Влияния современных информационных технологий на учебную деятельность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Проблема широкого применения современных информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы современной информационной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
1.2 Современные информационные технологии в учебном процессе
1.3 Психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности через использование современных информационных технологий
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников
2.2 Экспериментальное использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников
2.3 Анализ реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса младших школьников через использование современных информационных технологий
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.02 Кб (Скачать файл)

Сеть баз знаний, построенных  по принципу квантованных текстов, позволит компьютеру автоматически создавать  законченные, исчерпывающие компиляции по любой заданной проблеме. Исходя из этого в социальном плане наиболее значимым направлением культурной эволюции должно стать массовое внедрение  специализированных программ и интегрированных  пакетов ПО во все сферы деятельности, что, собственно, и следует расценивать как переход всего человеческого сообщества на современные информационные технологии.

Развитие программного обеспечения  приблизило компьютер к человеку, сделало возможной работу на компьютере без обязательного обращения  к языкам программирования, тем самым  вовлекло миллионы людей в круг активных пользователей компьютерной техники. И теперь будущее компьютерной цивилизации  зависит уже не от технических  возможностей аппаратуры (хотя и этот аспект сохраняет определенную значимость), а от психологии массы людей, сидящих  перед мониторами индивидуальных ПК, и от того, на решение каких задач направит человечество всю мощь арсенала компьютерных технологий. Из всего круга возможностей, предоставляемых компьютерной техникой, особое значение приобретают сетевые технологии [12, с.46].

Информатика как наука  о законах бытования информации в мире в компьютерную эпоху становится одной из основополагающих, и ее нужно подавать именно как самостоятельную  науку. Программирование значительно  правильнее выделить в отдельную  специальность и называть именно программированием - конкретной дисциплиной  со своими целями и задачами, предназначенной  для узкого круга одаренных программистов. А все, что касается компьютерной поддержки учебного процесса и компьютеризации  различных видов деятельности, нужно  давать всем, в хорошем объеме и  очень целенаправленно. Во-вторых, любой  добросовестно работающий учитель  всегда сам готовил для своих  занятий необходимые дидактические  материалы. В новых условиях он также  должен иметь такую возможность, т.е. он должен быть подготовлен к  самостоятельной разработке и изготовлению компьютерных дидактических материалов. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что речь идет прежде всего не о больших программных продуктах, имеющих коммерческую значимость, а о рабочих материалах, используемых конкретным педагогом на своих уроках [13, с.42].

Компьютеризация школьного  образования относится к числу  крупномасштабных инноваций, пришедших  в российскую школу в последние  десятилетия. В настоящее время  принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

-   использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

-   использование современных информационных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

-   рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

-   использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

-   использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

-   организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

-   использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

-   интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий [13, с.52].

Возможности современной  вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного  образования:

-   вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

-   трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

-   комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

-   графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

-   моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений [12, с.412].

Перечисленные возможности  компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального  становления личности ребенка, но и  выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в  полном объеме знаний и умений.

Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные  задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Проникновение современных  информационных технологий в сферу  образования позволяет педагогам  качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании  является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

1) Интенсификация всех  уровней учебно-воспитательного  процесса за счет применения  средств современных информационных  технологий: 

 повышение эффективности  и качества процесса обучения;  

 повышение активности  познавательной деятельности; 

 углубление межпредметных связей; 

 увеличение объема  и оптимизация поиска нужной  информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной  жизни в условиях информационного  общества: 

 развитие различных  видов мышления; 

 развитие коммуникативных  способностей; 

 формирование умений  принимать оптимальное решение  или предлагать варианты решения  в сложной ситуации; 

 эстетическое воспитание  за счет использования компьютерной  графики, технологии мультимедиа;  

 формирование информационной  культуры, умений осуществлять обработку  информации; 

 развитие умений моделировать  задачу или ситуацию; 

 формирование умений  осуществлять экспериментально–исследовательскую  деятельность.

3) Работа на выполнение  социального заказа общества: 

 подготовка информационно  грамотной личности; 

 подготовка пользователя  компьютерными средствами; 

 осуществление профориентационной работы в области информатики [12, с.255].

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей  готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.

Практическая реализация компьютерных технологий и переход  на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью  создания компьютерных программ. Программное  обеспечение должно отражать действующий  учебный план и быть сопряженным  во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих  научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии  проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно  к школьному образованию [13, с.62].

Компьютерные учебные  программы заявили о себе, как  о средстве обучения, в начале 70-х  годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют  общепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются  такие формулировки, как: программно-методический комплекс, обучающие программы, программные  средства учебного назначения, контролирующе–обучающие программы и др. Наиболее широким из них является понятие – программное средство учебного назначения.

