Вопрос о субкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть – неоднородность и вариативность субкультуры. В движении готов наблюдается определенная гетерогенность норм, их зависимость от локальных особенностей бытовой культуры, характерная для многих субкультур. Восприятие субкультуры, как чего-то целого, вообще не лишено некоторой условности. Однако когда речь идет о субкультуре готов, порой бывает сложно выделить основные элементы ее дискурса. Сходство между субкультурными тенденциями, для которых характерна идентификация «гот», бывает крайне мало.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Анализ субкультуры готов.
Глава 2. Социальные практики готов.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

корректированная готы курсовая.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

На многих готических интернет-ресурсах выложены ссылки или сами тексты художественных произведений, которые с точки  зрения авторов сайтов имеют отношение  к субкультуре готов. Наиболее полный перечень художественной и философской литературы размещен на интернет-сайте «Декаданс-готов» [6]. Стоит заметить, что обсуждение литературы занимает значительное место на готических форумах, что характеризуется активностью переписки на эту тему. На сайтах заметное место занимают рецензии на литературные произведения, относимые к «готическим», статьи о готической литературе – ее становлении, начиная от Хораса Уолпола, назвавшего в 1764 году свой роман «Замок Отранто» «готической историей», и развитии в XIX – XX веках.

Список авторов, которых в рамках субкультуры принято относить к  «готическим», весьма широк. В рамках манифестируемых субкультурных  норм подразумевается, что с их творчеством  большинство готов знакомы и


[6]Интернет-сайт декаданс-готов «Готы Питера» http:|//gothsgoths.narod.ru/lit.html

 чтение их произведений является  такой же нормой, как и прослушивание  «готической» музыки.

Вот лишь краткая часть этого  списка, взятого с одного из наиболее авторитетных «готических»  сайтов «Готик.ру» [7]:

Кадзуо Исигуро “Безутешные", Ежи Косински “Свидание вслепую", Исаак Башевис Зингер “Шоша", Непомнящий Н.Н. “100 великих загадок  истории", Стивен Кинг. Питер Штрауб “Черный дом", Анна Комаринец  “Энциклопедия короля Артура и рыцарей  Круглого стола", Уильям Берроуз “Дикие мальчики", Хуан Карлос Онетти “Бездна", А.П. Чехов - "Черный монах", "Палата № 6", "Огни", Оскар Уальд, Г. Майринк, Ф.Г. Лавкрафт, Ж. Рэй, Х.Х. Эверс, Умберто Эко, Уильям Гибсон, Питер Акройд, Мэнли П., Густав Майринк, Артюр Рембо.

Стоит заметить, что далеко не все  «готические» сайты перечисляют  в своих литературных списках  такую «культовую» готическую писательницу, как Анна Райс.

Манифестируемые нормы готов, как  мы видим, включают в рамки «готической» субкультуры значительное количество классических литературных произведений.

При этом авторы сайтов, выполняющих  в данном случае нормоформирующую функцию  по отношению к движению, ориентируются  на достаточно широкий спектр литературы. Это не только образцы исконно  готического романа – произведения Горация Уолпола и Жака Казота – наиболее ранние образцы жанра (возникшего в 17-18 веке), который описывался как жанр таинственной истории с замками, привидениями и сказочными существами. Это и произведения модернистов и декадентов – О.Уайлда, Э.А. По, Г.Майринка, Г.Г. Эверса, и историческая литература, и русская классика.

Реальный круг чтения готов мы изучали  во многом на основании дискуссий  на форумах. В соответствующих разделах шло обсуждение книг, готы рекомендовали  друг другу ту или иную литературу.


[7] «Готик.ру» http://old.gothic.ru/literature/main.htm

Во многом список оказывается схожим, однако в нем гораздо большее  место занимает как мировая литературная классика, не связанная с традициями «готического романа», так и современная популярная литература. Пример типичного высказывания на форуме:

«Мопассан "Милый друг", клево очень, "слайс-оф-лайфом" назвать можно, Стругацкие "Далекая Радуга", о катастрофе на далекой исследовательско-туристической планете, на удивление отлично, если пересилить зануднейшую первую треть - дальше начинает нагнетаться мощнейшая атмосфера и до конца уже не оторвешься. Ну рассказы Чехова, само собой. Сейчас читаю Золя "Чрево Парижа", пока неплохо вроде». (Tequila Slammer) [8].

Заметно, что у более взрослых готов русская литература играет более значительную роль в круге  чтения, наравне с западноевропейскими  философскими работами. Еще один пример высказываний на том же форуме: «Подождите, а как же наша русская классическая литература? Энн Райс и пр. это прекрасно, я сама прочла все книги Э.Райс, кот. были изданы у нас,но лучше русской классики просто не существует в мире. Например, взять рассказ «Упырь» А.К.Толстого или «Вий», «Вечера на хуторе близ диканьки» Н.В.Гоголя?Психология...Разве ее нет в наших книгах? Напротив, русская лит-ра основана на глубокой психологии и философии. Хотя с другой стороны, на вкус и цвет товарища нет... (Ulrike)».

Как видно из вышесказанного, данную субкультурную норму готов можно  считать исключительно социально  позитивной.

Коммерческая деятельность

Наиболее популярная коммерческая деятельность внутри сообщества готов:

·         Пошив одежды, создание атрибутики.

·         Продажа одежды, атрибутики.


[8]Tequila Slammer, 30-06-2009, http://www.rgp-forum.ru/showthread.php?t=2651&page=93

 

·         Платные фотосессии.

Изготовление  одежды и аксессуаров.

Изготовление одежды/атрибутики может  производиться как частными портными, так и специализированными готическими  ателье.

Те представители субкультуры  готов, кто получил или получает образование, связанное с производством  одежды, часто подрабатывают тем, что делают специальную готическую одежду на заказ.

Кроме этого, в Санкт-Петербурге существуют несколько специализированных готических ателье. Наиболее известные ателье Санкт-Петербурга: TornHem Studio и Dark Aesthetic

Одежду, сделанную на заказ, можно увидеть на выставках и показах одежды, в том числе на специализированных показах готической одежды и украшений, которые периодически проводятся на готических вечеринках (например, «бал вампиров»). Так же людей в подобной одежде можно увидеть на готических клубных тусовках.

Стоимость подобной одежды и обуви  сильно варьируется и зависит  от фасона, материала и прочих факторов. Но, преимущественно, одежда все-таки дорогая, что формирует в этой области  расслоение сообщества готов по признаку доходов.

Уличные тусовки

Уличная тусовка представляет собой  регулярные, традиционные встречи, происходящие в определенном месте.

Формируются сообщества людей, которые  относительно регулярно посещают тусовки  и, как следствие, хорошо знакомы  между собой. Традиционной особенностью подобных встреч является то, что любой представитель молодежной субкультуры может присоединиться к тусовке, даже если ни с кем из ее участников не знаком. Численный состав уличных тусовок нестабилен. Чаще всего на такие встречи приходят люди 14-20 лет, люди старше посещают подобные тусовки значительно реже, чем подростки.

Особенностью движения готов является то, что тусовки у них не имеют  того основополагающего значения, как  во многих других молодежных субкультурах. В настоящее время в Санкт-Петербурге нет ни одной моносубкультурной тусовки готов.

Площадь Искусств («Готовальня»), длительное время представлявшая собой моносубкультурную  тусовку, в настоящее время стала  полисубкультурной. Помимо готов там  присутствуют панки, ролевики, анимешники, эмо, реконструкторы и даже представители WP-субкультуры.  

Имеются еще две полисубкультурные  тусовки, на которых присутствует значительное количество готов. Это тусовки «Ранма», сформированные в свое время анимешниками (фанатами японской анимации) и расположенные в Московском Парке Победы (у центрального фонтана), а также около станции метро Крестовский остров - тусовка «Кресты».

Ранее популярная полисубкультурная  тусовка «ЧР» около станции метро  Черная речка, на которой имелись  группы готов, к настоящему времени полностью утратила свое значение как место встреч.

Готы также входят в состав полисубкультурных  тусовок на кладбищах Санкт-Петербурга. К настоящему времени из всех существующих кладбищ тусовка имеется только на Смоленском лютеранском кладбище под наименованием «три шестерки». В 2004 году там были проведены совместные мероприятия СПб ГУ ГЦНБНН «КОНТАКТ» и милиции по пресечению подросткового вандализма. Ряд задержанных там готов были взяты на социальное сопровождение. Такая форма работы с вандалами – участниками подростковых тусовок, показала высокую результативность.

Попытки нескольких групп готов  создать постоянную тусовку на Новодевичьем кладбище не удались.

Есть информация о спорадических  выездах готов на Шуваловское  кладбище. Следов вандализма там выявлено не было.

Потребление алкогольных  напитков и питейные практики

Потребление алкогольных напитков в среде готов очень неоднородно. Здесь можно выделить две тенденции:

·         Специфические формы потребления алкогольных напитков в слоях, более подверженным влиянию готической культуры и декадансу.

·         Малоспецифические нормы потребления алкогольных напитков в слоях, более соответствующих молодежной субкультуре.

Следует также отметить, что, как  и среди всей молодежи, среди готов  есть принципиально непьющие люди.

При выборе алкогольных напитков готы часто руководствуются эстетическими  предпочтениями и чувством стиля. Некоторые  готы подбирают напиток так, чтобы  цвет банки гармонировал с одеждой, что стало в сообществе предметом  шуток.

В нашем описании субкультурны готов 2005 года мы упоминали о группе готов, именующей себя «алкоготами». Наименование группы, акцентирующей внимание на потреблении алкоголя к настоящему времени сохранилось, однако произошло размывание значения этого понятия. Понятие «алкогот» стало нарицательным. Время от времени проводятся сходки «алкоготов», однако лица, принимающие участие в этих алкогольных мероприятиях, в иных ситуациях «алкоготами» себя обычно не называют [9].

Специфической субкультурной нормой потребления алкогольных напитков является употребление абсента и красного сухого вина.

Абсент – дорогостоящий крепкий  алкогольный напиток, который, вследствие его дороговизны, готы могут употреблять  в очень небольших количествах. Употребление абсента готы часто  ассоциируют с культурной традицией декаданса. Существуют определенные формы потребления абсента с разбавлением водой с сахаром, с использованием специальной посуды или без.

В качестве остатка «вампирского»  дискурса, игравшего роль при формировании субкультуры, потребляется также красное сухое вино, про которое принято говорить, что оно символизирует кровь.


[9] Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с.

 

Субкультурной компонентой является вычурное, изящное потребление алкоголя, как правило, достаточного дорогого, в относительно небольших количествах.

Если оценивать сообщество готов  как тех, кто оказался в поле влияния  молодежной субкультуры готов и тех, кто является поклонником готической культуры, то для первых характерно малое отличие потребления алкоголя от тех норм, которые имеются в общемолодежной субкультуре. Это маргинальные слои сообщества, которые чаще встречаются на уличных тусовках.

Нормой общемолодежной субкультуры является потребление в больших количествах слабоалкогольных напитков, преимущественно пива и ненатуральных слабоалкогольных коктейлей. Потребляется пиво обычно дешевое в больших пластиковых бутылках.

Определенной субкультурной спецификой является предпочтение дешевых слабоалкогольных коктейлей красного цвета, так же рудиментарно «символизирующих кровь», типа «Ягуара», а также «Абсентеру» – дешевому ненатуральному коктейлю со вкусом разведенного абсента.

В принципе, в данной группе распространены любые алкогольные напитки, употребление которых приводит в состояние сильного алкогольного опьянения. 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 
 

Заключение.

Субкультура готов является новым  для наших условий феноменом, представляющим собой сложное взаимопересечение  готической культуры как пласта мировой культуры и типичной околомузыкальной (фанской) молодежной субкультуры готов. Исходно данная субкультура не является молодежной, хотя и содержит в себе только отдельные элементы молодежной субкультуры. В общей массе НМО готов эти элементы распределены крайне неоднородно, формируя разнообразные вариации готической субкультуры в разных группах готов.

Имеет место изменение со временем субкультурных норм готов. В настоящее  время резко уменьшился внешний  эпатаж и сама протестная составляющая субкультуры. 

Отсутствие собственных уличных  тусовок у готов не свидетельствует  о малочисленности движения готов. По сравнению со  многими молодежными субкультурами, такая социальная практика, как участие в уличных тусовках, для готов менее характерна и не указывает на численность этого НМО. Происходит это во многом благодаря коммуникативной роли готических Интернет-ресурсов.

Имеет место размывание субкультуры  готов, наблюдается исчезновение четко  выраженных крыльев движения. Воззрения  и нормы, характерные для этих крыльев, трансформировались в субкультурные тенденции в рамках единого движения. Полисубкультурные группы выступают в качестве трансляторов новых субкультурных норм, привносимых из других НМО. На примере результатов исследования готов Санкт-Питербурга, не было выявлено замещения неагрессивной субкультуры на агрессивную, несмотря на размывание субкультуры готов и приток менее интеллектуальной публики, чем ранее.

Информация о работе Вопрос о субкультуре