Влияние индивидуально имиджа педагога на процесс обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить влияние индивидуального имиджа педагога и его эффективного использования в рамках педагогического процесса.
Гипотеза: индивидуальный имидж педагога оказывает эффективное влияние, если организована целенаправленная, систематическая, групповая и индивидуальная деятельность преподавателей, направленная на приобретение навыков самопознания, самосовершенствования, самоопределения, саморегуляции с целью улучшения самоощущения.

Содержание работы

Введение3
Глава 1. Теоретические основы: сущность понятия имидж и факторы его становления.5
§ 1 Понятие и структура имиджа педагога5
§2 Факторы становления индивидуально имиджа педагога и формирование Я-концепции11
Глава 2. Метод опроса как способ выявления отношения к профессиональному имиджу педагога18
§ 1 Анализ профессионального имиджа педагога на примере средней общеобразовательной школы МОУ СОШ №5 г. Нижняя Салда18
§ 2 Методические рекомендации по формированию профессионального имиджа педагога…………………………………………………………………25 Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Влияние индивидуального имиджа педагога на процесс обучени1.docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

Таким образом, педагог, создавая свой образ, совершенствуется. Важно при этом, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Целенаправленное формирование профессионального имиджа должно быть поэтапным и продуманным. При этом важно определить, какие факторы влияют на формирование личного имиджа.

 

 

 

 

 §2 Факторы становления индивидуального имиджа педагога и Я-концепция педагога

Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) – это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.

Деятельность по созданию имиджа начинается с мотива, с движущей силы. В основе деятельности может лежать различная мотивация. Например, прагматическая,  связанная с желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния и достижения при его помощи тех или иных внешних целей или  психологическая мотивация, связанная с потребностью человека в улучшении Я-концепции, ее приближении к идеальному "Я", повышение своей самооценки. [12, С.13].

Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными делами, не имеет смысла. Например, без успехов и достижений учеников не состоится ни один учитель. А чтобы добиться высоких результатов, педагогу нужно предъявлять строгие требования, прежде всего, к себе. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них отношение к делу [4, С. 49-54].

Индивидуальный стиль – это характеристика того, как индивид организует и осуществляет присущим и характерным для него способом свою профессиональную жизнедеятельность; система устойчивых черт учителя, формирующаяся на основе духовных потребностей, способностей и проявляющаяся в процессе его творчества.

Ядро индивидуального стиля образуют уникальные способности личности:

 Во-первых,  саморегуляция (понимание смысла жизни и установки на поиск цели, значимость знаний, труда, профессионального престижа, долга, ответственности и т. д.);

Во-вторых, самоопределение относительно идеала, норм, правил общения, мышления, на основе которых формируются представления, понятия, оценки и т. п.;

 В-третьих, особенности духовного стиля жизнедеятельности учителя, характерного для конкретного времени и конкретных народов;

 В-четвертых, самопознание – познание себя в процессе оформления собственных мыслей, чувств, эмоций, обязанностей и переживаний; растущее осознание и признание собственной уникальности, развитие самоуважения;

В-пятых, самосовершенствование – устремленность к высокому идеалу, возможности духовного развития;

 В-шестых, самоактуализация – установки, диктующие понимание сущности актуализации духовного потенциала учителя для оптимизации педагогической деятельности, работы с информацией, обмена опытом, способностями, умениями, навыками, результатами деятельности; в-седьмых, особенности преображения, передачи и усвоения социального опыта, происходящих изменений духовного мира, структуры и сущности взаимодействующих субъектов [1, С. 7-8].

Педагог, любящий детей, интуитивно выбирает ту модель поведения, которая наиболее адекватна по отношению к ним. Таким образом, выбор модели поведения педагогом можно понимать как фактор формирования его имиджа. Следует отметить следующие критерии конструирования поведения:

1) Нравственная безупречность. Правильная  интерпретация понятий, таких как  честность, справедливость, совестливость, и их неуклонное соблюдение - духовный  гарант верности выбора модели  человеческого поведения.

2) Учёт конкретных ситуаций, в  которых личность действует или  оказалась по стечению обстоятельств. Интуитивная оценка ситуации  является важнейшим условием  оптимизации модели поведения.

3) Цель, которую перед собой ставит  личность. Полезно дробить цель  на последовательно выстроенные  задачи, чтобы их реализация представляла  собой ступени приближения к  ней.

4) Самокритичная оценка собственных  возможностей использования конкретной  модели поведения. Любое копирование  чьего-либо стиля общения опасно.

5) Проявление тех личностно-деловых  качеств, которые ожидают от личности.

Моделирование поведения следует понимать как осмысленность своих действий в процессе общения. При этом работа по формированию имиджа педагога представляется в виде следующей модели: определение требований аудитории, определение сильных и слабых сторон объекта, формирование образа и подведение характеристик под требованиями аудитории, перевод необходимых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную форму, так как сообщения в таком виде более достоверно оцениваются аудиторией. Отмечая существование значительных различий в точности первого впечатления об одном и том же человеке у разных людей, необходимо еще и еще раз подчеркнуть, что эта точность связана не только с возможностями лица, выступающего в роли субъекта познания, но и с особенностями оцениваемого по первому впечатлению человека. Бесспорно, в проявлениях личности находит выражение ее сущность, но чтобы действительно раскрыть и понять эту сущность, надо увидеть личность во всех ее главных связях с действительностью, т.е. в труде, познании и общении [6, С. 307-311].

Таким образом, можно выделить следующие факторы, влияющие на формирования имиджа педагога:

1) Прагматическая и психологическая  мотивация педагога;

2) Осознанность педагогом направленности  своих действий на создание  индивидуального стиля;

3) Возможности самого педагога;

4) Фактор среды: педагогу, так или иначе, приходится подстраиваться под тех, кого воспитывает и обучает, подчиняться требованиям аудитории;

5) Фактор выбора модели поведения;

6) Фактор результата деятельности;

7) Отношение педагога к своей Я-концепции.

Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Педагогам важно помнить о том, что формирование «образа Я», положительной «Я-концепции» для них профессионально значимо: только уважая в себе личность, воспитатель сможет увидеть и развить личность в другом – в воспитаннике. И, уважая в себе личность и профессионала, он никогда не остановится в своем самосовершенствовании.

Выделяют следующие компоненты компоненты «Я-концепции»:

  1. Когнитивный  компонент – образ своих:

  • качеств;

  • способностей;

  • внешности;

  • социальной значимости.

  1. Эмоциональный компонент:

  • самоуважение;

  • себялюбие;

  • самоуничижение.

  1. Оценочно-волевой компонент:

стремление повысить самооценку, завоевать уважение.

Я-концепция человека содержит три составляющие. Следует их рассмотреть.

Первая составляющая – это представление человека о себе самом, в том числе о своей внешности: то, что он думает о себе, оставаясь с собой один на один, то, как он относится к своим физическим особенностям, что он думает о своих склонностях и потребностях.

Вторая - это представление человека о том, что о нем думают другие, то есть, какое впечатление человек производит на окружающих.

И третья составляющая – это "обратная связь", или то, что называется отношением людей к человеку. Для педагога оно очень важно, потому что те цели, которые он ставит перед собой, определяют направленность педагогического взаимодействия, выбор содержания образования и способ анализа результатов деятельности [11, С. 301-320].

Это и отношения с учащимися, и взаимоотношения не только с коллегами, но и с представителями администрации, а также с общественностью. Если педагог, руководствуясь нравственными, этическими нормами, верно, выстроит свою "линию поведения", то ему легко и приятно будет общаться на всех уровнях.

В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности педагога. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя. Для учителя с позитивной Я-концепцией обычно характерны:

1) Чувство собственной значимости;

2) Уверенность в способности  к избранному виду деятельности - педагогической работе;

3) Твердая убежденность в импонировании другим людям в целом, своим воспитанникам в частности;

4) Гибкость мышления, любовь к  экспериментированию. 

Если говорить о целенаправленном формировании имиджа, можно выделить следующие этапы в построении имиджа педагога:

1) Мотивационно-целевой. Развитие позитивной мотивации нынешних педагогов к созданию имиджа учителя в своей профессиональной деятельности собственными силами.

2) Концептуально-стратегический. Определение  стратегии процесса имиджирования, глубокое осмысление основополагающих принципов явления и философско-концептуального аппарата (Я-концепции).

3) Консультативно-технологический. Изучение  личностных свойств воспитания, самоопределение его внутри профессиональной  деятельности, эмпирическое использование  философско-концептуального аппарата, сочетание ведущей стратегии  с тактическими вариантами.

4) Результативно-оценочный. Корректировка  имиджа учителя.

В свою очередь, поэтапность создания индивидуального образа подразумевает необходимость придерживаться определенных звеньев процесса имиджирования. Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):

1) Создание имиджа является только  дополнением, а не заменой педагогической  деятельности;

2) Следует обращаться к созданию  педагогического имиджа задолго  до начала педагогической деятельности;

3) В основе коммуникации должен  быть простой язык, а рассматриваемые  проблемы должны иметь значение  для каждого;

4) Обязательно необходимы эксперты  со стороны. При использовании  данных элементов педагогической  техники, прежде всего, необходима  его стратегическая направленность.

Огромную роль в становлении имиджа как процесса играет приобретение учителем профессионализма в педагогической деятельности. Следует сказать, что без становления профессионализма не могут сформироваться и полностью проявиться все компоненты имиджа, приводит к ущербности Я-концепции, неудовлетворенности результатами деятельности. Индивидуально неокрашенный имидж приводит к стереотипизации. Такой имидж ущербен, что ощущают, в первую очередь, ученики [5, С. 109-111].

Глава 2. Метод опроса как способ выявления отношения к   профессиональному имиджу педагога 

§ 1   Анализ профессионального имиджа педагога на примере средней общеобразовательной школы МОУ СОШ №5, г. Нижняя Салда

 В практической части данного исследования ставятся следующие задачи:

1) Выявить положительное и отрицательное  отношение педагогов и учащихся  к представленным определениям, касающимся внешнего облика педагога, его вербальных и невербальных  средств коммуникации, создание  педагогом среды обучения;

2) Проанализировать представления педагогов о Я-концепции, выявить стремление у педагогов что-то изменять в себе;

3) Представить модель идеального учителя;

4) Предложить некоторые моменты  по пересмотру педагогом своих  педагогических качеств, собственной  установки, что позволит скорректировать  свой имидж, заняться целенаправленным  формированием своего образа.

Проведенный метод опроса позволит представить модель положительного, в некоторой степени идеального, имиджа педагога, включающая определенные характеристики личности, а также предложить некоторые рекомендации.

Опрос был проведен среди учащихся и педагогов средней общеобразовательной школы (форма опросника представлена в Приложении 1). Суждения, представленные для респондентов: учащихся и учителей, носят одинаковый смысл, но несколько переформулированные в соответствии с категорией респондента.

 В опросе приняли участие  десять учителей, среди них директор  школы; ученики девятого, десятого  и одиннадцатого классов в  общем количестве девятнадцать  человек.

Информация о работе Влияние индивидуально имиджа педагога на процесс обучения