Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Введение
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и совсем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы развития воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи сказки
Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте…………5
Роль сказки в развитии творческого воображения и мышления………9
Пути развития творческого воображения и мышления средствами сказки……………………………………………………………………………..15
Заключение ………………………………………………………………….…...18
Список литературы………………………………………………………………19
Приложение. Конспекты занятий ……………………..………………………20

Файлы: 1 файл

курсовик по педагогике.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

       Организации занятий по изобразительной  деятельности детей, выполнению  ими творческих заданий по  сюжету стихотворных авторских  сказок предшествует длительная  планомерная предварительная работа. Её необходимость объясняется спецификой детского творчества – его поэтапным характером. Первый этап детского художественного творчества – этап возникновения, развития, осознания и оформления замысла – имеет важнейшее значение для всего процесса творческого развития ребёнка.

       Учитывая, что второй этап детского творчества – этап реализации замысла – связан с поисками художественных средств, мы стараемся создавать предметно – вещную среду, максимально способствующую полноценному развитию каждого ребёнка.

        Третий этап детского творчества – этап анализа результатов деятельности – знаменуется появлением новой продукции (рисунка, поделки). Ребёнок начинает интересоваться качеством своей продукции и, испытывая эстетическое удовольствие, стремится сделать ее завершенной.

       Кроме того, разрабатывая творческие задания по содержанию стихотворных авторских сказок, необходимо предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем: в игровой деятельности, драматизации сказок, в повседневной жизни (см. приложение).

       Стимулируя развитие творческого воображения и мышления у детей, необходимо создание условий для реализации различных способов поведения в той или иной ситуации; активизация самостоятельной деятельности детей; использование элементов кукольного театра.

          В работе можно выделить два уровня сложности:

  1. Ребенок действует куклой. Действуя куклой, идентифицируя себя с ней, он реализует разные способы поведения.
  2. Ребёнок берет на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения или сам осознанно строит свои взаимодействия с партнерами.

     Говоря: «сказка – источник творчества», имеется в виду не только творчество детей, но и профессиональное педагогическое творчество педагогов. Подразумевается гибкая, вариативное использование предлагаемых сказок, способность педагога включить их в разные виды деятельности дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Сказка  активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии  ребенка, можно обратиться к его внутреннему, идеальному миру, осознать его чувства, эмоциональное состояние. Таким образом, несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт.              

     Анализ  и составление собственной сказки позволяет решить следующие задачи:

  1. Развитие творческого мышления ребёнка.
  2. Совершенствование вербального языка (ребёнок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).
  3. Развитие фантазии и воображения.
  4. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей.
  5. Развитие эмпатии и умения слушать (т.к. в ходе анализа ребёнок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).

     Педагогу  необходимо создавать условия, в  которых ребенок мог бы приобщиться  к сказке, проявить самостоятельность  и творчество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1998.
  2. Алиева Т. Ребёнок в мире образа // Дошкольное воспитание. – 1996. - №2. – С.68.
  3. Богомовская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966.
  4. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №5. – С.45.
  5. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред.  А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1976.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  8. Грищенко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М., 2004.
  9. Гурович Л. М. и др. Ребёнок и книга. – СПБ., 1996.
  10. Дьяченко О.М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. – 1993. - №11. – С.43.
  11. Дьяченко А.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. – М., 1994.
  12. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.
  13. Зенкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии. – СПБ., 1996.
  14. Наумчик В.Н. Воспитание творческой личности. – Минск., 1998.
  15. Психология дошкольника. Хрестоматия /  Сост. Г.А. Урунтаева. -  М., 1997.
  16. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М., 2005.
  17. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. – 1991.
  18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1999.
  19. Фесюкова Л.Б Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.
  20. Художественное творчество в детском саду/Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.
  21. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. Н.А. Кошелёвой. – М., 1985.
 
 
 

     Приложение 

     Занятие: «Рыбки и осьминожки»

     Задачи:

  1. Работа над координацией движений детей;
  2. Развитие гибкости и пластичности кистей рук и тела;
  3. Воспитание ощущения разных психоэмоциональных состояний.

     Ход занятия

     Подготовительная  часть

     Педагог: Здравствуйте, ребята. А вы знаете, кто  я? Я хозяйка морской воды и меня зовут Нереида. А покажите мне своих рыбок.

     Дети  показывают своих рыбок и называют их имена. Внимательно рассмотрев с  детьми рыбок, педагог обращает внимание на то, что у рыбок разные имена  и названия, а значит, и разные характеры.

     - Молодцы ребята. Какие у вас красивые и разные рыбки получились. А теперь положите своих рыбок вот здесь.

     Дети  раскладывают своих рыбок вдоль  зеркала. Располагаются сами полукругом.

     - сейчас мы с вами поиграем.

     Задание 1.

     Через образную игру «рыбка» развитие волнообразного движения кисти от кончиков пальцев из стороны в сторону с полным прогибанием.

     - давайте посмотрим на наши  ладошки. Посмотрите: кончик самого  длинного пальца похож на носик,  согнутый наверху большой палец  похож на плавничок, а то  место, где заканчивается кисть, очень похоже на подвижный хвостик. Значит, у нас у каждого есть своя маленькая рыбка, которую мы сейчас научим плавать.

     Педагог показывает ладонь. Дети повторяют  за ним все действия. Показывает на ладони, где плавничок и т.д.

     - а вы знаете, что рыбки бывают разные и у них тоже бывает разное настроение? Посмотрите, как плывёт радостная рыбка.

     Педагог показывает, а дети повторяют за ним бодрое, ритмичное движение рукой.

     Задание 2.

     Построение  по два человека друг за другом. выполнение движений прямыми руками вверх-вниз.

     - ребята, а кто у царя Нептуна  главный секретарь? Конечно, Осьминог. Давайте поиграем в Осьминога.  Для этого надо встать друг  за другом по двое и повернуться  лицом к зеркалу. Видите, сколько  рук и ног стало у нашего  осьминога.

         Дети встают лицом к зеркалу  по два человека, друг за другом.

     - ребята, поворачиваемся лицом к  зеркалу, кто стоит первый –  руки на пояс, а второй вытягивает  руки вперед.

     Задание 3.

     Построение  по два человека друг за другом. после  выполнения задания дети меняются местами.

     - а теперь посмотрите, ребята, мимо  нас плывет рыбка, и она мешает  осьминожку – прилипнет то  на ушке, то на носу. Ой, какая  рыбка озорница! Помашем мы рукой  и прогоним рыбку – шалунишку.

     Дети, стоящие за спиной, должны отыскать руками ушки и носик впереди стоящего, а не свои (смотря при этом в зеркало).

     - ребята, спасибо большое вам за  занятие. Мне очень понравилось  с вами играть. До свидания. 

     Занятие: «Что бывает под водой»

     ход занятия.

     - Вам подводный мир знаком.

     Расскажу  я вам о том,

     Что однажды там случилось,

     Ну, недавно приключилось.

     Предложить  детям сесть по удобнее и послушать  историю. В том месте, где дети будут слушать историю, надо создать  соответствующую обстановку.

     Вот плывет вуалехвост,

     У него красивый хвост.

     Педагог обращает внимание детей на вуалехвоста: голос важный, речь плавная.

     Как его он причесал!

     Он  и рыбам так сказал:

     «на меня вы посмотрите,

     Лишь  глаза не ослепите,

     Золотая чешуя…

     Точно, всех прекрасней я.

     Ну, а руки – плавники

     Как красивы и легки.

     Я гулять-то выплываю –

     Как жар-птица пролетаю».

     Темп  речи ускоряется, педагог легонько толкает рыб , прикреплённых на нитях  так, чтобы они чуть покачивались.

     Он  кричит: «вуалехвост,

     Позабудь  про свой ты хвост 

     И плыви сюда скорей,

     Всем  нам будет веселей!»

     Тот сказал: «еще чего,

     Вы  не стоите того,

     Я с такими не играю,

     Я всегда один гуляю.

     За  наряд я свой боюсь,

     И я с вами не дружусь».

     Так они поговорили,

     Без него играть решили,

     И все плавали, резвились

     И прекрасно веселились.

     Только  ерш вдруг увидал,

     Что морской конек пропал.

     И куда же он исчез?

     Ёрш поплыл в подводный лес.

     В голосе появляется тревожная интонация.

     Крик  о помощи услышал

     И поплыл чуть- чуть потише.

     «где-то здесь, наверняка,

     Я найду следы конька».

     Видит - тина здесь растет,

     Он  еще поплыл вперед.

     В ней сидит морской конек –

     С головы до самых ног

     Этой  тиной окружен – 

     И не может выйти он.

     Сразу рыбы все приплыли,

     Помогать  коньку решили – 

     Ничего  не получилось,

     Ещё хуже закрутилось.

     Темп  речи ускоряется.

     Ерш кричит: «шикарный хвост,

     Отзовись, вуалехвост».

     А тот мимо проплывал,

     И ершу так сказал:

     Произносит  слова не торопливо, размерено.

     «ты зачем, малявка ерш,

Информация о работе Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста