Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Введение
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и совсем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы развития воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи сказки
Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте…………5
Роль сказки в развитии творческого воображения и мышления………9
Пути развития творческого воображения и мышления средствами сказки……………………………………………………………………………..15
Заключение ………………………………………………………………….…...18
Список литературы………………………………………………………………19
Приложение. Конспекты занятий ……………………..………………………20

Файлы: 1 файл

курсовик по педагогике.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ      СРЕДНЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Гатчинский педагогический колледж имени К.Д.Ушинского» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Тема: Влияние  сказок на развитие творческого воображения  и мышления детей старшего дошкольного возраста 
 
 
 
 
 

                Максимова Марина Александровна                        Специальность 050704 – Дошкольное образование                  курс 3, группа 631                                 форма обучения: дневная                   руководитель: Белоусова Марина Михайловна 

Гатчина                                                                  

2009

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы развития воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи сказки

    1. Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте…………5
    2. Роль сказки в развитии творческого воображения и мышления………9
    3. Пути развития творческого воображения и мышления средствами сказки……………………………………………………………………………..15

Заключение ………………………………………………………………….…...18

Список литературы………………………………………………………………19

Приложение.  Конспекты занятий ……………………..………………………20  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Сказка  входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и совсем окружающим миром в целом.

     Сказки  преподносят детям поэтический  и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

     Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Сказка нужна ребенку для того, чтобы определиться, чтобы оценить свои возможности. Дети, конечно благодарные слушатели, но десятки раз пересказанная сказка утрачивает свои первоначальные представлении, да и развитие ребенка не стоит на месте, а мы взрослые подчас топчемся, подаем сказки недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация; просмотр или постановка спектакля, просмотр мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Смотреть легче и интереснее. Сказки, как богатейший материал и «кладезь мудрости» далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

     Дети – это удивительные фантазёры, и стоит только им сказать, что бы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребёнок начинает сочинять, рисовать и т.д. Способность сочинять, придумывать связанно с развитием воображения и мышления.

     Цель  работы: изучить влияние сказки на развитие творческого мышления и воображения детей.

     Объект  исследования: развитие мышления и воображения  у старших дошкольников.

     Предмет исследования: влияние сказки на развитие творческого мышления и воображения детей.

     Задачи:

  1. Изучить психические особенности формирования и развития творческого воображения и мышления детей.
  2. Определить влияние сказки на развитие творческих способностей детей.
  3. Изучить приемы работы со сказкой, как способ стимулирования творческого воображения детей.

     Гипотеза  исследования: включение приемов работы со сказкой в учебно-воспитательный процесс будет способствовать  развитию творческого воображения и мышления старших дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы развития воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи сказки

       1.1 Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте

     Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

     Творческую  деятельность, основанную на комбинирующей способностей нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.

        Фантазия, как и любая форма  психического отражения, должна  иметь позитивное направление  развития. Она должна способствовать  лучшему познанию окружающего  мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

     Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью  воображения осуществляется мысленный  отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления.

       Целенаправленное развитие воображения  у детей сначала происходит  под влиянием взрослых, которые  побуждают их произвольно создавать  образы. А затем дети самостоятельно  представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использование реальных объектов и ситуаций. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности.

        Воображение позволяет малышу  познавать окружающий мир, выполняя  гностическую функцию. Оно заполняет  пробелы в его знаниях, служит  для объединения разрозненных  впечатлений, создавая целостную картину мира.

       Значение функции воображения  в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая  форма психического отражения,  должна иметь позитивное направление  развития. Она должна способствовать  лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

       Воображения возникает в ситуациях  неопределённости, когда дошкольник  затрудняется найти в своём  опыте объяснение какому-либо факту деятельности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчёркивал Л. С. Выгодский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано».

       Возможность создавать что-либо  новое, необычное, закладывается  в детстве, через развитие высших  психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

       Старший дошкольный возраст характеризуются  активизацией функции воображения.  Вначале воссоздающего (позволявшего  в более раннем возрасте представлять  сказочные образы), а затем и  творческого (благодаря которому  создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный для формирования фантазии.

       В старшем дошкольном возрасте  ребёнок уже усваивает основные  образцы поведения и деятельностей  и получает свободу в оперировании  ими. 

     Воображение 6 ребенка позволяет ему воспринимать как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации.

        Именно в этом возрасте начинают  обычно существовать выдуманные  миры с воображаемыми друзьями  и врагами. Дошкольник, например, придумывает себе друга – маленького  человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребёнок как будто переживает приключения.

     Воображение помогает малышу решить эмоциональные  и личностные проблемы, неосознанно  избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности.

        У старших дошкольников образы  в рисунках становятся всё  более оригинальными. В сказках значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказке пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием.

        Творчество ребёнка особенно  в этом возрасте, часто носит  проективный характер, символизирует  устойчивые переживания. Например, в консультационном обследовании мальчик 6 лет, воспитывающийся в ситуации гиперопеки, при выполнении задания на рисование выдуманного животного рисует Змея Горыныча с шипами на голове. На вопрос экспериментатора о значении шипов отвечает, что это Змей Горыныч отрастил себе, чтобы ему на голову не садились.

        Фантазии, как и другие психические  функции, претерпевает изменения  с возрастом ребёнка. Воображение  некритически компенсирует недостаток  жизненного опыта и практического  мышления описанных сказочных  образов в реальную жизнь ребёнка. Поэтому он легко верит в то, что наряженный актёр – это настоящий Дед Мороз или Баба-Яга.

        В этом возрасте появляется  новая возможность использования  образа при выполнении заданий  на воображение. Целостный образ  начинает строится способом «включение»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения..

     Воображение в жизни ребёнка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Воображение формируется у детей на базе развития восприятия.

   Без специального руководства  развитие воображения может иметь  неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может привести к патологическим, застойным переживаниям или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни.

        Особенности развития воображения и мышления в дошкольном возрасте:

     - эти процессы приобретают произвольный характер, предполагая создание замысла.

     - оно становится особой деятельностью,  превращаясь в фантазирование.

     - ребёнок осваивает приемы и  средства создания образов.

     - воображение переходит во внутренний  план, отпадает необходимость в  наглядной опоре для создания  образов. 

     Воображение и мышление обеспечивает следующую деятельность ребенка:

     • построение образа конечного результата его деятельности;

     • создание программы поведения в ситуации неопределенности;

     • создание образов, заменяющих деятельность;

     • создание образов описываемых объектов. 

         
 

Информация о работе Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста