Вопрос о субкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть – неоднородность и вариативность субкультуры. В движении готов наблюдается определенная гетерогенность норм, их зависимость от локальных особенностей бытовой культуры, характерная для многих субкультур. Восприятие субкультуры, как чего-то целого, вообще не лишено некоторой условности. Однако когда речь идет о субкультуре готов, порой бывает сложно выделить основные элементы ее дискурса. Сходство между субкультурными тенденциями, для которых характерна идентификация «гот», бывает крайне мало.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Анализ субкультуры готов.
Глава 2. Социальные практики готов.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

корректированная готы курсовая.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

План.

Введение.

Глава 1.  Анализ субкультуры готов.

Глава 2. Социальные практики готов.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вопрос о субкультуре готов  в настоящий момент можно отнести  к наиболее дискутируемым вопросам, касающимся тематики молодежных субкультур. Такую популярность темы можно объяснить следующими основными причинами: это присутствие значимой мистической компоненты субкультуры и неоднородность норм, которые для нее характерны, а также разнообразие образов, которые ассоциируются с идентификацией «гот».

Такие характеристики создают предпосылки для возникновения  множества мнений и домыслов:

Мистицизм является благодатной почвой для создания «сенсационных» сообщений  СМИ, привлечения внимания аудитории, политических спекуляций. Экзотическая, связанная с интересом к потустороннему миру, составляющая субкультуры стала предпосылкой для появления ряда публикаций, в которых субкультура готов наделялась разнообразными, в том числе и крайне негативными характеристиками.

С другой стороны, неоднородность норм и множество трактовок идентификации  «гот» создают ситуацию, в которой  информацию, посвященную субкультуре  готов, достаточно сложно проверить  или опровергнуть, так как даже среди самих готов нет общего мнения о том, что такое «готика» и «готическая субкультура». Видимо, ощущая дефицит определенности, сами готы предпринимают попытки сформулировать какие-либо самоописания и манифесты, однако информация, представленная в них, не вносит полной ясности в вопрос об их субкультуре.

Подобная ситуация специфична и  рассматривать в этом случае необходимо не только саму субкультуру (тем более, представления о ней и у  самих готов сильно разнятся), но и те материалы и публикации, которые  описывают субкультуру извне.

Потребность в исследовании таких материалов объясняется тем, что в ситуации дефицита непротиворечивых данных о субкультуре готов недостоверная информация становятся для них самих источником сведений о собственной субкультуре. Так, те негативные нормы, которые по разным причинам приписываются субкультуре, могут локально оказывать влияние на формирования готов и восприниматься ими как «культурообразующие».

Цель данной работы рассмотреть – неоднородность и вариативность субкультуры. В движении готов наблюдается определенная гетерогенность норм, их зависимость от локальных особенностей бытовой культуры, характерная для многих субкультур. Восприятие субкультуры, как чего-то целого, вообще не лишено некоторой условности. Однако когда речь идет о субкультуре готов, порой бывает сложно выделить основные элементы ее дискурса. Сходство между субкультурными тенденциями, для которых характерна идентификация «гот», бывает крайне мало. В сообществе готов не прекращаются дискуссии о том, кто является более правильным готом. При подготовке данной работы были поставлены следующие основные задачи:

1.      Проанализировать материалы, посвященные субкультуре готов.

2.      Рассмотреть особенности идентификации «гот» и ее связь с теми или иными субкультурными тенденциями, определить основные общие элементы разных тенденций и механизмы их возникновения.

3.      Рассмотреть особенности распространения тенденций, течений, связанных с субкультурой готов на примере г. Санкт-Петербурга.

 

 

Глава 1.  Анализ субкультуры готов

В этом разделе будет рассмотрена субкультура готов в широком смысле – без учета локальной специфики и особенностей. Такое рассмотрение «готики» в широком контексте необходимо в связи со следующим обстоятельством: информация о субкультуре, обо всем ее разнообразии и множестве течений доступна современной молодежи, и при этом наиболее привлекательная трактовка готики начинает восприниматься как единственно правильная и достойная называться таковой.

В переписке в сети Интернет достаточно широко распространены дискуссии о  том, что может называться готикой, готической субкультурой, а что нет. С другой стороны, можно наблюдать определенную широту, разноплановость интересов и предпочтений, ассоциируемых с идентификацией «гот».

Как уже было отмечено во введении к данному описанию, неоднозначность трактовки готической субкультуры с одной стороны, и имплицитное ожидание некоторой целостности, однородности воззрений и норм от лиц идентифицирующих себя как «готов», с другой стороны, приводит к тому, что некоторые нормы, зачастую имеющие локальное значение, а то и вовсе не носящие субкультурного характера, начинают экстраполироваться на все сообщество «готов».

