Вопрос о субкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть – неоднородность и вариативность субкультуры. В движении готов наблюдается определенная гетерогенность норм, их зависимость от локальных особенностей бытовой культуры, характерная для многих субкультур. Восприятие субкультуры, как чего-то целого, вообще не лишено некоторой условности. Однако когда речь идет о субкультуре готов, порой бывает сложно выделить основные элементы ее дискурса. Сходство между субкультурными тенденциями, для которых характерна идентификация «гот», бывает крайне мало.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Анализ субкультуры готов.
Глава 2. Социальные практики готов.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

корректированная готы курсовая.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Можно констатировать наличие в  отечественной готической субкультуре  двух тенденций: с одной стороны  игнорирование заимствованных с Запада субкультурных образцов и приоритет внешних по отношению к молодежной среде элементов культуры, а с другой – акцент на «реконструкцию» западной молодежной субкультуры и фактически ее противопоставление «темной романтике» – как стали обозначать первую тенденцию. Впрочем, это противопоставление оказывается достаточно острым только в крайних случаях. В целом эти две тенденции не являются взаимоисключающими.

 Готическое мировоззрение

Тема «готического мировоззрения» широко дискутировалась в кругах самих неформалов, и как следствие стала довольно значимым моментом при изучении субкультуры готов. Дело в том, что есть два мнения: что готическое мировоззрение есть и что его нет, причем у каждой из сторон спора – а и те и другие относятся к готам – аргументы, отнюдь, не всегда нелогичны.

У части готов понятие «готическое  мировоззрение» трансформировалось в  менее претенциозное понятие  – «готика в душе».

Существует довольно много определений  термина «мировоззрение», которые зависят от понятийного аппарата тех дисциплин, в рамках которых эти определения даются. Эти определения не тождественны.

К примеру, словарь по общественным наукам дает нижеследующее определение, которое может быть применимо  в рамках данной дискуссии: 

«Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации» [2].

Следует отметить, что «мировоззрение хиппи», «мировоззрение панков» давно  и устойчиво являются широко употребляемыми понятиями. Для данных движений и  субкультур, в связи с наличием в них элементов протестной идеологии, данный компонент (мировоззрение) играет очень значительную роль.

Даже простой поиск по словосочетанию «готическое мировоззрение» дает 464 сайта и 1518 документов, что показывает лишний раз значимость мировоззренческого компонента также и в субкультуре готов.


       [2] «GOTHIC SUBCULTURE ILLUSTRATED FAQ by Coroner & Claire (Version 0.98 dated 28/II/2000)

 

 

Возникновение готического искусства  было связано со спецификой средневекового мировоззрения, мистической экзальтацией, распространенной в средневековой Европе.

Ряд исследователей, например, Ж.А. Чулюкова, [3] отмечает сходство мировоззрения готов с идеологией традиционного готического искусства: отрешённость от быта, стремление к чему-то более высокому, чем земная жизнь, при полной утрате религиозной окраски.

 «Готическое мировоззрение. Характеризуется пристрастием к "темному" восприятию мира. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия как готическое мировоззрение, но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него)». [3].

Позже идеи готического мировоззрения  широко распространялись в этой среде, творчески увязывались в сообществе декаданс-готов с элементами общечеловеческой культуры.

На сегодняшний день в среде готов эта система воззрений сохранилась. В 2008 году obs werner на сайте «Готикология» пишет: «…готика являет собой художественный протест. …Для вовлечения в готическую субкультуру, требуется сначала отказаться от общепризнанной «дешёвой», «смазливой», «лживой» массовой культуры. Но готика это не путь яростного противодействия, она не стремится уничтожить и побороть, но создаёт альтернативу — другую пищу для других вкусов».


 

[3] Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру

 

И хотя, тот же автор настойчиво выступает с критикой понятия «готическое мировоззрение» («…У субкультуры никак не может быть мировоззрения — это не религия, не социальная группа (социальная группа это, например, нищие, средний класс, золотая молодёжь), а просто клуб по интересам. И у клуба по интересам не может быть единого мировоззрения»), данная критика основывается, в основном, на непонимании самого характера термина «мировоззрение». Очевидно, что религиозное мировоззрение – далеко не единственная возможная разновидность этого понятия, а в социальных группах мировоззрение индивидуума, зачастую, обуславливается факторами, находящимися за пределами данной общности (например, вероисповеданием).

Возможно, причина такой длительной дискуссии в том, что для многих её участников критерии комплексности и уникальности мировоззрения неотъемлемы, и с их точки зрения мировоззрение – это именно полная и уникальная картина мира.

Несомненно, на формирование такой  картины мира «готическое мировоззрение» и его идеологи не претендуют, что, собственно, делает нелепыми и обвинения готов в «сектантстве».

На практике на область социальных институтов и их наполнения, нормы  поведения и атрибутику готов  данная дискуссия, по всей видимости, не влияет.  

Итак, важный вывод, который мы можем сделать –  к моменту появления молодежной субкультуры готов, готическая эстетика уже давно существовала, она была создана в литературе, растиражирована в кино и на экранах телевизоров, и понятие «готика» связывалось именно ней. То есть, во второй половине ХХ века уже была устойчивая традиция употребления слова «готический» для определения чего-либо, ассоциируемого с эстетикой, созданной в первую очередь готическим романом: эстетикой мистического, сказочного, иррационального, таинственного, мрачного. И эта традиция возникла отнюдь не на сценах лондонских клубов, с которыми связывают возникновение молодежной субкультуры готов.

Фактически можно сказать, что  субкультурные тенденции, которые  принято называть «готикой» или  готической субкультурой, объединены общим интересом к определенной эстетической составляющей, внешней по отношению к субкультуре, имеющейся в рамках культуры как таковой. При этом их разнообразие практически не служит источником конфликтов – эти субкультурные тенденции формировались с течением времени, взаимодействуя с культурой и молодежной субкультурой в широком смысле. Так, это разнообразие можно назвать результатом развивавшегося и трансформировавшегося интереса к таинственному, присутствующего в широком контексте молодежной субкультуры.

В Россию «готика» пришла как адвентивная субкультура. Это означает, что она возникла в первую очередь за счет прямого копирования западных образцов. Однако, как и было сказано выше, этих западных образцов достаточно много, и это многообразие было воспринято неоднозначно. Если на Западе оно является закономерным следствием развития культуры и молодежной субкультуры, то в России не было тех предпосылок, которые позволили бы минимизировать вероятность конфликтов, спровоцированных таким многообразием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социальные практики готов

Прогулки по кладбищам

Изучение данной социальной практики, как представляющей потенциальную  опасность в плане вандализма, проводилось нами наиболее тщательно. Помимо обычных источников получения  информации по данной теме, для изучения поведения готов на кладбищах нами были привлечены студенты, проходившие практику в нашем учреждении.

Прогулки по кладбищам как социальная практика характерна только для готов. Это субкультурная норма.

Для готов основной целью прогулок по кладбищам является получение эстетического удовольствия. Данная эстетика сформирована готической культурой и в этом контексте не является чем-то экзотическим. Однако кладбища для готов в данном случае представляют не столько места погребения людей, сколько культурно-эстетическое пространство, создающее определенное настроение за счет совокупности особенностей архитектуры, природы, расположения.  По этой причине в Санкт-Петербурге популярностью среди готов пользуются только дореволюционные кладбища.

По мнению готов, кладбища тихие и спокойные места, где можно на время укрыться от суеты большого города, насладиться спокойствием природы. Также в среде готов принято считать, что атмосфера кладбищ помогает сконцентрировать мысли на сложных философских вопросах, интересующих готов. Другими словами, кладбища для готов представляются в качестве удобных мест для рефлексии.

Как правило, кладбища готы посещают либо в одиночку, либо небольшими компаниями – не более 2 – 3 человек. Данная субкультурная  практика не связана с созданием  тусовок на кладбищах.

В среде готов имеются определенные правила поведения в местах упокоения, которые выражают принятую в сообществе готов идею об уважении к памяти мертвых. Среди тех, кто принимает  участие в данной практике, эти  нормы выдерживаются довольно строго. Нарушители норм обычно подвергаются осуждению. Данные нормы не соблюдаются при формировании тусовок на кладбищах.

Из-за сильной раздробленности  движения готов, в данном сообществе нет единого мнения относительно некультурного поведения на кладбищах. Отслеживание ситуации на кладбищах в Санкт-Петербурге показывает, что готы особых проблем не создают.

