Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:04, доклад
Социализирующие функции религиозных организаций. Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных центрах) были важнейшим - после семьи - фактором. В процессе секуляризации, т.е. освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.
Социализирующие
функции религиозных
В процессе секуляризации,
т.е. освобождения общества от влияния
религии, значение религии падало и в жизни
общества, и в социализации. Тем не менее
в современном мире ее роль, во-первых,
остается важной, во-вторых, она различна
в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания),
в-третьих, в ряде стран ее влияние стало
опять расти.
Все эти процессы
хорошо видны на примере России, где представлены
все четыре великие мировые религии - христианство,
мусульманство, буддизм, иудаизм - и многие
их разновидности (всего - более шестидесяти
вероисповеданий различного направления).
Социализирующее
влияние религиозных организаций испытывают
на себе как верующие, так и члены их семей.
Кроме того, различные конфессии ведут
активную работу по привлечению в свои
ряды новых верующих.
Социализация в религиозных
организациях осуществляется под воздействием
практически всех механизмов социализации.
Другое дело, что в зависимости от конфессии,
к которой принадлежит та или иная организация,
роль механизмов и их соотношение различны.
Так, в приходах русской православной
церкви ведущими механизмами можно считать
традиционный и институциональный. В ряде
сектантских организаций - институциональный
и стилизованный, а в организациях ряда
восточных конфессий - институциональный
и рефлексивный.
В процессе социализации
верующих религиозные организации реализуют
ряд функций.
Ценностно-ориентационная функц
Регулятивная функция проявляется
в том, что религиозные организации культивируют
среди своих членов поведение, соответствующее
религиозным нормам. Это осуществляется
в процессе коллективных культовых действий
и всей жизнедеятельности организаций,
а также через различные формы контроля
(в одних конфессиях более, в других - менее
жесткого) за соответствием жизни верующих
религиозным нормам.
Коммуникативная
функция реализуется в создании условий
для общения верующих, в определенных
формах его организации, а также в культивировании
норм общения, соответствующих вероучительным
принципам конкретной религии.
Милосердная функция религиозных
организаций реализуется в многообразных
сферах и формах деятельности милосердия
и благотворительности как в рамках самих
организаций, так и за их пределами, благодаря
чему члены организации приобретают специфический
опыт.
Компенсаторная (утешительная)
воспитательная
функция - религиозное воспитание человека.
Религиозное
воспитание. В процессе религиозного воспитания
верующих индивидам и группам целенаправленно
и планомерно внушаются(индоктринируются) ми
Религиозное воспитание
осуществляется священослужителями; верующими
агентами социализации (родителями, родственниками,
знакомыми, членами религиозной общины
и пр.); педагогами конфессиональных учебных
заведений (как основных - средних школ,
колледжей и пр., так и дополнительных
- воскресных школ, кружков и др.), в ряде
стран - преподавателями религии в светских
учебных заведениях; различными объединениями,
в том числе детскими и юношескими, действующими
при религиозных организациях или под
их влиянием; рядом светских детских и
юношеских организаций (например, скаутов);
средствами массовой коммуникации, находящимися
под контролем религиозных организаций;
культурным наследием (литературой, искусством,
философией и пр.).
В
основе религиозного воспитания лежит
феномен удвоения мира и его сакрализации
(от лат. sacrum - священный),
т. е. наделения явлений окружающей действительности
и личностного начала человека священным
содержанием, придания особого смысла
обыденным мирским процедурам через их
обрядовое освящение.
Выделяют
два уровня религиозного воспитания -
рациональный и мистический (Т.В. Склярова).
Рациональный уровень включает
в себя три основных компонента - информационный,
нравственный и деятельностный, содержание
которых имеет конфессиональную специфику.
Так, в православии информационный компонент
- это тот объем знаний, который воспитуемые
получают по истории церкви, богословию,
догматике, священной истории; нравственный
- научение воспитуемых преломлению собственного
опыта через требования христианской
морали; деятельностный - участие в богослужениях,
церковное творчество, дела милосердия.
Мистический уровень тесно
связан с рациональным, и его можно охарактеризовать
лишь настолько, насколько он в нем проявляется.
Мистический уровень в значительно большей
степени, чем рациональный, имеет специфику
в различных конфессиях. Например, мистический
уровень православного воспитания определяют
следующие моменты - подготовка и участие
в церковных таинствах, домашняя молитва,
воспитание чувства благоговения и почитания
святынь.
В процессе
религиозного воспитания используются
различные формы, многие из которых аналогичны
по внешним признакам формам социального
воспитания (урочная система, семинары,
лекции и пр., клубы для различных групп
верующих, праздничные мероприятия, любительские
хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают
сакральный смысл, наполняясь специфическим
для религиозного воспитания содержанием.
Многообразны
средства религиозного воспитания, которые
определяются конфессиональными особенностями.
Так, в христианских конфессиях таковыми
являются: церковное богослужение, приобщающее
верующих к церковной жизни, к таинству
общения с Богом; проповедь, сообщающая
важнейшие положения вероучения и побуждающая
к соответствующему поведению; молитва,
помогающая научиться вырабатывать нужный
душевный настрой; исповедь, которая приучает
к самоанализу и к мысли о неотвратимости
наказания за грех (проступки); пост, помогающий
обуздать плоть, смирять гордыню, вырабатывать
стойкость; епитимья - наказание, способствующее
укреплению в вере и соблюдению норм отношений
и поведения.
В процессе
и в результате религиозного воспитания
у верующих формируются специфические
для той или иной конфессии ценностно-нормативная
система, особенности мышления и поведения,
стиль жизни, а в целом - стратегии адаптации
и обособления в социуме.
Литература А.В.Мудрик
Религиозные организации и их социализирующие функци
Религия во все времена была на виду у различных сообществ и в современном обществе, роль религии не просто остается актуальной, но и растет в отдельных государствах благодаря ее активной пропаганде различными конфессиями.
Религиозные организации несут своим сторонникам следующие социализирующие функции.
Утешительная - заключается в помощи верующим в осознании своих проблем и наделения их духовным щитом, позволяющим гармонизировать духовный мир, избежать сложностей.
Благотворительная - проявляется во многих сферах деятельности как внутри самой религиозной организации, так и извне, что позволяет получить своеобразный опыт милосердия.
Коммуникативная - создает условия для общения в отдельных формах религиозной организации и прививает нормы и принципы общения для верующих.
Функция ценностной ориентации в предложении своих правил верования, например вера в бессмертие души или вера в рай и ад.
Регулятивная - состоит в культивировании среди верующих определенных норм поведения, отражающих сущность религиозного движения. Это происходит непосредственно в процессе проведения совместных культовых действий, а также может исходить из применяемых форм контроля обыденной жизни верующих на предмет ее соответствия нормам религии.
Воспитательная - дает воспитание человеку в духе той религии, которую он исповедует.
ЛЕКЦИЯ № 9. Влияние организаций на социализацию
Религия является важнейшим социальным институтом. В процессе секуляризации значимость религии падала в обществе. Тем не менее ее роль в настоящее время по-прежнему значима, а в некоторых государствах ее влияние продолжает расти.
В нашей стране присутствуют все четыре великие мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм и многие их разновидности.
Социализирующее влияние
религиозных организаций
Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. Иное дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та или иная организация, роль механизмов и их соотношение свои.
В процессе социализации
большинство религиозных
Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций видна в том, что они проповедуют своим членам определенную систему верований, позитивное отношение к религиозным ценностям. Это производится как в процессе культовых действий, так и в различных видах религиозного просвещения.
Регулятивная функция прослежив
Коммуникативная функция осуществляется в создании новых условий для общения верующих, в определенных видах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным методам конкретной религии.
Милосердная функция религиозных организаций реализуется во многих сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации получают специфический опыт.
Компенсаторная функция реализу
Воспитательная функция – религиозное воспитание человека.
В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам очень тонко внушаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии.
Выделяют два уровня религиозного воспитания – рациональный и мистический.
Рациональный уровень имеет три основных компонента – информационный, нравственный и деятельностный, состав которых часто подразумевает конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент – это тот объем знаний, который воспитуемые приобретают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный – обучение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный – участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.
Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно объяснить лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в разных вероисповеданиях имеет свои особенности. Например, мистический уровень православного воспитания определяют следующие моменты – подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.
В процессе религиозного воспитания используются специфические формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания, но получают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.
Многообразны средства
религиозного воспитания, определяющиеся
конфессиональными
В процессе и в результате
религиозного воспитания верующие приобретают
специфическую для той или
иной конфессии ценностно-
Альжев Д.В. «Социальная педагогика: конспект лекций»
В чем состоят особенности
В процессе религиозного
воспитания верующих индивидам и группам
целенаправленно и планомерно внушаются(индоктринируются)
Религиозное воспитание осуществляется священослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, кружков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.).
В основе религиозного воспитания лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священный), т. е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.
Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический (Т.В. Склярова).
Рациональный уровень включает в себя три основных компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали;деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.
Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфику в различных конфессиях. Например, мистический уровень православного воспитания определяют следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.
В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.
Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья - наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения.
В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом - стратегии адаптации и обособления в социуме.
Религиозное воспитание
— целенаправленное и
планомерное взращивание
Выделяют два уровня Р.в. - рациональный и мистический (Т.В. Склярова). Рациональный уровень включает в себя три осн. компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Мистический уровень тесно связан с рациональным и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нём проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет конфессиональную специфику. Например, мистический уровень Р.в. в христианском воспитании включает в себя подготовку и участие в различных таинствах, домашнюю молитву, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.
В процессе Р.в. используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр.; праздничные мероприятия, экскурсии, любительские объединения, хоры, оркестры и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для Р.в. в той или иной конфессии содержанием.