Учитывая вполне объяснимый интерес  прессы к проявлениям негативного  характера, такие экстраполяции  бывают не только ошибочны, но и практически вредны. 

Понятие «готика»

Здесь пойдет речь о применении понятий  «готика», «готический». Сразу же стоит  сделать акцент на том, что само это  понятие, не имеющее четкого определения  и в настоящий момент, в России, употребляемое именно в рамках дискурса о молодежных субкультурах, изначально не имело столь узкого применения.

Также следует учитывать, что связываемый  с этим понятием набор субкультурных  и культурных феноменов формировался на Западе и определялся как «готика» в соответствии с существующими там традициями применения этого слова.  

В большинстве источников как время  формирования готической субкультуры  указывается конец семидесятых  годов ХХ века. На тот момент в  Западной культуре уже существовало понятие «готики» как эстетического  течения, и ассоциировалось оно в первую очередь с готическим романом. Не углубляясь в историю литературы, укажем, что «готический роман» получил свое название по наиболее распространенной версии благодаря тому, что местом действия часто являлся средневековый замок. Другое распространенное объяснение трактует понятие «готический» как синоним «средневековый». Считается, что именно поэтому Гораций Уолпол – основоположник жанра – назвал свой знаменитый роман «Замок Отранто» «готической историей». Причем это понятие отнюдь не обозначало маргинальное литературное течение – в Викторианской Англии именно готический роман был наиболее читаемым жанром, и, конечно же, заслужил самое пристальной внимание не только широкой общественности, но и литературоведов, искусствоведов. Более того, в ХХ веке массовая культура начинает активно воспроизводить образы вампиров, мумий, ведьм и так далее, в первую очередь в кино и на телевидении.

Есть сведения о том, что в  музыкальной культуре того времени  мистическая, мрачная эстетика была довольно распространена, и прессой слово «готический» применялось к произведениям различных исполнителей, в т.ч. небезызвестной группы «The Doors».

Кристаллизация музыкального стиля, для которого обращение к этой эстетике стало основным художественным приемом, привело к возникновению понятия «готик-рок». И в этом случае понятие готики использовалось, видимо, не в качестве имени собственного, а как обозначение сходства эстетики нового музыкального направления и традиционно обозначаемой словом «готика» мистически-мрачной эстетики.  

Готическая эстетика и молодежная субкультура

Готическая эстетика, как культурное явление, формировавшееся вне рамок  молодежной субкультуры, была «адаптирована» для молодежной среды через творчество групп, спроецирована на имеющуюся в тот момент молодежную «социальную матрицу» через клубные концерты, тусовки и т.д. и т.п.

Это довольно важный момент: в Англии, а сейчас речь именно о ней, на тот  момент молодежная субкультура, как  таковая, в широком смысле этого понятия, была развита очень хорошо, и таким образом интерес к вновь привнесенным референтным субкультурным образцам реализовывался через участие в уже имеющейся системе социальных институтов.

Для описания таких систем в социологии, в первую очередь в западной, используется понятие «сцена».

Здесь стоит отдельно остановиться на понятии «сцены». Его обычно употребляют  в двух контекстах:

Во-первых, им пользуются представители  молодежи и под ним подразумевается  некая совокупность тусовок, клубов, социальных практик и прочей инфраструктуры, которая обеспечивает существование какого-либо сообщества.

Во-вторых – это достаточно новое  понятие в дискурсе социальных наук, которое широко используется на Западе и начинает использоваться в России. Это понятие, по-видимому, заимствовано из молодежного сленга. Его часто противопоставляют понятию субкультуры, причем не только в качестве термина-заменителя, а в качестве более современного подхода к описанию явления. Дело в том, что «сцена» - это совокупность социальных институтов и практик, социальная матрица, формирующая некую общность. Рассмотрение молодежных формирований с этих позиций подразумевает, во-первых, ориентацию на более очевидный, чем принадлежность к субкультуре и просто фиксируемый признак участия в определенных практиках, во-вторых, более гибкий подход, позволяющий снять противоречия, вызванные неоднозначностью и гетерогенностью субкультуры.

На наш взгляд, однако, использование  понятия «сцена» не отрицает использования  понятия «субкультура» - они относятся  к разным областям науки и не являются взаимозаменяемыми. Также следует отметить, что понятие «сцены» предполагает некоторую неоднозначность: его использование как в рамках научного дискурса, так и в рамках молодежного, может привести к неточностям. Поэтому мы в большинстве случаев используем понятие социальных практик или социальной матрицы.

