Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 15:19, курсовая работа
Цель: определить влияние индивидуального имиджа педагога и его эффективного использования в рамках педагогического процесса.
Гипотеза: индивидуальный имидж педагога оказывает эффективное влияние, если организована целенаправленная, систематическая, групповая и индивидуальная деятельность преподавателей, направленная на приобретение навыков самопознания, самосовершенствования, самоопределения, саморегуляции с целью улучшения самоощущения.
Введение3
Глава 1. Теоретические основы: сущность понятия имидж и факторы его становления.5
§ 1 Понятие и структура имиджа педагога5
§2 Факторы становления индивидуально имиджа педагога и формирование Я-концепции11
Глава 2. Метод опроса как способ выявления отношения к профессиональному имиджу педагога18
§ 1 Анализ профессионального имиджа педагога на примере средней общеобразовательной школы МОУ СОШ №5 г. Нижняя Салда18
§ 2 Методические рекомендации по формированию профессионального имиджа педагога…………………………………………………………………25 Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………
Таким образом, педагог, создавая свой образ, совершенствуется. Важно при этом, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Целенаправленное формирование профессионального имиджа должно быть поэтапным и продуманным. При этом важно определить, какие факторы влияют на формирование личного имиджа.
§2 Факторы становления индивидуального имиджа педагога и Я-концепция педагога
Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) – это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.
Деятельность по созданию имиджа начинается с мотива, с движущей силы. В основе деятельности может лежать различная мотивация. Например, прагматическая, связанная с желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния и достижения при его помощи тех или иных внешних целей или психологическая мотивация, связанная с потребностью человека в улучшении Я-концепции, ее приближении к идеальному "Я", повышение своей самооценки. [12, С.13].
Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными делами, не имеет смысла. Например, без успехов и достижений учеников не состоится ни один учитель. А чтобы добиться высоких результатов, педагогу нужно предъявлять строгие требования, прежде всего, к себе. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них отношение к делу [4, С. 49-54].
Индивидуальный стиль – это характеристика того, как индивид организует и осуществляет присущим и характерным для него способом свою профессиональную жизнедеятельность; система устойчивых черт учителя, формирующаяся на основе духовных потребностей, способностей и проявляющаяся в процессе его творчества.
Ядро индивидуального стиля образуют уникальные способности личности:
Во-первых, саморегуляция (понимание смысла жизни и установки на поиск цели, значимость знаний, труда, профессионального престижа, долга, ответственности и т. д.);
Во-вторых, самоопределение относительно идеала, норм, правил общения, мышления, на основе которых формируются представления, понятия, оценки и т. п.;
В-третьих, особенности духовного стиля жизнедеятельности учителя, характерного для конкретного времени и конкретных народов;
В-четвертых, самопознание – познание себя в процессе оформления собственных мыслей, чувств, эмоций, обязанностей и переживаний; растущее осознание и признание собственной уникальности, развитие самоуважения;
В-пятых, самосовершенствование – устремленность к высокому идеалу, возможности духовного развития;
В-шестых, самоактуализация – установки, диктующие понимание сущности актуализации духовного потенциала учителя для оптимизации педагогической деятельности, работы с информацией, обмена опытом, способностями, умениями, навыками, результатами деятельности; в-седьмых, особенности преображения, передачи и усвоения социального опыта, происходящих изменений духовного мира, структуры и сущности взаимодействующих субъектов [1, С. 7-8].
Педагог, любящий детей, интуитивно выбирает ту модель поведения, которая наиболее адекватна по отношению к ним. Таким образом, выбор модели поведения педагогом можно понимать как фактор формирования его имиджа. Следует отметить следующие критерии конструирования поведения:
1) Нравственная безупречность. Правильная интерпретация понятий, таких как честность, справедливость, совестливость, и их неуклонное соблюдение - духовный гарант верности выбора модели человеческого поведения.
2) Учёт конкретных ситуаций, в
которых личность действует
3) Цель, которую перед собой ставит
личность. Полезно дробить цель
на последовательно
4) Самокритичная оценка
5) Проявление тех личностно-
Моделирование поведения следует понимать как осмысленность своих действий в процессе общения. При этом работа по формированию имиджа педагога представляется в виде следующей модели: определение требований аудитории, определение сильных и слабых сторон объекта, формирование образа и подведение характеристик под требованиями аудитории, перевод необходимых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную форму, так как сообщения в таком виде более достоверно оцениваются аудиторией. Отмечая существование значительных различий в точности первого впечатления об одном и том же человеке у разных людей, необходимо еще и еще раз подчеркнуть, что эта точность связана не только с возможностями лица, выступающего в роли субъекта познания, но и с особенностями оцениваемого по первому впечатлению человека. Бесспорно, в проявлениях личности находит выражение ее сущность, но чтобы действительно раскрыть и понять эту сущность, надо увидеть личность во всех ее главных связях с действительностью, т.е. в труде, познании и общении [6, С. 307-311].
