Влияния современных информационных технологий на учебную деятельность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Проблема широкого применения современных информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы современной информационной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
1.2 Современные информационные технологии в учебном процессе
1.3 Психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности через использование современных информационных технологий
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников
2.2 Экспериментальное использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников
2.3 Анализ реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса младших школьников через использование современных информационных технологий
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.02 Кб (Скачать файл)

Средний уровень – учащиеся имеют интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые  фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке, такой интерес  может быстро остыть, исчезнуть вместе с породившей его ситуацией, он требует  постоянного подкрепления извне, наслоения  новых и новых исключительных впечатлений, в структуре личности он не оставляет особого следа, так  как интерес её всё время побуждается  внешними средствами, сам школьник остаётся к познанию нейтральным.

Низкий уровень – инертный, равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы, во время звонка эти учащиеся сразу перестают  слушать, оставляют неоконченным начатое  задание, закрывают книги и первыми  выбегают на перемену.

С целью определения уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности мы использовали анкету. Учащимся была предложена анкета, состоящая из 7 вопросов (см. Приложение 2).

Данные, полученные после  обработки анкеты можно поместить  в таблицу №1.

 

Таблица 1

Уровни развития познавательных интересов учащихся

Показатели познавательного интереса

Уровни познавательного  интереса

Обращённость учащихся к объектам познания

Эмоциональная вовлеченность в учебный  процесс

Интеллектуальная активность

Низкий уровень.

46,5 %

Отсутствие самостоятельной познавательной деятельности. Работа под контролем.

47,8 %

Отрицательная мотивация к познавательной деятельности, к процессу и содержанию учения. 

 

37,7 %

Низкий уровень активности, познавательная инертность. Отсутствие стремления к деятельности в процессе познания.

33,4 %

Средний уровень.

33,5 %

Эпизодическая активность, побуждаемая  внешними стимулами (учителем, друзьями, родителями, способами выполнения заданий  и т. д.).

36,1 %

Неустойчивая мотивация к внешним  сторонам деятельности. Эпизодическая  познавательная мотивация с условием внешнего стимулирования.

31,9 %

Ситуативная самостоятельность в  познавательной деятельности. Проявление самостоятельности при наличии  внешних побудителей. 

40,4 %

Высокий уровень.

17,4 %

Активность, стимулируемая не только внешними, но и внутренними побудителями.  

30,5 %

Устойчивая потребность в познавательной деятельности. Интерес к результату и оценке познавательной деятельности как мотив.

24,1 %

Интенсивный процесс самостоятельной  деятельности по развитию интереса. Стремление использовать помощь. 

10,3 %


 

Из данной таблицы видно, что почти у  половины класса (46,5 %) низкие уровни развития познавательных интересов; у трети  класса (33,5 %) – средние уровни; у  шестой части класса (17,4 %) высокие  уровни развития познавательных интересов; очень небольшому числу учеников (1,4 %) преемственны очень высокие  уровни. Следовательно, уровни развития познавательных интересов детей  в целом по классу малы, они требуют  повышения, причем с использованием современных информационных технологий.

 

2.2 Экспериментальное  использование современных информационных  технологий как средства повышения  познавательного интереса младших  школьников

 

Для использования  современных информационных технологий в учебном процессе мы:

1.  Обеспечили учебный процесс ноутбуками и мультимедиа-проекторами,

2.  Пополнили школьную медиатеку.

3.  Создали компьютерный методический кабинет для учителей и индивидуальной научно-исследовательской деятельности участников образовательного процесса.

4.  Подключили школу к сети.

5.  Провели анкетирование учащихся, родителей, учителей на предмет использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.

6.  Эпизодически включали информационные технологии в преподавание ряда учебных дисциплин.

7.  Провели первичный (вводный) контроль качества знаний и общеучебных компетентностей учащихся.

Ожидаемые результаты формирующего этапа эксперимента:

1.  Достижение новых образовательных результатов.

2.  Снижение затрат (времени, сил) на достижение существующих образовательных результатов.

3.  Развитие новых и совершенствование существующих форм и методов организации образовательного процесса.

Для решения  поставленных задач было организовано 2 группы: контрольная и экспериментальная. Контрольная группа составляла 10 учеников и занималась по традиционной методике и экспериментальная группа, в  которой занималось 10 учеников с  использованием разработанной компьютерной ИДС. В начале эксперимента уровень  подготовленности у учеников обеих  групп по результатам тестирования существенно не отличались.

Исследованию  были подвержены показатели и тесты, входящие в общую оценку знаний учащихся.

Внедрение и  пропаганда результатов:

-   Обобщение опыта работы по данной проблеме.

-   Проведение семинаров для учителей.

Ожидаемые результаты:

-   повысить качество образовательного процесса;

-   повысить мотивацию к изучению предмета;

-   развить исследовательские и творческие навыки;

-   развить навыки самостоятельной работы и навыки работы в команде.

Направления работы с использованием современных  информационных технологий:

- введение  нового материала с помощью  мультимедийных презентаций; (Применение компьютерных презентаций позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала).

Компьютерные  презентации позволяют акцентировать  внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать  наглядные эффектные образы. Компьютерные презентации позволяют адаптировать учебный материал под особенности учащихся).

- отработка  лексических и грамматических  структур с помощью компьютерных  программ;

Существуют  разнообразные программы для  тренировки лексических и грамматических навыков, которые позволяют учащимся выбрать приемлемый уровень заданий.  

Применение  компьютерных технологий в проектной  деятельности активизирует процесс  обучения, формирует и далее развивает  мотивацию обучения. Данную технологию можно с успехом использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

При подготовке к уроку с использованием компьютерных технологий мы продумали, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы  подачи учебного материала, представленного  в электронном издании по учебному предмету. Для того чтобы провести целый урок в компьютерном классе, разрабатывали подробный план учебного занятия. Особое внимание уделяли формулировке вопросов и заданий, которые использовались на данном уроке.

Рассмотрим  наиболее распространенную схему организации  урока с использованием средств  компьютерных технологий.

На первом этапе учитель проводит беседу, в  процессе которой может вводить  новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику  работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания.

На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным  ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной  работе. На данном этапе учитель  становится наставником, организатором  процесса исследования, поиска, переработки  информации, консультантом учащихся.

Третий этап предполагает работу учащихся с различным  дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых  поможет достижению целей урока.

В зависимости  от конкретного учебного занятия  этапы могут быть ранжированы  иначе. Например, на втором этапе может  быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к  работе, сама работа с электронным  ресурсом станет кульминацией урока.

На формирующем  этапе нами проводился ряд мероприятий, направленных на формирование познавательного  интереса учащихся.

В приложении 3 представлен конспект занятия по развитию познавательного интереса учащихся через использование графического редактора. Тема занятия: Создание движущихся изображений. Анимация рисунков. Цели занятия:

1.   Закрепление понятий графический редактор, инструменты графического редактора.

2.   Закрепление и проверка навыков работы в графическом редакторе Paint.

3.   Развитие познавательного интереса и творческой активности.

Мы применили  несколько основных принципов организации  урока для младших школьников, обеспечивающих высокую степень  активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока.

1. Использование  преимущественно игровых форм  занятий, особенно на начальном  этапе обучения. Для детей 9 лет  игра преобладает над другими  видами деятельности. Играя, ученики  осваивают и закрепляют сложные  понятия, умения и навыки непроизвольно.  На обычном уроке учитель затрачивает  много сил на поддержание дисциплины  и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы для  детей естественны.

2. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий, использование рейтинговых оценок учащихся. Свойственную детям данного возраста активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо использовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению данной задачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическое обеспечение уроков.

3. Высокая  степень самостоятельности выполнения  детьми заданий за компьютером.  Автономная деятельность повышает  личную ответственность ребенка,  а самостоятельность принятия  решений в сочетании с их  положительными результатами дает  заряд позитивных эмоций, порождает  уверенность в себе и устойчивое  желание возобновлять работу, постепенно  переходя на более сложный  уровень заданий. Управление сложным  техническим средством уравнивает  детей со взрослыми, на которых они стремятся походить. Самостоятельная работа за компьютером - основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой более сложной учебно-познавательной деятельности.

4. Максимальное  использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».

5. Создание  обстановки психологического комфорта  на уроке. Этому в значительной  мере способствуют простые и  дружелюбные интерфейсы современных  обучающих и развивающих программ. Как следствие, дети не боятся  собственных ошибок, нередко многократно  повторяют задания сначала до  положительного результата, что  делает даже самых робких и  застенчивых учеников раскрепощенными  и активными.

6. Всестороннее  использование знаний школьных  предметов. Применение на уроках  широкого разнообразия обучающих  и развивающих программ позволяет  эффективно закреплять знания  других школьных дисциплин и  пробуждать дополнительный интерес  к их изучению, укреплять межпредметные связи, формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.

Перечисленные принципы организации уроков в начальной  школе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства  учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Активизация учебно-познавательной деятельности связана скорее не с  самим предметом, а с использованием современных информационных технологий. Широкое использование компьютеров  при изучении большинства предметов  в результате совершенствования образовательных технологий в начальной школе даст возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные с информатикой шансы стать любимым детьми.

Для проверки эффективности реализованных мероприятий  по повышению познавательного интереса младших школьников через использование  современных информационных технологий нами был проведен контрольный этап эксперимента, о котором пойдет речь в следующем параграфе.

 

2.3 Анализ реализованных  мероприятий по повышению познавательного  интереса младших школьников  через использование современных  информационных технологий

 

Для проверки эффективности формирующего этапа  эксперимента работы, было проведено  контрольное обследование детей  экспериментальной и контрольной  группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего  обследования уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников. Данные контрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике в экспериментальной и контрольной группах испытуемых приведены в таблице 2. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня сформированности познавательного интереса.

Информация о работе Влияния современных информационных технологий на учебную деятельность младших школьников