Вопросы методики развития речи в работах К.Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:36, доклад

Описание работы

Много ценного, не потерявшего и до сих пор своего значения, мы находим у К.Д. Ушинского по вопросу связи языка и мышления. Языку, его роли в развитии человека и его сознания К.Д. Ушинский придавал громадное значение. В нем он видел историю народа, ту живую связь, которая соединяет отжившие, живущие и будущие поколения народа. Посредством языка осуществляется усвоение новым поколением добытых до него знаний.
К.Д. Ушинский не представлял язык и мышление в отрыве друг от друга, хотя он и не смог объяснить, что это единство возникло из труда и в процессе труда. Язык "не является чем-то отрешенным от мысли", напротив, он органически связан с мышлением. Язык и мышление, выступая в единстве, через свои формы позволяют нам познать мир во всем его многообразии и сложности. Он облегчает процесс познания тем, что обеспечивает преемственность в познании.

Файлы: 1 файл

Контрольная по рр.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

 

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте.

  • «Один – много». Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди; капля – капли; лист – листья; гриб – грибы; зонт – зонты; плащ -  плащи; птица – птицы.
  • «Чего не стало». Перед ребенком картинки, педагог убирает одну и спрашивает Чего не стало? Не стало двух флажков, трех кукол и т.п.
  • «Без чего». Например, без чего нельзя пойти в поход? (без палаток, без рюкзаков).
  • «Магазин». Дети «покупают» в «магазине» у педагога «банки с компотом», вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определенный фрукт. Ребёнок говорит: «Я хочу купить фруктовый компот из яблок» и т.д.
  • «Скажи ласково». Хвалить можно разные предметы. Возможен вариант игры с мячом. Белка – белочка, заяц – зайчик, зайчишка; морковь – морковка и т.д.
  • «Репортер». Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.

План вопросов:

Что это? (Головной убор …).

Из каких частей состоит?

Какого цвета?

В какое время года носят?

Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

    • «Угостим медведей чаем». Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая. Мишуткину посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашка – чашечка, тарелка – тарелочка, ложка - ложечка.
    • «Писатель».

План рассказа:

Что это? (назначение: столовая посуда, кухонная посуда, чайная посуда, столовые приборы).

Из каких частей состоит?

Какого цвета?

Какой формы?

Какого размера?

Из какого материала  изготовлено?

В какое время суток  используют?

Возможен вариант игры с овощами, фруктами и другими предметами. Детьми 4-х лет при составлении описания хороший результат дает занятие на котором использовались схемы.

 

Игры и упражнения для  развития связной речи детей.

 

  • «Сравни и расскажи». Детям даются 2 разных предмета. Нужно Сказать чем отличаются( эта юбка красная из ситца, а это синяя из хлопка; у этой куклы длинные темные волосы, а у этой короткие светлые).
  • «Четвертый лишний». Дети определяют, какая картинка лишняя и почему. Материал подбирается соответственно лексической теме.
  • «Машенькино угощение». Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т.д.
  • «Что забыл нарисовать художник». Детям раздаются фигуры животных, птиц, предметов, у которых не хватает отдельных частей (у орла – крыла, у петуха – клюва и т.д.) Дети должны назвать, чего не хватает.
  • «Волшебный мешочек». Педагог по очереди достает игрушки. Например мяч. (что это? Какой он по форме? Какой по цвету? Как с ним можно играть? -Катать, бросать) по теме А. Барто «Игрушки» с детьми 3-х, 4-х лет в конце проговорить стихотворение на каждую игрушку, похвалить, назвать части.
  • «Потому что». Педагог говорит предложение,  а ребенок аргументирует. Я мою руки, потому что… я иду спать, потому что…
  • «Пойми меня». Каждый ребенок по очереди достает из волшебного мешочка предмет, но прежде, чем его достать, он должен описать его, по тактильным ощущениям, а ребята группы отгадать что это.
  • «Угадай игрушку». Предлагаем вниманию детей 3—4 игрушки. Дети называют их. Затем сообщаем, что сейчас будем рассказывать об игрушке, не называя ее. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка.
  • «Что напутал Буратино». В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.
  • «Какая, какой, какое». Взрослый называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное.

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная.

Мяч — резиновый, круглый, большой, синий.

Дом — деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.

  • «На выставке». Взрослый размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки (желательно тематически подобранные) и организует выставку. Назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребенок в чем-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.

 

Проект «Организация уголка книги в младшей группе».

Цель: Формирование у детей интереса и любви к художественной литературе.

Задачи:

1. Познакомить детей  с уголком книги, его устройством  и назначением.

2. Приучать рассматривать  книги и картинки только там.

3. Сообщит правила: 

-брать книгу только  чистыми руками;

-Осторожно перелистывать страницы за верхний левый угол;

-не рвать;

-не мять;

-не использовать для  игр;

-всегда класть книгу  на место.

Что будет находиться в уголке книги: 3 – 4 книги (у педагога отдельно экземпляры этих же книг), это связано с тем, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то возьмет книгу, то скорее всего у другого ребенка возникнет потребность взять ту же самую книгу.

Поместить в уголок знакомые детям издания с яркими, крупными иллюстрациями.

 

 

Проект « Организация  уголка книги в старшей группе»

Цель: Формирование у детей любви и интереса к художественной литературе;

Задачи:

  1. Воспитывать интерес к художественной литературе.
  2. Приобщить родителей к работе детского сада.

Что будет находиться в уголке книги: Можно помещать одновременно 10 – 12 книг. Учитывая интерес дошкольников к сказкам, возможно помещение 2 – 3 книг со сказками. Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребёнка. Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.

Ребенка – дошкольника  привлекает природа, её красота, скрытое  таинство живого, и в уголке всегда должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях.

На витрине уголка книги, какой – то период должны находиться издания произведений и  портреты писателей, с которыми в  данное время знакомят детей на занятиях.

Кроме того, в уголок можно помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного времени.

Кроме книг, в книжном  уголке группы старшего дошкольного  возраста должны находиться иллюстрации к знакомым произведениям, разнообразные   альбомы для рассматривания.

 

 

 

В старшем возрасте можно  устраивать тематические выставки книг.

На базе НОУ ОЦ ДИВО филиала №7, зимой 2012 у нас проводилась  выставка посвященная юбилею Корнея Ивановича Чуковского.

Цель данной выставки:

-углубить литературные  интересы детей

Выставка проводилась 5 дней.

За это время дети принесли из дома книги по произведениям  К.И. Чуковского, педагоги ставили на полки произведения и портреты Чуковского.

На занятиях проходило  знакомство с творчеством и биографией писателя.

К окончанию выставки у нас был проведена литературная беседка для всех трех групп центра. В зале была выставка иллюстраций, который  дети готовили дома со своими родителями. Каждая группа подготовила сценку по произведению.

На наш взгляд, проект по обогащению художественного уголка удался.

 

 

 

Авторская методика по подготовке детей дошкольного возраста к  грамоте Е. И. Колесниковой.

 

Елена Владимировна Колесникова - педагог высшей квалификации, лектор Московского института открытого образования, автор серии книг и пособий по развивающему обучению дошкольников. На данный момент под ее авторством выпущено 4 серии книг - по подготовке к обучению грамоте. Это базовая программа «От звука к букве».

Развитие речи детей  – одна из ведущих задач, которую  решает дошкольное образование, родители, педагоги, занимающиеся с ребенком. Успешное развитие речи имеет огромное значение для дальнейшего успешного  обучения ребенка в начальной, а  затем и средней школе. Уровень развития речи зависит от целого ряда условий – от уровня развития общих способностей, от частных способностей определенной направленности, обучение грамоте детей дошкольного возраста – это взаимосвязанные речевые задачи – фонематические, лексические, грамматические и на их основе - развитие связной речи.

Курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звуко - буквенному анализу, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. В процессе обучения по этой программе педагог учит детей пониманию того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся со звучащим словом, его протяженностью, овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги, усваивают смысловую функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки. Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, дети определяют словесное ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. На  этой основе впоследствии они обучаются чтению. 

Программа Колесниковой включает в себя комплект методических пособий для педагога и рабочих  тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Она составлена в доступной и интересной форме, включает в себя дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Наряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей, развитие графических навыков, формирование устной разговорной речи. Программа включает в себя использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки. Это очень важно, педагогам, обучающим  детей по этой программе, не придется подбирать словесный материал по разным пособиям и книгам. В этом пособии уже все продумано, подобрано, вам остается только обучение.

В начале учебно - методического пособия к рабочим тетрадям Колесниковой изложены характеристики речевого развития детей каждого возрастного периода. Возраст 3-4 года - это подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации, 4-5 лет – анализ звуковой сторон устной речи, 5-7 лет – ознакомление со знаковой системой языка и чтением. В комплект программы для 3-4 лет входит методическое пособие «Развитие звуковой культуры речи, рабочая тетрадь для детей  «Раз словечко-два словечко», для  4-5 лет – учебно - методическое пособие «Развитие фонематического слуха» и рабочая тетрадь « От слова к звуку», для обучения детей 5-6 лет- учебно-методическое пособие «Развитие звуко -буквенного анализа» и рабочая тетрадь «Звуки и буквы», «Ну-ка, буква, отзовись», для детей 6-7 лет-«Развитие интереса и способностей к чтению» и рабочая  тетрадь.

Работая с программой Колесниковой уже около двух лет,  я сделала для себя выводы по этой программе. Особое внимание хочется  уделить методическим пособиям для педагогов, там все очень подробно и доступно написано, тетради так же имеют свой сюжет, на каждом развороте определенный звук или буква. Так же нужно сказать о минусах, на мой взгляд. В тетрадях Колесниковой прописаны не все звуки, проходимые с малышами 3-х лет. И не очень радуют картинки, не совсем правдоподобные, лица не симпатичные. Тетради для детей старшего возраста, рассчитаны на читающих детей и тех, кто умеет читать, а не всем деткам это по силу, к тому же если пришли они в середине года. Для индивидуального развития – очень даже неплохо.

В целом, программа хорошая, а главное, дает хорошие результаты.

 

План диагностического обследования речи детей.

         В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

1. Предварительная беседа  с ребенком о нем самом, о его семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом развитии, произношении звуков.

2. Обследование артикуляционного  аппарата:

а) строения;

б) моторики (четкость, точность, объем, темп и координация артикуляционных движений, способность к удержанию и переключению).

3. Обследование произношения  звуков:

а) по подражанию

изолированно, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах с этими слогами (звук в начале, середине, в конце слова), фразах, коротких потешках;

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»:

 собака – маска  – нос

  • сено – василёк – высь
  • заяц – коза – зима – магазин
  • шуба – кошка – камыш - жук – лежак

б) в самостоятельной речи

в словах по предметным картинкам, во фразах по сюжетным картинкам, в связной речи: беседа, рассказывание сказки, рассказа, чтение стихотворения.

4. Обследование звукослоговой  структуры в словах типа:

сковорода, клубника, февраль, космонавт, зеркало, водопроводчик, милиционер, электровоз, универмаг, библиотека, Карлсон, крокодил, пропеллер, велосипедист, экскаваторщик, жаворонок, карнавал, ...

5. Обследование фонематического  слуха

а) различение на слух, выделение звука  из звукового, слогового ряда и ряда слов, подбор картинок на заданный звук;

б) различие в произношении (проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и слов, придумывание слов на заданный звук).

         Проверка состояния фонематического восприятия.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»:

БА – ПА – БА -                      ТА – ДА - ТА                      ГА - КА - ГА

Исследование  сформированности звуко-слоговой структуры  слова.

 Инструкция: «Повторяй за мной слова»: Панама, скакалка, танкист, сковорода, милиционер

Исследование навыков языкового анализа

Инструкция: «Ответь на вопросы»:

  1. Сколько слов в предложении? День был теплый. Мама сварила вкусный суп.
  2. Сколько слогов в слове?  Дом, лимон.
  3. Определи первый звук в слове: облако, кот.
  4. Определи последний  звук в слове: очки, дом.
  5. Сколько звуков в слове? Мак, сумка.

Информация о работе Вопросы методики развития речи в работах К.Д. Ушинского