Внедрение проекта «Тропа здоровья» в систему физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2015 в 22:51, реферат

Описание работы

Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе. Раскрыть понятие «Тропа здоровья» в системе физкультурно-оздоровительной работы.
2. Определить цели и задачи физического воспитания.
3. Изучить особенности организации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении.
4. Ознакомиться с основными формами организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении.
5. Разработка и внедрение проекта «Тропа здоровья» в систему физкультурно-оздоровительной работы.
Целью исследования является своевременное предупреждение нарушений в состоянии здоровья, профилактика плоскостопия и сколиоза, а также повышение общих показателей физического воспитания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………………………………….
1.1.ЭЛЕМЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЕКТЕ «ТРОПА ЗДОРОВЬЯ» КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ………………………………………………..
1.2.ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И УРОВЕНЬ ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ…
1.3.ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА «ТРОПЕ ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (С 3 ДО 7 ЛЕТ)………………………………………………………………………………………………………..
2.ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………………………………………………………….
2.1.АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………
2.2.ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

proekt.docx

— 266.80 Кб (Скачать файл)

Особое значение в воспитании ребенка придают развитию движений на занятиях по физкультуре. Исходя из возраста, времени года, места проведения (помещение, улица) мной использовались разные варианты занятий по физической культуре: по традиционной схеме; состоящие из подбора подвижных игр разной интенсивности; занятия - тренировки основных движений; ритмическая гимнастика и др.

В методике таких занятий с различными возрастными группами учитывается подбор величины необходимой физической нагрузки. Высокая моторная плотность занятия достигалась за счёт использования разных способов организации на одном занятии (до 80% и более). Комбинация фронтального и группового способов позволяла повысить физическую нагрузку. Объединение детей в подгруппы во время занятий по степени подвижности (средней и малой, средней и большей) помогало создать наиболее благоприятную психологическую атмосферу. Ориентация в работе на степень подвижности детей позволяла наиболее полно удовлетворить их двигательные потребности, способствовать лучшему усвоению движений и формированию высокой физической подготовленности.

Кроме занятий по физической культуре с детьми в ДОУ проводятся занятия по валеологии. На этих занятиях педагоги дают детям представление о строении собственного тела, назначении органов, что полезно и вредно для организма, прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Всё это играет большую роль в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями, регулировать свою активность. Знание воспитателями и детьми основ валеологии, гигиены и элементов медицины способствуют повышению эффективности занятий, проводимых в ДОУ и семье, физкультурно-оздоровительных мероприятий и исключают физические и психические перегрузки и переутомление у детей.

Для оздоровления детей нами оборудован фитобар. В фитобаре для детей используются оздоровительные чаи и коктейли - из плодов шиповника, успокаивающего действия, противоаллергические, для улучшения пищеварения. Они назначаются врачом с учётом времени года и состояния здоровья каждого ребенка. Проведённый анализ заболеваемости детей показал, что в 2010 году посещало 2,5% частоболеющих детей. При этом изучили их заболевания и причины возникновения. В силу того что этих детей родителям приходится лечить в различных лечебных учреждениях, в результате чего у ребёнка нарушается режим дня, наступает переутомление, зачастую переохлаждение или перегрев, выздоровление затягивается. Наряду с этим проанализировали качественный состав здоровья поступающих детей и пришли к выводу, что процент здоровых детей увеличивается: в 2009г. - 51%, в 2010г. - 53,8%. В результате чего дети не выходят из режима, не переохлаждаются, заметно улучшается аппетит, наблюдается быстрое засыпание и более продолжительный и спокойный сон. Наряду с этим используется нетрадиционная фитотерапия - воспитатели совместно с родителями изготовили подушечки из трав душицы, чабреца, хвой, мяты, валерианы, лепестков роз. Это способствовало более глубокому сну, очищению воздуха от микробов. Во время вспышки ОРВИ и гриппа используется аэрофитотерапия: пары пихтового масла, чеснок, можжевельник. Они помогают очищать воздух, убивать микробы, вирусы.

В общей системе оздоровления особое внимание уделяли охране психического здоровья детей. В ДОУ созданы все условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников. Психолог, педагоги и весь коллектив в целом так организовывают деятельность детей и создают такую гамму положительных чувств и эмоций (упражнения на релаксацию в музыкальном сопровождении, цветовое сопровождение движений, музыкальное сопровождение занятий и др.), которые дают возможность положительно влиять на эмоциональный фон детей и их психическое здоровье.

В результате внедрения "Тропы здоровья" отмечено снижение в течение года процента частоболеющих детей с 2,5% до 2,1%, уменьшение общего количества заболеваний с 53,8% до 32,8%, пропуска по болезни детей с 7,3 до 4,2, улучшение в целом эмоционально-психологической ситуации у детей.

Таким образом, применение комплексной системы воспитательно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении центре развития ребёнка даёт возможность при благоприятной работе персонала совместно с родителями и, опираясь на современные педагогические технологии успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей - будущего здоровья нации.

 

 

 

 

Таблица 3

Обследование детей 2010-2011 учебного года

Группа

уровень

2 младшая

средняя

старшая

подготовительная

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

высокий

64%

72%

73%

84%

74%

82%

68%

86%

средний

28%

25%

22%

12%

18%

12%

22%

10%

низкий

8%

3%

5%

4%

8%

6%

10%

4%


 

 

  Из  результатов диагностики видно, что работа на протяжении учебного  года проделана большая, динамика  положительная. Чтобы сохранить  результаты, а также их улучшить, необходимо и дальше продолжать  физкультурно-оздоровительную деятельность.

  Как известно, в летний период наибольшую  часть дня дети проводят на  свежем воздухе, поэтому для улучшения  физической подготовленности мною  был внедрен проект «Тропа здоровья». Внедрение проекта проходило постепенно, включая в себя план деятельности и график его выполнения.

 

 Таблица 4

План деятельности

№ п/п

Деятельность

Сроки

Исполнители

Примечания

1

Создание творческой группы

Сентябрь 2009 г.

Зырянова О.И.

 

2

Изучение литературы, подбор технологий

Октябрь 2009 г.

Зырянова О.И.

 

3

Создание приказов

Ноябрь 2009 г.

Заведующий Быкова О.В., воспитатель-Зырянова О.И.

 

4

Создание плана проекта

Декабрь-январь 2009 г.

Зырянова О.И., воспитатели ДОУ

 

5

Подбор растений и материалов

Февраль-март 2010 г.

Зырянова О.И.

Посадка рассады, работа с родителями

6

Внедрение проекта

Апрель-май

Творческая группа

К 1 июня открытие

7

Проведение гимнастики, занятий на «Тропе здоровья»

Июнь-сентябрь

Зырянова О.И.

Применение в разных частях занятия

8

Подготовка «Тропы здоровья» к зимнему сезону

Сентябрь-ноябрь

Зырянова О.И., воспитатели ДОУ

 

9

Использование «Тропы здоровья» в зимний период

Декабрь-март

 Воспитатели  ДОУ

Прогулки на свежем воздухе

10

Подготовка к новому сезону

Март-май 2011

Зырянова О.И., воспитатели ДОУ, старший воспитатель Вишнякова Ю.П.

Посадка рассады, работа с родителями

11

Оформление теневой зоны и фито-бара

Июнь-июль

Зырянова О.И., воспитатели ДОУ

Занятие в теневой зоне в вечернее время


 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТА «ТРОПА ЗДОРОВЬЯ» В ДЕТСКОМ САДУ.

  Приоритетными  направлениями в деятельности  детского – сада № 4 (далее – ДОУ) являются физическое воспитание и развитие.

  В  ДОУ создана необходимая материально-техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, уголки здоровья в группах.

  Деятельность ДОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами.

  Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2009–2011 гг. в ДОУ была организована "Тропа здоровья".

  "Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

  Основными целями организации "Тропы здоровья" являются:

-профилактика плоскостопия, сколиоза;

-улучшение координации движения;

-улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;

-повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

-улучшение эмоционально-психического состояния детей;

-приобщение детей к здоровому образу жизни.

  Организация "Тропы здоровья" осуществлялась поэтапно.

Первый этап – создание творческой группы и проведение информационных совещаний по реализации проекта "Тропы здоровья". В состав группы вошли: заведующий детского сада – О.В. Быкова, воспитатель по физической культуре – О.И. Зырянова (руководитель группы), музыкальный руководитель – В.К. Кадырова, воспитатель – Л.Г. Домонецкая, воспитатель – Н.В. Цапаева.

  На обсуждение были вынесены  следующие вопросы:

-методика оздоровления детей с помощью "Тропы здоровья";

-охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте; 

-ландшафтный дизайн (схема "Тропы здоровья" представлена в приложении 1);

-режим функционирования "Тропы здоровья" (приложение 2);

  Второй этап – установление связей с воспитателями и родителями. Помощь в оказании услуг в создании «Тропа здоровья»

  Третий этап – при согласовании с воспитателями и родителями была создана "Тропа здоровья".

   Администрацией Детского сада были разработаны следующие документы: приказ об организации функционирования "Тропы здоровья" в летний период (приложение 3), инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья" (приложение 4), график работы специалистов в летний период (приложение 5), ежедневный план закаливающих мероприятий (приложение 6).

  "Тропа здоровья" длиной 50 м и шириной от 1,5 до 2,5 м делится на участки от 2 до 5 м, которые имеют разное покрытие:

-травяной покров;

-песчаную поверхность;

-поверхность с галькой;

-поверхность с бутом.

  Большая часть поверхности "Тропы здоровья" представляет собой травяной покров с разбросанными еловыми шишками и вкопанными деревянными спилами и пеньками.

  "Тропа здоровья" расположена в юго-восточной части территории ДОУ. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

  Для "Тропы здоровья" специально был разработан питьевой режим. Детям предлагаются: кефир, сок и витаминизированный напиток "Золотой шар" с кальцием (в 10.00), напиток из шиповника (после занятий в плескательном бассейне), "Люкс-вода" (по желанию). Напитками обеспечиваются дети всех групп.

  На "Тропе здоровья" используется различное оборудование: спортивное (баскетбольное кольцо, мостик, лабиринт) и игровое (речка из камней, «деревянные следы», «гора самоцветов»). Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов – дорожка со следами, массажный коврик, перекладина для упражнений на поддувания.

Информация о работе Внедрение проекта «Тропа здоровья» в систему физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении