Влияние религиозного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:04, доклад

Описание работы

Социализирующие функции религиозных организаций. Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных центрах) были важнейшим - после семьи - фактором. В процессе секуляризации, т.е. освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Файлы: 1 файл

Религиозноевоспитание.docx

— 65.92 Кб (Скачать файл)

Р.в. осуществляют священнослужители, педагоги конфессиональных и светских (в ряде стран) учебных заведений, воспитатели детских и юношеских  объединений (действующих при религиозных  и светских организациях, например, скаутских); средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями. В семье и окружающей социальной среде Р.в. занимаются верующие (родители, родственники, члены религиозной  общины и пр.).   

В процессе и в результате Р.в. у верующих формируются специфическая  для конкретной конфессии ценностно-нормативная  система, особенности мышления и  поведения, стиль жизни, а также  стратегии адаптации и обособления  в социуме.   

(Бим-Бад Б.М. Педагогический  энциклопедический словарь. —  М., 2002. С. 238)

 

Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого  существования, так как имеет  прямую и непосредственную связь  с эволюцией человечества. Имея целью  способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его  характера, воспитание создает самого человека.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента  его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются  первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные  уроки человек получает в семье, именно здесь под влиянием сложившегося окружения начинает происходить  формирование его будущего характера. То, что ребенок в детские годы приобретает в домашнем окружении, он сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребенок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В  ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья  – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Как быть с религиозным  воспитанием детей? Это вопрос, который  родители задают себе очень часто. Люди, по привычке совершающие религиозные  обряды, предписывают своим детям  следовать семейной традиции. Другие, чьи религиозные убеждения поколебались вследствие научных доводов или  нравственных убеждений, напротив, чувствуют  необходимость порвать с религией. Одни осознают, что их взгляды претерпели со временем заметные изменения и  несравнимы с прежними детскими представлениями  о вере, поэтому не считают нужным давать детям какое-то особое религиозное  образование. Другие, независимо от того, каковы их нынешние взгляды, хотят, чтобы  их дети прошли такой же путь, какой  выпал на их долю, и чтобы дети, повзрослев, смогли самостоятельно сделать  свой выбор. Эти родители считают: если ребенка с раннего детства  не воспитывать в религиозном  духе, у него позднее не будет  иного выбора, кроме атеизма. Несмотря на различные мнения, как правило, все сходятся в двух позициях, а  именно — всем хотелось бы, чтобы  дети были знакомы с их религией и выросли с четкими представлениями  о нормах морали и хорошего поведения. Верующие люди к тому же убеждены, что  их вера и молитвы — большая  помощь и поддержка всем, кому предстоит  преодолевать сложности жизни.

Однако, необходимо заметить, что феномен религиозности относится  к одному из массовых и стойких  общественных явлений. И сегодня  можно наблюдать значительное усиление интереса к религии не только в  самых разнообразных социальных странах, но и в семьях, где велика власть культурных традиций. Кроме  этого деятельность религиозных  организаций России, связанная с  сохранением традиций и ценностей  народа (а главной ценностью часто  выступает семья), сопровождается активным неприятием ныне пропагандируемых установок  общества потребления, индивидуалистических, прагматических ориентации. И сегодня  религия становится одним из основных признаков этнического самосознания.

Глава 1. Теоретические основы религиозного воспитания в семье

 

1.1 Понятие  о религиозном воспитании

 

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать  как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность, как систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них  не позволяет охарактеризовать воспитание в целом. Тем не менее в отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание».

Определяя объем понятия  «воспитание», многие исследователи  выделяют: воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие  на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; воспитание в еще более узком значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного  нравственного качества и т.д.) [15; с.34]. Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие - нравственное, религиозное, трудовое, эстетическое воспитание, третьи - добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание. Процесс  религиозного воспитания не является одномерным. Он включает в себя несколько  измерений, которые в равной степени  необходимы для формирования целостной  личности. Иными словами, в религиозном  воспитании важно то, что в современной  педагогике называется холистическим, то есть целостным подходом. Какие  же аспекты включает в себя холистический  подход применительно к воспитанию в духе религиозной традиции? Несомненно, в процессе религиозного воспитания очень важным является привитие навыков  благочестия, религиозного образа жизни, в том числе во внешних формах и проявлениях. Подлинное воспитание должно способствовать проявлению, раскрытию  этого образа в жизни человека. Человек, получивший такое образование, думает и действует в соответствии с началом, заложенным в него Богом; в каждом своем поступке и суждении он пытается соответствовать мировоззрению, в котором центральное место  занимает Бог.

Главным вопросом воспитания, таким образом, становится вопрос формирования мировоззрения [2; с.1]. Именно такой холистический  подход к воспитанию важен в современной  России. Сегодня, согласно статистике, свыше 60% населения нашей страны тем или иными образом связывают  себя с православной традицией. Однако процент тех, кто регулярно ходит  в храм, значительно меньше. В  связи с этим важно понять, что  следование определенным нормам жизни, диктуемым православной традицией, — это не только принятие «православной  бытовой субкультуры», которая связана  с внешними формами религиозной  жизни: бытом, лексиконом, способом одеваться  и т.д. Религиозное воспитание не может быть направлено лишь на включение  человека в эту субкультуру. Само по себе это включение, конечно, важно, однако его недостаточно, поскольку  значительное количество наших соотечественников, которые хотя и идентифицируют себя с Православием, тем не менее, не достаточно воцерковлены и поэтому  окажутся невосприимчивыми к такому религиозному воспитанию. Тому большинству  наших соотечественников, которые  хотя и не ведут пока активной церковной  жизни, тем не менее, ассоциируют  себя с православной традицией, важно  получить некую мировоззренческую  опору в жизни. Это и должно стать целью современного религиозного образования и воспитания [2; с.1].

Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной  общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях, или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.) [5; с.119].

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический [11;с.184].

Рациональный уровень  включает в себя три основных компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях. Например, мистический уровень православного воспитания определяет следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь [11;с.184].

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним  признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп  верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии  и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для  религиозного воспитания содержанием.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для  той или иной конфессии ценностно-нормативная  система, особенности мышления и  поведения, стиль жизни, а в целом - стратегии адаптации и обособления  в социуме [6; с.440].

 

1.2 Задачи  и средства религиозного воспитания

 

Каковы же основные задачи религиозного воспитания? С одной  стороны, подрастающему поколению  необходимо прививать любовь к православной культуре во всех ее проявлениях, включая  богословие, богослужение, иконопись  и т.д. Эту задачу должны взять  на себя воскресные школы, кружки и  иные приходские организации. С другой стороны, упор должен делаться на формирование мировоззрения молодежи согласно тем  фундаментальным принципам, которые  лежат в основе нашей православной традиции. Задача формирования мировоззрения  чрезвычайно сложна, особенно в наше время, которое еще иногда характеризуют  как эпоху постмодерна. Для постмодерна  характерно отрицание какой-либо идеологии  и единого мировоззрения. Сегодня  многие говорят, что страна не имеет  своей идеологии. Раньше идеология  была, и она служила началом, объединявшим общество. Сегодня же общество, оставшись  без идеологии, как многим кажется, лишается консолидирующего начала. Однако все дело в том, что в наше время, эпоху постмодерна, идеология отступает  на задний план, и каждый человек  самостоятельно решает, что ему надо. На фоне отсутствия идеологии возникают  новые силы, которые объединяют людей. Сюда может быть отнесена, например, мода — в самом широком смысле этого слова, обозначающем моду не только на одежду, но на определенный образ  или стиль жизни, который включает в себя следование неким интеллектуальным и эстетическим стандартам. В эпоху  постмодерна определяющую роль в  жизни людей играет не идеология  и даже не определенные философские  воззрения, а поведенческие и эстетические стандарты. Далеко не всегда эти стандарты обогащают внутренний мир человека. Чаще наоборот, они бывают разрушительными. Яркий пример навязывания человеку определенных стандартов представляет современные электронные СМИ.

Задумаемся, что означает колоссальное количество транслируемых  сегодня развлекательных телепрограмм, совершенно несоизмеримое с реальными  потребностями тех, кто эти программы  смотрит на телевидении? С одной  стороны, это свидетельствует о  духовном вакууме, который такими программами  заполняется. С другой стороны, эти  программы формируют определенные стереотипы, создают иллюзию некоего  идеального мира — блестящего, самодостаточного, мира без страданий — мира, где  даже смерть является не более чем  развлечением. Огромную роль в том, что человек подпадает под  очарование этого иллюзорного мира, играет реклама. Реклама, помимо того, что вводит человека в виртуальную  псевдореальность, пробуждает в душе потребительские чувства, которые  также формируют определенное —  далеко не самое правильное — отношение  к жизни, некий поведенческий  стандарт [19.; с.117]. Церковь на сегодняшний  день остается единственной силой, которая  способна формировать жизненное  мировоззрение, потому что она может  затрагивать самые глубокие стороны  человеческой души, недоступные ни идеологии, в которой рано или  поздно всегда наступает разочарование, ни модной поп-культуре, которая всегда скользит по поверхности и неспособна даже близко подойти к ответу на фундаментальные вопросы человеческого  бытия. Необходимо отметить, что религиозная  значительность нашей эпохи определяется тем, насколько новой и религиозно живой является семья. Как же стоит  понимать задачи религиозного воздействия  на детей в семье? В этом вопросе  много неясного, неопределенного; многие беды и ошибки в религиозном воспитании в семье происходили и происходят больше всего оттого, что самые  задачи религиозного воспитания мыслились  неопределенно или ложно. Чтобы  разобраться несколько в этом вопросе, погрузимся на время в психологию религиозной жизни. Основной факт всей нашей духовной жизни есть искание  Бога, томление о Нем. Душа наша никогда  не может до конца насытиться тем, что дает ей текущая жизнь, она  ищет того, что выходит за пределы  жизни, что связано с Вечностью. Это томление о Боге, о Бесконечном  определяет динамику всей нашей духовной жизни. Религиозная функция так  же изначально присуща нашей душе, как и другие формы духовной жизни; религиозную жизнь не нужно вовсе  насаждать, ей нужно лишь дать простор  в ее выражении, определенность в  ее содержании. В детской религиозности  особенно поразительна простота и естественность, с какой душа обращается к Богу: дети по природе своей ближе к  Богу, как к Отцу Небесному, они  непосредственнее и прямее чувствуют  Его, чем, мы.

Область мистических переживаний, религиозный опыт не отделены у них  от реальности так, как отделены у  нас. Интуиции смысла в мире как простейшая, но и основная религиозная интуиция, открывающая детям с неповторимой простотой единство и гармонию в  мире, дается им без всяких усилий. Религиозное  развитие заключается у детей  в том, что они ищут религиозных  образов, которые могли бы раскрыть смысл их переживаний, что они  через общее духовное созревание идут к более адекватному пониманию  сферы, к более одушевленному  выражению своей устремленности к Небу [7.; с.117] . Религиозная сфера  постепенно выделяется из общей духовной жизни; и это отделение имеет  три разных грани, три стороны, которые  первоначально координированы, можно  сказать, слиты в нерасчлененной целостности, а затем начинают созревать  и расти в известной, хотя и  ограниченной, независимости одна от другой. Первая грань охватывает все то, что можно назвать сознанием Бога, - это совокупность интуиции, чувств, образов, мыслей, итогов религиозного опыта. Это не знания, привносимые извне, а именно сознание Бога - интеллектуально-эмоциональное. Вторая грань включает в себя всю полноту выражений религиозных чувств, движений, мыслей - сюда относится молитва, участие в богослужении, разнообразная религиозная активность. Все это образует сферу "благочестия", формирует внутренние и внешние навыки в религиозной жизни, облекается в "обряды", реализует духовные порывы. Над этой стороной религиозной жизни владычествует закон привычки, благой для других сфер, но роковой для духовной жизни вообще. Он является здесь роковым в той мере, насколько, в силу повторения, система выражений внутренних движений становится привычной, все менее нуждается в внутренней стимуляции, почти механизируется. Мы крестимся, кладем поклоны, произносим молитвы почти без всякого усилия внимания; внешние действия уже не столько выражают внутренний мир, сколько становятся самостоятельной областью, за которой следует (а иногда и вовсе не следует) внутреннее побуждение. В развитии религиозной жизни накопление навыков, привычных действий неизбежно, отчасти и желательно, но оно заключает в себе большую опасность и сплошь и рядом ведет к механизации этих действий, к замиранию и высыханию религиозной жизни, к своеобразному "окамененному нечувствию". Но есть еще третья сторона в религиозной жизни - это развитие и формирование духовной жизни в нас. Человек духовен по своей природе, и начало духовности пронизывает собой всю нашу личность, всю нашу жизнь. В процессе общего созревания духовные силы, духовные запросы поднимаются над общим ходом жизни, в глубине нашей формируется "внутренний человек". Рождение внутреннего человека таинственно, неисследимо, но оно должно когда-нибудь прийти, если мы не утопим себя во внешней жизни [17; с.7]. Духовная жизнь в нас ищет во всем "смысла" - вечного, глубокого, достойного; она не отвергает внешней жизни, ее законов, она хочет только во всем видеть смысл, хочет связать внешнюю жизнь с Вечным и Бесконечным.

Информация о работе Влияние религиозного воспитания