Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность заключается в том, что в настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение. Освоение новых информационных технологий в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника.

Содержание работы

Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса
Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников.
Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника.
Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1. Педагогические рекомендации по применению компьютерных игр, при подготовке к школе на занятиях в детском саду и семье.
2. Планы - конспекты по проведению занятий с использованием компьютерных игр в детском саду.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 68.23 Кб (Скачать файл)

С.Л.Новоселова предлагает несколько правил, которыми следует руководствоваться при введении в жизнь ребенка (старшего дошкольного возраста) компьютерных игр:

Правило первое: ограничивать длительность игр до 10-15 минут в день

Правило второе: приобретаемые электронные игры должны иметь крупные и четкие изображения и символы, большие экраны.

Правило третье: если ребенок медлительный, рассеянный и все время проигрывает, что ведет к снижению его социального статуса в группе детей, лучше всего отвлечь его от этих игр и обратить внимание на другие игры и игрушки, более пригодные для него[31].

Нужно следить за тем, что  бы ребенок использовал компьютер не только для развлечений, нужно научить применять его для решения прикладных задач: создать рисунок, сочинить мелодию, найти информацию и т.д. Тогда ребенок убедится: при помощи компьютера многие задания можно выполнить гораздо быстрее и эффективнее[25].

 

При правильном подборе и  методах применения компьютерных игр  развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляется интерес  к компьютеру и психологическая  готовность к работе с ним.

Правильно подобранные игровые  программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка  помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием.

При неправильном подборе  игровых программ может произойти  вытеснение интересов: ребенок может  полностью уйти в виртуальный  мир.

Рассмотрим некоторые  виды компьютерных программ для дошкольников. В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.

Развивающие игры.

Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного  развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают  фантазию, воображение. В них нет  явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения  ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.

К программам развивающего типа относятся:

-Разнообразные графические редакторы, "рисовалки", "раскрашки", конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;

-Текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста; "Конструкторы сред" с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания "режиссерских" компьютерных игр;

-Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;

-"Конструкторы сказок", совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов. Такие игры предполагают множество педагогических методик их использования.

 

 

Обучающие игры.

К ним относятся игровые  программы дидактического типа, в  которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических  задач. В этот класс входят игры, связанные:

- С формированием у детей начальных математических представлений;

- С обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо;

- С обучением родному и иностранному языкам;

- С формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;

- С эстетическим, нравственным воспитанием;

- С основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Игры  – эксперименты. 

В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они  скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем  добиться успеха в решении игровой  задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа  действия. Это является ключом к  достижению решения игровой задачи.

Логические  игры.

Полезность логических игр  в том, что они развивают навыки логического мышления у детей  дошкольного возраста. Чаще всего  игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными  представителями данного жанра  являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры  – забавы.

В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие  задачи. В них предоставляется  возможность детям развлечься, осуществить  поисковые действия и увидеть  на экране результат в виде какого-либо "микромультика". Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.

Компьютерные  диагностические программы.

Эти программы могут использоваться в детском саду для выявления  уровня общих умственных способностей детей; оценки уровня развития психических  и психофизиологических свойств  личности; определения уровня готовности детей к поступлению в школу.

Российские исследователи  отмечают, что для эффективного и  правильного применения игровых  программ с целью воспитания и  развития дошкольника, педагогам и  родителям, прежде всего, необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом  и склонностями ребенка. Одним лучше  подходят спокойные, неторопливые игры, а другим – активные, динамические[8],[25],[31], [37].

При правильном подборе и  методах применения компьютерных игр  развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес  к компьютеру и психологическая  готовность к работе с ним.

Классификация программ нужна  педагогам и родителям для  того, чтобы легче было ориентироваться  во всем богатстве компьютерных игр, облегчает отбор требуемой программы  по различным критериям. Самое главное во всех компьютерных играх – отношение к игре ребенка, а для того чтобы воспитателю и родителю не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь информационную культуру и воспитывать ее в детях. В формировании информационной культуры могут помочь развивающие компьютерные игры. Основная задача использования компьютерных игр – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем[17].

Большинство обучающих игр  традиционно направлены на формирование навыков чтения и счета, что поможет  при подготовке к поступлению  в школу, таким образом, решается вопрос преемственности между дошкольным и младшим школьным звеньями образовательной  системы.

Компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями(Ю.М.Горвиц, С.Л.Новоселова). Для реализации этих возможностей необходимо четкое понимание того, что способности ребенка, обеспечивающие его игры с использованием компьютера, формируются до того, как он сел за него. [33].

