Влияния современных информационных технологий на учебную деятельность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Проблема широкого применения современных информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы современной информационной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
1.2 Современные информационные технологии в учебном процессе
1.3 Психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности через использование современных информационных технологий
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников
2.2 Экспериментальное использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников
2.3 Анализ реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса младших школьников через использование современных информационных технологий
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.02 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2

Показатели  уровня познавательного интереса в  экспериментальной группе на контрольном  этапе эксперимента

Уровень познавательного интереса

Количество

наблюдений

%

Низкий

0

0

Средний

7

70

Высокий

3

30


 

Для наглядности  показатели уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 1.

 

 
 
 
 

Рис.1. Уровень  сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на контрольном этапе

 

Таблица 3 Показатели уровня сформированности познавательного интереса в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента

Уровень познавательного интереса

Количество

наблюдений

%

Низкий

2

20

Средний

5

50

Высокий

3

30


 

Для наглядности  показатели уровня сформированности познавательного интереса в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 2.

Оценка динамики изменения уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлена в таблице 4.

 

Таблица 4. Показатели уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровень познавательного интереса

Констатирующий этап (%)

Контрольный этап

(%)

Низкий

20

0

Средний

60

70

Высокий

20

30


 

Для наглядности  представим сравнительный анализ уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе на рисунке 3.

 

Рис.3. Сравнительный  анализ уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе

 

Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе показывает, что количество детей с низким уровнем сформированности познавательного интереса уменьшилось до 0, на 10 % увеличилось количество детей, имевших средний уровень сформированности познавательного интереса. За счет уменьшения количества низкого уровня сформированности познавательного интереса на 10% увеличилось количество детей, показавших высокий уровень сформированности познавательного интереса. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня сформированности познавательного интереса у детей.

Таким образом, наше исследование способствовало развитию познавательного интереса у младшего школьника – как целенаправленного  процесса формирования устойчивых качеств  личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости  творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения.

Таким образом, занятия, которые мы проводили в  ходе нашего экспериментального исследования, помогли нам значительно повысить уровень сформированности познавательного интереса к учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

 
 

Заключение

 

Одно из важнейших  условий эффективности учебного процесса— воспитание познавательного интереса у школьников.

Познавательный  интерес - это один из важнейших для  нас мотивов учения школьников. Его  действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.  

Познавательный  интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может  и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает  сильное влияние на его развитие.

Многие специалисты  полагают, что для современного этапа  развития образования характерен переход  от традиционных массовых средств информации (книги, кинофильмы, телевидение) к так  называемым новым информационным технологиям - компьютеризированным системам хранения информации, лазерным каналам связи, микроэлектронным устройствам и  т.д. Современные информационные технологии могут способствовать повышению познавательного интереса к учебной деятельности младших школьников.

В результате нашего исследования мы рассмотрели  понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе, выявили психолого-педагогические аспекты использования современных  информационных технологий с целью  повышения познавательного интереса к учебной деятельности у детей  младшего школьного возраста.

Для проверки гипотезы мы провели экспериментальное  исследование. Констатирующий этап эксперимента показал, что большинство младших  школьников имеют низкий уровень  познавательного интереса.

Эти дети инертны, равнодушны к учению, не задают вопросов, их интеллект не тревожат нерешённые вопросы, во время звонка эти учащиеся сразу перестают слушать, оставляют  неоконченным начатое задание, закрывают  книги и первыми выбегают на перемену. На формирующем этапе эксперимента мы провели занятия с экспериментальной  группой учащихся, применяя на занятиях современные информационные технологии. Уже в ходе этих занятий мы начали отмечать большую активность учащихся, их положительный эмоциональный  настрой. Для анализа и проверки эффективности занятий мы провели  контрольный этап эксперимента, который  показал, что у большинства испытуемых экспериментальной группы отмечается устойчивый познавательный интерес  к учебной деятельности.

Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, нами были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

 
 

Библиография

 

1. Алексеев, О.Г.  Организация и проведение занятий  с применением моделированных  на ЭВМ учебных заданий [Текст]/ О.Г. Алексеев, И.Ф.Володость, А.А. Бабаев.- Л: ВИАЛКА, 1977. - 13 с.

2. Андреев,  Г.П. Компьютеризация процесса  обучения в ввузе: проблемы, тенденции, перспективы [Текст]/ Г.П. Андреев. – М.: ВПА, 1990. - 48 с.

3. Андриевская,  В.В. Некоторые предпосылки психологического  обеспечения диалога при решении  учебных задач [Текст]/В.В.Андриевская// Психологические проблемы создания  и использования ЭВМ. - М., 1985. - С. 13-19.

4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы [Текст]/Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

5. Битянова, М.Р. Профессия - школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. Пособие для учителя [Текст]/М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Т.В.Земских. – М.; Генезис, 2000. — 110 с.

