Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа
Актуальность заключается в том, что в настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение. Освоение новых информационных технологий в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника.
Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса
Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников.
Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника.
Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1. Педагогические рекомендации по применению компьютерных игр, при подготовке к школе на занятиях в детском саду и семье.
2. Планы - конспекты по проведению занятий с использованием компьютерных игр в детском саду.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1. Педагогические рекомендации по применению компьютерных игр, при подготовке к школе на занятиях в детском саду и семье.
2. Планы - конспекты по
проведению занятий с
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность заключается в том, что в настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение. Освоение новых информационных технологий в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника.
Дошкольное воспитание как
составная часть всей системы
непрерывного образования обеспечивает
начальные этапы развития человеческой
личности. В дошкольном детстве ребенок
осваивает способы
Игра была важна для развития ребенка с незапамятных времен. Игры современного ребенка отличаются большим разнообразием. Дети нуждаются в традиционных, дидактических, ролевых, компьютерных играх. Всегда основным мотивом игры ребенка является его желание действовать и жить, как взрослые. Но поскольку он из-за своих ограниченных возрастом возможностей не способен еще водить машину, управлять самолетом, лечить больных, ребенок реализует себя в игре. В игре все возможно. Как отмечал А.Н.Леонтьев цель ребенка в игре не выиграть, а играть, его интересует не столько результат, сколько сам процесс игры. Проблемой влияния компьютерных игр на развитие старших дошкольников в нашей стране занимались многие психологи и педагоги.
У истоков этой работы стояли ученые и специалисты центра "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца С.Л.Новоселова отмечала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка.
Исследование Г.П.Петку отмечает возможности игровых компьютерных программ для организации режиссерских игр. И.Ю.Пашелите доказала, что компьютерные средства эффективно обогащают систему развивающей дидактики детского сада, формируя у детей общие умственные способности. Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребенок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Другой ценный аспект это то, что с помощью компьютерных программ можно приобщить малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией.
Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Дети с достоинством рассказывают друзьям обо всех "тонкостях" работы на компьютере, который выступает как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус.
Проблема исследования: состоит в уточнении педагогических условиях, которых возможно применение компьютерных игр , а также особенностях их руководства.
Объектом исследования: особенности руководства компьютерными играми дошкольника.
Предмет исследования: использование компьютерных игр в всесторонним развитии ребенка.
Цель данной курсовой работы: изучить использование компьютерных
игр в развитии дошкольника
Задачи курсовой работы:
Методы исследования: нами были использованы следующие методы: анализ педагогической и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта по руководству компьютерными играми дошкольников.
Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса
1.1 Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников
Компьютерные технологии
проникают во все сферы жизни
современного общества, в том числе
в дошкольные образовательные учреждения.
Отечественные и зарубежные исследования
использования компьютера в дошкольных
образовательных учреждениях
Основная задача использования компьютерной игры – подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем. Практически все исследователи, как отечественные, так и зарубежные, сходятся во мнении, что развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством компьютера должно происходить в рамках игровой деятельности, которую с успехом можно реализовать, используя дидактические компьютерные игры[6],[7],[28],[33].
Было признано целесообразным, в информатизации дошкольного образования идти от деятельности к информатике, так как даже самые упрощенные сведения о принципах программирования в условиях перегрузки детей занятиями, изживания в детских садах игры приведут к утрате связи познавательного интереса детей с их реальной повседневной деятельностью. Информатика должна входить в жизнь ребенка через его игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности. Компьютер – развивающее средство самостоятельной деятельности ребенка. Компьютерные игры не заменяют обычных; компьютерные игрушки не заменяют «предметных» игрушек. Применение компьютерных игр и игрушек опирается на способность детей – замещать в игре одни предметы другими[30].
В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в процессе игры. Исследования С.Л.Новоселовой свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Эта особенность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на мониторе, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы[31].
Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в США, Великобритании, Франции. В США существует ряд моделей обучения детей дома и в школе с применением компьютеров. Исследования показали, что дети, обучающиеся в группах компьютерного обучения, достигли больших успехов по сравнению с теми, кто не использует компьютер. Исследования, проведенные в Великобритании, свидетельствуют о расширении сфер использования компьютера в образовании и воспитании детей, огромной популярности компьютерных игр. Был проведен опрос, Великобританскими педагогами в котором, по мнению 82% опрошенных, современные дети обладают более обширным багажом знаний, чем предыдущие поколения, именно благодаря тем возможностям в образовании, которые открывает компьютер. Компьютерные игры характеризуются как увлекательные и новаторские. 34% опрошенных указывают на то, что компьютер помогает в образовании и воспитании детей. По мнению французских специалистов, компьютерные игры учат детей логически мыслить, развивают словарный запас, расширяют кругозор. Среди обучающих программ, используемых в работе дошкольных учреждений Франции, есть такие, которые помогают детям осваивать буквы, распознавать их в словах. Авторы программ руководствуются принципом "обучать развлекая". Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности. У старших дошкольников наблюдаются настойчивость и терпение, обычно не свойственные детям этого возраста. В процессе деятельности детей за компьютером было выделено несколько типов мотивации: интерес к новому, загадочному предмету – компьютеру; исследовательский мотив (желание найти ответ на незнакомые вопросы); мотив успешного решения познавательных задач [33].
Отечественная наука и практика также располагают интересным опытом разработки и применения компьютерных программ в работе с дошкольниками [8],[10],[13],[18],[25].
В 1991 году началась реализация проекта "Пилотный детский сад". Целью этого проекта было получение комплекса наукоемких программно-методических средств для современных компьютеров, адресованных детям 4-7 лет и охватывающих все разделы дошкольного воспитания. Программа проекта отмечала необходимость установления преемственности в развивающем использовании компьютеров в детском саду и школе[30].
Ассоциация "Компьютер и детство" в России создала десятки развивающих программ, направленных на развитие режиссерских игр, конструирования, комбинаторских способностей мышления, элементарных математических представлений, ориентации в пространстве, на знакомство с закономерностями природных явлений. Составлением игровых программ для дошкольников занимаются педагоги, психологи, программисты. До недавнего времени возможности освоения дошкольниками компьютерных средств не были представлены ни в одной программе. Но на даны момент выяснилось, что компьютер – специфическое «интеллектуальное орудие» человека, позволяющее решать задачи деятельности на новом информационном уровне. Компьютерные средства рассматриваются в единстве с предметными игровыми условиями развития детской деятельности. Многие ученые ( Ю.М.Горвиц, Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова и др.) провели большую работу по применению новых информационных технологий в дошкольных учреждениях[33].
Но остается еще много проблем в информатизации дошкольного образования, решение которых - приоритетная задача для образования и общества. Отечественный и зарубежный опыт применения игровых развивающих и обучающих компьютерных программ показывает, что существуют подходы, которые могут быть с успехом использованы в практике дошкольного образования в качестве комплексного средства воспитания и обучения[33].
Таким образом, исследователи применения компьютерных игр в образовательном процессе ДОУ, отмечают, что развивающие компьютерные игры можно и нужно применять в развитии, обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Особо отмечается, что компьютерные игры не должны заменять обычных игр дошкольников. Компьютер может стать прекрасным помощником в развитии и образовании ребенка. Навыки и способности, которые разовьет ребенок при помощи компьютера, окажутся полезными не только в ближайшем, но и в отдаленном будущем. [28].
Разделяя точку зрения многих исследователей, я считаю основным аспектом использования компьютера в дошкольном учреждении, является всестороннее развитие ребенка, формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.
1.2 влияние компьютерной игры на развитие дошкольника
Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили классические формы детской игры. Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности (С.Л.Новоселова).
В этом возрасте у детей развивается воображение, которое в свою очередь развивает мышление. Исследователи отмечают, что бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его как игрушку. Поэтому важно учитывать рекомендации специалистов, помогающие сделать средством обучения, а не игрушкой, порабощающей ребенка[31].
Малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки. То же и при игре на компьютере. Яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки – рефлекс слуховой. Для кого-то это может стать замещением жизненных эмоций. Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое. Однако исследователи такие как С.Л.Новоселова Ю.М.Горвиц, Е.В.Зворыгина, отмечают, что современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. [1].
Информация о работе Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника