Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:36, доклад
Много ценного, не потерявшего и до сих пор своего значения, мы находим у К.Д. Ушинского по вопросу связи языка и мышления. Языку, его роли в развитии человека и его сознания К.Д. Ушинский придавал громадное значение. В нем он видел историю народа, ту живую связь, которая соединяет отжившие, живущие и будущие поколения народа. Посредством языка осуществляется усвоение новым поколением добытых до него знаний.
К.Д. Ушинский не представлял язык и мышление в отрыве друг от друга, хотя он и не смог объяснить, что это единство возникло из труда и в процессе труда. Язык "не является чем-то отрешенным от мысли", напротив, он органически связан с мышлением. Язык и мышление, выступая в единстве, через свои формы позволяют нам познать мир во всем его многообразии и сложности. Он облегчает процесс познания тем, что обеспечивает преемственность в познании.
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте.
План вопросов:
Что это? (Головной убор …).
Из каких частей состоит?
Какого цвета?
В какое время года носят?
Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).
План рассказа:
Что это? (назначение: столовая посуда, кухонная посуда, чайная посуда, столовые приборы).
Из каких частей состоит?
Какого цвета?
Какой формы?
Какого размера?
Из какого материала изготовлено?
В какое время суток используют?
Возможен вариант игры с овощами, фруктами и другими предметами. Детьми 4-х лет при составлении описания хороший результат дает занятие на котором использовались схемы.
Игры и упражнения для развития связной речи детей.
Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное.
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная.
Мяч — резиновый, круглый, большой, синий.
Дом — деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.
Проект «Организация уголка книги в младшей группе».
Цель: Формирование у детей интереса и любви к художественной литературе.
Задачи:
1. Познакомить детей
с уголком книги, его
2. Приучать рассматривать книги и картинки только там.
3. Сообщит правила:
-брать книгу только чистыми руками;
-Осторожно перелистывать страницы за верхний левый угол;
-не рвать;
-не мять;
-не использовать для игр;
-всегда класть книгу на место.
Что будет находиться в уголке книги: 3 – 4 книги (у педагога отдельно экземпляры этих же книг), это связано с тем, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то возьмет книгу, то скорее всего у другого ребенка возникнет потребность взять ту же самую книгу.
Поместить в уголок знакомые детям издания с яркими, крупными иллюстрациями.
Проект « Организация уголка книги в старшей группе»
Цель: Формирование у детей любви и интереса к художественной литературе;
Задачи:
Что будет находиться в уголке книги: Можно помещать одновременно 10 – 12 книг. Учитывая интерес дошкольников к сказкам, возможно помещение 2 – 3 книг со сказками. Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребёнка. Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.
Ребенка – дошкольника привлекает природа, её красота, скрытое таинство живого, и в уголке всегда должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях.
На витрине уголка книги, какой – то период должны находиться издания произведений и портреты писателей, с которыми в данное время знакомят детей на занятиях.
Кроме того, в уголок можно помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного времени.
Кроме книг, в книжном уголке группы старшего дошкольного возраста должны находиться иллюстрации к знакомым произведениям, разнообразные альбомы для рассматривания.
В старшем возрасте можно устраивать тематические выставки книг.
На базе НОУ ОЦ ДИВО филиала №7, зимой 2012 у нас проводилась выставка посвященная юбилею Корнея Ивановича Чуковского.
Цель данной выставки:
-углубить литературные интересы детей
Выставка проводилась 5 дней.
За это время дети принесли из дома книги по произведениям К.И. Чуковского, педагоги ставили на полки произведения и портреты Чуковского.
На занятиях проходило знакомство с творчеством и биографией писателя.
К окончанию выставки
у нас был проведена
На наш взгляд, проект по обогащению художественного уголка удался.
Авторская методика по подготовке детей дошкольного возраста к грамоте Е. И. Колесниковой.
Елена Владимировна Колесникова - педагог высшей квалификации, лектор Московского института открытого образования, автор серии книг и пособий по развивающему обучению дошкольников. На данный момент под ее авторством выпущено 4 серии книг - по подготовке к обучению грамоте. Это базовая программа «От звука к букве».
Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решает дошкольное образование, родители, педагоги, занимающиеся с ребенком. Успешное развитие речи имеет огромное значение для дальнейшего успешного обучения ребенка в начальной, а затем и средней школе. Уровень развития речи зависит от целого ряда условий – от уровня развития общих способностей, от частных способностей определенной направленности, обучение грамоте детей дошкольного возраста – это взаимосвязанные речевые задачи – фонематические, лексические, грамматические и на их основе - развитие связной речи.
Курс обучения построен
на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звуко - буквенному
анализу, обучению чтению и подготовке
руки ребенка к письму. В процессе обучения
по этой программе педагог учит детей
пониманию того, что такое слово, предложение
и как они строятся. Дети знакомятся со
звучащим словом, его протяженностью,
овладевают способами интонационного
выделения звука в слове, называют слова
с заданным звуком, знакомятся со слогом,
со слоговой структурой слова, учатся
делить слова на слоги, усваивают смысловую
функцию звука, выделяют гласные и согласные
звуки. Решение этих задач подготавливает
детей к овладению звуковым анализом слов,
дети определяют словесное ударение, сравнивают
слова по количественному и качественному
звуковому составу. На этой основе впоследствии
они обучаются чтению.
Программа Колесниковой включает в себя комплект методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Она составлена в доступной и интересной форме, включает в себя дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Наряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей, развитие графических навыков, формирование устной разговорной речи. Программа включает в себя использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки. Это очень важно, педагогам, обучающим детей по этой программе, не придется подбирать словесный материал по разным пособиям и книгам. В этом пособии уже все продумано, подобрано, вам остается только обучение.
В начале учебно - методического пособия к рабочим тетрадям Колесниковой изложены характеристики речевого развития детей каждого возрастного периода. Возраст 3-4 года - это подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации, 4-5 лет – анализ звуковой сторон устной речи, 5-7 лет – ознакомление со знаковой системой языка и чтением. В комплект программы для 3-4 лет входит методическое пособие «Развитие звуковой культуры речи, рабочая тетрадь для детей «Раз словечко-два словечко», для 4-5 лет – учебно - методическое пособие «Развитие фонематического слуха» и рабочая тетрадь « От слова к звуку», для обучения детей 5-6 лет- учебно-методическое пособие «Развитие звуко -буквенного анализа» и рабочая тетрадь «Звуки и буквы», «Ну-ка, буква, отзовись», для детей 6-7 лет-«Развитие интереса и способностей к чтению» и рабочая тетрадь.
Работая с программой Колесниковой уже около двух лет, я сделала для себя выводы по этой программе. Особое внимание хочется уделить методическим пособиям для педагогов, там все очень подробно и доступно написано, тетради так же имеют свой сюжет, на каждом развороте определенный звук или буква. Так же нужно сказать о минусах, на мой взгляд. В тетрадях Колесниковой прописаны не все звуки, проходимые с малышами 3-х лет. И не очень радуют картинки, не совсем правдоподобные, лица не симпатичные. Тетради для детей старшего возраста, рассчитаны на читающих детей и тех, кто умеет читать, а не всем деткам это по силу, к тому же если пришли они в середине года. Для индивидуального развития – очень даже неплохо.
В целом, программа хорошая, а главное, дает хорошие результаты.
План диагностического обследования речи детей.
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
1. Предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом развитии, произношении звуков.
2. Обследование артикуляционного аппарата:
а) строения;
б) моторики (четкость, точность, объем, темп и координация артикуляционных движений, способность к удержанию и переключению).
3. Обследование произношения звуков:
а) по подражанию
изолированно, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах с этими слогами (звук в начале, середине, в конце слова), фразах, коротких потешках;
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»:
собака – маска – нос
б) в самостоятельной речи
в словах по предметным картинкам, во фразах по сюжетным картинкам, в связной речи: беседа, рассказывание сказки, рассказа, чтение стихотворения.
4. Обследование звукослоговой структуры в словах типа:
сковорода, клубника, февраль, космонавт, зеркало, водопроводчик, милиционер, электровоз, универмаг, библиотека, Карлсон, крокодил, пропеллер, велосипедист, экскаваторщик, жаворонок, карнавал, ...
5. Обследование фонематического слуха
а) различение на слух, выделение звука из звукового, слогового ряда и ряда слов, подбор картинок на заданный звук;
б) различие в произношении (проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и слов, придумывание слов на заданный звук).
Проверка состояния фонематического восприятия.
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»:
БА – ПА – БА - ТА – ДА - ТА ГА - КА - ГА
Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Инструкция: «Повторяй за мной слова»: Панама, скакалка, танкист, сковорода, милиционер
Исследование навыков языкового анализа
Инструкция: «Ответь на вопросы»:
Информация о работе Вопросы методики развития речи в работах К.Д. Ушинского