Для полноценного использования  компьютера как средства деятельности, средства познавательного анализа  информации о действительности от дошкольника  требуется умение оперировать символами, обобщенными образами; ему необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень  произвольности действий. Все это  формируется у ребенка в его  многообразной практической и игровой  деятельности. При этом особое значение для формирования потребности целенаправленного  управления компьютером, развития компьютерных игр имеет ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игра. С.Л.Новоселова указывает на то, что игра – форма размышления ребенка об окружающем мире [7].

Специалисты утверждают, компьютерные игры должны быть неразрывно связаны  с обычными играми. Если в обычной  игре ребенок отображает действительность с помощью замещающих, но реальных предметов, то в компьютерной игре, пользуясь игровой программой, опираясь на свое воображение, создавать игровой "видеоряд". Мыслимое ребенком переносится на экран (С.Л.Новоселова)[28].

Таким образом, использование  компьютера в учебно-воспитательном процессе детского сада поставило перед  медиками и педагогами целый ряд  проблем. Многие из них уже решены. Разработаны научно обоснованные рекомендации по организации занятий с применением  компьютеров для дошкольников:

- продолжительность занятий  с использованием развивающих  компьютерных игровых программ  для детей 5 лет не должна  превышать 7 минут и для детей  6 лет – 10 минут;

- компьютерные игровые  занятия в дошкольных учреждениях  следует проводить не чаще  двух раз в неделю;

- после занятий следует  проводить гимнастику для глаз;

- стульчик, сиденье и подножка  стола индивидуального места  дошкольника должны быть отрегулированы  и установлены так, чтобы уровень  глаз ребенка приходился на  центр экрана[11].

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение  в рациональном сочетании с традиционными  видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника. Использование компьютерных игр в педагогическом процессе детского сада и семьи заключается в том, чтобы воспитывать и развивать творческие способности ребенка, формировать его как личность, обогащая интеллектуальную сферу. Компьютеры в детском саду используются, прежде всего как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса, они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

 

 

Приложение 1

Педагогические  рекомендации по применению компьютерных игр, при подготовке к школе на занятиях в детском саду и семье.

1. Использование преимущественно  игровых форм занятий, особенно  на начальном этапе обучения. Играя, дети осваивают и закрепляют  сложные понятия, умения и навыки  непроизвольно.

2. Вводить новые понятия  и правила для детей очень  эффективно в форме стихов, чтобы  облегчить запоминание трудных  терминов и непривычных действий.

3. Высокая степень самостоятельности  выполнения детьми заданий за  компьютером. Автономная деятельность  повышает личную ответственность  ребенка, а самостоятельность  принятия решений в сочетании  с их положительными результатами  дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе  и устойчивое желание возобновлять  работу, постепенно переходя на  более сложный уровень заданий.  Управление сложным техническим  средством уравнивает детей со взрослыми, на которых они стремятся походить. Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного, постепенного перехода от привычной игровой, к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.

4. Максимальное использование  мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют  обеспечить наилучшую, по сравнению  с другими техническими средствами  обучения, реализацию принципа наглядности,  которому принадлежит ведущее  место в образовательных технологиях  начальной школы.

5. Создание обстановки  психологического комфорта на  занятиях. Этому в значительной  мере способствуют простые и  дружелюбные интерфейсы современных  обучающих и развивающих компьютерных  игр. Как следствие, дети не  боятся собственных ошибок, нередко  многократно повторяют задания  сначала до положительного результата, что делает даже самых робких  и застенчивых детей раскрепощенными  и активными.

6. Необходимо соблюдать  возрастные нормы непрерывного  пребывания за компьютером и  не допускать перегрузки детей  учебной работой, физического  утомления.

Специалисты разделяют компьютерные игры на несколько типов, согласно их предназначению:

- развивающие логическое мышление и память ребенка;

- улучшающие координацию движений (мелкую моторику рук);

- развивающие навыки счета  и чтения;

- развивающие фантазию и объемное восприятие;

- развивающие художественный вкус и музыкальный слух ребенка.

Игры на развитие памяти. Дети еще не умеют запоминать вещи и события по необходимости. Память малышей работает самопроизвольно, запоминая только наиболее яркие и эмоционально сильные впечатления. А, идя в школу, первокласснику просто необходимо уметь запоминать новые знания. Как действует игра? Она просто ставит малыша перед необходимостью запомнить что-либо, чтобы использовать это в процессе игры, а красочность и необычность впечатлений облегчают этот процесс, способствуют запоминанию.

Информация о работе Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника