Внедрение проекта «Тропа здоровья» в систему физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2015 в 22:51, реферат

Описание работы

Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе. Раскрыть понятие «Тропа здоровья» в системе физкультурно-оздоровительной работы.
2. Определить цели и задачи физического воспитания.
3. Изучить особенности организации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении.
4. Ознакомиться с основными формами организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении.
5. Разработка и внедрение проекта «Тропа здоровья» в систему физкультурно-оздоровительной работы.
Целью исследования является своевременное предупреждение нарушений в состоянии здоровья, профилактика плоскостопия и сколиоза, а также повышение общих показателей физического воспитания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………………………………….
1.1.ЭЛЕМЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЕКТЕ «ТРОПА ЗДОРОВЬЯ» КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ………………………………………………..
1.2.ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И УРОВЕНЬ ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ…
1.3.ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА «ТРОПЕ ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (С 3 ДО 7 ЛЕТ)………………………………………………………………………………………………………..
2.ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………………………………………………………….
2.1.АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………
2.2.ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

proekt.docx

— 266.80 Кб (Скачать файл)

Показатели здоровья детей и уровень их физической подготовленности отображены в проектной части (см. табл.1). Также в проектной части отображены изменения посещаемости детьми детского сада, относительно момента внедрения проекта «Тропа здоровья" (см. табл.2).

    1. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА «ТРОПЕ ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (С 3 ДО 7 ЛЕТ).

  С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать се большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти,  процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшение сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности. Для совершенствования двигательных процессов и навыков, осанки, предупреждения развития плоскостопия. Занятия на «Тропе здоровья» проходят на свежем воздухе и включают в себя необходимые адаптационные и развивающие элементы. В летний период утренняя гимнастика и физкультурные занятия, а также спортивные праздники, проводятся на «Тропе здоровья». В зимний период и межсезонье предполагается использование «Тропы здоровья» и ее элементов в качестве полосы препятствий.

  Гимнастические  упражнения лучше проводить не  раньше, чем через 30 минут после  завтрака или дневного сна. Весьма важно, чтобы у детей сформировалась привычка делать утреннюю гимнастику систематически. В особенности важно проводить сеансы гимнастических упражнений после длительных малоподвижных занятий – рисования, лепки, рукоделия.

  Воспитатель  или родители должны освоить  те упражнения, которые будут предложены детям. Рекомендуется давать задания детям четко и ясно, без длинных, пространных объяснений, поскольку в этом возрасте трудно сконцентрировать их внимание. Рационально упростить команды, называя упражнения обобщенным образом, например: «кошка», «птичка», «паровоз» и др. это позволяет использовать «Тропу здоровья» в свободной деятельности.

  Организация  физических упражнений при закаливании  детей предусматривает, прежде всего, подбор упражнений с преимущественным  развитием больших мышечных групп. Необходимо чередовать упражнения  большой и малой интенсивности. Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни должна быть 20-25 минут. Вводная и подготовительная часть занятий составляют 5-6 минут, основная 12-14 минут, заключительная 3-4 минуты.

  Длительность  занятий с детьми 5-го года жизни  составляет 25-30 минут. Вводная и подготовительная  часть занятий составляют 6-7 минут.

  На 6-м  и 7-м году жизни занятия проводят 30-35 минут.

  «Тропу  здоровья» можно использовать  во всех частях физкультурного  занятия, как в вводной, так и в основной и заключительной.

  Помимо  специальных занятий, дети ежедневно  выполняют утреннюю гигиеническую  гимнастику, а во время прогулок  осуществляют подвижные игры, овладевают  некоторыми видами спортивных  развлечений.

  Особое место занимает утренняя гимнастика, которая должна быть введена как обязательная часть режима для ребёнка с 5-6 лет. Комплексы утренней гимнастики должны включать имитационные движения, упражнения для развития мышц туловища, приседания, подтягивания, ходьбу, прыжки и бег.

  Не менее важно чтобы соблюдалась постепенность в нарастании сложности упражнений и величины нагрузки на скелетные мышцы.

  На 4-м году жизни дети должны полностью овладеть навыками ходьбы. Для совершенствования ходьбы детям задают разный темп. На занятиях ходьба проводится во вводной и заключительной частях.

  Начиная с 4-го года, совершенствуют другие формы движений. Во время бега должны появиться короткая фаза полёта, координация работы рук и ног. Для развития локомоции бега применяют различные упражнения  - изменение ритма бега (ускорение и замедление), бег с препятствиями - ребёнок на бегу должен перепрыгнуть через верёвку. Во время упражнений для развития бега и ходьбы необходимо следить за положением головы и осанки.

  Принципиально важно то, чтобы в занятиях с 3-4 летними детьми постепенно нарастали сложность и трудоёмкость. Также постепенно в занятия включают упражнения, которые должны выполняться с использованием различных предметов и технических средств при помощи взрослых. Дети особенно любят такие упражнения. Наиболее целесообразно проводить занятия на "Тропе здоровья" с применением спортивных снарядов - турник, лесенка, бревно, мостик и др.

  Рационализация обязательных занятий по физкультуре состоит в наиболее оптимальном варианте организации детей, повышении физической нагрузки, увеличении моторной плотности занятий, включении упражнений скоростно-силового характера. При планировании прогулок 35 мин. отводят подвижным играм, спортивным развлечениям и эстафетам.

  Утреннюю зарядку, занятия по физкультуре и прогулки, а также спортивные праздники можно проводить на "Тропе здоровья".

  Таким образом, повышенный двигательный режим может быть фактором существенного снижения заболеваемости детей (см. табл.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

   Современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. В детском саду и дома дети большую часть дня проводят в статичном положении (за столами, у телевизора, компьютера). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости и др.

                                                                                                                                 Таблица 1

Показатели здоровья(%)

      

        Группа здоровья

Группа

2009 год

2010/11 год

1

2

3

4

1

2

3

4

2 младшая

42

42

6

10

44

40

6

10

Средняя

50

40

10

-

50

40

10

-

Старшая

47

42

11

-

47

42

11

-

Подготовительная

45

30

25

-

50

25

25

-


 

 

                                                                                                                                 Таблица 2

Анализ пропущенных дней (по болезни)

      

       Пропуски по болезни

Группа

2009 год (до внедрения «Тропы здоровья»)

2010/11 год (после внедрения «Тропы здоровья»)

2 младшая

92

87

Средняя

85

76

Старшая

55

53

Подготовительная

48

41


 

 

  На начальном  и среднем этапе внедрения  проекта «Тропа здоровья» стали  видны следующие результаты:

  1. Количество пропущенных детодней уменьшилось в среднем на 4.2% (см. табл.2)
  2. Выросла заинтересованность детей в здоровом образе жизни.
  3. Во 2 младшей и подготовительной группах изменилась группа здоровья у двух детей (по одному из каждой группы). Из 2 группы здоровья дети перешли в основную.
  4. Вырос общий уровень развития детей (см. табл.3)

 

 

 

2.2.ОБОСНОВАНИЕ  ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

- охрана  и укрепление здоровья детей;

- формирование  жизненно необходимых двигательных  умений и навыков ребёнка в  соответствии с его индивидуальными  особенностями, развитие физических  качеств;

- создание  условий для реализации потребности  детей в двигательной активности;

- воспитание  потребности в здоровом образе  жизни;

- обеспечение  физического и психического благополучия.

 Успешное  решение поставленных задач возможно  только при условии комплексного  использования всех средств физического  воспитания. Поэтому и был разработан  и внедрён проект "Тропа здоровья", позволяющий использовать как  традиционные, так и нетрадиционные  методы работы.

Ежедневно во всех группах проводятся разные формы физического воспитания детей: утренняя гимнастика в спортивном зале или на улице, подвижные и спортивные игры в течение всего дня, занятия физкультурой, закаливание, оздоровительный бег, дыхательные и другие корригирующие упражнения. Кроме того устраиваются "Дни здоровья", зимние и летние спартакиады. В то же время воспитатели постоянно обеспечивают своевременную смену видов деятельности и не допускают переутомления у детей, одновременно обеспечивая их высокий уровень двигательной активности в течение дня.

Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма ребёнка. Как известно, оно способствует укреплению его здоровья и снижению заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание осуществляется при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований: свежий воздух, соответствующая температура воздуха в помещении и вне его и качество одежды. При проведении закаливания строго соблюдались следующие условия для ребёнка:

- он должен  быть здоров в данный момент;

- находиться  в комфортном состоянии (теплые, невспотевшие руки и ступни).

Воспитатель организовывает проведение закаливания так, чтобы видеть и чувствовать состояние каждого ребёнка, уметь создать благоприятный психологический микроклимат. У нас в детском саду используется щадящий метод закаливания: хождение по влажным солевым дорожкам и контрастное обливание ног в комбинации с босохождением по массажным коврикам, дорожкам из гальки, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма.

Важным закаливающим средством являются прогулки. Они проходят с оптимальным двигательным режимом, общей продолжительностью в течение дня не менее 4 часов, с обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и др.). Общая моторная плотность достигает 60% и более. Во время прогулок воспитатели не допускают перегрева или переохлаждения детей, дозируя игры большой и малой подвижности, обеспечивают своевременную смену видов деятельности каждого ребёнка.

В летний период босохождение используется во время прогулок по "Тропе здоровья" при соблюдении температурного и временного режима соответственно возрасту. Кроме этого в ДОУ проводится работа по закаливанию носоглотки - полоскание горла прохладной водой (только детям со здоровыми миндалинами), начиная от температуры +40С до комнатной. Для детей с заболеваниями носоглотки проводят полоскание горла настоями трав или раствором соли и питьевой соды (по указанию врача). После сна под руководством воспитателя дети в постели выполняют дыхательную гимнастику в игровой форме, а в осенне-весенний период - точечный массаж под руководством воспитателя и старшей медсестры.

Информация о работе Внедрение проекта «Тропа здоровья» в систему физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении