способов освоения образовательного стандарта. Мы предлагаем следующие действия по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности в системе профессионального педагогического образования: проведение упражнений на развитие эмпатии, педагогической рефлексии и педагогического общения; посещение занятий других студентов; изучение передового педагогического опыта; избавление от педагогических стереотипов. Становление индивидуального педагогического стиля проходит три фазы на этапах адаптации, индивидуализации и интеграции студентов в образовательном пространстве вуза (А.В. Петровский). Логика профессионализации в педагогическом вузе: 1) осознание себя в новой образовательной среде; 2) познание своих возможностей при освоении методологии, теории и технологии педагогической деятельности; 3) устойчивая ориентация на овладение профессиональными функциями в опоре на сильные стороны личности; 4) самореализация и самоутверждение в педагогической деятельности личностно значимыми способами.
Для успешного формирования
индивидуального стиля педагогической
деятельности в вузе необходимо обогащать
студентов знаниями, опытом творчества,
переживаниями. Педагогам необходимо
демонстрировать индивидуальный стиль
педагогической деятельности для представления
студентам вариативности этих стилей.
Формированию у студентов индивидуального
стиля педагогической деятельности также
способствует диалогизация обучения и
усиление самостоятельной работы (А.В.
Торхова). В рамках рассматриваемого вопроса
представляется интересной тренинговая
программа развития профессионального
самосознания учителя (Л.М. Митина, И.В.
Вачков). Становление индивидуального
стиля педагогической деятельности является
результатом не только внешне управляемых
влияний, но и саморазвития, профессионального
самосовершенствования: значит, в период
вузовской подготовки речь может идти
о формировании основ индивидуаль
тапами развития профессиональной индивидуальности являются: допрофессиональный и начальный профессиональный - этапы профессионального становления - формирование базового уровня поведения в социуме и возможностей его рефлексии; на начальном профессиональном этапе и в процессе подготовки бакалавров – формирование базового профессионального поведения и возможностей его рефлексии; в процессе профессионального самообразования и повышения профессионального мастерства – самоменеджмент профессиональной деятельности и развитие профессиональной индивидуальности.
На каждом этапе целесообразно: развивать у студентов субъектные, личностные и индивидуальные качества педагога, соответствующие специфике функциональных обязанностей и взаимодействия с детьми дошкольного возраста, реализации их субъектной позиции в «диалогизированном» процессе профессионального обучения; ориентировать систему учебных занятий на профессионально-личностное формирование и развитие студентов с активным использованием педагогических средств воздействия, требующих от них (обучающихся) рефлексивных действий для развития рефлексивных возможностей; оказывать всестороннюю помощь специалистам-практикам в автономном поиске способов саморазвития профессиональной индивидуальности, в реализации их компетентности.
Профессиональная индивидуальность является высшей социальной ценностью, востребованной современной педагогической практикой, сущностной характеристикой профессионализма и результатом качества образовательной деятельности вуза. Важным фактором в процессе развития профессиональной индивидуальности будущего педагога дошкольного образования выступает использование рефлексивного подхода в процессе обучения студентов, куда мы включаем инновационные формы рефлексиоориентированых занятий со студентами, основная цель которых – подготовка студентов к рефлексивному взаимодействию с детьми дошкольного возраста, а также развитие способностей у студентов, позволяющих рефлексировать собственный педагогический опыт.
Важнейшая составляющая профессиональной индивидуальности, исходя из нашей концепции подготовки специалистов дошкольного профиля, - рефлексия. Индивидуальный и групповой опыт рефлексивного взаимодействия у педагога и ребенка складывается в виде последовательности следующих логических уровней:
- организации и самоорганизации перцептивных процессов с последующим осмыслением целостно воспринимаемого образа партнера и отдельных его действий и намерений. Это осмысление со стороны педагога и ребенка синхронно, поскольку обеспечивается педагогической и личной мотивацией взаимодействия, педагогическими требованиями, условиями совместной деятельности, стилем отношения взрослого к ребенку.
- уровень объективации воспитателем педагогической ситуации и предполагаемых действий, а ребенком – благоприятных для него возможностей среды. За самоанализом и самооценкой педагогом планируемых действий и предвосхищением возможного ответа ребенка следует согласование их позиций во взаимодействии. Осуществляемая ребенком самооценка и адекватное ей принятие предлагаемых педагогом способов взаимодействия в основе своей имеет взаимопонимание. Оно становится фактором дальнейшего развития рефлексивного мышления.
- уровень идентификации с социальной ролью. Одной из форм мотивации взаимодействия является презентация педагогом запрограммированных в игровой или познавательно-игровой деятельности дошкольника социальных ролей. С учетом возрастных особенностей старшего дошкольника идентификация обусловлена внешним воздействием, влиянием педагога, но она необходима как смысловой этап в развитии рефлексивного мышления и способности к рефлексивному взаимодействию ребенка старшего дошкольного возраста;
- уровень самостоятельной
рефлексивной самоорганизации
Таким образом, организация педагогом рефлексивного взаимодействия с ребенком, изменение своих действий в направлении общего успеха способствуют последующему переходу рефлексивных действий ребенка, направленных на результат взаимодействия и общий успех. Это говорит о том, что сложилась ценностная, когнитивная и мотивационная основы одновременного развития рефлексивного мышления и системы адекватных рефлексивных действий.
В нашем исследовании были выделены основные критерии рефлексивного мышления педагога как субъекта регулирования взаимоотношениями, взаимодействием между взрослыми и детьми, между самими детьми в образовательной среде: способность критически мыслить в целом; способность к адекватным самооценочным действиям; способность ставить вопросы в целях прояснения позиции другого или доопределения своей (Е.И. Афанасенко); способность распознавать отношение ребенка к рефлексивной задаче; способность синтезировать свой прошлый и настоящий опыт; способность планировать развитие рефлексивной среды; способность принимать решения по рефлексивному взаимодействию с детьми.
В процессе формирования профессиональной индивидуальности будущего педагога необходимо акцентировать внимание на саморазвитии самостоятельности в стратегических видах жизнедеятельности, включая целеполагание и планирование профессионального пути с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей. В студенческом возрасте может наиболее эффективно развиваться способность к «конструктивной рефлексивной работе с проблемами» (К.А. Абульханова-Славская). Особенно это значимо для будущих педагогов дошкольного профиля. Основной целью развития рефлексивной культуры студента должен стать поиск наиболее продуктивного соотношения индивидуальности молодого человека с жизнью во всех многоаспектных сложных ее проявлениях, а не отрыва от неё.
Ведущей идеей, концептуальным основанием и теоретического анализа, и практического решения проблемы формирования и развития профессиональной индивидуальности педагога дошкольного профиля выступает одновременное движение от личности к профессии и от профессии к личности. Между тем, в массовой практике подготовки будущих педагогов ДОУ отсутствует сколько-нибудь целостная система формирования и развития профессиональной индивидуальности педагога дошкольного профиля, недооцениваются индивидуальные особенности студента, недостаточно акцентируется индивидуальный характер овладения педагогической деятельностью. Из-за этого молодые специалисты, оказавшись в условиях дошкольного образовательного учреждения, нередко испытывают трудности, связанные с адаптацией, самореализацией в профессиональной деятельности.
Важнейшим фактором формирования профессиональной индивидуальности у будущих специалистов в области воспитания детей дошкольного возраста является изучение разнообразных вариативных подходов к процессу воспитания и обучения детей от рождения до школы. Именно на этом, с нашей точки зрения, должен базироваться процесс подготовки педагога дошкольного профиля и формирование его профессиональной индивидуальности.
Какие же подходы к процессу воспитания и обучения детей выделяются в педагогической науке на современном этапе её развития? Не претендуя на полное изложение называемых разными авторами подходов, мы остановились лишь на наиболее существенных с позиции профессионального функционала педагога дошкольного учреждения. К таким подходам мы отнесли: концептуальный, деятельностный, коммуникативный, контекстный, компетентностный, этнопедагогический.
Концептуальный подход является ведущим в педагогике дошкольного воспитания в нашей стране. Концепция воспитания, образования и развития ребенка от рождения и до школы направляет не только деятельность отдельного педагога, но и дошкольного учреждения, и нашей системы в целом. Концептуальный подход к воспитанию и образованию малышей (от рождения до школы – шесть лет, но не позднее восьми лет) является важным вектором Всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу Программы ЮНЕСКО «Образование для всех». Содержательная характеристика концептуального подхода заключается в том, что концепция дошкольного воспитания и образования основывается на значении этого возрастного периода в становлении и развитии ребенка дошкольного возраста, его новообразований на каждом возрастном этапе (ранний возраст – освоение предметной деятельности, развитие речи, общение и др.), а также на научных данных отечественных и зарубежных ученых.
Информация о работе Вариативные подходы к повышению профессиональной компетентности педагогов