Таким образом, современные  информационные технологии — широкий  класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под  современными информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров  и программного обеспечения для  хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Современные информационные технологии повышают познавательный интерес учащихся в учебной деятельности. О психолого-педагогических аспектах повышения познавательного  интереса к учебной деятельности через использование современных  информационных технологий пойдет речь в следующем параграфе.

 

1.3 Психолого-педагогические  аспекты повышения познавательного  интереса к учебной деятельности  через использование современных  информационных технологий

 

Широкая познавательная направленность (интерес к знаниям, к преодолению  трудностей) формируется всем ходом  обучения в школе. Познавательные интересы, как более глубокие, требуют для  своего формирования особой работы. Еще  более кропотливого труда требует  воспитание мотивов самообразования.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, разработка и распространение методой проблем но-развивающего обучения, модернизация структуры урока, расширение форм самостоятельной работы на уроке, активизация учебной деятельности школьников на уроке, особая система работы по воспитанию приемов самообразования (на уроке, на ученических собраниях, на часе классного руководителя).

Применение современных  методов обучения совершенствует все  виды познавательных мотивов, прежде всего  широкие познавательные мотивы: интерес  к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой  ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания  знаний. Становятся более зрелыми  и приемы целеполагания школьников. Проблемное обучение сопровождается ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссий, что повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности [15, с.68].

В последние годы дидакты подчеркивают необходимость оптимального сочетания разных методов, что позволяет раскрыть школьникам новые знания в виде проблем и в то же время не упустить отработку у учащихся приемов и способов работы до уровня навыков и умений. С психологической точки зрения сочетание методов нужно и для формирования разных видов мотивации школьников.

Перечисленные выше формы  учебной работы возбуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного  рода положительные эмоции от новых, более «взрослых» форм работы, от новых  типов взаимоотношений с учителем, создают атмосферу непринужденности и раскованности школьников, активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели и т. д.

Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов  и мотивов самообразования является активизация учебной деятельности школьников. Эта активизация может  осуществляться в разных формах учебной  работы школьников. Укажем некоторые  из них.

Мотивационно-потребностная сфера соотносится с другими структурными компонентами учебно-познавательной деятельности. Так, Г. И. Щукина изучала познавательные интересы учащихся в пятых — шестых классах и их успеваемость, выявив 3 группы интересов (аморфные, широкие, стержневые) уровень развития познавательного интереса, по данным наблюдений автора и интервью с учителями, соответствует, как правило, уровню знаний. К примеру, элементарным знаниям соответствует и низкий уровень интереса, который побуждается: внешними эффектами. Знаниям глубоким соответствует интерес к активному поиску существенных связей и объективных, закономерностей. Однако, полагает Г. И. Щукина, высокий уровень знаний не обязательно связан только с интересом; он может обеспечиваться и другими мотивами (долг, ответственность), прочно усвоенными познавательными умениями.

В исследовании С. В. Анащенковой, выполненном под нашим руководством (1988), было выявлено определенное соотношение учебной успеваемости с разными видами мотивации в группах младших школьников первых — третьих классов, имеющих различный уровень интеллекта. При высоком интеллекте в группах и с познавательной и с социальной мотивацией имеет место высокая успеваемость (4,7—4,4 балла). В группе со средним уровнем интеллекта успеваемость оценивается в пределах 4,4—3,5 балла. В этой группе учащиеся с преобладанием познавательной мотивации имеют более высокие баллы, чем школьники с преобладанием социальной мотивации. И, наконец, в небольшой по численности группе с низким уровнем интеллекта успеваемость оценивается в пределах 2,7—2,9 балла. Результаты данного исследования позволяют предположить, что влияние мотивации в качестве внутреннего фактора учебной успеваемости опосредуется уровнем интеллектуального развития.

Рассмотрение познавательной мотивации у младших школьников позволило М. В. Матюхиной сделать  вывод о том, что различные  виды данной мотивации не в одинаковой степени связаны с успеваемостью. Весьма тесные связи обнаруживаются между стремлением к творческой деятельности и успеваемостью. Коэффициент  их корреляции равен 0,507 (на уровне значимости 0,01). Коэффициент корреляции между  стремлением к выбору трудных  заданий на уроке и успеваемостью  равен 0,537. Согласно данному исследованию, высокий уровень стремления к напряженной умственной деятельности характерен для более успевающих (3,9 балла), а высокий уровень стремления к разнообразию и новизне встречается у детей с более низкой успеваемостью (3,3 балла).

Информация о работе Влияния современных информационных технологий на учебную деятельность младших школьников