Внедрение проекта «Тропа здоровья» в систему физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2015 в 22:51, реферат
Описание работы
Задачи: 1. Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе. Раскрыть понятие «Тропа здоровья» в системе физкультурно-оздоровительной работы. 2. Определить цели и задачи физического воспитания. 3. Изучить особенности организации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении. 4. Ознакомиться с основными формами организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении. 5. Разработка и внедрение проекта «Тропа здоровья» в систему физкультурно-оздоровительной работы. Целью исследования является своевременное предупреждение нарушений в состоянии здоровья, профилактика плоскостопия и сколиоза, а также повышение общих показателей физического воспитания.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………….. ГЛАВА 1. РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………………………………………. 1.1.ЭЛЕМЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЕКТЕ «ТРОПА ЗДОРОВЬЯ» КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ……………………………………………….. 1.2.ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И УРОВЕНЬ ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ… 1.3.ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА «ТРОПЕ ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (С 3 ДО 7 ЛЕТ)……………………………………………………………………………………………………….. 2.ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………………………………………………………. 2.1.АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………… 2.2.ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………………………………………..
Показатели
здоровья детей и уровень их физической
подготовленности отображены в проектной
части (см. табл.1). Также в проектной части
отображены изменения посещаемости детьми
детского сада, относительно момента внедрения
проекта «Тропа здоровья" (см. табл.2).
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА
«ТРОПЕ ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА (С 3 ДО 7 ЛЕТ).
С возрастом
в распорядке дня ребенка физические упражнения
должны занимать се большее место. Они
являются фактором, способствующим увеличению
адаптации не только к мышечной активности,
но и к холоду, гипоксии. Физическая активность
способствует нормальному развитию центральной
нервной системы, улучшению памяти,
процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной
сферы, улучшение сна, возрастанию возможностей
не только в физической, но и в умственной
деятельности. Для совершенствования
двигательных процессов и навыков, осанки,
предупреждения развития плоскостопия.
Занятия на «Тропе здоровья» проходят
на свежем воздухе и включают в себя необходимые
адаптационные и развивающие элементы.
В летний период утренняя гимнастика и
физкультурные занятия, а также спортивные
праздники, проводятся на «Тропе здоровья».
В зимний период и межсезонье предполагается
использование «Тропы здоровья» и ее элементов
в качестве полосы препятствий.
Гимнастические
упражнения лучше проводить не
раньше, чем через 30 минут после
завтрака или дневного сна. Весьма важно,
чтобы у детей сформировалась привычка
делать утреннюю гимнастику систематически.
В особенности важно проводить сеансы
гимнастических упражнений после длительных
малоподвижных занятий – рисования, лепки,
рукоделия.
Воспитатель
или родители должны освоить
те упражнения, которые будут предложены
детям. Рекомендуется давать задания детям
четко и ясно, без длинных, пространных
объяснений, поскольку в этом возрасте
трудно сконцентрировать их внимание.
Рационально упростить команды, называя
упражнения обобщенным образом, например:
«кошка», «птичка», «паровоз» и др. это
позволяет использовать «Тропу здоровья»
в свободной деятельности.
Организация
физических упражнений при закаливании
детей предусматривает, прежде всего,
подбор упражнений с преимущественным
развитием больших мышечных групп.
Необходимо чередовать упражнения
большой и малой интенсивности.
Продолжительность занятий для детей
4-го года жизни должна быть 20-25 минут. Вводная
и подготовительная часть занятий составляют
5-6 минут, основная 12-14 минут, заключительная
3-4 минуты.
Длительность
занятий с детьми 5-го года жизни
составляет 25-30 минут. Вводная и подготовительная
часть занятий составляют 6-7 минут.
На 6-м
и 7-м году жизни занятия проводят
30-35 минут.
«Тропу
здоровья» можно использовать
во всех частях физкультурного
занятия, как в вводной, так и в основной
и заключительной.
Помимо
специальных занятий, дети ежедневно
выполняют утреннюю гигиеническую
гимнастику, а во время прогулок
осуществляют подвижные игры, овладевают
некоторыми видами спортивных
развлечений.
Особое
место занимает утренняя гимнастика, которая
должна быть введена как обязательная
часть режима для ребёнка с 5-6 лет. Комплексы
утренней гимнастики должны включать
имитационные движения, упражнения для
развития мышц туловища, приседания, подтягивания,
ходьбу, прыжки и бег.
Не менее
важно чтобы соблюдалась постепенность
в нарастании сложности упражнений и величины
нагрузки на скелетные мышцы.
На 4-м
году жизни дети должны полностью овладеть
навыками ходьбы. Для совершенствования
ходьбы детям задают разный темп. На занятиях
ходьба проводится во вводной и заключительной
частях.
Начиная
с 4-го года, совершенствуют другие формы
движений. Во время бега должны появиться
короткая фаза полёта, координация работы
рук и ног. Для развития локомоции бега
применяют различные упражнения - изменение
ритма бега (ускорение и замедление), бег
с препятствиями - ребёнок на бегу должен
перепрыгнуть через верёвку. Во время
упражнений для развития бега и ходьбы
необходимо следить за положением головы
и осанки.
Принципиально
важно то, чтобы в занятиях с 3-4 летними
детьми постепенно нарастали сложность
и трудоёмкость. Также постепенно в занятия
включают упражнения, которые должны выполняться
с использованием различных предметов
и технических средств при помощи взрослых.
Дети особенно любят такие упражнения.
Наиболее целесообразно проводить занятия
на "Тропе здоровья" с применением
спортивных снарядов - турник, лесенка,
бревно, мостик и др.
Рационализация
обязательных занятий по физкультуре
состоит в наиболее оптимальном варианте
организации детей, повышении физической
нагрузки, увеличении моторной плотности
занятий, включении упражнений скоростно-силового
характера. При планировании прогулок
35 мин. отводят подвижным играм, спортивным
развлечениям и эстафетам.
Утреннюю
зарядку, занятия по физкультуре и прогулки,
а также спортивные праздники можно проводить
на "Тропе здоровья".
Таким образом,
повышенный двигательный режим может
быть фактором существенного снижения
заболеваемости детей (см. табл.2).
ГЛАВА
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ.
2.1.
АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Современные дети в большинстве своём
испытывают «двигательный дефицит», то
есть количество движений, проводимых
ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
В детском саду и дома дети большую часть
дня проводят в статичном положении (за
столами, у телевизора, компьютера). Это
увеличивает статичную нагрузку на определенные
группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются
сила и работоспособность скелетной мускулатуры,
что влечет за собой нарушение осанки,
плоскостопие, задержку возрастного развития
быстроты, ловкости и др.
Таблица 1
Показатели
здоровья(%)
Группа здоровья
Группа
2009 год
2010/11 год
1
2
3
4
1
2
3
4
2 младшая
42
42
6
10
44
40
6
10
Средняя
50
40
10
-
50
40
10
-
Старшая
47
42
11
-
47
42
11
-
Подготовительная
45
30
25
-
50
25
25
-
Таблица 2
Анализ
пропущенных дней (по болезни)
Пропуски по болезни
Группа
2009 год (до внедрения «Тропы здоровья»)
2010/11 год (после внедрения «Тропы здоровья»)
2 младшая
92
87
Средняя
85
76
Старшая
55
53
Подготовительная
48
41
На начальном
и среднем этапе внедрения
проекта «Тропа здоровья» стали
видны следующие результаты:
Количество
пропущенных детодней уменьшилось в среднем на 4.2% (см. табл.2)
Выросла
заинтересованность детей в здоровом
образе жизни.
Во
2 младшей и подготовительной группах
изменилась группа здоровья у двух детей
(по одному из каждой группы). Из 2 группы
здоровья дети перешли в основную.
Вырос
общий уровень развития детей (см. табл.3)
2.2.ОБОСНОВАНИЕ
ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основными задачами детского сада по
физическому воспитанию дошкольников
являются:
- охрана
и укрепление здоровья детей;
- формирование
жизненно необходимых двигательных
умений и навыков ребёнка в
соответствии с его индивидуальными
особенностями, развитие физических
качеств;
- создание
условий для реализации потребности
детей в двигательной активности;
- воспитание
потребности в здоровом образе
жизни;
- обеспечение
физического и психического благополучия.
Успешное
решение поставленных задач возможно
только при условии комплексного
использования всех средств физического
воспитания. Поэтому и был разработан
и внедрён проект "Тропа здоровья",
позволяющий использовать как
традиционные, так и нетрадиционные
методы работы.
Ежедневно
во всех группах проводятся разные формы
физического воспитания детей: утренняя
гимнастика в спортивном зале или на улице,
подвижные и спортивные игры в течение
всего дня, занятия физкультурой, закаливание,
оздоровительный бег, дыхательные и другие
корригирующие упражнения. Кроме того
устраиваются "Дни здоровья", зимние
и летние спартакиады. В то же время воспитатели
постоянно обеспечивают своевременную
смену видов деятельности и не допускают
переутомления у детей, одновременно обеспечивая
их высокий уровень двигательной активности
в течение дня.
Особое
внимание в режиме дня детского сада уделяется
закаливанию организма ребёнка. Как известно,
оно способствует укреплению его здоровья
и снижению заболеваемости, созданию условий
и привычек здорового образа жизни. Закаливание
осуществляется при соблюдении необходимых
гигиенических условий и требований: свежий
воздух, соответствующая температура
воздуха в помещении и вне его и качество
одежды. При проведении закаливания строго
соблюдались следующие условия для ребёнка:
- он должен
быть здоров в данный момент;
- находиться
в комфортном состоянии (теплые,
невспотевшие руки и ступни).
Воспитатель
организовывает проведение закаливания
так, чтобы видеть и чувствовать состояние
каждого ребёнка, уметь создать благоприятный
психологический микроклимат. У нас в
детском саду используется щадящий метод
закаливания: хождение по влажным солевым
дорожкам и контрастное обливание ног
в комбинации с босохождением по массажным
коврикам, дорожкам из гальки, ребристой
доске, расположенными в разных местах
группы. В результате проводимой работы
у детей происходит не только закаливание
кожи стоп к влиянию пониженных температур,
но и осуществляется массаж стопы. А он
стимулирует биологически активные точки,
улучшая адаптацию и повышая устойчивость
всего организма.
Важным закаливающим
средством являются прогулки. Они проходят
с оптимальным двигательным режимом, общей
продолжительностью в течение дня не менее
4 часов, с обязательным использованием
подвижных игр, упражнений циклического
характера (прыжки, бег, пробежки с предметами
и др.). Общая моторная плотность достигает
60% и более. Во время прогулок воспитатели
не допускают перегрева или переохлаждения
детей, дозируя игры большой и малой подвижности,
обеспечивают своевременную смену видов
деятельности каждого ребёнка.
В летний
период босохождение используется во
время прогулок по "Тропе здоровья"
при соблюдении температурного и временного
режима соответственно возрасту. Кроме
этого в ДОУ проводится работа по закаливанию
носоглотки - полоскание горла прохладной
водой (только детям со здоровыми миндалинами),
начиная от температуры +40С до комнатной.
Для детей с заболеваниями носоглотки
проводят полоскание горла настоями трав
или раствором соли и питьевой соды (по
указанию врача). После сна под руководством
воспитателя дети в постели выполняют
дыхательную гимнастику в игровой форме,
а в осенне-весенний период - точечный
массаж под руководством воспитателя
и старшей медсестры.