6. Божович, Л.И. О мотивации учения /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, сост. И.В.Дубровина[Текст]/Л..Божович. – М.; Изд. Центр «Академия», 1999.- 320с.

7.   Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. - Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1970. - 142 с.

8. Вишневская, С.О. Использование ИКТ в образовательной  деятельности на уроках [Текст]/С.О.Вишневская // Интернет-журнал "Эйдос". – 2009.

9. Владимирова,  Л.П. Взаимодействие учителей  в сетевых сообществах [Текст]/Л.П.Владимирова// Информатика и образование. - №6. – 2006. – 25 с.

10.   Гаммершмидт, И.И. Информационные технологии в сельской школе [Текст]/И.И.Гаммершмидт, Д.А.Гаммершмидт// Информатика и образование.- №7.- 2005.

11.   Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст]/Б.С.Гершунский. - М.: Педагогика, 1987. - 265 с.

12.   Горемычкин, А.И. О стратегии компьютеризации [Текст]/А.И.Горемычкин // Информационные технологии. - 2009. - № 2. - C.10-16.

13.   Гурьев, С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса [Текст]/С.В.Гурьев. – М.:Просвещение, 2002. – 234 с.

14.   Гусев, В.В. Информационные технологии в образовательном процессе [Текст]/В.В.Гусев, П.И.Образцов, В.М.Щекотихин. - Орел: ВИПС, 1997. - 126 с.

15.   Домрачев, В.Г. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий [Текст]/В.Г.Домрачев, И.В.Ретинская // Информационные технологии. - 1996. - № 2. - C.10-13.

16.   Дусавицкий, А.К. Познавательные мотивы /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, сост. И.В.Дубровина [Текст]/А.К.Дусавицкий. – М.; Изд. Центр «Академия», 1999.- 320с.

17.   Зайцева, Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения [Текст]/Л.А.Зайцева. – М.: Просвещение, 2003. – с.253.

18.   Зубрилин, А.А. Виды и средства контроля знаний, умений и навыков обучаемых, применяемых на элективных курсах по информатике [Текст]/А.А.Зубрилин, Е.М.Юртанова // Информатика и образование.- №10.- 2006.

19.   Каргинцева, Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности [Текст]/Е.И.Каргинцева // Начальная школа.- № 11-12.- 1992.- с. 29-31.

20.   Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник /Под ред. В.И.Гриценко, А.М.Довгяло, А.Я.Савельева. - Киев: Наукова думка, 1992. - 652 с.

21.   Краткий психологический словарь /Сост.Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.- С.21.

22.   Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. - М.: Знание, 1986. - 80 с.

23.   Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст]/Е.И.Машбиц. - М.: Педагогика, 1988. - 191 с.

24. Морозова, Н.Г.  Учителю о познавательном интересе [Текст] /Н.Г.Морозова. - М.: Знание, 1979.-47 с.

25.   Муранов, А.А. Начальная школа учебно-воспитательного комплекса “Измайлово” №1811 г. Москвы [Текст]/А.А.Муранов // Информатика.- №23.- 2005.-23 с.

26.   Новые информационные технологии образования: экспериментальная проверка педагогической эффективности / Под ред. В.Г.Разумовского, И.М.Бобко. - Новосибирск: НИИИВТ, 1991. - 69 с.

27. Роберт, И.В.  Современные информационные технологии  в образовании: дидактические  проблемы; перспективы использования  [Текст]/И.В.Роберт. — М.: Школа—Пресс, 1994. — 205 с.

28.   Сергеева, Т. Новые информационные технологии и содержание обучения [Текст]/Т.Сергеева //Информатика и образование. – 1991. -№ 1. - С. 3-10.

29.   Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий [Текст]/Т.Е.Соколова // Начальная школа.- № 3.-2004.- с. 21-23.

30.   Талызина, Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса / Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения [Текст]/Н.Ф.Талызина// Сб.научн.тр. - М.: Изд-во АПН СССР, МГУ, 1985. - С. 15-26.

31. Талызина  Н.Ф. Формирование познавательной  деятельности младших школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 172 с.

32.   Уваров, А.Ю. На пути к общественной коллекции цифровых образовательных ресурсов [Текст]/А.Ю.Уваров // Информатика и образование. - №7. – 2005.

33.   Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. - М.: МГУ, 1972. - С.260-273.

34.   Фалина, И.Н. Использование активных методов обучения на уроках информатики [Текст]/И.Н.Фалина, М.Н.Мохова // Информатика. - №9. - 2006.

35.   Черных, В.В. Использование компьютерных технологий в образовании [Текст]/В.В.Черных // Российское образование. - 2009. - № 11. – 24 с.

36. Щукина, Г.И.  Активизация учебно-познавательной  деятельности учащихся [Текст]/Г.И.Щукина. - М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. - 170 с.

37. Щукина,Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/Г.И.Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 203 с.


Информация о работе Влияния современных информационных технологий на учебную деятельность младших школьников