Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа
Введение
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и совсем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы развития воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи сказки
Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте…………5
Роль сказки в развитии творческого воображения и мышления………9
Пути развития творческого воображения и мышления средствами сказки……………………………………………………………………………..15
Заключение ………………………………………………………………….…...18
Список литературы………………………………………………………………19
Приложение. Конспекты занятий ……………………..………………………20
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Гатчинский
педагогический колледж имени К.Д.Ушинского»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема: Влияние
сказок на развитие творческого воображения
и мышления детей старшего дошкольного
возраста
Максимова
Марина Александровна
Специальность 050704 – Дошкольное образование
курс 3, группа 631
Гатчина
2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы развития воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи сказки
Заключение
………………………………………………………………….…...
Список
литературы……………………………………………………
Приложение.
Конспекты занятий ……………………..………………………20
Введение
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и совсем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Сказка нужна ребенку для того, чтобы определиться, чтобы оценить свои возможности. Дети, конечно благодарные слушатели, но десятки раз пересказанная сказка утрачивает свои первоначальные представлении, да и развитие ребенка не стоит на месте, а мы взрослые подчас топчемся, подаем сказки недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация; просмотр или постановка спектакля, просмотр мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Смотреть легче и интереснее. Сказки, как богатейший материал и «кладезь мудрости» далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
Дети – это удивительные фантазёры, и стоит только им сказать, что бы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребёнок начинает сочинять, рисовать и т.д. Способность сочинять, придумывать связанно с развитием воображения и мышления.
Цель работы: изучить влияние сказки на развитие творческого мышления и воображения детей.
Объект исследования: развитие мышления и воображения у старших дошкольников.
Предмет исследования: влияние сказки на развитие творческого мышления и воображения детей.
Задачи:
Гипотеза
исследования: включение приемов
работы со сказкой в учебно-воспитательный
процесс будет способствовать развитию
творческого воображения и мышления старших
дошкольников.
Глава I. Теоретические основы развития воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи сказки
1.1 Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.
Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способностей нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.
Фантазия, как и любая форма
психического отражения,
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления.
Целенаправленное развитие
Воображение позволяет малышу
познавать окружающий мир,
Значение функции воображения
в психическом развитии велико.
Однако фантазия, как и любая
форма психического отражения,
должна иметь позитивное
Воображения возникает в
Возможность создавать что-
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте
ребёнок уже усваивает
Воображение
6 ребенка позволяет ему
Именно в этом возрасте
Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности.
У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными. В сказках значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказке пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием.
Творчество ребёнка особенно
в этом возрасте, часто носит
проективный характер, символизирует
устойчивые переживания.
Фантазии, как и другие психические
функции, претерпевает
В этом возрасте появляется
новая возможность
Воображение в жизни ребёнка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Воображение формируется у детей на базе развития восприятия.
Без специального руководства
развитие воображения может
Особенности развития воображения и мышления в дошкольном возрасте:
- эти процессы приобретают произвольный характер, предполагая создание замысла.
-
оно становится особой
- ребёнок осваивает приемы и средства создания образов.
-
воображение переходит во
Воображение и мышление обеспечивает следующую деятельность ребенка:
• построение образа конечного результата его деятельности;
• создание программы поведения в ситуации неопределенности;
• создание образов, заменяющих деятельность;
•
создание образов описываемых объектов.