МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РФ
Нижнетагильский государственный
социально-педагогический институт
(филиал)
ФГА ОУ ВПО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
Влияние индивидуально имиджа
педагога на процесс обучения
Курсовая работа по педагогике
Выполнила: студентка ФФМК, гр.,31РЯил
Ильиных Надежда
Научный руководитель:
Копылова Е.А., к.п.н.,
доцент кафедры педагогики и психологии
Нижний
Тагил
2014 год
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические основы: сущность
понятия имидж и факторы его становления.5
§ 1 Понятие и структура
имиджа педагога5
§2 Факторы становления
индивидуально имиджа педагога
и формирование
Я-концепции11
Глава
2. Метод опроса как способ выявления отношения
к профессиональному имиджу педагога18
§ 1 Анализ профессионального
имиджа педагога на примере средней общеобразовательной
школы МОУ СОШ №5 г. Нижняя Салда18
§ 2 Методические рекомендации
по формированию профессионального имиджа
педагога…………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...30
Приложения……………………………………………………………………...31
Введение
В настоящее время новые образовательные
стандарты направлены на всестороннее
развитие личности ребенка. В этих условиях
усиливается внимание и к индивидуальному
имиджу педагога .
Формирование педагога как
гармонически развитой личности, у которой
интеллектуальные возможности вполне
сочетаются с внешними качествами, с умением
правильно подать и вести себя в обществе,
с адекватной самооценкой и оценкой других,
часто отходит на второй план в образовательных
учреждениях.
Имидж педагога, его роль и условия
реализации возможностей требуют особого
внимания, рассмотрения и разработки способов
его диагностики.
Ориентация школьной жизни,
направленная на развитие гармоничной
личности, предполагает повышение роли
тех сторон личности педагога, которые
не были раньше целенаправленно сформированы.
Установление гармонических отношений
с окружающим миром невозможно без полноценного
использования всех качеств, которыми
наделен современный педагог.
Одним из средств повышения
эффективности образования многие ученые
рассматривают рост личности педагога.
Актуальность и значимость проблемы формирования
имиджа педагога в современных условиях
развития образования и общества недооценить
трудно. Проблема имиджа педагога является
актуальной в условиях развития субъект-субъектных
отношений, когда личность, ее качества
становятся основой взаимоотношений,
особенно, на современном этапе, когда
происходит снижение статуса преподавателя.
Актуальность работы заключается в необходимости
осознания учителями важности факта положительных
перемен в собственном образе, что позволило
бы им получить удовлетворение от педагогической
деятельности.
Объект: процесс обучения
Предмет: влияние индивидуального
имиджа педагога на процесс обучения
Цель: определить влияние индивидуального
имиджа педагога и его эффективного использования
в рамках педагогического процесса.
Гипотеза: индивидуальный имидж
педагога оказывает эффективное влияние,
если организована целенаправленная,
систематическая, групповая и индивидуальная
деятельность преподавателей, направленная
на приобретение навыков самопознания,
самосовершенствования, самоопределения,
саморегуляции с целью улучшения самоощущения.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую
литературу по теме индивидуально имиджа
педагога;
- раскрыть сущность
понятия индивидуально имиджа педагога;
- дать характеристику
структурным компонентам имиджа учителя;
- раскрыть методику
построения имиджа педагога;
- определить способы
и условия реализации индивидуального
имиджа в процессе обучения;
Работа состоит из
введения, теоретических глав, где рассматриваются:
социально-психологические основы имиджа
учителя, понятие об имидже, педагогическом
имидже факторах становления имиджа и
формировании Я-концепции. Практическое
исследование проходило на базе МОУ СОШ
№ 5г. Нижняя Салда, где анализировались
ответы педагогов и учеников. Работа также
содержит заключение, список используемой
литературы и два приложения.
Глава 1. Теоретические
основы: сущность понятия имидж и факторы
его становления
§ 1 Понятие и структура
имиджа педагога
В настоящее время
нет однозначного толкования термина
«имидж». Так, физический имидж – это здоровье,
стиль одежды, прическа и макияж. Психологический
имидж – характер, темперамент, внутренний
мир. Социальный имидж – роль в обществе,
поведение и коммуникативные особенности.
Эти направления образуют единое целое
[3, С. 54-59].
В переводе с английского
image в буквальном смысле означает образ.
Следовательно, когда говорят об имидже
человека, говорят о том образе, который
возник у других людей. Причем, под образом
подразумевается не только визуальный,
зрительный образ, вид или облик, но и образ
его мышления, действий, поступков и т. п.
Иначе говоря, в данном случае слово образ
должно употребляться в широком смысле
– как представление о человеке. Это означает,
что понятие имидж может трактоваться
и так, каким видят люди данного человека,
точнее, как его оценивают, как они к нему
относятся. Имидж – это «мнение, суждение,
выражающее оценку чего-нибудь, отношение
к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь» (С.И.
Ожегов).
В. Н. Черепанова представляет
следующее определение: "Имидж – это
целенаправленно сформированный интегральный,
целостный, динамичный феномен, обусловленный
соответствием и взаимопроникновение
внутренних и внешних индивидных, личностных
и индивидуальных качеств субъекта, призванный
обеспечить гармоничное взаимодействие
субъекта с природой, социумом и самим
собой" [17, С. 12-13].
Толковый словарь Вебстера
дает следующее определение этого понятия:
имидж – искусственная имитация или подача
внешней формы определенного объекта,
особенности личности. Он является мысленным
представлением, формируемым в общественном
сознании.
Имидж – не застывшее
понятие, человек может быть разным в зависимости
от обстоятельств. Часто случается так:
отработан какой-то стереотип, приобретены
и усвоены определенные формы поведения,
стиль одежды, манера общения, и человек,
не задумываясь, переносит этот стереотип
дальше, в другие обстоятельства [18, С.
217].
В разных ситуациях
человек под влиянием окружения может
вести себя по-разному. Следовательно,
у отдельных людей складывается абсолютно
разные мнения на одну личность. Самое
главное – оставаться верным самому себе,
имидж, прежде всего, должен быть отражением
внутренней сути и прочно базироваться
на ней. [2, с. 48-50].
В обыденном понимании
слово имидж употребляется к человеку
в двух смыслах: как внешний вид человека
и как его репутация. На самом деле эти
две грани образа слиты. При наблюдении
внешнего вида оценивается репутация.
Можно сказать, что имидж - это образ, включающий
внутренние и внешние характеристики.
Сами педагоги по-разному
относятся к своему имиджу. Старшее поколение
учителей относятся к нему отрицательно,
так как принимают его за маску. Однако
сторонники такой позиции забывают о том,
что одним из результатов восприятия учителя
учеником является формирования образа
учителя. Имидж есть у каждого педагога
вне зависимости от его личных взглядов
на эту тему. Процесс построения имиджа
зависит как от самого учителя, так и от
индивидуальных особенностей ученика,
его пола, возраста, а также от опыта, знаний,
национальности и других факторов Педагог,
который занимается созданием собственного
имиджа, не только лучше выглядит, но и
лучше себя чувствует, более уверен, а
в итоге успешнее работает. Имидж любой школы
будет определяться и имиджем работающих
в ней педагогов и обучающихся в ней учеников
[15, С. 56-64].
Так, А.А. Калюжный дает
такое определение понятию имидж педагога:
"Имидж педагога – это эмоционально
окрашенный стереотип восприятия образа
учителя в сознании воспитанников, коллег,
социального окружения, в массовом сознании.
При формировании имиджа учителя реальные
качества тесно переплетаются с теми,
которые приписываются ему окружающими"
[9, С. 25-31].
Опираясь на вышеперечисленные
определения имиджа, можно выделить следующие
составляющие имиджа:
1)Визуальная привлекательность.
Как писал А.А. Бодалев: "Первое впечатление
ученика об учителе является важнейшей
стороной взаимодействия в учебной деятельности".
Сейчас окружающие часто судят друг
друга по внешнему виду. А внешний вид
учителя служит его ученикам примером
для подражания. И родители, приходящие
в школу, обращают внимание на то, как выглядят
учителя, как общаются с детьми и между
собой, насколько они улыбчивы.
Внешний облик помогает человеку привлечь
к себе внимание, создать положительный
настрой на себя, показаться не только
симпатичным человеком, но и прекрасным
учителем. [15, С. 61-64].
Визуальная привлекательность- это не
только наши физические данные, но и значительное
количество внешних слагаемых, зависящих
непосредственно от нас. Наша привлекательность
зачастую зависит от общего впечатления
ухоженности. Ухоженность – это показатель культуры
человека.
