Влияния современных информационных технологий на учебную деятельность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Проблема широкого применения современных информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы современной информационной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
1.2 Современные информационные технологии в учебном процессе
1.3 Психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности через использование современных информационных технологий
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников
2.2 Экспериментальное использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников
2.3 Анализ реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса младших школьников через использование современных информационных технологий
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.02 Кб (Скачать файл)

Познавательная потребность  низкого уровня. Самостоятельной  познавательной деятельности учащимся уделяется очень мало времени, по сути она ограничена временными рамками урока. Осознание необходимости самостоятельной познавательной деятельности нечеткое. Существует лишь общее знание (представление) необходимости образования.

2. Средний уровень. Самостоятельное  познание вызвано интересом на  стадии любознательности. Характерные  признаки: осознанная избирательная  направленность на отдельные  (“любимые”) предметы, стремление  знать больше, стремление к выяснению  возникших вопросов, к проникновению  в сущность проблемы, интерес  к зависимостям, причинно-следственным  связям, к их самостоятельному  установлению. Предмету познавательного  интереса школьником посвящается  значительная часть свободного  времени, но данный вид деятельности  не носит системного характера.  Средний уровень познавательной  потребности.

3. Высокий уровень характеризуется  убежденностью необходимости изучения  всех учебных предметов как  основы личного благополучия  в дальнейшей жизни. В то  же время учащийся проявляет  интерес к познанию сложных  теоретических вопросов и проблем  конкретной науки или системы  наук, лежащих в основе избранной  старшеклассником области профессиональной  деятельности. Доминирующее положение  в иерархии мотивов учебной  деятельности занимают внутренние  мотивы.

Для данного уровня характерен интерес к творческой деятельности по освоению знаний, элементы творческой деятельности. Учащийся имеет высокую  степень познавательной потребности. Практически все свободное время  учащимся уделяется исследуемой  проблеме.

Проблеме формирования познавательного  интереса у школьников посвящен целый  ряд исследований (Р.Д.Тригер, К.М.Рамонова, Н.К.Постникова, И.Д.Власова, Л.Ф.Захаревич, Л.М.Маневцова, Т.А.Куликова, Е.В.Иванова, Е.С.Бабунова, Л.Н.Вахрушева и др.), рассматривающих его как мотив познавательной деятельности.

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей  обучения, которые привлекали бы к  себе учащихся. Интерес приводит в  активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.

Сила познавательного  интереса состоит в том, что, являясь  глубоко личностным образованием, он «обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает  познавательной деятельности личностный смысл; содействует ее продуктивности, снимает негативное состояние участников деятельности (утомление, инертность, равнодушие); придает всей учебной  деятельности благоприятный эмоциональный  тонус...» [5, с.67]. Рядом с развитием  интереса идет становление таких  ценных качеств личности как наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к  поиску, самостоятельность и др. Под влиянием интереса познание принимает  личностный смысл. Благодаря познавательному  интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности.

Познавательный интерес - важный фактор учения. В то же время  он жизненно необходимый фактор становления  личности. Жизнь, лишенная познавательного  интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает ее движение, позволяет пережить радость  интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался.

Познавательный интерес  оказывает существенное влияние  на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.

Проблеме формирования интереса уделила внимание Г.И.Щукина. Она  советует «всеми возможными способами  воспламенять в детях горячее  стремление к знанию» [37, с.412]. Огромную роль интересу придавал П.Я.Гальперин: «Непосредственный интерес - вот  великий двигатель - единственный, который  ведет верно и далеко» [33, с.456].

Видное место проблема интереса заняла в педагогической системе  И. Гербарт. Если до Гербарта интерес рассматривался как условие для овладения знанием, то Гербарт возвел интерес в педагогическую цель. Учить надо так, чтобы полученное знание возбуждало интерес к дальнейшему обучению. Исследуя проблему интереса, Гербарт сделал попытку выяснить, что такое интерес, его виды (посредственный и непосредственный), связать интерес со стремлением к действию (интерес имеет деятельное начало) и с самим действием. По его мнению, развитие многостороннего непосредственного интереса должно быть важнейшей задачей обучения. Раскрывая сущность понятия «многосторонний интерес», Гербарт выделил шесть его видов, развитие которых должно идти через определенные учебные предметы. Кстати, в первый круг этих предметов он относит естественные науки. И, наконец, Гербарт останавливается и на условиях возбуждения интереса, т.е. общепедагогические проблемы интереса он выводит на методику его формирования и развития. Словом, подлинно педагогическая постановка этой проблемы - неоспоримая заслуга Гербарта.

В России в поисках иных путей усвоения знаний к решению  проблемы интереса подошли Н.Ф. Бунаков, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов и др. Но наиболее обстоятельно в контексте своей педагогической теории рассматривал проблему интереса К. Д. Ушинский. Интерес, по его мнению, связан с потребностью личности и является ее качественной характеристикой. Для развития интереса важно использовать природное любопытство ребенка, которое должно перерастать в любознательность. Он увидел и психологические основы интереса, связав его с вниманием. При этом, отдавая должное развитию произвольного внимания, указывая, что нельзя отбрасывать и непроизвольное внимание, в развитии интереса в ребенке он видит путь к развитию в нем стремления к самообразованию. К.Д. Ушинский убедительно показал, что интерес обеспечивает умственное и нравственное становление личности.

Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова считают, что познавательный интерес имеет «поисковый» характер. Инициатива поиска и самостоятельность в добывании знаний, выдвижение и постановка познавательных задач являются самыми характерными проявлениями познавательного интереса.

В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка  познавательного интереса Г.И. Щукиной. По ее мнению, это «...избирательная  направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения  знаниями» [37, с.75]. В своем исследовании мы и исходим из этого определения. Мы также ориентируемся на характеристики познавательного интереса о том, что он направляет личность на активный самостоятельный поиск знаний и  способ получения этих знаний. Познавательный интерес может достигнуть такого развития, когда не довольствуется прямым расширением знаний об интересующем предмете, а вызывает стремление переработки  этих знаний, поиска существенных связей и отношений внутри этих знаний.

Таким образом, познавательный интерес - это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятные  условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.

Психологическая структура  познавательного интереса представляет собой сплав эмоционально-волевых  и мыслительных процессов в человеке, которые составляют единое взаимосвязанное  целое. Своеобразными эмоциями, свойственными  познавательному процессу, являются удивление, связанное с тем, что  нечто новое поразило воображение  и состояние ожидания того, что  еще предстоит узнать, увлеченность процессом деятельности, интеллектуальную радость, чувство успеха. Волевое  начало в познавательном интересе сопряжено  с инициативной самостоятельностью добывания знаний. Ядром познавательного  интереса являются мыслительные процессы.

Познавательный интерес  является образованием формирующимся  и развивающимся. При специально создаваемых определенных педагогических условиях познавательный интерес возможно формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным. Наличие познавательных интересов у школьников поддается контролю с помощью специальных критериев. Повышению познавательного интереса школьников способствует использование на уроках современных информационных технологий.

В следующем параграфе  пойдет речь о современных информационных технологиях в учебном процессе.

 

1.2 Современные информационные  технологии в учебном процессе

 

Технология в переводе с греческого означает "искусство", мастерство, умение. Технология изменяет исходное состояние объекта.

Впоследствии термин "технология" перешел в сферу обработки  информации, в которой объектом является не материальный, а информационный продукт.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки  и передачи информации.

Современные информационные технологии — это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение  информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные  области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись  бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании  и научных исследованиях.

Сегодня современные информационные технологии можно считать тем  новым способом передачи знаний, который  соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с  интересом учиться, находить источники  информации, воспитывает самостоятельность  и ответственность при получении  новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Основной вопрос компьютеризации  образования - это вопрос о реформаторской роли компьютеров в учебном процессе. Если видеть в них только еще один из видов ТСО, пусть даже самый  эффективный, никакой реформы образования  не получится. Компьютеризацию нужно  рассматривать как явление парадигмального характера. Компьютер знаменует собой начало новой эры - эры безбумажной цивилизации и машинной обработки знаний [8, с.66].

Если взглянуть на историю  с позиций педагогики, то в ней  можно выявить свою периодизацию, не совпадающую с традиционной, т.е. социологической. По способу сохранения и передачи информации от поколения к поколению логичным и принципиально допустимым, на наш взгляд, было бы такое разделение:

а) дописьменный период (носителем, передатчиком, а иногда и создателем знаний является человек, Учитель; он же несет на себе и моральную ответственность за передаваемые знания);

б) письменный-докнижный (носителем знаний становится рукописная книга, однако в силу ее малой доступности по-прежнему необходим человек как распространитель и интерпретатор знаний; отсюда же возникает кастовый характер образованности);

в) письменный-книжный (носителем и источником знаний, доступных для масс, становится книга, выпускаемая массовыми тиражами и доступная абсолютно всем; ведущая роль человека сохраняется в основном на низших ступенях обучения);

г) период безбумажных, электронных  технологий и коммуникаций, свидетелями  начала которого мы все являемся и осмысливать который нам предстоит [10, с.312].

Для каждого из названных  периодов была сформирована и веками совершенствовалась своя технология работы с информацией. Возьмем хотя бы "книжный" период. Нельзя не признать, что в  мире существует обширная литература по технологии работы с книгами, детально выделены и методически разработаны  различные виды чтения, типы конспектов и конспектирования, техника работы с картотеками, методика создания собственного справочного аппарата, правила библиографического поиска и профессионально грамотного оформления записей и многое другое. Правилам работы с книжными источниками  и ведению записей люди учатся на протяжении всего срока обучения, от школы до вуза. Совершенно очевидно, что появление принципиально  новых материальных носителей информации должно повлечь за собой аналогичный  процесс - разработку постоянно углубляющейся  системы методик их использования  в различных сферах жизни [11, с.85].

Любая методика работы с аппаратурой  должна учитывать ее возможности  и конструктивные особенности. В  нашем случае крайне важно учитывать  параметры не только уже имеющейся, но и, по возможности, техники завтрашнего  дня. Тенденции развития компьютерной техники, просматривающиеся в литературе, дают основание предположить, что  в ближайшее время развитие компьютеров  будет происходить по традиционной схеме, т.е. в идеологии самого компьютера как технической системы, и в  основных подходах к его использованию  коренных, принципиальных изменений  не ожидается. Реально предвидимыми направлениями можно считать  следующие:

1. Скачкообразное повышение  частоты ЦПУ (от 2,5 Ггц и выше).

2. Переход на принципиально  новые, высокоскоростные типы  плат оперативной памяти (от 400Мгц  и выше).

3. Последовательное увеличение  емкости HD (75 Гб и выше).

4. Массовое распространение  видеопанелей - плоских ЖК-мониторов большого размера, интегрирующих функции ПК и ТВ.

5. Широкое распространение  "голосовых" технологий (ввода  текстов и управления работой  компьютера с помощью голоса).

6. Резкое увеличение относительного  количества портативных компьютеров.

7. Тотальную "интернетизацию" технической базы и всего программного обеспечения компьютеров.

8. Последовательное снижение  цен на модели массового пользования.

9. Массовое проникновение  компьютера во все сферы практической  жизни.

10. В плане информационного  обеспечения ПК предвидится переход  к технологии квантования текстов,  дополнения сплошных массивов  научного текста их квантованными  копиями - наборами логически  укомплектованных, содержательно замкнутых  дефиниций [11, с.52].

Информация о работе Влияния современных информационных технологий на учебную деятельность младших школьников