Клубные тусовки

В настоящее время у готов  популярны клубы «Орландина»  и «Арктика», где проводится основная часть готических мероприятий. В  этих заведениях традиционно проводятся интересующие готов вечеринки и сложился определенный контингент постоянных посетителей, что делает эти клубы значимыми для представителей субкультуры готов.

Клуб «Орландина», находится у  станции метро «Петроградская». Клуб популярен в достаточно широких кругах молодежи. В нем проводятся мероприятия разной музыкальной направленности, которые посещают представители различных неформальных молодежных объединений, в том числе эмо, панков, металлистов и других. Другими словами, этот клуб не является исключительно готическим, но концерты, ориентирующиеся непосредственно на готов, проводятся регулярно. На двух этажах клуба находится бар и два концертных зала, где одновременно могут идти разные концерты. Наиболее популярные из них проводятся в вечернее и в ночное время, как правило, по выходным.

Клуб «Арктика» («Арка») на станции  метро «Приморская» по своей сути аналогичен клубу «Орландина». Тем  не менее, следует указать его  специфические отличия. Концерты проводятся как по выходным, так и по будням, только в вечернее время. Бар клуба расположен так, что в него можно зайти, не покупая билета. Это достаточно важный момент. В баре «Арктики» сложилась определенная тусовка из постоянных посетителей, которые могут присутствовать там независимо от проходящего концерта. Помимо готов в этой тусовке задействованы люди, не идентифицирующие себя с каким-либо определенным НМО, но по своим интересам близкие именно к готам. Это выражается в музыкальных, эстетических предпочтениях и наличии общих знакомых.

Следует заметить, что внутреннее убранство обоих клубов довольно бедное, цены невысокие, меню однообразное в сравнении с остальными популярными у молодежи заведениями.  

Как правило, основой любого клубного мероприятия является музыкальный  концерт нескольких групп. Обычно выступают местные группы, но периодически проводятся концерты знаменитых иностранных исполнителей. Например, 28 мая 2009 г. в клубе состоялся концерт Hanzel und Gretyl, известной группы из США, популярной среди готов, любителей индастриала и в определенных кругах металлистов, чья доля в аудитории была незначительна.

Можно выделить следующие разновидности  проводимых концертов.

1.                             Несколько групп, играющих в одном музыкальном стиле. Например, или рок, или электронная музыка («постиндастриал»), или металл. Как правило, в таких мероприятиях участвуют как группы из Санкт-Петербурга, так и из других городов России, периодически приглашаются группы из ближнего зарубежья. Аудитория на таких мероприятиях достаточно однородная. Например, аудитория Techno Gothic Love (серия вечеринок электронной музыки) состоит из кибер-готов и поклонников этого специфического музыкального стиля вне НМО готов. Аудитория концертов групп, позиционирующих себя как «готик-металл», совершенно другая.

2.                             Вечеринки, где выступают группы разных стилей. Отличительная особенность таких вечеринок состоит в том, что в них участвуют представители разных вышеописанных аудиторий, а также представители других НМО.

На готических вечеринках, помимо выступления музыкальных групп, часто проводятся готические театральные постановки, выставки, показы одежды, конкурсы, выступления танцевальных коллективов и прочее. Таким образом, репертуар готических мероприятий отличается большим разнообразием.  

Большое внимание уделяется внешнему виду. На концерты не принято ходить в повседневной одежде. Одежда, как правило, дорогая, вычурная. Эти требования часто ставят преграды для подростков из семей со скромным достатком.

Степень вычурности образа зависит  от статуса мероприятия. На небольшие будничные мероприятия готы одеваются достаточно скромно, а на значимые мероприятия наоборот.

Чтение художественной литературы

На фоне общего снижения интереса к чтению художественной литературы в молодежной среде, субкультурная  норма готов, выражающаяся в интересе к такой литературе, стала выделяться на фоне общемолодежных норм.

Готическое сообщество очень неоднородно  и это распространяется на неравномерный  интерес к художественной литературе в различных слоях движения готов. Кроме того, формируется неодинаковый интерес к различным по сложности восприятия видам литературы.

Информация о работе Вопрос о субкультуре