Основной стиль учителя – это классика.
Этот стиль символизирует следующие качества:
уверенность в себе и самообладание, решительность
и психологическая гибкость, а также авторитет.
Эти качества являются для учителя профессионально
необходимыми. Классический стиль – это
стиль, одобренный временем, но с включением
модных элементов. Например, одежда классического
стиля имеет четкие, а порой и строгие
формы, но не остаются без внимания модные
пропорции и нюансы покроя, используются
ткани новых фактур и актуальных цветовых
оттенков [13, С. 74- 77].
Стоит учитывать и цвет нашей
одежды. Цвет воздействует как на нас,
так и на наше окружение. Он является нашей
психологической характеристикой, которая
воспринимается окружающими на уровне
подсознания. Например, теплые тона способствуют
доверительности, холодные – дистанционируют
и дисциплинируют.
Одежда учителя несет еще большую
психологическую нагрузку. Если учитель
одет аккуратно, чисто и со вкусом, то он
воспитывает эти же качества в учениках.
[11].
2)Вербальное поведение.
Не только визуальная привлекательность,
но и вербальное поведение
является основой имиджа педагога.
Мы можем донести информацию
не только словом, но и интонацией,
темпом речи, паузой и т.д.
Объяснения должны быть понятны как по
стилю речи, так и по актуальности. Стоит
отметить, что восприятие информации на
слух менее объемно нежели визуально.
Предложения должны быть не очень длинными
и с паузами.
Вербальное поведение – это социальный
символ. Отработка данных навыков совершенствует
ваш имидж. [19, С. 50-51].
3) Невербальное поведение;
Невербальное поведение – это язык подсознания.
Оно исторически предшествовало появлению
речи, а значит менее контролируемо интеллектом.
Но это не повод пускать дело на самотек.
Невербальное поведение – это проявление
культуры (как личной, так и национальной).
Внимательный взгляд, доброжелательная
улыбка, приветливые жесты действуют располагающе.
Важно помнить, что поясняющая жестикуляция
с детьми способствует лучшему усвоению
информации [15, С. 61-64].
4) Манеры, этикет.
Манеры – это показатель
культурного уровня человека. Это отражение
его нравственности и интеллекта. Неотъемлемым
компонентом личности учителя является
его разносторонность, эрудиция, любовь
к своему предмету, смелость признаться
в незнании чего-либо, в своей неправоте.
Именно все это лежит в основе профессионального
мастерства, в основе педагогической интуиции,
помогает преодолевать консерватизм,
проявлять творчество, придает учителю
уверенность в себе.
Говоря о вербальном
и невербальном поведении, стоит уделять
внимание и этикету. Существует речевой
и неречевой этикет. Речевой этикет –
это вербальные формы выражения вежливых
выражений между людьми. Данный этикет
определяет стилистику текста собеседников.
При этом имеют значения интонация, выбор
слов и построение фраз. Грамотное использование
правил речевого этикета дает возможность
избегать отрицательных эмоций при общении. Неречевой этикет –
это система знаков. Сюда относятся жесты
приветствия, прощания, знаки внимания [2].
5) Внутреннее соответствие образу
профессии.
Внутреннее соответствие образа профессии – ведущая из составляющих педагогического
имиджа. Здесь подразумевается внутреннее
принятие педагогом ценностей, выработка
личностных качеств, соответствующих
профессии учителя. Этому будут способствовать:
1) достаточная самооценка, уверенность
в себе;
2) социальная и личная ответственность;
3) желание меняться и постоянно
самосовершенствоваться.
Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека,
представление об его духовном и интеллектуальном
развитии, интересах, ценностях, его личность
в целом. Профессионально значимыми считаются
три группы качеств личности педагога:
1) качества, которые позволяют понимать
внутренний мир учащихся, сопереживать
ему;
2) качества, которые обеспечивают
владение собой;
3) качества, способствующие активному
воздействию на ученика [10, С 24-27].
При этом не стоит забывать и о влиянии
на имидж педагога среды, которую он создает
для взаимодействия с учениками – кабинет преподавателя
предметника. Это пространство несет собой
мощное психологическое воздействие на
учеников. Оно может полностью выдать
все положительные и отрицательные стороны
личности педагога. Показать его ответственность,
современность или же хаотичность.