Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:04, доклад
Социализирующие функции религиозных организаций. Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных центрах) были важнейшим - после семьи - фактором. В процессе секуляризации, т.е. освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.
Это есть общий факт созревания в нас духовных сил, но особую глубину и содержательность, свою настоящую полноту духовная жизнь в нас получает только от религиозной области. Жизнь, религиозно освещенная и согретая, открывает безграничный простор для духовного делания – и в этом духовном самопреображении, в самом устремлении к нему религиозная жизнь получает свое последнее и особенно важное раскрытие. Богопознание, не ведущее к духовной жизни в нас, к духовному деланию, становится пассивным восприятием горней сферы, как факта; Богообщение (молитва) без духовного делания легко подменяется погружением в самого себя. Религиозная функция нам дана как изначальная сила души, но лишь в духовном делании, в духовной жизни она находит для себя питание и применение. Человек по природе духовен, но духовная жизнь может не быть сосредоточенной вокруг идеи Бога - она может рассеиваться по каким-либо частичным и неполным идеям, может быть связана со злом. То, что так глубоко описал Достоевский, как наше "подполье" и что еще у св. Макария Великого было до конца раскрыто в его учении о духовной тьме, скрытой в нас, - это все свидетельствует о том, какой фактически неустроенной оказывается наша духовная жизнь, сколько в ней хаоса, провалов, противоречий. Мы не можем перестать быть духовными, но мы можем разменять нашу духовность на пустяки и мелочи, можем за чечевичную похлебку ничтожных достижений отдать наше духовное первородство. В каждом из нас духовная жизнь есть, но она должна быть устроена и освещена светом Божиим, иначе она будет пребывать в хаосе и будет источником не нашей силы, а наших ошибок, противоречий, грехов [13; с.44].
Жизненность духовной работы потускнеет, если религиозное сознание подростка станет неопределенным и тусклым, если он утеряет ясность религиозных идей; но пока живы духовные устремления, пока душа ищет вечного, глубокого, бесконечного - есть почва, на которой может вновь расцвести вся полнота религиозной жизни. Главнейшие испытания, которым подвержено религиозное созревание детей и подростков, связаны именно с духовной стороной в них. При нашей обычной склонности довольствоваться внешними достижениями у детей, при обычном слабом внимании к внутреннему миру ребенка для нас часто проходит незамеченным факт духовного измельчания детской души. Между тем как раз в истории религиозной жизни, в зигзагах ее развития именно и нужно искать главную причину религиозного потускнения, а иногда и утери всякого интереса к религиозной сфере. Отмечая центральное и основное значение духовной жизни, необходимо указать и на основной закон ее развития, таящий в себе разгадку ее часто непостижимой логики, т.е. загадочного ритма. Имеется ввиду закон свободы. «Обращение души к Богу, прикосновение к вечности, эта окрыленность души и ее устремление к Бесконечному, сама эта жизнь о Боге и в Боге, а не конкретные идеи, не образы и выражение наших чувств глубоко связаны с свободой, овеяны ее дыханием. Господь создал нас с даром свободы, который есть в нас частица силы Божией, залог Богообщения, свечение образа Божия в нас». Этим полагаются границы всякого религиозного воздействия на душу человека - в том числе и церковного воздействия: нельзя спасти, духовно возродить человека помимо его самого. «Свобода есть Дар, который вне Христа становится бременем, свобода есть сила, которая, вне Церкви не помогает, а мешает человеку». Само раскрытие дара свободы, раскрытие путей свободы и условий ее творческого выражения, иначе говоря, воспитание к свободе - и образует поэтому главную задачу религиозного воспитания [12; с.156].
Наши жизненные трагедии,
наши духовные блуждания, глубокая неустроенность,
от которой так ужасно страждут люди,
вся эта затягивающая сила мелочей,
мнимых ценностей и злых страстей
- все это есть следствие того,
что мы не понимаем дара свободы, не
умеем им пользоваться и потому становимся
его жертвами. Свобода вырождается
в произвол, в хаос, теряется; иногда
мы даже не доходим до сознания того,
что свобода реализуется лишь
в Церкви. Редкие из нас знают
тайну свободы, ее сил и ее опасности
вне тяжких уроков жизни, но именно
это и есть задача старшего поколения
- помочь младшему в том, в чем
оно беспомощно, - помочь овладеть нашей
свободой. Общая задача религиозного
воспитания в том, чтобы вызвать
к жизни духовные силы, духовные
запросы у детей и подростков,
дать им окрепнуть и созреть. Это
духовное созревание не может быть
регулировано извне, оно определяется
свободным устремлением души к Богу,
к Вечности. Этой главной задаче
религиозного воспитания должны быть
подчинены все остальные [2; с.3]. В
особенности это относится к
тому, что является, по существу, лишь
внешним выражением религиозной
жизни. По ограниченности нашего духовного
зрения мы часто останавливаемся
именно на внешнем выражении религиозной
жизни. Существует даже такое мнение,
что через приучение к внешнему
выражению создается у ребенка
и внутренний религиозный мир. Известной
практической справедливости этого
я не буду отрицать, хотя и необходимо
обратить внимание на то, что такой
путь от внешнего к внутреннему по
меньшей мере в 50% не дает положительных
результатов. Однако основная неправда
этого метода заключается в том,
что он подменяет главную цель
вторичной и побочной. Если главная
задача религиозного воспитания заключается
в том, чтобы помочь душе "жить
в Боге", раскрыть для нее путь
свободного духовного развития, то
эта задача будет достигнута и
в случае бедности или сдержанности
внешнего выражения религиозных
движений - и наоборот, привычные
формы таят в себе ту опасность, что
привычки оттеснят внутренний мир. Многообразны
средства религиозного воспитания, которые
определяются конфессиональными
Так, в христианских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья - наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения [1; с.178]. Рассмотрим те средства религиозного воспитания, которые применительны в семье. В раннем детстве семья является единственной социальной средой, близкой, нужной и дорогой для ребенка, который воспринимает весь мир через семью. В его религиозном созревании семья занимает исключительное место именно тем, что она является для него главным проводником религиозных чувств. Зависимость религиозных образов и чувств от семейного опыта ребенка несомненна. В раннем детстве развитие духовной жизни у ребенка находит чрезвычайное подспорье в чистоте и невинности детской души. Внутренний мир ребенка еще открыт, обыкновенно имеет полную свободу своих проявлений. Хотя наблюдение над детьми констатирует уже и в раннем детстве начатки лукавства, приспособления, лжи, но все это еще само по себе ничтожно и не занимает большого места в душе ребенка. Духовная жизнь в своем развитии подчинена закону свободы, как мы уже видели. Путь свободы, поскольку он касается именно духовной жизни, познается и усваивается не сразу, но он предполагает, что человек постепенно определяется в том, чем живет его сердце. Религиозность не может быть только эмоционально-интуитивной, она должна найти свое выражение в религиозном сознании, которое и у детей слагается из образов и идей. Количество идей, доступных религиозному сознанию ребенка, гораздо больше, чем обычно кажется: нас часто обманывает наивная форма, в которой дети выражают свои религиозные размышления. Но кто способен понимать детей, а не только внешне коллекционировать их слова и действия, тот не может не согласиться, что детям доступны - в своем смысле, конечно, - идеи Бога-Творца, Боговоплощения, спасения и искупления, греха, воскресения. Эти идеи непременно должны быть связаны с религиозными образами - и, конечно, больше всего с образом Христа Спасителя. Бесчисленные свидетельства удостоверяют огромное значение того, как глубоко входят в детскую душу религиозные образы, с которыми они знакомятся в семье.
Но все же большинство
ошибок в религиозном воспитании
относится к сфере ее "выражений".
Родители и воспитатели торопятся
усвоить детям ряд внешних
навыков, не только не связывая их с
внутренним миром ребенка, но часто
прямо игнорируя его. Для примера
возьмем молитву. Дети в раннем возрасте
очень охотно повторяют за старшими
слова молитвы, крестятся, целуют иконки;
за этими внешними действиями легко
встают в детской душе, духовно
незатуманенной и чистой, отвечающие
всему этому внутренние движения.
Но надо еще открыть душу ребенка
для молитвы, а не только уста; то
психическое дополнение, которое
обычно рождается в душе ребенка
при молитве, крестном знамении, еще
не связывает молитвы, крестного
знамения с внутренним миром [7; 124]. В
раннем детстве не существует особых
трудностей в вопросе о посещении
храма: дети сами охотно пойдут в храм,
если идут родители. В эту пору здесь
просто не нужно принуждение - настолько
охотно дети посещают храм. Очень углубляет
религиозные детские
Велико также значение бытовых сторон при праздновании великих праздников, которые тоже очень много дают детям. Но участие семьи в религиозном созревании детей не ограничивается только дошкольным периодом, наоборот, оно становится в дальнейшем лишь более серьезным и ответственным. Поэтому в самых общих чертах коснемся еще двух периодов - так называемого второго детства и отрочества . Во втором детстве основной чертой души является приспособление к окружающей жизни, к ее порядкам, законам: ребенок выходит совершенно из того раннего сплетения реальности и воображения, в котором оно пребывало, отчетливо сознает всю силу объективного мира, стремится постичь его и приспособиться к нему. Эта обращенность к миру видимому, осязаемому резко отрывает ребенка от мира духовного - оно как бы вдруг становится духовно близоруким. За всем этим стоит несомненный и неустранимый духовный надлом: дитя погружается целиком в мир реальный и теряет интересы и чутье к духовной сфере. Это пора духовного обмеления, измельчания, напряженного внимания к социальной среде; она неблагоприятна вообще для религиозной жизни, которая теперь более доступна со стороны внешней, чем с внутренней. Если угодно, это пора "законничества", своеобразное прохождение через "Ветхий Завет", через внешний закон, правила [10; с45].
Духовная работа над ребенком
в это время должна быть больше
всего направлена на то, чтобы удержать
прежнюю духовную жизнь в ее глубине
и содержательности. Родители должны
помнить, что именно во втором детстве
дети духовно отходят от семьи - и
это происходит не оттого, что новая
социальная (внесемейная, преимущественно
школьная) среда духовно интереснее
и богаче. Эта новая среда берет
в плен ребенка не духовным, жизненным,
реальным своим богатством. Это в
значительной степени нормально, но
собственно проводником духовной жизни
в это время может быть все
еще только семья. Уход от семьи в
это время (особенно в 9-10 лет) почти
всегда означает уход от духовной жизни,
душа с "верхнего" этажа спускается
в "нижний" и со всем пылом отдается
вживанию в новый мир. Много может
помочь ребенку в это время
внешкольная религиозная среда,
если она только есть: современные
религиозные кружки девочек и
мальчиков спускаются до 9-10 лет и
оказывают большую помощь детям
в их духовных исканиях. Но об этой теме,
затрагивающей вопросы
Необходимо установление
и упрочение духовной связи детей
с родителями. Для этого нужно
постоянное общение с детьми, вовлечение
детей в мир забот и трудностей
в семье, возложение на них ответственных
(конечно, посильных) дел, вообще вовлечение
детей в активную работу для семьи
[9; с.96]. Если дети не по принуждению, а
сами идут на это (при правильной духовной
атмосфере, при действительном охранении
свободы детской личности этого,
в сущности, несложно добиться!), если
дети свободно и охотно разделяют
заботы и труды родителей, через
них проходят токи общесемейной целостности.
Духовная связь с семьей пульсирует
в них как реальная сила. Могут
и здесь быть конфликты семьи
с внесемейной средой, и в этих
случаях важно, чтобы ребенок
свободно выбрало семью, свободно соединилось
с ней. Не нужно даже бояться отдельных
случаев "измены" семье: часто
такая "измена", при которой
семья оставляет свободу
Интерес к внешнему миру, приспособление к нему, связанное с этим духовное измельчание сменяются равнодушием, иногда даже враждебностью к внешнему миру и его порядку - все внимание подростка отдается теперь его внутреннему миру, который встает перед ним как некая темная глубина, некая бездна, в которой он плохо разбирается, но которая владеет им и откуда исходят глубокие, страстные, часто противоречивые, самому подростку непонятные стремления.
Отрочество томительно для
самого подростка и для окружающих.
Упрямство, критика, часто придирчивая,
всего и всех, недоверие к чужому
опыту, частая неудовлетворенность
собой, смена настроений и желаний,
жуткое приближение через авантюру
к границам морали, иногда одержимость
преступными мыслями - все это
совмещается с болезненным
Внешнее и внутреннее одинаково
не дают опоры, путь свободы во всем
своем бремени и жути влечет к
себе, какая-то глубокая беспочвенность
создает возможность
Общая тема воспитания в
это время двойная: с одной
стороны, в хаосе внутреннего
мира нужно создать светлую и
творческую силу, зажечь душу глубоким
и содержательным увлечением, которое
могло бы облагородить и успокоить
душу, с другой стороны, нужно растворять
аритмические скачки настроений в доступном,
легко себя оправдывающем в удаче,
уводящем на реальные пути занятии. Хорош
и спорт для этого, и занятие
искусствами, экскурсиями, юношеские
организации - все это переводит
внутреннюю тревогу, неясные искания
на жизненные, легкие рельсы, создает
комплекс увлекательных и легко
тормозящих внутреннюю неуравновешенность
дел. Но это спасительное отвлечение
только извне тормозит буйство сил,
но не вносит начала упорядочения в
самую духовную жизнь. Необходимо дать
развернуться духовным порывам, оберегая
их от темных влечений: это дает и
романтическая влюбленность, сковывающая
буйствующие стремления и глубоко
их преображающая, это дает и ранний
идейный энтузиазм, до которого возвышаются
немногие, но который способен глубоко
просветлять душу подростка, но это
же дает и пафос революционизма,
честолюбивые мечты [17; с.106]. Это значит,
что духовное брожение, идущее в
подростке, укрощается и просветляется
в любом конкретном делании, если
оно имеет хоть какой-нибудь смысл,
возвышающийся над обычной