Не только в Англии готическая эстетика осмысливалась в рамках уже более  или менее сформировавшихся «сцен». Это и «темная сцена» в Германии, сформированная благодаря активности электронщиков-экспериментаторов и привнесшая в число «готических» музыкальных направлений электронные стили, такие как EBM. Это и «металлическая сцена», в рамках которой возник готик-металл, весьма сильно отличающийся эстетически от постпанковского английского готик-рока. Впрочем, наличие объединяющего эстетического компонента, внешнего по отношению к молодежной субкультуре, который мы условно называем готической эстетикой, обуславливало и обуславливает взаимодействие и взаимовлияние этих сцен.  

 «Готика»: разнообразие

Конечно же, составить исчерпывающее списочное описание всего объема понятия «готика», тем более в рамках данной работы, невозможно. Более того, это было бы и не совсем корректно с логической точки зрения. Цель данного раздела лишь проиллюстрировать все многообразие культурных феноменов, соотносимых с этим понятием. Так, в плане музыкальных стилей это и уже упомянутый готик-рок, и готик-металл, и Dark Electro (дарк-электро), и EBM, и Future-pop, и Ethereal (этериал), и даже фолк (дарк-фолк). Готические стили – это в большинстве своем производные от разнообразных музыкальных стилей, отличающиеся от них тем самым «мрачно-мистическим» уклоном. Причем далеко не все исполнители, принимаемые готами «за своих» ассоциируют себя с этой субкультурой.

Таким же разнообразием отличается и ряд готических имиджей, внешних образов, которые принято ассоциировать с готикой. Так, помимо хрестоматийного «вампирского» образа имеется и образ фейри-гота (вернее – готической феи), и кибер-гота с латексом, гайками, шестеренками и микросхемами, и вестерн-гота в ковбойском наряде.

Что касается литературы, то здесь  собственно «готской литературы», созданной  с ориентацией на молодежную субкультуру  – минимум, в то время как литературы, признаваемой в качестве «своей», больше, ее разнообразие включает в себя различные стили: от классика киберпанка Гибсона до Горация Уолпола и знакомых по школьной программе Эдгара По и Оскара Уайльда.

И опять же, между всеми этими  культурными образцами одна общая  черта, воспринимаемая скорее интуитивно: иррациональность, таинственность, сказочность, мистицизм.

В разных местах, в разное время  этот интерес реализуется за счет различных социальных институтов, «сцен», которые создают возможность  для молодого человека идентифицировать себя с референтным контекстом, существовать в нем.

Такая идентификация возможна за счет наличия социальных институтов, характерных  для молодежной субкультуры, тогда  как сам по себе внешний по отношению  к молодежной субкультуре эстетический элемент такой возможности не предполагает. Формирование «сцен» – это своего рода «перевод» на язык молодежи внешнего культурного элемента. 

Стоит отметить, что адвентивная субкультура  готов плохо изучена. В данном тексте мы ссылаемся на субкультуру, которая привнесена с Запада. Однако «Запад» не является чем-то единым. Даже по обрывочным данным видно, что существует масса культурных различий между субкультурами готов в разных странах. И продолжающийся процесс влияния адвентивной субкультуры готов на региональные российские адаптивные субкультуры готов проходит очень разнопланово, в зависимости от страны влияния.

Также необходимо учитывать еще  один момент, о котором уже шла  речь выше: особенности применения понятия «готика». На Западе это  слово не относится только к молодежной субкультуре, оно, по сути, является нарицательным существительным, обозначающим принадлежность объекта к некоторому широкому классу, в нашем случае – того или иного культурного образца к ряду явлений, соотносимых с готической эстетикой.

В России, за счет того, что это слово  практически не употреблялось, его восприняли как имя собственное, обозначающее именно молодежную субкультуру. Более того, от субкультуры ожидалась некоторая целостность, однозначность. Это вполне типично для случаев с адвентивной субкультурой: разнообразие норм и течений возникает как продукт социальной практики. Когда же субкультура приходит извне, то наиболее легко воспринимается ее упрощенный вариант, по возможности лишенный каких-либо противоречий. Таким образом, с самого начала истории готической субкультуры возникало множество дискуссий, связанных с определением того, какая готика «настоящая».

Еще один важный момент: помимо элементов  молодежной субкультуры, понятие «готики» ассоциируется в западной традиции с внешними по отношению к субкультуре  образцами. Если ранее интерес к этим образцам не обозначался каким-либо общим понятием, то с развитием готической субкультуры сам по себе этот интерес, даже при игнорировании норм молодежной субкультуры, стал восприниматься как принадлежность именно к ней. Если на Западе такой интерес реализовывался через участие в социальных институтах, в России сами эти институты были сформированы достаточно слабо.

Информация о работе Вопрос о субкультуре