Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность заключается в том, что в настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение. Освоение новых информационных технологий в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника.

Содержание работы

Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса
Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников.
Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника.
Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1. Педагогические рекомендации по применению компьютерных игр, при подготовке к школе на занятиях в детском саду и семье.
2. Планы - конспекты по проведению занятий с использованием компьютерных игр в детском саду.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 68.23 Кб (Скачать файл)

Наиболее популярными  из игр этого класса являются, например, игры, где необходимо собрать картинку из маленьких кусочков, для чего вся картинка демонстрируется в  течение какого-то времени. Или найти  и убрать все парные картинки из группы, при этом все картинки закрыты, и можно открыть одновременно не более двух. Или запомнить месторасположение  группы предметов, а затем, когда  их перемешают, расположить их по своим  местам или указать отсутствующие.

Весьма полезны игры, развивающие  мышление ребенка. Игры помогают малышу постепенно абстрагироваться от реально  существующих в мире вещей. Так, начиная  с объектов хорошо знакомых ребенку, например яблок или кукол, давая  ребенку понять, что это всего  лишь знаки, а не реальные вещи, программа  постепенно меняет их, преобразуя в  объекты которых нет в реальности, таким образом развивая знаковую функцию сознания, то есть понимание  того, что существует несколько уровней  реальности окружающего нас мира – это и реальные предметы, и  картинки с их изображением, и слова, и наши мысли. Так ребенок учится оперировать не только реальными вещами, которые он может потрогать, но и образами. Программы на развитие памяти, логики, мышления могут заинтересовать не только детей, но и родителей. В подготовке детей к школе могут помочь игры из серии "Несерьезные уроки": "Учимся думать", "Учимся анализировать", "Учимся мыслить логически". Эти занимательные игры помогут сформировать и закрепить навыки мышления, развить способность к запоминанию и анализу информации. Яркое и красочное оформление игр, неординарная постановка задач позволят усовершенствовать навыки мышления.

Также существуют программы, способствующие формированию у ребенка  сенсорных эталонов, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование важных психических качеств. В таких  программах, эталоны цвета или  размера часто прячутся в каком-то предмете, и задачей ребенка является найти нужный эталон. Существует множество Интернет-сайтов для детей на которых представлены короткие игры, помогающие развитию сенсорики. Один из таких сайтов – детский портал Солнышко[50] – веселый, живой, красочный сайт для детей и родителей.

Игры на развитие моторных реакций. В любой игре ребенок  должен одновременно нажимать на определенные клавиши (что развивает мелкую мускулатуру  рук и готовит ребенка к  письму) и следить за тем, что происходит на экране. А от того, как быстро ребенок  сможет нажатием нужной клавиши изменить положение героя игры, зависит  ее финал.

Рекомендуются игры на развитие восприятия. Например, собрать картинку из нескольких частей, разложить по местам фигурки, например, собрать сумку  доктора или расселить животных по местам их обитания. Так же, подойдут игры, где нужно найти "спрятавшуюся" фигурку или предмет, или сравнить два рисунка. Здесь могут помочь такие игры как: "Животные леса", "Времена года", "Лента времени".

Полезны игры, требующие  от ребенка применения его творческих качеств. Например, создать персонаж (если все сделано правильно, он оживает), нарисовать картинку определенного  содержания. При этом, дополнительно, рекомендуется еще попросить ребенка придумать герою имя, рассказать, кто он, сочинить какую-то историю с его участием, которую, к тому же, можно проиллюстрировать на компьютере. Компьютерная программа "Арт-студия" отвечает всем этим требованиям.

Существует множество  компьютерных игр помогающих подготовить  ребенка к школе, обучить и  закрепить знания по школьным предметам. Это игры из серии LEGO "Мой мир", "Башня знаний", "Лунтик". Эти программы автоматически определяют, в какой области ребенок ориентируются лучше всего, поэтому ему будет интересно самому показать героям, что и как надо делать. Закрепляя, таким образом, пройденный материал, ребенок почувствует себя знатоком. Рекомендации для родителей по правильному и эффективному применению компьютерных игр для подготовки детей к школе.

- Необходимо выбирать  жанр игры в соответствии с  темпераментом и склонностями  ребенка. Нужны игры, которые не  будут его перегружать.

Надо знать своего ребенка  или воспитанника и рекомендовать  ему такие игры, которые не будут  его перегружать. Присмотритесь  к ребенку. Если он перевозбужден, значит, надо уменьшить уровень сложности  игры или вообще сменить ее тип. Если вы замечаете, что ребенок стал излишне  нетерпелив в общении с окружающими, это тоже может быть последствием компьютерных игр: дети привыкают к  тому, что компьютер реагирует  на их действия мгновенно, и замедленная реакция окружающих начинает их нервировать. В этом случае объясните ребенку, в чем суть проблемы, и подберите игры поспокойнее, в которых ему придется больше думать и меньше действовать.

- Разрешайте дольше играть  в игры с исследовательским  содержанием, чем с развлекательным. Определить, содержит ли игра элементы исследования, можно по следующим признакам.

1. ребенок проявляет инициативу  и пытается решить возникшую  проблему самостоятельно;

2. внимательно наблюдает  и анализирует текущую ситуацию (возможно размышление вслух);

3. делает выводы из  наблюдений;

4. действует в соответствии  с полученными выводами;

5. в случае ошибки корректирует  свои действия и пытается решить  проблему другим путем;

- Продолжительность игры  выбирается в соответствии с  возрастом ребенка и характером  игры. У каждой игры свой ритм  и своя продолжительность. Ритм  и продолжительность должны быть  сбалансированы. Если ритм игры  напряжен, то игра не должна  быть продолжительной.

- Не рекомендуется прерывать  игру ребенка до завершения  эпизода –- человек должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

- Некоторые игры очень  хорошо подходят для совместной  игры взрослого и ребенка. Совместная  игра создает доверительные отношения  в плане решения проблем ребенка,  связанных с компьютером.

- У детей 5–8 лет  преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому основной способ взаимодействия  с вычислительной техникой в  данном возрасте происходит посредством  игровой деятельности.

- При неправильном подборе  игровых программ, в частности  основанных на жестокости, агрессивности  или чистой развлекательности,  возможно такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться: в нежелании общаться с друзьями, заниматься учебой, спортом, общественной жизнью, в "уходе" в виртуальный мир компьютера. Итак, чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий и при этом подготовиться к школе, необходимо проконтролировать выбор жанра игры, содержание, систему управления, настройку интерфейса и уровня сложности.

 

Приложение 2

Планы - конспекты  по проведению занятий с использованием компьютерных игр в детском саду.

Тема: «Собачка» («Мазаика»)

Цель: учить детей пользоваться двумя кнопками «мыши», воспитывать культуру обращения с компьютером, развивать внимание, мышление

Активизация словаря: день космонавтики, ракета

Обогащение словаря: курсор

Методы и приёмы: художественное слово, беседа, объяснение, рассказ, наглядный материал.

Оборудование: компьютер, презентация, картинки, компьютерная программа «Мозаика».

Предварительная работа: беседа с детьми о дне космонавтики, чтение рассказов.

Индивидуальная  работа: помочь Андрею начать рисовать

Ход занятия

Ребята, а у меня для  вас есть загадка, попробуйте её отгадать

Там все знаки зодиака-

Водолея, девы, рака.    Состоит из точек свет,

Светятся и ночью и  днём,   Полна горница планет.

Туда смотрит астроном.

(Космос)

Молодцы, быстро догадались. А кто мне скажет, какого числа у нас праздник День космонавтики?

День космонавтики у нас 12 апреля. Его начали отмечать с 1962 года. А кто из людей полетел первым. Кто знает?, да первым человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. А кого ещё вы знаете из людей космонавтов?

но до того как в космос полетел первый человек, в космос посылали животных. Вы знаете каких? Белка и Стрелка - советские собаки-космонавты - первые животные, совершившие орбитальный космический полёт на корабле «Спутник-5», и вернувшиеся на Землю невредимыми. Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов, за время которого корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Дальнейшая жизнь Белки и Стрелки прошла в вольере Института авиационной и космической медицины. При этом их возили на показ в детские сады, школы и детские дома. Белка и Стрелка дожили до глубокой старости. Но у нас то сегодня необычное занятие. Сегодня мы будем заниматься ещё за компьютером. А у кого дома есть компьютер? а что вы на нем делаете?

(презентация на компьютере, о составных частях компьютера)

Но чтобы пользоваться компьютером, нужно знать некоторые  правила:

ü Не баловаться за компьютером.

ü Не тыкать пальцами в монитор и другие детали.

ü Сегодня мы будем работать с мышкой и ей нужно пользоваться аккуратно.

Вот сколько у нас правил как нужно работать за компьютером.

Но я ведь не просто так  спрашивала вас про Белку и  Стрелку. Сегодня мы будем на компьютере делать вот такую собачку.

Но сначала давайте  встанем и немного разомнемся.

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

А потом наоборот.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И лучи детей согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали маленькими дети,

А потом все дружно встали

И большими разом стали.

А теперь подойдите, пожалуйста, к компьютеру. Так чтобы всем было видно.(рассказать что есть на экране) Посмотрите, у нас есть квадратики и треугольники разных цветов - это детали мозаики. У меня собачка будет оранжевого цвета. Поэтому я беру оранжевый квадратик. Я навожу курсор мыши на квадратик и щелкаю по нему левой кнопкой «мыши». Для того чтобы нам начать делать собачку нам нужно отсчитать от верхнего левого края 7 клеточек, а сверху вниз одну. И левой кнопкой «мыши»ставим квадратик на место. Чтобы поставить треугольник мы его так же выбираем, но если нам нужно его повернуть, то щелкаем правой кнопкой «мыши». Когда нам красочка больше не нужна, мы наводим её на ведерка и шелчком левой кнопки мыши выбрасываем её.

А теперь давайте каждый сам сделает свою собачку. Садитесь за компьютеры если кому то нужно будет  помочь я подойду. (дети работают за компьютером)

Вот какие у нас получились собачки. А давай те дадим каждой из них кличку. Моюбудут звать Шарик. А как будут звать твою собачку (спрашивает каждого ребёнка).

Скажите, что же вы сегодня  узнали на уроке?

 

Тема: «Соберём головоломку»

Цель: закреплять умение детей работы с мышью, воспитывать культуру обращения с компьютером, развивать внимание, мышление

Активизация словаря: пазлы, насекомые

Обогащение словаря: курсор, клавиши

Методы и приёмы: художественное слово, беседа, объяснение, рассказ, наглядный материал, сюрпризный момент.

Оборудование: компьютер, ,картинки, компьютерная игра Trizzle.

Предварительная работа: игра в пазлы

Индивидуальная  работа: помочь Данилу

Ход занятия

Ребята, знаете, сегодня я  у возле нашей группы нашла конверт. Давайте посмотрим, что в нем лежит. (воспитатель открывает вместе с детьми конверт). Это какие то кусочки бумаги. Интересно, они вам ничего не напоминают?

- Пазлы

Да это пазлы, а давай те их соберём. Что же у нас получилось?

Мы же с вами часто собираем пазлы а вы знаете при этом, что раньше наши пазлы использовали на уроках, чтобы дети лучше запоминали то чему их учили.

Но пазлы можно собирать не только в ручную но и на компьютере. Вот и сегодня мы будем собирать пазлы на компьютере. ПОЭТОМУ НАМ НУЖНО НЕМНОГО РАЗМЯТЬСЯ.

Физминутка

Все движения разминки

повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге - ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь  урок!

Теперь мы можем сесть  за компьютер, но перед тем как  мы начнем собирать на нем пазлы, нам надо вспомнить из чего же он состоит. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуете отгадать их.

На столе стоит сундук,

В сундуке окошко,

Можно видеть чудеса,

Если знать немножко.

(Монитор)

На доске по строчечке

Разместились кнопочки.

Девочки и мальчики,

Развивайте пальчики.

(Клавиатура)

По ковру зверек бежит,

Информация о работе Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника