Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа
Проблема широкого применения современных информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы современной информационной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
1.2 Современные информационные технологии в учебном процессе
1.3 Психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности через использование современных информационных технологий
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников
2.2 Экспериментальное использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников
2.3 Анализ реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса младших школьников через использование современных информационных технологий
Заключение
Библиография
Средний уровень – учащиеся имеют интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке, такой интерес может быстро остыть, исчезнуть вместе с породившей его ситуацией, он требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных впечатлений, в структуре личности он не оставляет особого следа, так как интерес её всё время побуждается внешними средствами, сам школьник остаётся к познанию нейтральным.
Низкий уровень – инертный, равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы, во время звонка эти учащиеся сразу перестают слушать, оставляют неоконченным начатое задание, закрывают книги и первыми выбегают на перемену.
С целью определения уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности мы использовали анкету. Учащимся была предложена анкета, состоящая из 7 вопросов (см. Приложение 2).
Данные, полученные после обработки анкеты можно поместить в таблицу №1.
Таблица 1
Уровни развития познавательных интересов учащихся
Показатели познавательного Уровни познавательного интереса |
Обращённость учащихся к объектам познания |
Эмоциональная вовлеченность в учебный процесс |
Интеллектуальная активность |
Низкий уровень. 46,5 % |
Отсутствие самостоятельной 47,8 % |
Отрицательная мотивация к познавательной деятельности, к процессу и содержанию учения.
37,7 % |
Низкий уровень активности, познавательная инертность. Отсутствие стремления к деятельности в процессе познания. 33,4 % |
Средний уровень. 33,5 % |
Эпизодическая активность, побуждаемая внешними стимулами (учителем, друзьями, родителями, способами выполнения заданий и т. д.). 36,1 % |
Неустойчивая мотивация к 31,9 % |
Ситуативная самостоятельность в познавательной деятельности. Проявление самостоятельности при наличии внешних побудителей. 40,4 % |
Высокий уровень. 17,4 % |
Активность, стимулируемая не только внешними, но и внутренними побудителями. 30,5 % |
Устойчивая потребность в 24,1 % |
Интенсивный процесс самостоятельной деятельности по развитию интереса. Стремление использовать помощь. 10,3 % |
Из данной таблицы видно, что почти у половины класса (46,5 %) низкие уровни развития познавательных интересов; у трети класса (33,5 %) – средние уровни; у шестой части класса (17,4 %) высокие уровни развития познавательных интересов; очень небольшому числу учеников (1,4 %) преемственны очень высокие уровни. Следовательно, уровни развития познавательных интересов детей в целом по классу малы, они требуют повышения, причем с использованием современных информационных технологий.
2.2 Экспериментальное
использование современных
Для использования современных информационных технологий в учебном процессе мы:
1. Обеспечили учебный процесс ноутбуками и мультимедиа-проекторами,
2. Пополнили школьную медиатеку.
3. Создали компьютерный методический кабинет для учителей и индивидуальной научно-исследовательской деятельности участников образовательного процесса.
4. Подключили школу к сети.
5. Провели анкетирование учащихся, родителей, учителей на предмет использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.
6. Эпизодически включали информационные технологии в преподавание ряда учебных дисциплин.
7. Провели первичный (вводный) контроль качества знаний и общеучебных компетентностей учащихся.
Ожидаемые результаты формирующего этапа эксперимента:
1. Достижение новых образовательных результатов.
2. Снижение затрат (времени, сил) на достижение существующих образовательных результатов.
3. Развитие новых и совершенствование существующих форм и методов организации образовательного процесса.
Для решения
поставленных задач было организовано
2 группы: контрольная и
Исследованию были подвержены показатели и тесты, входящие в общую оценку знаний учащихся.
Внедрение и пропаганда результатов:
- Обобщение опыта работы по данной проблеме.
- Проведение семинаров для учителей.
Ожидаемые результаты:
- повысить качество образовательного процесса;
- повысить мотивацию к изучению предмета;
- развить исследовательские и творческие навыки;
- развить навыки самостоятельной работы и навыки работы в команде.
Направления работы с использованием современных информационных технологий:
- введение нового материала с помощью мультимедийных презентаций; (Применение компьютерных презентаций позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала).
Компьютерные
презентации позволяют
- отработка
лексических и грамматических
структур с помощью
Существуют разнообразные программы для тренировки лексических и грамматических навыков, которые позволяют учащимся выбрать приемлемый уровень заданий.
Применение компьютерных технологий в проектной деятельности активизирует процесс обучения, формирует и далее развивает мотивацию обучения. Данную технологию можно с успехом использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
При подготовке
к уроку с использованием компьютерных
технологий мы продумали, как организовать
процесс общения учеников с компьютером,
сопоставить функции
Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств компьютерных технологий.
На первом
этапе учитель проводит беседу, в
процессе которой может вводить
новые понятия, определять готовность
учащихся к самостоятельной работе
с электронными ресурсами. Если необходимо,
учитель демонстрирует
На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.
Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока.
В зависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе, сама работа с электронным ресурсом станет кульминацией урока.
На формирующем этапе нами проводился ряд мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся.
В приложении
3 представлен конспект занятия по
развитию познавательного интереса
учащихся через использование
1. Закрепление понятий графический редактор, инструменты графического редактора.
2. Закрепление и проверка навыков работы в графическом редакторе Paint.
3. Развитие познавательного интереса и творческой активности.
Мы применили несколько основных принципов организации урока для младших школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока.
1. Использование
преимущественно игровых форм
занятий, особенно на
2. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий, использование рейтинговых оценок учащихся. Свойственную детям данного возраста активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо использовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению данной задачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическое обеспечение уроков.
3. Высокая
степень самостоятельности
4. Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».
5. Создание
обстановки психологического
6. Всестороннее
использование знаний школьных
предметов. Применение на
Перечисленные
принципы организации уроков в начальной
школе позволяют уже на ранних
этапах обучения обеспечить для большинства
учеников переход от пассивного восприятия
учебного материала к активному,
осознанному овладению
Для проверки
эффективности реализованных
2.3 Анализ реализованных
мероприятий по повышению
Для проверки
эффективности формирующего этапа
эксперимента работы, было проведено
контрольное обследование детей
экспериментальной и