Влияние индивидуально имиджа педагога на процесс обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить влияние индивидуального имиджа педагога и его эффективного использования в рамках педагогического процесса.
Гипотеза: индивидуальный имидж педагога оказывает эффективное влияние, если организована целенаправленная, систематическая, групповая и индивидуальная деятельность преподавателей, направленная на приобретение навыков самопознания, самосовершенствования, самоопределения, саморегуляции с целью улучшения самоощущения.

Содержание работы

Введение3
Глава 1. Теоретические основы: сущность понятия имидж и факторы его становления.5
§ 1 Понятие и структура имиджа педагога5
§2 Факторы становления индивидуально имиджа педагога и формирование Я-концепции11
Глава 2. Метод опроса как способ выявления отношения к профессиональному имиджу педагога18
§ 1 Анализ профессионального имиджа педагога на примере средней общеобразовательной школы МОУ СОШ №5 г. Нижняя Салда18
§ 2 Методические рекомендации по формированию профессионального имиджа педагога…………………………………………………………………25 Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Влияние индивидуального имиджа педагога на процесс обучени1.docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

Интерпретация ответов учеников показала, что лидирующее число одобрений получили следующие высказывания, рассмотренные ниже по принципу первенства.

Первое место занимает высказывание о том, что учитель всегда должен иметь хорошее настроение и быть приветливым. Но при этом один ученик не согласился с данным утверждением. На этой же позиции находится высказывание о том, что уверенность учителя вселяет уверенность и в ученика. На втором месте –- одобренное учениками суждение о необходимости педагогу быть современным в широком смысле этого слова, чтобы воспитывать современных детей. Третье место по результатам интерпретации отводится двум высказываниям, с одинаковым количеством положительных ответов:

1) Педагогу необходимо быть внимательным  к проявлению своих эмоций.

2) Учитель должен быть таким, какой он есть, тогда и урок  будет проходить в непринужденной  обстановке.

Соотношение двух высказываний в данном аспекте несколько противоречиво, учитель должен постоянно контролировать себя в эмоциональной сфере, но при этом должен оставаться таким, какой есть. Быть может учитель слишком амбициозен, и проявление этого на уроке как раз и является показателем его естественности. Данное противоречие можно объяснить тем, что, скорее всего, педагог, полностью уверенный в своей позиции в классе не будет применять экспрессивные черты своего темперамента для создания необходимого ему образа.

Половина из опрошенных учеников все же считает, что чрезмерная жестикуляция педагога при объяснении темы урока значительно мешает запоминанию и усвоению материала. Большинство опрошенных учеников вводит в состояние напряжения, когда учитель в течение урока иногда поглядывает на наручные часы. Ребята аргументируют это тем, что учитель, скорее всего, ждет с нетерпением окончания урока, а вовсе не отслеживает время, отведенное на определенный этап урока.

Наиболее категорично учащиеся отнеслись к высказыванию о том, что учителю необходимо высмеивать промахи учеников, заставляя тем самым ребят не допускать впредь ошибок в учении. Только один респондент согласился с этим высказыванием, сославшись на необходимость постоянного и жесткого "подстегивания" со стороны учителя к безупречной учебной деятельности.

Ребята очень требовательно отнеслись к личностной позиции педагога. "Педагогу необходимо быть выдающимся, блистательным, чтобы заставить нас блистать" – реплики учеников при опросе. В первую очередь, имидж педагога как сильной, эрудированной, завораживающей личности будет оказывать значительное влияние на детей.

Судя по ответам на высказывание "Интересно, когда учитель выглядит экстравагантно, его можно разглядывать весь урок", можно говорить о том, что ребята с живостью наблюдают за тем, какие разные бывают учителя и что они могут представить сегодня.

Критически к внешнему облику педагога отнеслись девять человек из девятнадцати опрошенных, посчитав, что преобладать в гардеробе педагога должны вещи классического стиля темных тонов. В то же время одиннадцать из девятнадцати опрошенных посчитали, что серость будней необходимо разбавить ярким гардеробом педагога, состоящим из вещей смешанного стиля.

Доказательством того, что все же внешний облик педагога так или иначе влияет на осознание учениками собственного безупречного внешнего вида стало то, что ребята сами тщательно следят за собой. Одиннадцать учеников утвердительно ответили на суждение "Опоздав на урок, не войду в класс, не убедившись, что с моим внешним видом все в порядке". При этом двенадцать учащихся советуют учителям уделять своему внешнему виду значительную часть времени.

Показателем того, что многие ребята, пусть и, не желая осознанно быть похожими на кого-либо из учителей своей школы, так или иначе, выявляют в себе моменты копирования мимики, тембра, интонации голоса определенного учителя.

Таким образом, можно сконструировать некоторую модель образа идеального учителя для данной школы и для данных учеников. Ребята неосознанно указывают на развитую Я-концепцию педагога, что и позволит ему целенаправленно или же неосознанно создать такой имидж, который был бы положительно принят всеми учащимися. Это педагог с современными взглядами, максимально уделяющий внимание собственной позиции, закладывая в себе твердый характер, ограненный позитивным настроем и сопутствующей приветливостью. Яркое настроение педагога должно отражаться и в оформлении своей внешности и в творческой деятельности. Классика для педагога приемлема, но предпочтительнее разнообразие в гардеробе педагога. В данной совокупности дети видят блистательного учителя.

При проведении анализа формы ответов учителей на предложенные высказывания учитывалось то, какой вариант написания ответа выбрали учителя: проставление знаков или прописывание слов да или нет. Некоторые не ограничились заданными вариантами ответов в первой части опросника: комментировали высказывания, выражали личное мнение, выходящее из рамок простого ответа да или нет. Это позволило выявить, насколько волнительна данная тема для учителей. Можно сделать вывод, что некоторые высказывания были важны для опрошенных учителей, был найден повод высказать необходимое мнение по волнующему вопросу.

Интерпретация ответов педагогов в первой части опросника выявила четыре критических позиции педагогов: три вызваны положительным ответом на высказывания:

1) Педагогу необходимо быть внимательным  к проявлению своих эмоций.

2) Уверенность учителя вселяет  уверенность и в учеников.

3) Хочется оформить свой кабинет  так, чтобы дети в нем хотели  творить и созидать.

Респонденты категорически против высказывания о необходимости педагога быть весьма критичными к неудачам учеников. Все это говорит об осознанности педагогами факта влияния личности учителя и созданной им среды для взаимодействия с учениками на положительное представление об учителе.

При этом учителей значительно беспокоит, в каком виде они предстанут перед учениками. Это показывает согласие девяти из десяти опрошенных учителей на высказывание о необходимости педагогу убедиться в безупречности своего внешнего вида, перед тем как он зайдет к детям в класс, а также стремление уделять своей внешности достаточное количество времени.

Практически все опрошенные подчеркивают необходимость учителя оставаться таким, какой он есть при стремлении быть современным, в некоторой степени строгим, мягким или уступчивым, овладеть актерским мастерством. Иными словами необходимо найти золотую середину взаимодействия между желаемыми и существующими чертами в образе педагога.

Анализ второй части опросника для педагогов, выявил серьезное отношение учителей к вопросу профессиональной Я-концепции. Ответы были даны максимально содержательно, что позволило проследить желание учителей анализировать свою личность в течение всей педагогической деятельности. Многие определяют личностную Я-концепцию как двигатель в работе, задающий чувство долга, ответственности, творчества в работе умение доводить начатое дело до конца, как фактор профессионального роста, как залог успешного взаимодействия с учениками. Если некоторые из опрошенных учителей раньше и не задумывались о собственной профессиональной Я-концепции, то данный опрос натолкнул их на определенные рассуждение по пересмотру некоторых концептуальных компонентов.

Удивительным оказался факт, что двое из учителей против какого-либо изменения в себе, даже после пересмотра некоторых компонентов Я-концепции. Данные респонденты ссылаются на то, что это может сделать учителя не интересным для учеников. Остальные восемь педагогов данной школы, напротив, довольно эмоционально выделили необходимость совершенствоваться всегда, находить пути изменения в лучшую сторону, что позволит осознавать значительность своей работы, найти необходимый ключик к ученикам, обеспечив развитие их способностей и успешности, воспитывать в своих учениках лучшие качества.

Многие из них отметили, что необходимо в течение всей педагогической деятельности работать над представлениями о себе, соотнесение их с реальностью. Это позволит достичь намеченной цели.

А цель у педагога в первую очередь – найти контакт с учениками, создав максимально положительный педагогический образ. А далее по цепочке заложить успешную педагогическую деятельность с получением чувства удовлетворения от собственной работы. И фактор результата деятельности позволит укрепить сформировавшийся имидж, положительно воздействующий на учеников.

Можно говорить о том, что педагоги данной школы стремятся быть идеальными учителями и готовы постоянно совершенствоваться, а это значит пересматривать и изменять свой профессиональный образ. Готовность к выполнению своих социально значимых функций является доказательством сформированной профессиональной Я-концепции учителей данной школы.

И что самое важное, результаты опроса среди учеников и учителей, не выявили диссонанса в ответах между двумя категориями образовательного процесса. Педагоги и учащиеся сошлись мнениями на многие аспекты, представленные в опроснике.

При этом, педагог, так или иначе, задумывается о влиянии имиджа на взаимодействие с учениками при уже сформировавшемся представлении о нем у учащихся и, выявив какое-то неудовлетворение в восприятии окружающими, учитель задается целью пересмотреть что-то в себе. Таким образом, происходит осознанное формирование положительного имиджа: анализ, осмысление и изменение в существующем образе нежелательных качеств, пересмотр некоторых компонентов имиджа, создание и апробирование идеальной модели, оценка результатов.

 

 

 § 2 Методические рекомендации по формированию профессионального имиджа педагога

Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо педагог может войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы имидж был органичен и притягателен для окружающих, необходимо быть обаятельными. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – это внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз поможет работа над имиджем. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психотерапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.

Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам. Так или иначе, учителю необходимо быть внимательным к проявлению своих эмоций, это в первую очередь отразиться на мимике, интонации педагога.

В каждой профессии есть свои "нельзя". Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Необходимо задавать для себя определенный девиз, так например, как точно заметил С.Л. Соловейчик: "Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель. Подавший заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников" [20].

Следует акцентировать внимание педагогов на следующие характеристики:

1) понимание внутреннего мира  учащихся, сопереживание ему;

2) наличие качеств, которые обеспечивают  владение собой;

3) качества, способствующие активному  воздействию на ученика.

Но если говорить о профессиональном имидже, то здесь внешние характеристики должны подкрепиться внутренними личностными качествами. В качестве важных условий создания привлекательного профессионального имиджа учителям данной школы главное сохранить те тенденции, какие у них есть. Но при этом не останавливаться на существующей стабильности, а продолжать совершенствоваться. Следует все же не пренебречь некоторыми советами, вековыми истинами, которые никогда не угаснут и будут со временем все ценнее, несмотря на простоту слов:

1) Необходимо не потерять умение  видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализировать, свое поведение во время общения, стремление поставить себя на  место того человека, с которым  происходит общение.

2) Чаще улыбаться людям. Улыбка  располагает окружающих людей, создает  благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление  общаться с дарителем позитивных  эмоций.

3) Развивать свой внутренний  духовный мир, свои таланты и  способности. Помнить, что творческая, духовно богатая личность всегда  привлекает других людей, особенно  когда все это сопрягается  с чуткостью, способностью понимать  окружающих [5, с.154].

Главное, при желании совершенствоваться, следует помнить, что имидж должен исходить из внутреннего его принятия, а не банального копирования желаемых черт.

 

Заключение

Изучение проблематики имиджа в научной и публицистической литературе выявило плюрализм мнений о понятии "имидж педагога". Но какими бы определения данного термина ни были, этапы по созданию индивидуального образа определяются однозначно:

1) Мотивационно-целевой;

2) Концептуально-стратегический;

3) Консультативно-технологический;

Информация о работе Влияние индивидуально имиджа педагога на процесс обучения