Таким образом, можно выделить следующие факторы, влияющие на формирования имиджа педагога:
1)
Прагматическая и
2)
Осознанность педагогом
3) Возможности самого педагога;
4) Фактор среды: педагогу, так или иначе, приходится подстраиваться под тех, кого воспитывает и обучает, подчиняться требованиям аудитории;
5)
Фактор выбора модели
6)
Фактор результата
7) Отношение педагога к своей Я-концепции.
Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Педагогам важно помнить о том, что формирование «образа Я», положительной «Я-концепции» для них профессионально значимо: только уважая в себе личность, воспитатель сможет увидеть и развить личность в другом – в воспитаннике. И, уважая в себе личность и профессионала, он никогда не остановится в своем самосовершенствовании.
Я-концепция человека содержит три составляющие. Следует их рассмотреть.
Первая составляющая – это представление человека о себе самом, в том числе о своей внешности: то, что он думает о себе, оставаясь с собой один на один, то, как он относится к своим физическим особенностям, что он думает о своих склонностях и потребностях.
Вторая - это представление человека о том, что о нем думают другие, то есть, какое впечатление человек производит на окружающих.
И третья составляющая – это "обратная связь", или то, что называется отношением людей к человеку. Для педагога оно очень важно, потому что те цели, которые он ставит перед собой, определяют направленность педагогического взаимодействия, выбор содержания образования и способ анализа результатов деятельности [11, С. 301-320].
Это и отношения с учащимися, и взаимоотношения не только с коллегами, но и с представителями администрации, а также с общественностью. Если педагог, руководствуясь нравственными, этическими нормами, верно, выстроит свою "линию поведения", то ему легко и приятно будет общаться на всех уровнях.
В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности педагога. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя. Для учителя с позитивной Я-концепцией обычно характерны:
1) Чувство собственной
2) Уверенность в способности к избранному виду деятельности - педагогической работе;
3) Твердая убежденность в
4) Гибкость мышления, любовь к экспериментированию.
Если говорить о целенаправленном формировании имиджа, можно выделить следующие этапы в построении имиджа педагога:
1) Мотивационно-целевой. Развитие позитивной мотивации нынешних педагогов к созданию имиджа учителя в своей профессиональной деятельности собственными силами.
2) Концептуально-стратегический. Определение
стратегии процесса
3) Консультативно-
4) Результативно-оценочный. Корректировка имиджа учителя.
В свою очередь, поэтапность создания индивидуального образа подразумевает необходимость придерживаться определенных звеньев процесса имиджирования. Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):
1) Создание имиджа является
2) Следует обращаться к созданию
педагогического имиджа
3) В основе коммуникации должен
быть простой язык, а рассматриваемые
проблемы должны иметь
4) Обязательно необходимы
Огромную роль в становлении имиджа как процесса играет приобретение учителем профессионализма в педагогической деятельности. Следует сказать, что без становления профессионализма не могут сформироваться и полностью проявиться все компоненты имиджа, приводит к ущербности Я-концепции, неудовлетворенности результатами деятельности. Индивидуально неокрашенный имидж приводит к стереотипизации. Такой имидж ущербен, что ощущают, в первую очередь, ученики [5, С. 109-111].
Глава 2. Метод опроса как способ выявления отношения к профессиональному имиджу педагога
§ 1 Анализ профессионального имиджа педагога на примере средней общеобразовательной школы МОУ СОШ №5, г. Нижняя Салда
В практической части данного исследования ставятся следующие задачи:
1) Выявить положительное и
2) Проанализировать представления педагогов о Я-концепции, выявить стремление у педагогов что-то изменять в себе;
3) Представить модель идеального учителя;
4) Предложить некоторые моменты по пересмотру педагогом своих педагогических качеств, собственной установки, что позволит скорректировать свой имидж, заняться целенаправленным формированием своего образа.
Проведенный метод опроса позволит представить модель положительного, в некоторой степени идеального, имиджа педагога, включающая определенные характеристики личности, а также предложить некоторые рекомендации.
Опрос был проведен среди учащихся и педагогов средней общеобразовательной школы (форма опросника представлена в Приложении 1). Суждения, представленные для респондентов: учащихся и учителей, носят одинаковый смысл, но несколько переформулированные в соответствии с категорией респондента.
В опросе приняли участие десять учителей, среди них директор школы; ученики девятого, десятого и одиннадцатого классов в общем количестве девятнадцать человек.
Информация о работе Влияние индивидуально имиджа педагога на процесс обучения